Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Разработка методического проекта для изучения специфики провинциального пространства в творчестве Н.В.Гоголя 15 15 Заключение 29

  • Предметом

  • Практическая значимость

  • 1.Обзор литературы, предлагаемой для изучения творчества Н.В.Гоголя

  • 1.2. Изучение творчества писателя в школьных программах

  • 2. Разработка методического проекта для изучения специфики провинциального пространства в творчестве Н.В.Гоголя

  • Технологическая карта урока 1.

  • Технологическая карта урока 2.

  • Приложение 1. Классические произведения Н.В.Гоголя, изучаемые в средней школе

  • Специфика провинциального пространства в произведениях Гоголя курсовая. 1Специфика провинциального пространства в произведениях Гоголя. Специфика провинциального пространства в произведениях Гоголя методический аспект изучения Оглавление


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеСпецифика провинциального пространства в произведениях Гоголя методический аспект изучения Оглавление
    АнкорСпецифика провинциального пространства в произведениях Гоголя курсовая
    Дата14.07.2021
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1Специфика провинциального пространства в произведениях Гоголя.docx
    ТипПрограмма
    #224325

    Специфика провинциального пространства в произведениях Гоголя -методический аспект изучения

    Оглавление



    Введение 2

    1.Обзор литературы, предлагаемой для изучения творчества Н.В.Гоголя 4

    1.1. Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя. Образ провинциального пространства в произведениях писателя 4

    1.2. Изучение творчества писателя в школьных программах 9

    2. Разработка методического проекта для изучения специфики провинциального пространства в творчестве Н.В.Гоголя 15

    15

    Заключение 29

    Список литературы 30

    Приложение 1. 32

    Классические произведения Н.В.Гоголя, изучаемые 32

    в средней школе 32



    Введение
    В произведениях Николая Васильевича Гоголя отражена жизнь России первой половины XIX столетия во всем её многообразии: от столичного Петербурга до маленькой украинской деревни Диканьки. Его творчество не перестает быть актуальным, поскольку проблемы, поднятые писателем, продолжают волновать российское общество и сегодня.

    Гоголевские описания жизни провинциальных городов дают возможность изучить бытовые реалии российской глубинки XIX столетия с их многообразием социальных слоев и подробной панорамой небольших городов.

    Актуальность данной работы обусловлена историческим развитием предметных методик, которые, не смотря на развитие общества и самого предмета, требует не только достаточно серьезного теоретического осмысления, сравнительного анализа и т.д., но и глубокого современного анализа. Кроме того, стоит понимать, что литература достаточно важный предмет в процессе общего обучения школьников, который формирует наличие аналитического и критического подходов ко всему происходящему. Также стоит отметить, что, не смотря на тот факт, что литература является прикладной и гуманитарной наукой, нельзя уменьшить ее важность для изучения молодым поколением. Именно с помощью литературных произведений, познаётся прошлое, настоящее и прогнозируется будущее. Однако, для того, чтобы дать хотя бы минимальный объем знаний, стоит не только пользоваться методиками преподавания, но и постоянно их развивать и модернизировать.

    Цель работы — разработать методические рекомендации для изучения образа провинциальной жизни России в произведениях Н.В. Гоголя.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Составить обзор литературы, предлагаемой для школьной программы, для изучения образа провинциального города в отечественной литературе XIX в.;

    2. Исследовать изучаемый образ в текстах произведений Н.В. Гоголя, действие которых происходит в российских провинциальных городах, и выявить характерные особенности описания их быта и персонажей.

    3. Систематизировать полученный анализ учебно-методической литературы для разработки собственной методики изучения специфики провинциального пространства в произведениях Гоголя.

    Предметом исследования стала учебно-методическая литература по произведениям Н.В. Гоголя.

    Объектом исследования стал провинциальный мир в произведениях Н.В. Гоголя.

    В предлагаемом исследовании использовались методы отбора и сравнительного анализа информации, методы анализа художественного текста (культурно-исторический, историко-функциональный, историко-теоретический).

    Теоретической базой для настоящего исследования послужили научные работы известных критиков и гоголеведов, а также методическая и специальная литература, рассматривающая творчество и жизнедеятельность писателя.

    Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного исследования на практических и теоретических занятиях по литературе в старшем звене средней школы или в универститете.

    Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разбитой на 2 главы, логически связанных между собой, заключения и списка литературы.


