Главная страница

1лаб Филисофия. 1лабм. Специфика культурологии как науки


Скачать 213.63 Kb.
НазваниеСпецифика культурологии как науки
Анкор1лаб Филисофия
Дата21.02.2022
Размер213.63 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файла1лабм.pptx
ТипДокументы
#369223

Специфика культурологии как науки.

Прежде всего, подчеркнем, что культурология — одна из важнейших попыток изучить мир сознательного бытия человека. Она ориентируется на научный, а не оценочный анализ культуры. Во всяком случае, к этому стремится. Культуролог не вправе давать оценку «плоха» или «хороша» культура, какой ей следует быть, и в каком направлении развиваться. У культуролога как исследователя нет идеала, хотя как частное лицо он может его иметь. Во всяком случае, имеет право на выбор, субъективное предпочтение, личный интерес. О любой культуре он судит объективно и беспристрастно. Культуры древних греков и австралийских аборигенов в этом смысле для него абсолютно равноценны и достойны внимания, являются одинаковыми фигурантами. Культуролог должен всесторонне или частично изучать любую культурупрежде всеговникая в реалиифактыизучая элементыявленияпроцессыкорочепостоянно вытаскивая бесконечную нить культуры. Затем, опираясь на полученные данные, или данные, добытые другими исследователями, он основательно структурируетклассифицируетинтегрируетдифференцируетанализируетсравниваетделает выводы. Он может использовать как современный, так и очень давний материал для того, чтобы проследить внутренние процессы, происходившие и происходящие в исследуемом объекте. Самое главное — понятьобъяснишьрасширить пределы познанногоповысить точностьсоставить адекватный образ той или иной культурыши культуры как таковой. Культурология задает принципиально новый подход к анализу общественной жизни с позиций абсолютного приоритета культуры, тотального культурного сознания. Это особый взгляд на бытие человека, в котором мир предстает преимущественно как культурно-общественный и культурно-исторический. Культурология охватывает все стороны человеческой жизни, даже такие, которые, казалось бы, далеки от нее. Социальный мир для культуролога является частью более широкого целого. Здесь в единстве связаны теоретические, практические и познавательные аспекты. Культурология не только репродуцирует, но и продуцирует, выступает новообразующим, культуротворческим элементом самой культуры.
  • Прежде всего, подчеркнем, что культурология — одна из важнейших попыток изучить мир сознательного бытия человека. Она ориентируется на научный, а не оценочный анализ культуры. Во всяком случае, к этому стремится. Культуролог не вправе давать оценку «плоха» или «хороша» культура, какой ей следует быть, и в каком направлении развиваться. У культуролога как исследователя нет идеала, хотя как частное лицо он может его иметь. Во всяком случае, имеет право на выбор, субъективное предпочтение, личный интерес. О любой культуре он судит объективно и беспристрастно. Культуры древних греков и австралийских аборигенов в этом смысле для него абсолютно равноценны и достойны внимания, являются одинаковыми фигурантами. Культуролог должен всесторонне или частично изучать любую культурупрежде всеговникая в реалиифактыизучая элементыявленияпроцессыкорочепостоянно вытаскивая бесконечную нить культуры. Затем, опираясь на полученные данные, или данные, добытые другими исследователями, он основательно структурируетклассифицируетинтегрируетдифференцируетанализируетсравниваетделает выводы. Он может использовать как современный, так и очень давний материал для того, чтобы проследить внутренние процессы, происходившие и происходящие в исследуемом объекте. Самое главное — понятьобъяснишьрасширить пределы познанногоповысить точностьсоставить адекватный образ той или иной культурыши культуры как таковой. Культурология задает принципиально новый подход к анализу общественной жизни с позиций абсолютного приоритета культуры, тотального культурного сознания. Это особый взгляд на бытие человека, в котором мир предстает преимущественно как культурно-общественный и культурно-исторический. Культурология охватывает все стороны человеческой жизни, даже такие, которые, казалось бы, далеки от нее. Социальный мир для культуролога является частью более широкого целого. Здесь в единстве связаны теоретические, практические и познавательные аспекты. Культурология не только репродуцирует, но и продуцирует, выступает новообразующим, культуротворческим элементом самой культуры.
