Главная страница
Навигация по странице:

  • Развивающее обучение

  • Технология уровней дифференциации

  • Технология проблемного обучения.

  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

  • Технология формирования ключевых компетентностей (метод проектов)

  • Технология критического мышления.

  • Тренинги как виды интерактивных технологий.

  • Технология «портфолио».

  • Кейс-технологии (метод анализа ситуаций).

  • Технология педагогических мастерских.

  • ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

  • Технология интеллект-карт.

  • Задание 3. Составление тезисов к обсуждению следующих вопросов: Почему ИКТ необходимы в дополнительном образовании

  • Каков потенциал применения ИКТ в работе с младшим школьным возрастом (средним, старшим)

  • Какие из информационных технологий вы считает эффективными Почему

  • Приведите конкретные примеры использования ИКТ в дополнительном образовании с обоснованием формы ИКТ.

  • Задание 4 «Использование электронного учебника в дополнительном образовании»Введение Актуальность

  • «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения дополнительного образования». Цель

  • Объект

  • Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения дополнительного образования

  • Программные обеспечения, поддерживающие создание ЭОР - Microsoft PowerPoint, AutoPlay и Microsoft Publisher

  • Применение ЭОР педагогами в повышении качества обучения и их эффективность

  • Показатели результативности Практический опыт показал, что использование ЭОР позволяет достичь положительных результатов

  • контрольная. Способы эффективного формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования


    Скачать 43.14 Kb.
    НазваниеСпособы эффективного формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования
    Анкорконтрольная
    Дата30.03.2023
    Размер43.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3.2.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #1026469

    Самостоятельная работа по теме 3.2.

    Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об основныхобразовательных технологиях как способе мотивации учащихся системы дополнительного образования;  формирование умения использовать информационные технологии в дополнительном образовании.

    Задание 1. 

    Оформите педагогическую разработку в виде реферата на тему «Способы эффективного формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования»

    Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

    Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивацииобучающихся на занятиях в объединениях художественной направленности, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

    Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

    • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия педагогами отдела ИЗО и ДПИ учитываются несколько видов побуждений обучающихся: опора на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызов мотивов относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиление мотивов ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

    • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагоги стараются ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

    • Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

    Немаловажной есть необходимость обучения ребенка самого ставить перед собой цели и всегда поддерживать его познавательный интерес. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

    Познавательный интерес - это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

    Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

    1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

    2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

    3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

    4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.

    5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

    6. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

    7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

    Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

    Задание 2.

    На основе материалов лекции выберите несколько (не менее 3) образовательных технологий дайте им характеристику, разработайте учебную ситуацию, в которой данные технологии выступят как эффективный способ мотивации учащихся системы дополнительного образования, докажите конкретными примерами.

    Развивающее обучение – этобольше, чем технология, это дидактическая система. Но именно она дала толчок к активному применению нашими педагогами различных инновационных технологий. Авторы - Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Это пионеры российской развивающей школы, пропагандирующие активное участие обучаемых в процессе обучения. Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога.  Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация. Основными положениями развивающего обучения являются: развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; активное участие обучаемых в процессе обучения; обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; осознание обучаемым значимости изучаемого материала; ведущая роль отводится теоретическим знаниям; стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

    Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение). Авторы -    Т.К.Донская,  В.В.Фирсов,  И.Э.Унт,  А.С.Границкая. Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности.

    Технология проблемного обучения. Самые популярные разработки этой теории предоставили следующие авторы - Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь и др.  Данная технология предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности участия по решению учебных проблем. В ходе  урока ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе, с учётом уже известного. Решая проблему, ученик должен контролировать траекторию продвижения к выводу, вносить коррективы, искать дополнительную информацию. Проблемный урок резко повышает мотивацию к обучению, особенно если проблема приближена к жизни.

    ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Разработчики - М.В.Моисеева, Е.С.Полат,  М.В.Бухаркина, Захарова И.Г. Технология предусматривает Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа.

    Технология формирования ключевых компетентностей (метод проектов) Метод проектов  предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций,  в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются функции участников процесса. Учитель – консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает.  Ученик – выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает. Этапы работы над проектом (поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный) имеют свои особенности в зависимости от возраста учащегося и вида проекта. В основе проектирования лежат метапредметные и надпредметные способы деятельности.  

    Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и новых информационных технологий. Можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации, появляются новые современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные: библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции и др.   Авторы - Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю. 

    Технологии тьюторства. Технология разработана Дж. Ланкастером, А.А.Ремневым, С.В.Федотовой. В школьной практике используется два вида проявления тьюторства.  1.  Учитель-тьютор. Его функция – организовать групповое взаимодействие по решению проблемы, проведению исследования, осуществлению проекта, указать источники информации, направлять поиск идей, помочь устранить тупиковые ситуации и осуществлять контроль. Главная задача учителя – обеспечить постоянное внимание и поддержку учащимся. 2. Тьютор (учитель или ученик) – держатель опыта, который знает, «как надо делать». Форма работы – трансляция опыта деятельности тому, кто не знает «как надо делать» в свободном нерегламентированном общении в рамках малой (референтной) группы. В результате члены микрогруппы накапливают опыт, аналогичный тьюторскому. Показательно то, что тьютор, рассказывая о своем усвоении опыта, описывает все его трудности и находки, тем самым предупреждая подопечных от повторения собственных ошибок.

    Тьюторами могут быть ученики, успешно усвоившие материал, или подготовленные в опережающем плане, ученики старших классов при организации обучения в разновозрастной группе. Выполняя такого рода работы, тьюторы сами продвигаются в собственной подготовке. Высокий уровень освоения материала в режиме технологии тьюторства объясняется тем, что школьники лучше понимают своих ровесников, им легче общаться с ними, ученики-тьюторы стараются передать информацию интересней, они знают что может заинтересовать их сверстников. Кроме того, у тьюторов высока степень ответственности за свою деятельность. Тьюторство можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе.

    Технология  критического мышления. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить.

    Особенность структурной организации технологии РКМ – наличие 3 стадий учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе вызова актуализируются имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале, определяются цели деятельности. Возможные приемы и методы: составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Наиболее используемыми на стадии осмысления (или реализации смысла) приемами являются способы графической организации материала: денотантный граф, лестница суждения и расширения понятий, кластер (от англ. – гроздь), коллаж, ментальные карты, которые можно использовать при принятии решений, создании новых идей, проектов, анализа информации. На стадии размышления (рефлексии) происходит осмысление учащимися приобретенных знаний и собственных мыслительных процессов, корректировка привычных представлений об изучаемом. Помогают в этом приемы: синквейн, фишбоун («рыбьи косточки» - метод «за и против»). Использование техник графического уплотнения позволяет комплексно оказывать влияние на все 3 канала восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический) одновременно, делает усвоение материала осознанным и системным.

    Тренинги как виды интерактивных технологий. Разработчики - Курт Левин, Е.В.Сидоренко, А.П.Ситников. Тренинги включают в себя ролевые игры, командную или групповую работу, выполнение практических заданий. Также эта форма обучения помогает систематизировать имеющиеся у участников знания и опыт деятельности, осознать степень своей компетентности. Тренинг – это форма обучения, которая построена на взаимодействии, на поиски актуального знания: главное отличие тренинга от лекции или семинара заключается в том, что в нем работают знания, умения и тренера и группы. Каждый участник является источником примеров, с которыми можно поработать, способов решения сложных задач, каждый имеет возможность получить так называемую «обратную связь» от других участников. В тренинге обучение происходит через модели, игры, упражнения.

    Технология «портфолио». Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представлять отчет по процессу обучения, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса учащегося в обучении, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как: поддерживание и стимулирование учебной мотивации  учащихся, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную деятельность. 

    Кейс-технологии (метод анализа ситуаций). Кейс-метод (метод коллективного анализа ситуации) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. сase – «случай»). Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший. Интеграция методов познания в кейс-методе: моделирование; системный анализ; проблемный метод; мысленный эксперимент; методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, «мозговой штурм» и др.  Кейс-метод – специфическая разновидность проблемной технологии, в которой процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся. Формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-технологию иногда называют Гарвардская технология. Для российской школы эту технологию адаптировал  В.Д.Киселев.

