Лотман. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Ю. М. Лотман Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки СанктПетербург Искусствоспб
Скачать 1.36 Mb.
|
О метаязыке типологических описаний культуры О семиотическом механизме культуры Миф — имя — культура Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума Феномен культуры Технический прогресс как культурологическая проблема Культура как субъект и сама-себе объект О семиотике понятий стыди страх в механизме культуры Память в культурологическом освещении Ю.М.Лотман Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки Санкт-Петербург «Искусство-СПБ» Содержание ....................................................................................................... Люди и знаки ........................................................................................................... Культура и взрыв .................................................................................................... Постановка проблемы ........................................................................................ Система с одним языком ................................................................................... Постепенный прогресс ....................................................................................... Прерывное и непрерывное ................................................................................ Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение ................ Мыслящий тростник .......................................................................................... Мир собственных имен ...................................................................................... Дураки сумасшедший ....................................................................................... Текст в тексте (Вставная глава) ........................................................................ Перевернутый образ ........................................................................................... Логика взрыва ................................................................................................... Момент непредсказуемости ............................................................................ Внутренние структуры и внешние влияния ................................................... Две формы динамики ....................................................................................... Сон — семиотическое окно ............................................................................. Я и Я .......................................................................................................... Феномен искусства. Конец как звучно это слово ...................................................................... Перспективы ..................................................................................................... Вместо выводов ................................................................................................ Внутри мыслящих миров ..................................................................................... Содержание Ю. М. Лотман. Люди и знаки Вместо предисловия. КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ Постановка проблемы ...................................................... Система с одним языком ................................................... Постепенный прогресс. Прерывное и непрерывное .................................................. Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение. Мыслящий тростник. Мир собственных имен ..................................................... Дураки сумасшедший ...................................................... Текст в тексте (Вставная глава) ............................................. Перевернутый образ. Логика взрыва. Момент непредсказуемости. Внутренние структуры и внешние влияния. Две формы динамики. Сон — семиотическое окно ................................................ Я и Я. Феномен искусства ........................................................ Конец как звучно это слово. Перспективы. Вместо выводов. ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ Введение ................................................................. Вводные замечания. После Сосюра ...................................................... Часть первая Текст как смыслопорождающее устройство Три функции текста. 155 Автокоммуникация: Я и Другой как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры. 163 Риторика — механизм смыслопорождения............................. 177 Иконическая риторика. Текст в процессе движения автор — аудитория, замысел — текст. Символ — ген сюжета. .. Символ в системе культуры. Часть вторая Семиосфера Семиотическое пространство .................... Понятие границы ........................................ 257 702 Механизмы диалога ................................................. 268 Семиосфера и проблема сюжета ...................................... Символические пространства ......................................... 297 1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах 297 2. Путешествие Улисса в Божественной комедии Данте............ 303 3. Дом в Мастере и Маргарите. 