Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • методы демографического анализа. demografia исправить. Список литературы 1 факторы, влияющие на демографическую ситуацию


    Скачать 240.57 Kb.
    НазваниеСписок литературы 1 факторы, влияющие на демографическую ситуацию
    Анкорметоды демографического анализа
    Дата06.11.2019
    Размер240.57 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаdemografia исправить.rtf
    ТипДокументы
    #93860

    ПЛАН
    1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ

    2. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ДЕМОГРАФИЮ

    3. КУЛЬТУРА И ДЕМОГРАФИЯ

    4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ
    ФАКТОР ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Политика, проводимая государством, влияет и на экономическую ситуацию в стране, и на уровень социальной защищенности, и на законодательную поддержку семьи и брака. Направление же демографической политики зависит от цели, преследуемой той или иной страной. Например, в Китае и Японии, где на сравнительно небольших площадях проживает огромное количество людей, политика, государства направлена на снижение рождаемости. Основной лозунг этих стран: «Одна семья - один ребенок». Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР оказывает влияние на все демографические структуры и процессы. Доля трудных условий жизни, ухудшение материального комфорта составляет в общей картине снижения рождаемости примерно 30%. А падение уровня благосостояния и как следствие ухудшение питания, рост цен на лекарства и медицинское обслуживание напрямую ведет к увеличению смертности. Экономический фактор влияет также на внутреннюю и внешнюю миграцию, так как расселение населения в немалой степени зависит от факторов заработной платы и возможности трудоустройства. ФАКТОР ВОЙН. Война является одной из главных причин неестественной убыли населения. Во время войн погибает огромное количество людей, еще больше лишаются здоровья. Два из четырех демографических кризиса в истории России были связаны с войнами разного характера. Первый кризис (1914 - 1920) происходил в

    годы Первой Мировой Войны, а также Гражданской войны. Третий кризис (1941 - 1945) связан с Великой Отечественной Войной, где наша страна потеряла более 20 млн. человек.
    ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ.

    Все слои населения должны получать от государства социальную защиту, если этого не происходит, то увеличивается масштаб внешней миграции, которая приводит к уменьшению численности населения. Государству необходимо предоставлять населению пенсии, детские пособия, субсидии, льготы. Это не только материальная помощь, такая забота со стороны государства порождает в людях чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОРЫ.

    На сегодняшний день в России обострилась национальная обстановка. В связи с многочисленными террористическими актами у населения появилась настороженность к представителям других национальностей. Появилась тенденция к созданию одно конфессиональных и однонациональных семей. Такие события также приводят к снижению уровня миграции из многих государств.

    2 ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ДЕМОГРАФИЮ
    Рассматривая отношение религии к проблем демографии в целом, следует

    отметить, что существует значительное разнообразие подходов к рассматриваемой проблеме, которое демонстрируется различными религиями и отдельными религиозными организациями. Подавляющее большинство религиозных доктрин одобряют как семью в качестве социального института, так и многодетность. Несмотря на довольно распространённую в современной науке и общественном мнении точку зрения, утверждающую прямую зависимость между уровнем рождаемости и уровнем религиозности, не все религиозные доктрины напрямую способствуют максимальному количеству детей в семье. Весьма спорным в современных религиях является вопрос о контроле над рождаемостью. Традиционно консервативным в этом отношении являлись КАТОЛИЦИЗМ. Он устанавливает обязательным требованием для

    всего священства сохранения целомудрия (целибат). Также в католицизме

    неприемлем развод и второй брак в любом случае. Наиболее непримиримую позицию по этим вопросам занимает католическая церковь. В своем резко отрицательном отношении к контрацепции католическое руководство исходит в первую очередь из доктрины о том, что первейшая цель брака - рождение и воспитание детей.

    1. Собор Непорочного

    2. Зачатия Пресвятой

    3. Девы Марии —

    4. крупнейший

    5. католический собор в

    6. России, кафедральный

    7. собор архиепархии

    8. Матери Божией,

    9. возглавляемой

    10. архиепископом

    11. митрополитом Паоло

    12. Пецци.


    ПРАВОСЛАВИЕ (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции. Что же касается православной церкви, то она официально не объявила о своем отношении к контролю над рождаемостью, хотя по православному вероучению главной целью брака считается рождение детей. Однако поскольку в крупнейшей православной стране - России - в течение десятилетий насильственно насаждался атеизм, говорить в данном случае о влиянии религиозного фактора на рождаемость довольно сложно. Есть одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта - скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.
    Пожалуй, одной из самых строгих религий в мире является БУДДИЗМ. Обуздание своих желаний, в том числе физиологических, является ограничивающим рождаемость фактором. В некоторых направлениях буддизма, в частности, в раннем (т.н. хинаяна) достижение нирваны