    1.Обзор литературы, предлагаемой для изучения творчества Н.В.Гоголя


    1.1. Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя. Образ провинциального пространства в произведениях писателя


    Изучением творчества Гоголя занимались такие знаменитые русские литературоведы как И.Ф. Анненский, Д.С. Мережковский, Ю.М. Лотман, А.В, Михайлов и многие другие.

    Хотелось бы немного остановиться на работах Ю.М.Лотмана, так как стилистическое своеобразие изложения концепции, необычность взгляда на изучаемый текст или автора, умение неожиданно свежо связать далёкие произведения легко выделяют его исследования из океана филологической литературы, в частности, книга «О Русской литературе». Статьи и исследования (1958-1993)».

    В книге собраны все работы Юрия Михайловича, посвященные русской литературе, начиная с древнейшего памятника «Слово о полку Игореве» и кончая произведениями первой половины XX столетия.

    Том состоит из двух разделов. Первый включает статьи ученого об истории русской прозы, о творчестве её наиболее ярких представителей (Тредиаковского, Радищева, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, Бунина, Булгаков и др.). Второй – исследования, посвященные теории литературы.

    Творчеству Н. В. Гоголя посвящены следующие статьи: «Художественное пространство в прозе Гоголя», «О Хлестакове», «Городничий и просвещение», «О “реализме” Гоголя».

    Первая даёт материал учащемуся к осмыслению темы дороги в поэме «Мёртвые души», и, следовательно, к более глубокому постижению замысла произведения, а также возможность раскрыть ряд предполагаемых тем сочинений, связанных, например, с характеристикой Чичикова, исследованием роли лирических отступлений в тексте и др.

    Название остальных статей говорит само за себя, т.е. они посвящены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», но вряд ли будут доступны большой аудитории учащихся, т.к. текст, традиционно изучается в соответствии с действующими программами в 8-9 классах.

    Таким образом, эти статьи адресованы, в первую очередь, учителю, а также тем учащимся, которые выбирают гуманитарное направление образования или старшеклассником при подготовке к выпускному экзамену для формирования целостного восприятия художественного мира Гоголя. В своих трудах Ю.М. Лотман рассматривает художественное пространство писателя. Литературовед говорит о том, что «у Гоголя: в его произведениях особой отмеченностью обладает художественное пространство. Spatium, в котором движется и действует тот или иной герой, не только метафорически, но и в прямом смысле устроен тем или иным, присущим ему образом.

    В этом смысле художественное пространство у Гоголя в значительно большей мере «условно», т.е. художественно отмечено».

    По мнению Лотмана, Гоголь часто, прежде чем описать ту или иную сцену, превратив ее в словесный текст, представлял ее себе как воплощенную театральными или живописными средствами. Но отождествление одного и того же эпизода в его реально-бытовом, сценическом, живописном и литературном воплощении выделяло – именно благодаря общности сюжета – специфику различных типов моделирования пространства, разбивало иллюзию о непосредственной адекватности реального и художественного пространства и заставляло воспринимать это последнее как одну из граней условного языка искусства.

    Изучением творчества Николая Васильевича занимался известный теоретик литературы М. М. Бахтин. В своей статье «Рабле и Гоголь» он назвал творчество Н. В. Гоголя «самым значительным явлением смеховой литературы нового времени».

    В настоящее время существует ряд научных работ посвященных изучению художественного метода и образов Н.В. Гоголя, например, работа Е.Н. Проскуриной (2003 г.), Л.В. Камедина (2010 г.), А.В. Крейцер (2014 г.) и так далее.

    Интерес Гоголь вызывает и у украинских литературоведов. Гоголь, по мнению украинского литературоведа начала ХХ в. Ивана Лакизы, «был барометром, которым можно было измерять спад и подъем общественных настроений, наблюдая за тем, как воспринимали Гоголя, можно было прийти к выводу об уровне общественных интересов, их изменении и их последовательном развитии».

    Особое место в культурном пространстве традиционно занимает культура провинции, выдвинувшая из своей среды немало выдающихся личностей в отечественной, европейской и мировой культуре. Среди отличительных черт провинциальной культуры исследователи, как правило, ставят на первый план такие, как «обозримость и замкнутость культурного горизонта, близость культурных процессов к человеку, а человека – к природе, включенность явлений культуры в повседневное бытие провинциального общества, неадекватность оценок, повышенная эмоциональность, резкий контраст психологических реакций».