313 4. Символика Петербурга .......................................... Некоторые итоги. Часть третья Память культуры. История и семиотика Проблема исторического факта. Исторические закономерности и структура текста ...................... Альтернативный вариант бесписьменная культура или культура до культуры. О роли типологических символов в истории культуры. Возможна ли историческая наука ив чем ее функция в системе культуры ............................................... Заключение ............................................................... СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Введение.................................................................. Культура и информация ................................................... Культура и язык .................................................... Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков .......................................................... 400 I. Семантический (символический) тип 402 II. Синтаксический тип .............................................. 407 III. Асемантический и асинтаксический тип ............................ 410 IV. Семантика-синтаксический тип Проблема обучения культуре как типологическая характеристика ............ О двух типах ориентированности культуры .................................. О моделирующем значении понятий конца и начала в художественных текстах ................................................ Семантика числа и тип культуры ........................................... Текст и функция совместно с А. М. Пятигорским. К проблеме типологии текстов ............................................. О типологическом изучении культуры ....................................... Некоторые выводы ........................................................ СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ О метаязыке типологических описаний культуры ............................. О семиотическом механизме культуры совместно с Б. А. Успенским Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским ..................................... 504 703 Миф — имя — культура совместно с Б. А. Успенским) ...................... Динамическая модель семиотической системы. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557 Феномен культуры ........................................................ Мозг — текст — культура — искусственный интеллект. Асимметрия и диалог. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект. 603 Память культуры. 614 Технический прогресс как культурологическая проблема. 622 Культура как субъект и сама-себе объект. 639 О динамике культуры ..................................................... 647 МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ О семиотике понятий стыди страх в механизме культуры ................ О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666 Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. Память в культурологическом освещении. Архитектура в контексте культуры. Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г) ........... От издательства. Указатель имен ........................................................ 688 Лотман Ю МЛ Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско- тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии (Культура и взрыв и Внутри мыслящих миров, статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры. ББК Научное издание Юрий Михайлович Лотман СЕМИОСФЕРА Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992) Редакторы Н. Г. Николаюк, ТА. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, ТА. Румянцева ЛР № 000024 от 09.Х.98. Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 Х 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайм. Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 1790. Издательство «Искусство—СПБ». 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер, 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП Печатный Двор Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110 Санкт- Петербург, Чкаловский пр, 15. УДК 80/81 ББК 81 Л80 Федеральная программа книгоиздания России Составитель МЮ. Лопшан Составитель указателя имен А. Ю. Балакин Художник С. Д. Плаксин Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена какими бы тони было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Книги можно приобрести в издательстве по адресу 191014 С.-Петербург, Саперный пер, 10, офис 8. Тел. коммерческой службы (812) 275-29-49; (812) 275-08-72; факс (812) 275- 46-45 ISBN 5-210-01488-6 © МЮ. Лотман, текст, состав, 2000 г. © С. Д. Плаксин, оформление, 2000 г. © «Искусство—СПБ», 2000 г Люди и знаки 1 [Вместо предисловия] Наука занимает в нашей жизни все большее место. Она вторгается в повседневный быт, наводняя его механизмами, техникой, меняет строй нашего мышления, самый характер речи. На всем земном шаре миллионы людей с надеждой или же с опаской обращают свои взоры к науке. Одни ждут от нее заведомо большего, чем она может дать, — всеобщего решения всех вопросов, мучающих человечество другие опасаются, не приведет ли научно-технический прогресс к полному исчезновению людей. Люди науки, их творчество, склад мышления, условия жизни стали одной из любимых тем писателей и