    напрямую связано с безбрачием. Как известно, по буддийскому вероучению, жизнь считается цепью страданий, и правоверный буддист должен подавлять в себе жажду бытия. Последнее, конечно, не может не оказывать влияния и на установки относительно рождаемости. Большинство направлений буддизма поощряет безбрачие, считая его наиболее верным путем к спасению. У буддистов очень развит также институт монашества, а у ламаистов, наиболее распространенного в Тибете и Монголии, от монахов требуется безбрачие,

    причем доля монахов в Тибете до учиненных в годы "культурной революции" репрессий была очень велика (обычно второй по возрасту сын в семье становился монахом). Однако существует и ряд религиозных норм, способствующих рождаемости. Принцип ахимса, заключающийся в не причинении вреда живому, распространяется и на аборты. Так же, как и в индуизме, средства контрацепции и другие меры контроля над рождаемостью не одобряются.
    Что касается ИСЛАМА, то нормой стимулирующей увеличение популяции является разрешение религией полигамной формы брака, следствием чего является рост рождаемости у мусульман. Вероятно, с целью стимулирования рождаемости порог вступления в брак установлен уже с момента полового созревания. Ислам занимает усреднённую позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода. Каноны ислама не устанавливают женщинам низший возрастной предел для возможности половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может несколько повысить свой статус, лишь будучи матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости мусульман способствует и их отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считается человеком и его уничтожение приравнивается к убийству.

    3 КУЛЬТУРА И ДЕМОГРАФИЯ
    Инстинкт деторождения теперь уже можно обмануть с помощью противозачаточных средств. Но нельзя преодолеть в себе родительский культурный тип, сформированный культурной средой. В традиционной культурной среде родители счастливы, когда у них есть возможность жить ради детей. Модифицированный культурный тип предпочитает быть свободным от родительских забот. Поэтому, например, самая высокая в России рождаемость наблюдается в Чечне – демонстрирующей также и самую высокую степень национальной самоидентификации. Точно так же и во Франции самый высокий уровень рождаемости наблюдается в благополучной и богатой Бретани, где население наиболее религиозно и, значит, в меньшей степени зависимо от либеральных ценностей. Если традиционные культуры и сформированные ими культурные типы не отрицают друг друга, а взаимообогащаются, то модифицированная культура способна быть чуждой не только культуре традиционной, но и любому иному типу модифицированной культуры. Например, до культурной революции немец или француз мог понять и полюбить

    русскую Наташу Ростову, восхищающуюся детскими пеленками. Но трудно представить перечитывающей «Войну и мир» или самозабвенно поющей русскую колыбельную песню русскую фанатку тяжелого рока.

    И, наконец, если традиционная культура дает человеку возможность видеть в детях и внуках свое подобие и тем самым преодолевать извечный страх смерти, то модифицированная культурная среда, постоянно видоизменяясь (одно из ее свойств – постоянное предпочтение нового

    старому), превращает в чуждые культурные типы не только родителей и детей, но даже родных братьев, если разница в возрасте у них – в десять лет. А разве может возникнуть потребность в детях-чужаках, которые просто обречены не быть подобием своих родителей?


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Анализируя приведённые выше факты, можно сделать ряд общих выводов. Во-первых, религия является одним из мощных факторов демографических процессов, оказывая влияние и в некоторых случаях даже обуславливая такие демографические процессы, как рождаемость и смертность, количество браков, разводов и т.д. Во вторых - абсурдность

    общечеловеческих ценностей обусловила широкое распространение нетрадиционных религиозных организаций, которые обычно демонстрируют и нетрадиционный взгляд на вопрос воспроизводства населения. Одни секты, как, например, кришнаиты, призывают максимально ограничивать половые контакты и рождение детей, другие (Дети Бога, раэлиты, раджнишисты), наоборот, пропагандируют разнообразные половые извращения, включая даже ритуальную

    проституцию. Именно пропаганда гомосексуализма, гражданских браков и планирования семьи, невозможная в истинно религиозном обществе, наносит смертельный удар по демографии

    народов. На показателях рождаемости сказывается и процесс урбанизации. Для городского населения обычно характерен более низкий уровень рождаемости, чем для сельского населения.

    Однако и эта зависимость не абсолютна. В специальной литературе показано, что в условиях современной весьма специфической сверх урбанизации в развивающихся странах более высокий уровень рождаемости иногда наблюдается именно в крупных городских агломерациях. Обычно это связывают с сокращением интервалов между рождениями из-за несоблюдения традиционных табу половой жизни (поскольку контроль над рождаемостью там еще не получил широкого распространения).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Основы этнодемографии: Учебное пособие (Казьмина О.Е., Пучков П.И.)

    2. Осиповский С.Н. Влияние религии на современное общество: социально- философский

    аспект -2010. - №103.

    3. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Инфра-М, 2005.

    4. Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. - М.:

    Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

    5. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года /

    Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.


    написать администратору сайта