    Исследователь Т.В, Карелова в своей работе обращает внимание на два факта. Во-первых, термин «провинция» нередко носит резко отрицательный характер и часто употребляется для обозначения чего-то «неполноценного, отсталого, патриархального, свойственного не столичному (a priori - передовому), а окраинному, закосневшему мировосприятию». Во-вторых, несмотря на все негативные коннотации понятия «провинции», в массовом сознании закрепилось представление о провинции, как о связующем звене отечественной культуры.

    Потенциал провинции в духовном и культурном смыслах был и остается очень высоким. Неоднозначность провинции как системы традиционно волнует умы не только исследователей, но и художников, литераторов, публицистов. К осознанному изображению жизни провинциальной России искусство слова обратится еще на исходе 1760-х гг., предложив социально-политический и моралистический взгляд на эту тему. Комедии Фонвизина и позднего Сумарокова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева представят российское поместное дворянство, его быт и ментальность преимущественно в сатирическом либо обличительном ключе.

    Именно художественная литература XIX века обеспечила слову «провинция» невероятный тираж.

    В творчестве Гоголя, при описании реальности русской жизни, в том числе, провинциальной, показаны общие для европейской цивилизации проблемы.

    Так, например, Гоголь дает провинциальным городам, представляющим собой Россию (или даже весь мир), описывая город N в «Ревизоре», следующую характеристику: город, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»; «На улицах кабак, нечистота!»; возле старого забора, «что возле сапожника, ...навалено на сорок телег всякого сору»; церковь, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, ...начала строиться, но сгорела»; жители города или обобраны или выпороты; арестанты голодные; в больницах вонь, и больные «все как мухи выздоравливают»

    Тем не менее, словами Хлестакова, Гоголь, в какой-то мере показывает и собственное отношение к провинциальным городам: «...А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж? Ведь это не столица.». Но первое впечатление Хлестакова от города было иным: «...Какой скверный городишка! В овошенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло...».

    В городе есть рынок («...На рынке у меня говядина всегда хорошая» лавки (см. цитату выше), трактир («в трактир, говорит, привезли теперь свежей семги», несколько тюрем, хотя город небольшой («если пожелаете посетить острог и городские тюрьмы» , полицейский участок («...Прохоров в частном доме»; – так назывались полицейские участки), суд («В самом деле, кто зайдет в уездный суд?»; больница («Где это мы завтракали? в больнице, что ли?», училище («если будет ваше желание оттуда в уездное училище», церковь («я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви» – всё, чему положено быть в уездном городе . Тот беспорядок, который творится во всех указанных заведениях, определен воровством и корыстью чиновников.


    1.2. Изучение творчества писателя в школьных программах


    Задача преподавателя – научить детей пониманию литературы в контексте искусства и созданию нужной установки на восприятие драмы, лирики, эпоса. В каждом из указанных родов искусства имеются отличия, выраженные в манере отражения действительности, и в способе выражения сознания автора, и в характере воздействия на читателя.

    На сегодняшний день для изучения в школе обязательный минимум содержания основных образовательных программ в разделе «Русская литература первой половины XIX века включает минимальный перечень произведений, куда входят такие произведения Н.В.Гоголя: повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мёртвые Души», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект» (Приложение 1).

    Изучение творчества Н.В.Гоголя предусматривает следующие программы по литературе:

    - программа под редакцией В.Я. Коровиной;

    - программа под редакцией Г.И. Беленького;

    - программа под редакцией С.Н. Каратай;

    - программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой;

    - программа под редакцией Г.С. Меркина;

    - программа под редакцией А.Г. Кутузова;

    - программа под редакцией В.П. Полухиной;

    - программа под редакцией М.Б. Ладыгина;

    - программа под редакцией В.Г. Маранцмана.

    Для того, чтобы поддержать школьников в стремлении проникнуть вглубь произведения, их необходимо, прежде всего, научить его перечитывать. Именно от личного и непосредственного контакта с произведением они должны получить все богатство художественных впечатлений, а задачей учителя в данном случае является помощь в осознании этих впечатлений, прояснении авторского замысла, авторской концепции жизни (нравственно-эстетического идеала). Проще всего это сделать при изучении рассказа, где объем текста незначителен, а нравы действующих персонажей раскрываются посредством одного события, столкновения.

    Большая часть школьной программы представлена для изучения эпических (событийных) произведений, поэтому и в методической литературе изучению эпоса уделяют наибольшее внимание. Мы рассмотрим традиционный подход к изучению эпоса в школе, основные принципы которого изложены в учебниках по методике преподавания литературы З.Я.Рез и О.Ю.Богдановой.