  • По большому счету, культуролог строит картину культурно-социального мира вообще и конкретную культурно-социальную картину мираадекватную тому или иному типу или форме культуры. Он видит культуру глобально, причем подобное видение не обязательно требует полного охвата всей культурной ойкумены. Глобальный взгляд возможен даже на отдельный объект или проблему. Цель культуролога состоит не только в том, чтобы самому изучить и понять мир культуры, но и сделать его понятным для других. Разумеется, это задача невероятной сложности. Без ошибок и субъективных выводов не обойтись. Культуролога поджидает масса исторических, теоретических и методологических проблем, как общего, так и частного характера.
  • Итак, обозначим наиболее важные проблемы, составляющие предмет культурологии. Необходимой частью ее предметной области является история культурологической мысли. Любая наука имеет свою историю и предысторию. Исследование этих вопросов есть не что иное, как культурологическое самопознание и самоутверждение. Далее, каждая наука только тогда воспринимается как самостоятельная, если она выработала свой понятийный (категориальный) аппарат и располагает определенными методами научного анализа, что тоже представляет часть исследовательского поля культурологии. Культуролог своим предметом делает не только культуру, но и разные способы ее осмысления — философскийсоциологический и иные, т.е. он преимущественно балансирует на стыке познания сущего и познания познанного. Среди других важнейших проблем, составляющих содержание предмета культурологии, выделим следующие:
  • исследование феномена культуры (понятие культурысущность культурыграницы культурыфункции культуры), соотношение таких понятий и явлений как культура и цивилизация, культура и природа, культура и общество, культура и личность;
  • • анализ структуры культуры (культура как система, логическая и социально-историческая модели культуры, взаимоотношение между различными подсистемами культуры — материальной, социальной, духовной; выявление специфики структурных и содержательных элементов культуры, места и роли различных элементов культуры в социокультурном бытии человека);
  • • культура и субкультуры (анализ того, что называют этнической, народной, национальной, элитарной, массовой культурой, а также культуры быта, общения, хозяйствования, воспитания, образования и т.п.);
  • • генезис и динамика культуры (исследование вопросов происхождения культуры, ее эволюции, путей и средств распространения, причин расцвета, упадка и гибели различных культур);
  • • изучение конкретных культур и цивилизаций (греческой, китайской и др.);
  • • проблема культурного архетипа, соотношения атрибутов и модусов культуры;
  • • типология культуры (т.е. попытка найти общее, специфическое и особенное в различных культурах, их подсистемах и отдельных элементах);
  • • глобальные проблемы и проблемы культуры; научнотехнический прогресс и культура; отношение человека к окружающему миру; проблема сохранения и выживания человеческой культуры; прогноз культурного развития человечества;
  • • изучение повседневной культурной реальности, т.е. того, что происходит в культуре нынешнего дня («здесь» и «теперь»), что является не только общезначимым, типичным, но и специфичным, уникальным (например, изучение тенденций изменения ценностных ориентаций молодежи или жителей сельской местности и т.п.).
Простой перечень обозначенных выше проблем свидетельствует о стремлении культурологов к всесторонности и фундаментальности, полноте понимания и объяснения культуры, желанию проникнуть в жизненный мир различных культур, уяснить их специфику, единство, взаимосвязь, диалог между ними. Культуролога, по большому счету, интересует вся культурная реальность — от глобальных, универсальных проблем, до частных случаев культурных изменений, их причин, факторов, противоречий, последствий. Особо подчеркнем, что поскольку мир культуры безграничен, то культуролог частично сам задает себе круг исследовательских проблемсубъективно обозначает предметную область, очерчивает ее пределы. Поэтому, перефразируя П. А. Сорокина, можно сказать, что имеется столько культурологий, сколько есть культурологов.
  • Простой перечень обозначенных выше проблем свидетельствует о стремлении культурологов к всесторонности и фундаментальности, полноте понимания и объяснения культуры, желанию проникнуть в жизненный мир различных культур, уяснить их специфику, единство, взаимосвязь, диалог между ними. Культуролога, по большому счету, интересует вся культурная реальность — от глобальных, универсальных проблем, до частных случаев культурных изменений, их причин, факторов, противоречий, последствий. Особо подчеркнем, что поскольку мир культуры безграничен, то культуролог частично сам задает себе круг исследовательских проблем, субъективно обозначает предметную область, очерчивает ее пределы. Поэтому, перефразируя П. А. Сорокина, можно сказать, что имеется столько культурологий, сколько есть культурологов.
  • Список литературы
  • https://studme.org/150674/kulturologiya/spetsifika_predmeta_kulturologii
  • https://studopedia.info/5-96439.html


написать администратору сайта