моя шпора по музыке. Специфика музыки как вида искусства
Скачать 60.55 Kb.
|
Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Результатом этого отражения является художественный образ. У каждого искусства есть свои специфические особенности. У музыки это: 1. Музыка является искусством выразительным - она выражает чувства, настроения, переживания, отношения и т.д., эмоциональную реальность. В музыке есть и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены. 2. Музыка — искусство временное, благодаря этому она отражает смену эмоций, настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления. 3. Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно») несет информацию, понимаемую разными людьми схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.) Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением. 4. Музыка - это искусство исполнительское. Она требует посредника между создателем и слушателем, которым является исполнитель, как бы «расшифровывая» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему. Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые воплощаются с помощью музыкальной выразительности. Условно образы можно классифицировать по следующим основаниям: 1. В зависимости от того, какое явление или объект отражен в музыке - образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин, хор в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.) - образы характеров и настроений, чаще всего это камерные произведения, в названиях которых и зафиксирована программа понимания образа (Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р.Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и.др.) - музыкальные портреты животных (К. Сен —Санс, сюита «Карнавал животных», «Полет шмеля» Н.А. Римский - Корсаков и др.) - образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»; А. Вивальди, 4 концерта «Времена года», Э. Григ «Утро» и др.) - сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном» и др.) 2. В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта (образы добра и зла, света и тьмы и др.) 2.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героические и др.) 3.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.) 4. В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.) 2. Бесписьменная и письменная музыкальная культура. В музыке слово “импровизация” обозн., обычно, один из двух возможных и принципиально контрастных м-у собой сп-бов музицирования. Импровизация противоположна тому сп-бу музицирования, при кот.исполнитель решает св. задачу, точно следуя плану, предначертанному авторским нотным текстом: если исполнение не предварено полным нотным текстом, то это - импровизация (частичная или полная). В противном случае мы имеем “игру по нотам” или “игру наизусть”. Таким образом, согласно существующей терминологической традиции, импровизацией называют принцип музицирования в бесписьменных культурах, тогда как музицирование в культурах, имеющих музыкальную письменность, называют обычно исполнением. Однако, цели и смысл импровизации в фольклорной МК и импровизационной МК кардинально различны. Соответственно различны в этих двух случаях и аудитории, поскольку “вооружены” несхожими между собой установками и способами (“техниками”) восприятия. 3. Способы письменной фиксации музыки (невменное, крюковое, знаменное письмо, буквенная и нотная запись). На природу муз.культуры воздействует тип письменности. Невменное (знаменное) муз.письмо ориент. на относ-но большую роль памяти в певческой практике: функция невм сводится к оживлению в памяти известных певцу муз. попевок – основных элементов муз. речи. А это прив. к обобщенности муз.мышления, к его опоре на выработанный традицией интон. фонд. Напротив, нотная система, фиксирующая каждый отд. звук, в меньшей мере ориент. на сохр-е в памяти целостн.и отн-но неизм. элементов муз. речи, допуск. отн-ную свободу муз.изобр-я. Принципы муз.нотации - буквенная (графемы на основе греческого, позже латинского алфавита); -невменная (мнемоническая, без точного обозначения звуковысот, но указыв.на агогику, динамику и др. исполн.нюансы; испол.гл.обр. для записи вокального одноголосия в катол.и правосл. обиходе; в древнерус. богослужении — «крюки» знаменного распева; в средневек. Армении — хазы); - линейная (в том числе квадратная, точно фиксирующая высоту). Особенно значима истор.форма линейной нотации — мензуральная, фиксирующая и высоту и ритм, преимущ. для записи многоголосия в среднев. и ренессансной музыке Европы. Иногда в качестве отд. системы нотации выделяют модальную нотацию XII—XIII веков, кот.явл. предформой мензуральной. Наиб.Распр-ние в проф. музыке и в элементарном муз.образ-ии пол. пятилинейная тактовая нотация, установ. в Европе в XVII—XVIII веках; - табулатура (сокращ.запись для струнных щипковых, старин.клав. инструментов, для органа); – смешанная (дасийная, буквенно-линейная, в ней в IX веке зафиксированы первые образцы европ. проф.многоголосия; генерал-бас эпохи барокко и джазовая XX века, сочет. буквенно-цифр. и линейн.запись); - компьютерная (многие попытки унификации начиная с 1970-х годов; ныне крупнейшими разработчиками программного обеспечения за основу принят формат MusicXML - экспер-ая – разл.неунифиц. формы письм. фиксации музыки, примен. в сочинениях композиторов-новаторов XX-XXI веков. Зна́менное пение (зна́менный распев) — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи. Известны разл. типы знам. распева и соотв. им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой. Крупн. мастера знам. пения: Савва Рогов, Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Нос, Маркелл Безбородый и Стефан Голыш, творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного, митрополит Варлаам и Исайя Лукошко (эпоха Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича). Совр. приемы муз. нотации отражают и, с друг.стороны, стимулируют алеаторический, рассчит. на вероятностные допуски сп-б исполнения закод. в знаках звук.стр-р. 4. Средства выразительности в музыке. Музыка как искусство выполняет свою функцию с помощью свойственных ей средств музыкальной выразительности. Мелодия - одноголосная завершенная музыкальная мысль, звуки в которой интонационно связаны. Ритм - чередование звуков разной длительности, организованное особым образом. Лад -общая эмоциональная окраска музыки (мажор - весело, минор - грустный, печальный) Система звуковысотных зависимостей звуков. Эти системы могут включать различное количество звуков, например, 5 звуков в определенном соотношении – это пентатоника, 3 – терцовый лад. Самые распространенные – 7-ми ступенные лады мажор и минор. Тембр - окраска звучания связанная с особенностями голоса или инструмента. Регистр - группа звуков близкая по высоте и тембру. Темп - скорость звучания музыки (быстро, умеренно, медленно). Этим перечнем не исчерпываются, конечно, все средства музыкальной выразительности. Дети дошкольного возраста легко различают такие средства музыкальной выразительности, как динамика, регистр, темп. 5. Музыкальный звук и его характеристики. Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звук является музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет определённую высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила (громкость), тембр (окраска). Свойства звука: - Высота - Длительность (зависит от времени колебаний) - Сила (зависит от амплитуды колебаний)- - Тембр (зависит от особенности голоса Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквами (латинскими), невменная запись (в средневековье из штрихов, запятых, на Руси использовались крюки). Четырёхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант, монах — Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16 веке появилось Si, а в 17 веке Ut заменили Do. Ноты трансформировались из ромба, квадрата, для удобства «округлились». В современной нотной записи все свойства звука отражаются специальными способами. 6. Отображение высоты звуков в современной нотной записи. Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых (между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются сами ноты. Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей. Ключ соль (скрипичный) Ключ фа Басовый ключ - второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе. Баритоновый ключ -располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана. Ключ до Альтовый ключ - помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии. Теноровый ключ - помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве) Таким образом, ключ обозначает расположение определенного звука в системе (соль, фа, до). Ноты и знаки альтерации Ноты располагаются на нотном стане. Весь звуковой ряд делится на определенные промежутки – октавы, которые включают 7 нот, но при этом состоят не из 7-ми равномерных звуковых отрезков, а из 12-ти. Получается, что 5 из 12-ти звуков невозможно отобразить в такой записи: поэтому в нотной записи используются специальные знаки альтерации, с помощью которых можно показать звуки, расположенные между двумя другими звуками. Диез (повышает высоту ноты на один полутон) Это звук «фа диез» - он расположен выше, чем «фа», но ниже, чем «соль» Бемоль (понижает высоту ноты на один полутон) Бекар (отменяет действие любого другого символа альтерации.) Знаки альтерации могут быть указаны сразу после ключа. Это будет означать, что всё произведение необходимо исполнять с учетом этих знаков (например, если после ключа стоит знак «фа диез», то все звуки «фа» в таком произведении должны исполняться как «фа диез»). 7. Отображение длительности звуков в современной нотной записи. Длительность нот - условная продолжительность звуков. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков, сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей. Так, самый продолжительный звук записывается с помощью целой ноты (условно его можно «просчитать» - 1и2и3и4и, а время, которое вы произносите эти 8 слогов, и будет длительностью этого звука). Звук в два раза короче – с помощью половинной. Далее идут четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т.д. Как правило, каждый последующий звук короче предыдущего в 2 раза. Для увеличения длительности используют следующие обозначения: Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину.Лига - дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато. Фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata - остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой. Пауза - перерыв в звучании. Длительность паузы соответствует длительностям нот и обозначается специальными знаками: Тактовый размер. При записи музыки с помощью тактового размера и разделения записи на такты фиксируется метро - ритмическая сторона музыки. Расстояние от одной сильной доли (она ощущается как более сильный звук) в музыке до другой называется тактом и на письме обозначается тактовой чертой, границу такта (тактовую черту) обозначают значком "|"Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли. Говоря проще, в каждом такте в такой записи будет четыре (верхняя цифра) ноты длительностью в четверть (нижняя цифра). Однако это могут быть различные варианты сочетаний длительностей, образующих ритмический рисунок: Чаще всего используются размеры 2/4, 3/4 , 4/4. Могут быть размеры, где нижняя цифра – 8: 3/8, 6/8 и др. 8. Отображение динамических оттенков и темпа музыки в современной нотной записи. Громкость звука - субъективное восприятие силы звука (абсолютная величина слухового ощущения).
ррр - piano pianissino (пиано пианиссимо) – предельно тихо, рр —pianissino (пианиссимо)— очень тихо, р —piano (пиано)— тихо, mр —mezzo-piano (мёццо-пиано)— не очень тихо, mf —mezzo-forte (мёццо-фортэ) — не очень громко, f —forte (фортэ)— громко, ff - fortissimo (фортиссимо) – очень громко fff — forte fortissimo (фортэ фортиссимо) — предельно громко.
Постепенное уменьшение силы звучания обозначается термином diminuendo или сокращённо dim. (диминуэндо), либо знаком. динамические оттенки могут уточняться вспомогательными словами: росо а росо crescendo — постепенно усиливая, росо а росо diminuendo — постепенно стихая. Помимо обозначения высоты, длительности, громкости важным в записи является также обозначение темпа. Темп - скорость движения в музыке. Он зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Обозначается словами вначале произведения, на родном языке композитора, часто на итальянском. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту. Медленные темпы:Largo — широко;Lento — протяжно;Adagio — медленно;Умеренные темпы: Andante — спокойно, не спеша; Moderate — умеренно; Sostenuto — сдержанно;Быстрые темпы:Allegro — скоро;Vivo — живо;Presto — быстро; 9. Сущность и специфика белорусского музыкального фольклора. Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование элементов национальной культуры. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Главная его черта – устность традиции. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Его специфические черты:
3. В фольклоре присутствуют типовые мелодии, ритмы, тексты которые переносятся из одного образца фольклора в другой и часто являются признаками жанра. 4. Синкретичность. Слитность всех его элементов – пения, движения, использования инструментов, игрового начала. |