    Основные эпические жанры, изучаемые в школе - это басни, рассказы, повести, романы, романы-эпопеи. Но различия в жанрах не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Общая особенность работы над эпическими произведениями, по мнению З.Я.Рез, заключается в «необходимости группировать текстовый художественный материал вокруг каких-то тем, проблем или компонентов образной системы» [4, с.217]. В процессе изучения произведения любого жанра необходимо помнить о существенной черте эпоса как рода литературы – способность охватить жизнь в её объективной полноте. Поэтому внимание учащихся будет сосредотачиваться на значительных для эпоса компонентах художественного текста:

    1. Теме, проблематике, сюжете (рассматривая их, учащиеся осмысливают отражённые в произведении события);

    2. образах героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов);

    3. образе автора, авторе как творце, как создателе особого художественного мира данного произведения.

    Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому, не стремясь все проходить с одинаковой мерой глубины, важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.

    Г.А.Гуковский пишет: «Наша задача – научить их (учеников – прим. Шершаковой Е.А.) видеть, обучить их настоящему полноценному, глубокому чтению. В каждом отдельном случае это значит, что мы должны открыть глазам учащихся клад идей в самом произведении, непременно в нём, а не в не его, не в наших словах по поводу произведения. <….> открывая этот клад идей, мы должны так осветить их, чтобы ценное юные читатели взяли себе, а потерявшее цену устаревшее, ставшее ненужным, они осмотрели и сами отказались принять…»[1,с.53].

    Изучая крупные эпические произведения, существенная роль отводится правильному отбору материала, в толковании которого учитель делает упор на объективную литературоведческую трактовку. При этом недопустимо «чтобы многоплановость эпических произведений сильно суживалась отбором материала и концептуальностью его интерпретации» [4, с.218]. Выбранная педагогом концепция – интерпретация должна положить начало анализу, соединить наблюдения учеников, касающиеся различных идейно-художественных сторон произведения.

    М. А. Рыбникова, талантливый советский педагог-ученый, отмечает: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» [5, с.58].

    З.Я.Рез отмечает, что существуют различия в методике работы над эпическими произведениями в среднем и старшем звене (в 5-8 и 9-11 классах). В любом классе нельзя сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и обсуждению лишь событийной стороны. «В 5-7 классах при изучении рассказов и повестей главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах (эпизодах) произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В 8 классе обобщающий момент значительно усиливается» [4, с.220]. Полухина В.П. считает, что специфика восприятия литературы школьниками среднего звена определяет следующую последовательность вопросов и заданий – каково первое впечатление, как учащиеся поняли текст, сделали выводы; внеклассное чтение и связь с другими видами искусства.

    На практике пути анализа обычно комбинируются и совмещаются, поэтому «в разборе эпизода почти всегда реализуется множественность подходов: рассматривается и как он включен в сюжет, и как в нём раскрываются характеры героев и какие проблемы решаются». [4, с.221].

    Анализ образа персонажа, как отмечает З.Я.Рез, нельзя подменять составлением его характеристики, потому что «именно через постижение литературного героя ученики приучаются видеть в жизни и литературе богатство человеческих индивидуальностей и типов, понимать развитие характеров и отношений между людьми». [4, с.224]. Постепенно нужно воспитывать в учениках способность к двойному восприятию героя: пониманию его и как реального человека, и как образа, созданного фантазией художника. При этом двойное восприятие не должно разрушить первое впечатление о герое. З.Я.Рез советует уже с 5-го класса вести наблюдение за авторским отношением к герою (оно проявляется в стиле, портретных зарисовках, в интонации и т.д.). Выполняя такие задания, школьники привыкают за героем видеть автора, чем старше они становятся, тем глубже проникают в авторский замысел в отношении персонажа, на уроках всё чаще авторская позиция становится важнейшим аргументом о споре – прав герой или не прав? В 8-х и старших классах вопросы об авторской позиции при работе над образом героя становятся постоянными. «Большая роль принадлежит здесь обобщающим моментом в осмыслении образов-персонажей». [4, с.222-226].

    В.Г.Маранцман утверждает, что автор всегда продиктует свою волю самому неподготовленному читателю, поэтому сила и характер первого впечатления должны учитываться в анализе. Учитель всегда стремится понять, как и почему возникает отклонение восприятия от смысла произведения, поэтому «направить мысль и чувство ученика в русло художественной логики автора – одна из существенных задач школьного анализа – одна из существенных задач школьного анализа». [8, с.57]. Сразу и полностью произведение читателю не открывается, и это не только удел школьников. «…Как всякое глубокое создание, - писал В.Г.Белинский в статье «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», - «Мёртвые души» не раскрываются вполне с первого чтения, даже для людей мыслящих…» [9, с.220].