кинематографистов. Создалась специальная литература, посвященная науке и ее будущим достижениям, — научная фантастика. И то, что все эти произведения с жадностью поглощаются читателем, несмотря на их очевидную порой внушает читателю мысль Вот если бы я мог выучить наизусть всю Большую Советскую Энциклопедию, я был бы ученым, на все мог бы низкопробность, — неслучайно. В этом сказывается стремление широких кругов читателей понять, что такое научное творчество. Но достаточно почитать научно-фантастические романы, чтобы убедиться, что самая сущность научного творчества представляется часто писателям (а их представления переходят в читательскую массу) в искаженном виде. Ученый чаще всего предстает в виде Паганеля из известного всем с детства романа Жюля Верна. Это ходячая энциклопедия, сборник ответов на все мыслимые вопросы. Такое обывательское представление ответить. В этих романах обыкновенные люди сомневаются, а ученые (часто с помощью таинственных Эта статья была опубликована в 1969 г. в газете Советская Эстония (№ 27) в качестве ответа на письмо некоего помощника машиниста дизель-поезда И. Семенникова, в котором он интересовался новой наукой — семиотикой. На расстоянии трех десятков лет любознательный машинист представляется фигурой мифической. Но, даже если мы имеем дело с редакторской мистификацией, мы не можем не поблагодарить Советскую Эстонию за публикацию семиотической статьи Ю. М. Лотмана, написанной для широкой аудитории. (Примеч. ред. — Вышгород. 1998. № 3). 5 6 машин, на изобретение которых так щедры фантасты) знают простые люди спрашивают — ученые отвечают. Соответственно с этим же обывательским представлением о мире, непосредственно окружающем человека, все ясно — над чем здесь ломать голову Поэтому, если писатель стремится изобразить научный поиск, то он пошлет своего героя в далекие, недоступные горы, или — еще лучше — в туманность Андромеды, или на какую-нибудь звезду, обозначенную греческой буквой и манящим звонким названием. Там-то и произойдет удивительное открытие. Подобные толкования труда ученого были бы только смешны, если бы не причиняли непосредственного вреда. Распространение ложного обывательского взгляда насущность научного творчества вредно, во-первых, потому, что сбивает столку молодежь, а молодежи принадлежит в науке будущее. Во-вторых, не следует забывать, что условия существования науки — благоприятные или неблагоприятные — создаются неучеными, а обществом. И для этого общество должно понимать, что полезно для науки, а что вредно. Вступление это было необходимо, потому что семиотика — наука, в которой с большой ясностью отразились некоторые черты, присущие всякому научному мышлению. Наука далеко не всегда ищет неизвестного за тридевять земель. Часто она берет то, что казалось понятными простыми раскрывает в нем непонятность и сложность. Наука далеко не всегда превращает неизвестное в известное — часто она поступает прямо противоположным образом. Наконец, наука часто совсем не стремится дать как можно больше ответов она исходит из того, что правильная постановка вопроса и правильный ход рассуждения представляют большую ценность, чем готовые, пусть даже истинные, ноне поддающиеся проверке ответы. Предмет семиотики — науки о коммуникативных системах и знаках, которыми в процессе общения пользуются люди (и не только люди, но и животные или машины, — прост. Что может быть проще и знакомее ситуации я сказал — ты понял А между тем именно эта ситуация дает обильные основания для научных размышлений. Каков механизм передачи информации Что обеспечивает надежность ее передачи В каких случаях можно в ней сомневаться И что означает понимать Эти и многие другие вопросы, которые кажутся столь простыми, если ограничиваться узкой сферой бытового опыта, окажутся вполне серьезными, если приглядеться к ним внимательно. Представим себе, что мы имеем дело с машиной-автоматом, включаемой определенными сигналами. Мы подаем сигналы — машина включается. Понимает ли нас машина В настоящее время установлено, что некоторые животные обмениваются информацией при помощи сигналов, образующих порой весьма сложную систему (эти занимается специальная дисциплина — «зоосемиотика»). Значит, животные друг друга понимают А можем ли мы их понимать Или заставить их понимать нас? Наконец, представим себе случай, пока остающийся достоянием фантастов, но который, возможно, в один прекрасный день сделается реальностью, — контакт с инопланетными разумными существами или другими космическими цивилизациями. Сможем ли мы обмениваться информацией, понимать друг друга Коллизии непонимания, как правило, оканчиваются трагически. Чтобы не ссылаться на обильные примеры, которые мы находим в истории человечества, укажу на взаимоотношения, которые сложились на Земле между человеком и животным миром. Здесь сразу же возникла коллизия непонимания. Она привела к тому процессу полного истребления животных, который в настоящее время вступает в завершающую стадию. Было ли оно необходимо Всегда ли оно диктовалось борьбой за существование Но ведь там, где мы имеем дело с подлинной борьбой за существование, например с конфликтом между хищниками и травоядными, птицами и насекомыми, почти никогда не происходит истребление одних и полное торжество