    Технология педагогических мастерских. Авторы - П.Ланжевен, Анри Валлон, Э.С.Соколова, Жан Пиаже и др. Мастерская позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

    Этапы работы мастерской:

    1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

    2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    3. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.

    4. «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем,  все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

    5. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории, ознакомление с ними, обсуждение.

    6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающийся к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

    7. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

    ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор - Г.С.Альтшуллер. Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки и техники. В практике обучения широко используется техника АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач. Существуют и иные подходы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал. Большая часть этих методов являются эвристическими. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории (в отличие от ТРИЗ). Это – «Метод проб и ошибок», «Мозговой штурм», «Метод синектики», «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов», «Метод контрольных вопросов».

    Технология интеллект-карт. В основе майндмэпинга лежит теория радиантного мышления, предложенная Т.Бьюзеном, основанная на создание в сознании человека системы ассоциативных понятий. Суть технологии заключается в развитии у школьников способности воспринимать и перерабатывать различные виды информации, в разных графических и текстовых формах. Освоение информации учениками осуществляется через использование: визуального ритма, визуальной структуры, цвета, образов (воображения), графического представления информации, оперирования с многомерными объектами, пространственной ориентации, гештальта, ассоциаций.

    Задание 3.

    Составление тезисов к обсуждению следующих вопросов:

    Почему ИКТ необходимы в дополнительном образовании?

    Ответ:  XXI веке уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные системы. На сегодняшний день большинство учреждений дополнительного образования  имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо  не только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно их применение во всех творческих объединениях различной направленности.

    Любой обучающийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходиться находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.

    Использование сети Интернет даёт доступ к различным библиотекам, позволяет  участвовать, как обучающимся, так и педагогам дополнительного образования и методистам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть Интернет позволяет всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас в сети Интернет существует большое количество ресурсов, созданных и поддерживаемых обучающимися учреждений дополнительного образования детей, а также педагогами.  Такие проекты развивают самостоятельность, коллективизм (так как поддерживаются данные проекты обычно группой обучающихся), целеустремлённость.

    Используя информационные технологии, учреждения дополнительного образования поощряют педагогов  на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся.

    Каков потенциал применения ИКТ в работе с младшим школьным  возрастом (средним, старшим)?

    Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

    Какие из  информационных  технологий вы считает  эффективными? Почему?

    1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).
    2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы). Различают следующие классификации педагогических игр:
    • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
    • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
    • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
    • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
    3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
    4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
    5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
    6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
    7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.

    Приведите конкретные  примеры использования ИКТ в дополнительном образовании с обоснованием формы ИКТ.

    Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему дополнительного образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей.
    Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:

    организацию семинаров и учебных курсов по применению в обучении новых ИТО;

    создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

    активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в рамках международной информационной сети по ИТ;

    разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

    Задание 4 

    «Использование электронного  учебника  в дополнительном образовании»

    Введение

    Актуальность исследования обусловлена потребностью создания и применения электронных образовательных ресурсов для повышения качества обучения дополнительного образования.

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные образовательные ресурсы позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его  более интересным и привлекательным для учащихся.

    Анализ ситуации на рынке программного обеспечения позволил сделать вывод, что у нас есть учителя, педагоги, специалисты, готовые и стремящиеся внедрять новые программно – методические разработки, современные формы и методы обучения на практике. В настоящее время существует достаточно много образовательных компьютерных программ, что в принципе, должно освободить педагога от необходимости создания электронных образовательных ресурсов. Однако готовые компьютерные программы могут использоваться только для определенных аспектов преподаваемого материала. Для различных образовательных общеразвивающих программ необходимы отдельные компьютерные программы, что нарушает их целостность. В процессе информатизации образования для повышения его качества последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы: приобретается компьютерные оборудование, идет подключение к сети Интернет. Успешное технологическое и техническое обеспечение информатизации образовательных организаций актуализирует проблему создания и внедрения электронного конвента в учебный процесс, не связанных с изучением информатики.

    Для решения этой проблемы дополнительном образовании все более актуальной становиться разработка собственных электронных образовательных ресурсов для каждой образовательной общеразвивающей программы.