       Итак, в наше время имеется достаточно обширный список книг и статей, которые посвящены творчеству Н.В.Гоголя. Данные труды могут вызвать интерес и быть полезны не только учителю, но и ученику. При помощи них каждый может найти ответ практически на любой вопрос, касающийся творчества Гоголя, открыть для себя его мир.

         

    2. Разработка методического проекта для изучения специфики провинциального пространства в творчестве Н.В.Гоголя


    Краткое резюме проекта.

    Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

    Длительность: 2 урока по 45 минут

    Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

    Организаторы: преподаватель русского языка и литературы

    Перед проведением уроков учитель составляет Технологическую карту учебной темы, которую можно представить как в обычном текстовом виде документа Microsoft Word, либо в виде ментальной карты. После составления технологической карты, учитель разрабатывает Информационную карту на каждый урок.

    На первом уроке изучаемой темы учитель может провести проверочный тест Вариант 1 и Вариант 2 по знанию учащихся о Н.В. Гоголе и его ранее пройденным произведениям, который будет состоять из вопросов, связанных с биографией и творчеством Николая Васильевича Гоголя.

    Тема 1 урока: «Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Личность писателя, жизненный и творческий путь (обобщение ранее изученного материала).

    Тема 2 урока: «Ревизор»: особенности провинциального пространства. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе».

    Цели:

    - Обучающая: знакомство с историей жизни писателя; систематизация имеющихся знаний о художественном мире писателя; рассмотрение специфики провинциального пространства всемирно известного писателя;

    - Развивающая: развивать умение работать со статьей учебника;

    развивать навыки речевого общения.

    - Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, создать условия для эстетического воспитания обучающихся.

    Ученик должен:

    уметь:

    -воспроизводить содержание литературного произведения

    - проводить анализ художественного произведения

    -сопоставлять художественные произведения

    -аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;

    знать:

    -содержание изученных литературных произведений

    Тип урока: практическое занятие

    Формы и методы обучения:

    форма-индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах;

    методы- частично-поисковый, проблемного изучения.

    Основные понятия: сатира, гротеск, художественный мир писателя, романтизм и реализм.

    Средства обучения: презентация, проектор, мультимедийный компьютер, учебник.

    Приемы, используемые педагогом:

    слово преподавателя, работа с эпиграфом, работа в группах, аналитическая беседа, презентация, сообщение студента, выполнение практических заданий.

    По итогу обоих уроков пишется сочинение-миниатюра. В дополнение к урокам создается презентация. Для презентации текст изучаемой пьесы (отдельные цитаты из него) можно не только взять в библиотеке, но и найти в просторах Интернета. Для демонстрации учащимся, что просторы Интернета используются не только как средство игры, но и самое главное в целях поиска необходимого материала, в данном случае повести Н.В. Гоголя "Ревизор". Можно также использовать прием «облако слов».



    Технологическая карта урока 1.

    3 мин

    Преподаватель приветствует учеников, просит сесть, произносит вступительное слово.

    Отвечают на вопросы преподавателя. Возможно, вспоминают произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Трас Бульба», «Вий» и т.д

    3.Актуализация опорных знаний и умений

    3мин.

    Вступительное слово преподавателя о творчестве Н.В.Гоголя.

    Ученики слушают рассказ преподавателя.

    4.Целеполагание и мотивация

    2 мин.

    Учитель сообщает тему урока, помогает сформулировать цели урока, актуальность темы урока, структурировать цели и задачи, предложенные обучающимися.

    Работа с эпиграфом. Формулирование цели урока, ее актуальности. Предлагают свои версии для изучения темы урока.

    Деление класса на группы. Задания для каждой группы.

    5. Изучение нового материала.

    30 мин

    Изложение нового материала с использованием презентации.

    Для знакомства с биографией писателя показывается слайд «Лента жизни».



    Примерный план урока:

    1.Знакомство с биографией писателя:

    - детство;

    - Гоголь – гимназист;

    - Гоголь в Петербурге;

    - знакомство Гоголя с А.С.Пушкиным.

    2. Художественный мир Н.В.Гоголя.

    3. Художественный мир «Петербургских повестей». (Обзор повестей «Шинель» и «Невский проспект».