других — устанавливается некоторое равновесие. Случай тигры без остатка съели всех травоядных в природе невозможен — он прежде всего не соответствует интересам тигров как биологического вида. Истребление животных человеком далеко не всегда диктуется борьбой за существование — очень часто оно есть следствие непонимания намерений и действий животных. Рассуждения о том, что животные не умеют думать и, следовательно, их невозможно понять, они и сами друг друга не понимают и живут в вечной войне, самое простое — избавиться от них, не только элементарно невежественны, но и подозрительно напоминают аргументы, на которые ссылались колонизаторы, ведя в прошлом веке истребительные войны против туземцев в Африке, Австралии и Америке. Тот, кто не понимает другого, всегда склонен считать, что тут и понимать нечего, надо истреблять. Нов конфликте человека с животным миром сила оказалась на его стороне. Так ли это будет в случае космических контактов Не слишком ли здесь велик риск, чтобы к нему относиться легкомысленно А если это так, то очевидно, что научное исследование сущности понимания может получить некогда совсем не абстрактно-академическое значение. Но если мы посмотрим внимательно вокруг себя, то убедимся, что не следует ждать космических гостей, чтобы задуматься над этим вопросом. Нас не удивляет тот факт, что мы не понимаем книгу, написанную на языке, которым мы не владеем. Зато мы очень изумляемся (и даже сердимся, когда не понимаем произведение искусства — слишком новое или слишком старое. Л. Толстой не понимал Шекспира и имел смелость в этом признаться. Мы не признаемся, но означает ли это, что мы его понимаем Понимаем ли мы детей А что означает понимать себя Очевидно, что на все эти вопросы (а в решении их заинтересованы и эстетика, и педагогика, и психология, и просто жизненная практика) мы не сможем ответить, пока неопределим содержания слова понимать, пока не превратим его в научный термин. Во всех случаях, о которых шла речь, мы имели дело с некоторыми системами коммуникаций и передачей сих помощью определенной информации. Так выделяется некоторый общий предмет исследования. Говорим ли мы или пишем на каком-либо языке эстонском, английском, русском, чешском или любом другом, наблюдаем ли сигнализацию уличных светофоров, читаем роман или смотрим кинофильм, улавливаем сигналы из космоса или дешифруем язык дельфинов, — мы стремимся включиться в некоторую систему коммуникаций и получить передаваемую с ее помощью информацию. Без получения, хранения и передачи информации невозможна жизнь человека — ни познание мира, ни организация человеческого общества. Поэтому очевидно, что сравнительно новая наука, изучающая коммуникативные системы, — семиотика — имеет право на место в семье науки что место это со временем, видимо, окажется немаловажным. Семиотика возникла как самостоятельная дисциплина сравнительно недавно, хотя еще в XVII в. английский философ-материалист Дж. Локк очень точно определил сущность и объем семиотики (использовав именно этот термин. Локк писал, говоря о разделении науки Следующий раздел можно назвать семиотика, или учение о знаках. Задача этого раздела, по его мнению, — рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим. Это определение семиотики до сих пор остается вполне удовлетворительным с научной точки зрения. Однако долгие годы глубокие идеи Локка не получали развития. Потребовался общий переворот в целом ряде традиционных наук, чтобы произошло рождение семиотики. Наука эта возникла в пятидесятых годах нашего века на скрещении нескольких дисциплин структурной лингвистики, теории информации, кибернетики и логики (это гибридное происхождение привело к тому, что до сих пор предмет и сущность семиотики несколько различно понимаются представителями этих областей науки). Особенно велика была роль современного языкознания. Это неслучайно. Мы уже говорили, что в основе многих семиотических проблем лежит изучение элементарной коммуникативной ситуации типа я говорю — ты понимаешь. Но ясно для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы у нас был общий язык. Языки, на которых говорят народы мира (их называют естественными языками, — самая важная, распространенная и хорошо изученная коммуникативная система. Успехи структурной лингвистики в значительной мере определили поэтому исследовательские приемы семиотики. Однако в дальнейшем было замечено, что по типу естественных языков во многом организованы все знаковые коммуникативные системы, функционирующие в человеческом обществе, будь то система уличных сигналов, азбука Морзе или структура выразительных средств искусства. Понятие языка начало трактоваться расширительно — заговорили о «киноязыке», языке танца или определенных типах социального поведения как особых языках. Всякий раз, когда мы имеем дело с передачей или хранением информации, мы можем ставить вопрос о языке этой информации. Так возникла общая теория коммуникативных систем. Значительный вклад в нее сделала теория информации. Эта математическая дисциплина зародилась вовремя второй мировой войны из сравнительно скромных и чисто технических задач перед инженером Шенноном (США) была поставлена проблема изучения надежности линий связи. Шеннон одновременно разработал