    2. Работа по плану урока

    Знакомство с биографией писателя

    Вопросы для проработки:

    -Как вы думаете, какие значимые факты биографии писателя важны для нас с точки зрения понимания его мировоззрения?

    - Художественный мир Н.В.Гоголя

    - Сочетание реальной жизни и мечта об идеальном устройстве мира нашло свое воплощение не только в ранних произведениях писателя.

    3. Выступление ученика. Экскурсия по Гоголевским местам. (Подготовленное домашнее задание). Специфика представления провинциального пространства писателем в своем творчестве берет свои корни из личной биографии.

    Полтавщина – благодатный край с ее неповторимым украинским колоритом, знаменитыми на весь мир галушками и варениками, приготовленными на пару, с величайшим историческим и культурным наследием. В свое время Николай Гоголь очаровывался местной природой, самобытностью украинских сел, а также его обитателей. В настоящее время этот край известен как «гоголевские места». И это есть весьма закономерно – здесь Гоголь родился, здесь провел свои годы юности. Еще будучи гимназистом, он стал вести дневник, где записывал легенды, рассказы, песни, народные поверья местных рассказчиков. Позднее они стали основой для написания знаменитого цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение можно по праву назвать «одой прославления» родных его сердцу мест. Полтавщина – это многообразие местечек, которые тесно связанны с жизнью Николая Васильевича Гоголя. Самое первое, конечно же – это село Гоголево (прежде Васильевка). Когда-то здесь находилось родовое имение Гоголей-Яновских. Сюда же после крестин привезли маленького Николая. Детские годы, проведенные в Васильевке, писателю вспоминались с особым теплом и радостью. Позже, уже став взрослым, он периодически навещал родной дом, гостил у матери и сестер, и даже занимался обустройством имения.

    Великие Сорочинцы – именно здесь, в доме доктора М. Трохимовского, в 1809 году 20 марта (1 апреля по новому стилю) родился Николай Гоголь. Впоследствии в доме был создан мемориальный музей писателя, его открытие состоялось в 1929 году. В экспозиции были представлены уникальные экспонаты, в том числе личные вещи писателя, первые печатные издания его произведений. К сожалению, во время Второй мировой войны здание музея было уничтожено, безвозвратно утеряно много ценных экспонатов. После войны было построено новое здание музея, действующее до наших дней. Перед входом в музей установлен бронзовый бюст писателя.

    Гоголевские места в Украине сложно представить без Диканьки. Знаменитое село Полтавщины, прославленное Гоголем в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Бытует мнение, что многие герои его творений списаны с реальных людей, живших в селе. А потомки прототипа кузнеца Вакулы до сих пор живут в этих местах. Путешествуя по гоголевским местам, еще раз убеждаешься, насколько богата духовно наша страна, как сильно пронизаны украинским духом произведения великого гения. Чтобы лучше понять Гоголя, необходимо пройтись теми местами, где ступала нога гениального творца. Возможно, после этого вам захочется еще раз перечитать знаменитые произведения Николая Васильевича Гоголя.

    Технологическая карта урока 2.

    3 мин

    Преподаватель приветствует учеников, просит сесть, произносит вступительное слово.

    Вступительное слово преподавателя:

    «Ребята, сегодня мы познакомимся с интересной и актуальной по сей день пьесой «Ревизор», которую вы должны были прочитать дома. Перед тем, как мы приступим к теме нашего урока, я немного расскажу вам о ней, истории ее создания.



    Сюжет, подсказанный Пушкиным.

    История, которую Пушкин подсказал Гоголю в качестве сюжета, в самом деле приключилась с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков его приняли за чиновника из правительства. Похожий случай произошел и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он прибыл для собора материал о пугачёвском бунте. К слову, это оказался тот самый «русский чисто анекдот», который был необходим Гоголю, чтобы воплотить свой замысел.

    История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период у автора в работе было крупное произведение «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию». У Гоголя ранее уже был опыт успешного дебютирования в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность. В 1835 году он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта».

    Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы.

    Давайте запишем в тетради тему нашего урока.

    Ученики приветствуют преподавателя, садятся.

    Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

    Ученики слушают преподавателя, записывают тему урока, а также год написания и место опубликования пьесы «Ревизор».

    3 Основной этап.

    3 мин

    Преподаватель:

    Назовите известные вам произведения, в котором писатель показывает специфику провинциального пространства?

    Ученики отвечают на вопрос учителя, вспоминают знакомые им произведения, где присутствует элементы провинциального пространства. С помощью преподавателя делятся на три группы.

    Далее работа в группах и участие в последующем обсуждении результатов работы.

    12 мин

    Задание для 1 группы:

    Особенности композиции пьесы. Как она помогает воспринимать то, что писатель хочет донести до слушателя?

    Композиция

    Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

    Задание для 2 группы.

    Образ города в комедии “Ревизор”

    В пьесе Н. В. Гоголя Ревизор описывается город, в котором все забыли о своих обязанностях. Чиновники заботятся только о собственных интересах, абсолютно забыв о жителях, порядке и человечности. Образ города в комедии «Ревизор» представляется запущенным и убогим. Всех устраивает такое положение вещей, и никто не стремится сделать город хоть чуточку лучше. Именно поэтому жителям приходится каждый день видеть только грязь и беспорядок. Именно такой выглядит вся их жизнь. Все, кто должен управлять городскими заведениями не выполняют своих обязанностей. В здании суда разгуливают гуси, судья сам нарушает закон, городничий не следит за порядком. Все берут взятки, никто не думает ни о людях, ни о порядке, ни о заведениях. Сложно улучшить состояние, когда не интересуешься ничем, кроме собственной особы.

    А именно такими являются почти все чиновники. Преследование только своих интересов и выгод делают свое дело, город находится в разрухе и бардаке. Это показательно, ведь именно те, кто должен следить за городом совершенно этого не делают. На низ в первую очередь лежит ответственность за то положение, в котором находится городок. Отдаленный от центра страны, он не представляет интереса для столицы. Поэтому весть о приезде ревизора является настоящим шоком для шайки чиновников, которые развалили состояние города и свели его к полной разрухе.

    Задание для 3 группы.

    Внешний облик города

    Из-за того, что и чиновники, и жители наплевательски относятся к тому месту, где они живут, город выглядит очень неприятно. Повсюду валяется мусор, в зданиях царит хаос и беспорядок. Церковь, на которую были выделены средства, так и не начиналась строиться. Даже там, где должна быть чистота и стерильность, например, в больнице, царит грязь и антисанитария. Больные похожи на кузнецов, врач не следит за собственной чистотой. На улицах кучами валяется мусор, «сорок телег всякого сору» придают городу особый колорит.

    Николай Васильевич Гоголь показывает читателю, как важно уважать место, в котором ты живешь. Жителей города устраивает сложившее положение, но со стороны это выглядит просто ужасно. Ответственность за свою жизнь каждый несет сам, каждый человек самостоятельно выбирает, где и как ему жить. А значит, смирение жителей города – это решение каждого из них. Запущенное состояние города лежит на плечах каждого из безответственных чиновников. Ни одного из них не волнует судьба города, а значит, судьба государства.

    Прогнивший город является символов прогнившей жизни. И никто не предпринимает ничего для того, чтобы хоть как-нибудь исправить положение. Известие о посещении городом ревизора ввергает всех чиновников в ужас, но даже этот факт не заставляет их задуматься о своем поведении и своей жизни. Вместо того, чтобы начать исправлять положение, они думать только о том, как умаслить вышестоящее начальство.

    Просит каждую группу поделиться с одноклассниками результатами проделанной работы.

    3 мин

    Преподаватель:

    «Давайте запишем выводы, к которым мы пришли после работы в группах».

    Делают записи в тетрадях.

    2 мин

    .Преподаватель:

    «Реалии гоголевской эпохи, которые мы обнаруживаем в комедии, способствуют более глубокому пониманию текста. На их фоне разворачиваются события в жизни героев. Эти вымышленные события связаны с настоящими фактами и географическими названиями, а само пространство провинциального города является отдельным образом.

    Обучающиеся слушают преподавателя.

    5. мин

    1.Преподаватель предлагает обучающимся обратиться к сюжету повести и задает следующие вопросы:

    1. С чего начинается комедия? Что «внезапно взрывает нормальный порядок жизни» в комедии «Ревизор»?

    2. Кто первым входит со взяткой к Хлестакову? (Ляпкин-Тяпкин)

    3. Чем занимается Хлестаков после приёма взяточников? (Пишет письмо своему приятелю Тряпичкину)

    4. В каком тоне рассказывает автор о происходящих событиях ?

    5. Какие вы знаете приемы создания комического в художественном произведении? Какие из них использует Гоголь?

    Отвечают на вопросы, опираясь на текст.

    Выступление ученика. (Подготовленное домашнее задание). «Экскурсия по гоголевским местам»

    4. Подведение итогов

    4. мин

    1. О чем заставляет задуматься пьеса «Ревизор»?