математическую теорию, которая позволяла измерять количество информации, условия шифрования и дешифровки текста, вероятность искажений и т. п. Основные понятия теории информации — канал связи, код, сообщение — оказались чрезвычайно удобными для интерпретации ряда семиотических проблем Проблема хранения и передачи информации одновременно оказалась ив центре внимания кибернетики, причем информация стала трактоваться здесь более широко, как всякая структурная организация. С этой точки зрения, информация — это не только то, что я узнал, но и то, что я могу узнать непрочитанная еще книга, неоткрытая звезда или непроигранная граммофонная пластинка — все равно представляют определенные величины информации. Картина мира, набросанная отцом кибернетики Н. Винером, — это колоссальная битва организации и дезорганизации информации и разрушения (энтропии. Таким образом, наука о передаче информации для кибернетика оказывается лишь частью его собственной проблематики. Однако известно, что передача информации требует одного непременного условия — знака. Понятие знака, которое одновременно разрабатывалось и лингвистами, и математиками, и логиками, стало фундаментальным понятием семиотики, которую неслучайно чаще всего называют наукой о знаковых системах. Английский писатель Дж. Свифт в фантастическом путешествии Гулливера на остров Лапуту описал чудаков-ученых, которые решили заменить слова предметами. Нагруженные разнообразными вещами, тащились они по городу и, вместо того, чтобы произнести слово, протягивали друг другу предметы. Именно в таком положении находилось бы человечество, если бы оно не сделало некогда одного из величайших открытий в своей истории — не изобрело знаков. Знаки заменяют сущности, явления и вещи и позволяют людям обмениваться информацией. Наиболее знакомый и употребимый вид знаков — слова. Однако мы широко пользуемся и другими видами знаков-заменителей. Так, деньги, как показал К. Маркс, являются знаком стоимости общественно необходимого труда, затраченного на производство вещи. Знаки с особенной активностью аккумулируют социальный опыт ордена и звания, гербы и ритуалы, деньги и обряды — все это знаки, отражающие разные принципы организации человеческого коллектива. Но знаки используются и системами, накапливающими духовный опыт людей. Произведения искусства создают образы реального мира, которые служат накоплению и передаче информации, — эти образы тоже знаки. Знаки обладают многими интересными свойствами. Так, например, для того, чтобы сдвинуть с места камень, надо приложить определенные усилия, причем по закону сохранения энергии эффект будет равен затраченным усилиям. Теперь представим себе заводской гудок. Энергия, которая потребна для его пуска, нив коей мере не может быть сравнима с последствиями его действия остановкой машин огромной мощности, приведением в движение масс рабочих. Знаки обладают способностью энергетически неравноценного воздействия. На этом же основана сила слова. Действие, которое оно производит, не может быть сопоставлено с затратой энергии на его произнесение. Изучение знаков раскрывает возможности широких практических применений от проблем лечения недостатков речи и наиболее эффективных способов приобщения слепых к жизни коллектива до машинного перевода, управления автоматическими системами и изобретения методов космического общения. Особую область представляет собой изучение искусства как знаковой системы. Социальная активность искусства общеизвестна. Знаки, применяемые художниками или писателями, обладают многими чрезвычайно ценными общественными свойствами. Изучение того, как искусство аккумулирует в себе общественно значимую информацию, представляет собой интересную задачу. Не говоря об открывающихся при этом теоретических перспективах, укажу на некоторые — пока еще отдаленные — возможности практического приложения исследований по семиотике искусства. Художественные творения привлекают нас силой эстетического воздействия. Нона них можно взглянуть и с другой, менее привычной стороны произведения искусства представляют собой чрезвычайно экономные, емкие, выгодно устроенные способы хранения и передачи информации. Некоторые весьма ценные свойства их уникальны ив других конденсаторах и передатчиках информации, созданных до сих пор человеком, не встречаются. А между тем, если бы нам были ясны все конструктивные секреты художественного текста, мы могли бы использовать их для решения одной из наиболее острых проблем современной науки — уплотнения информации. Это, конечно, не ограничило бы возможностей художников находить новые пути для искусства — так, знание законов механики не ограничивает конструкторов в поисках новых идей и новых применений. Сейчас уже существует бионика — наука, изучающая конструктивные формы биологического мира с целью использования их в создаваемых человеком механизмах. Не возникнет ли когда-либо «артистика» — наука, изучающая законы художественных конструкций для прививки некоторых их свойств системам по передаче и хранению информации? Но и кроме этих — пока еще фантастических — предположений у семиотики много актуальных задач, исполненных захватывающего научного интереса. Семиотика — молодая наука, наука будущего. Ей предстоят еще многие открытия. |