    2. Что хотел сказать читателю Н. В. Гоголь?

    Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

    5. Заключительный этап.

    3 мин

    Преподаватель объяснят домашнее задание, отвечает на вопросы, отпускает обучающихся. Написать сочинение – миниатюру «Мое понимание мира Гоголя»

    Обучающиеся записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

    Заключение


    В ходе данной курсовой работы нами были исследованы действующие в настоящее время стандарты в отношении литературы, а также был проведен анализ имеющихся методик преподавания произведений Н.В.Гоголя в школьной программе. Необходимо заметить, что все без исключения методики соответствуют государственному стандарту по литературе, но, также, в ходе преподавания литературы большую роль играет сам преподаватель-предметник, его видение вопроса. Именно от конкретного преподавателя, от того, как он преподносит изучаемый материал, зависит уровень восприятия самого предмета и отношения к нему у обучающихся. Кроме этого, стоит учитывать тот факт, что учебная литература, предлагаемая на современном рынке, преподносит лишь общий обзор информации, который необходим для изучения программы, но не призывают к пониманию произведений. Вторая часть работы является собственной методической разработкой для изучения творчества Гоголя, в частности, его подачу образа провинциального пространства, характеризующий уникально Гоголя не только как русского прозаика, но и как великого деятеля мировой литературы. Кроме того, во второй части курсового проекта приведен пример технологической карты для урока по произведению «Ревизор». Нужно сказать, что данный проект достаточно интересен и актуален, так как в ходе его реализации возможно не только подробное изучение материала, но и проявление собственного творческого подхода в отношении выполнения различных заданий. Также уникальность данного методического проекта заключается в том, что им можно пользоваться не только для любого художественного произведения, но и для других предметов.

    Список литературы


    1. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - 2-е изд. - М., 1985. 2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. - М., 1994.

    3. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.

    4. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М., 1997.

    5. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1985.

    6. Академические школы в русском литературоведении - М., 1975.

    7. Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: Сб. науч.работ. Вып.1.- Саратов, 2000.

    8. Актуальные проблемы филологии и ее преподавания: Материалы межвузовской конференции. Ч.1. Литературоведение.- Саратов, 1996.

    9. Волков Г. Три лика культуры. - М., 1986.

    10. Гомаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям.- Л., 1988.

    11. Дискуссия о преподавании литературы в высшей школе // Вопросы литературы.- 1962.- №1; 1963- №1,№8; 1964- №4.

    12. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

    13. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику - Хрестоматия для 7кл. - М., 1969.

    14. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.

    15. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.- Л., 1966.

    16. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. - М., 1954

    17. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.

    18. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.

    19. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

    20. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. - М.: изд. Центр «Академия», 1999.

    21. Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс - М.: Просвещение, 1985.

    22. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.

    23. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М., 1956.

    24. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963&bookhl – очерки по методике литературного чтения.

    25. https://studbooks.net/preload/35/9778 - студенческая библиотека онлайн

    Приложение 1.

    Классические произведения Н.В.Гоголя, изучаемые

    в средней школе

    1. Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки»Часть 1. и Часть 2.




    «Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» (рус. дореф. «Вечера на хуторѣ близъ Диканьки») — первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 год.

    1. Повесть «Портрет»


    «Портре́т» — повесть Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в 1833—1834 годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835. Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841—начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».



    1. Пьеса «Ревизор»



    «Ревизо́р» — комедия в пяти действиях. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу. В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие другие. Вторая редакция пьесы относится к 1842 году.



    1. Повесть «Шинель»



    «Шине́ль» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней декаде января 1843 года. Вошла в историю русской литературы как «манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании».




    1. Повесть «Нос»



    «Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832—1833 годах. Впервые опубликована в журнале "Современник" в 1836 г., III том. В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году[5].




    1. Повесть «Тарас Бульба»




    «Тара́с Бу́льба» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». Повесть имеет большую и сложную творческую историю. Она была впервые напечатана в 1835 в сборнике «Миргород». В 1842 во втором томе «Сочинений» Гоголя повесть «Тараса Бульба» вышла в новой, коренным образом переделанной редакции, появились новые эпизоды, а объём повести увеличился вдвое. Уехав в 1842 за границу, Гоголь поручил все заботы о печатавшемся собрании всех своих сочинений Н.Я. Прокоповичу. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами 9 лет: с 1833-1842 год. Между первой и второй редакциями повести был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав[6].


    написать администратору сайта