    Использование этих ресурсов в учебном процессе позволяет воспитаннику получить расширенную информацию по изучаемому направлению, увеличивает его образовательный потенциал. Таким образовательным ресурсом являются электронные разработки, содержание которых должен соответствовать целям и задачам образовательной программы, уровню аудитории, технической оснащенности и т.д.

    Все выше изложенное позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в применении электронных образовательных ресурсов для повышения качества обучения дополнительного образования.

    Актуальность, практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему доклада «Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения дополнительного образования».

    Цель исследования – разработка электронных образовательных ресурсов педагогами как условие повышения качества обучения дополнительного образования

    Объект исследования – качество обучения дополнительного образования.

    Предмет исследования – электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения ДО.

    Гипотеза: качество обучения дополнительного образования повысится если:

    - проводить обучение дополнительного образования на основе информационно-коммуникационных технологий;

    - разработать электронные образовательные ресурсы в соответствии с образовательными программами

    - обучение дополнительного образования с помощью электронных разработок будет доступно любому педагогу, имеющему ПК и владеющему современными компьютерными программными средствами

    Исходя, из гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

    - исследовать и изучить педагогическую и научную литературу по заданной теме;

    - рассмотреть электронные образовательные ресурсы как средство повышения качество обучения дополнительного образования;

    - проанализировать применение ЭОР педагогами в повышении качества обучения и проверить их эффективность

    Для достижения цели исследования, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    - теоретический анализ литературы по проблематике исследования;

    - сравнительно-сопоставительный анализ использования ИКТ в учебном процессе.

    1. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения дополнительного образования

    ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

    Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения. Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.

    ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

    • Мультимедийность.

    Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

    • Интерактивность.

    Интерактивность в ЭОР обеспечивается:

    - множественным выбором из элементов множества;

    - вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок;

    - активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов;

    - перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;

    - объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

    Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

    • Доступность.

    Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время. Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это необходимость обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ)".

    • Универсальность.

    Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному учебно-методическому комплексу и позволяет формировать знания, умения. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному направлению, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

    Типы электронных образовательных ресурсов

    Информационные. Использование этих ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с: текстами, иллюстрациями, анимациями, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями.

    Практические. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, выполнение заданий и решению задач с подсказками и без, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажёров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

    Контрольные. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

    Комплексные ЭОР. К ним относятся тематические подборки, различные ЦОР по предметам, направленностям.

    При создании учебных материалов ставятся педагогические цели, например, достигнуть высокого качества обучения конкретному курсу материально-технических, кадровых, групповых, временных или других ограничениях. Они опираются на возможности ЭОР. Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ - поддержки обучения посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

    Задачи создания электронных образовательных ресурсов

    1. Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

    2. Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.

    3. Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ, в том числе:

    - создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

    - возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

    - возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;

    - возможность распространения на локальных носителях.

    Уровни электронных образовательных ресурсов:

    Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

    ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

    Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

    Программные обеспечения, поддерживающие создание ЭОР - Microsoft PowerPoint, AutoPlay и Microsoft Publisher

    Это программа для создания и проведения презентаций, при этом презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для лучшего восприятия информации, что очень удобно для реализации функций дидактического процесса. Однако без специализированных знаний разработчику будет сложно создать полноценный интерактивный ЭОР.

    Объединяет в себе два типа программ – графический редактор и инструмент для слайд-шоу. Подобных программ множество, но отличие PowerPoint состоит в том, что ее графические возможности ориентированы именно на составление презентации, то есть не только картинок, но и сопроводительного текста и многочисленных дополнений для оживления показа. Кроме того, файл презентации единый, то есть не разбит на отдельные кадры-картинки.

    Важное отличие также в том, что PowerPoint формирует очень экономный, малый по размеру файл, который легко открывать и пересылать по электронной почте.

    Это программа для визуального создания оболочек (небольшая программа с набором функций для просмотра и работы с содержимым диска) автозапуска дисков. Безусловно, это слишком узкое определение возможностей AutoPlay Media Studio 8.0. При помощи неё вы сможете создавать электронные учебники, CD\DVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио и\или видео плееры, небольшие каталоги товаров или услуг и так далее.

    AutoPlay Media Studio собрано большое количество визуальных инструментов и настроек, которые позволят Вам создавать программы «быстро и легко». Особенно, если применить сторонние специализированные программные средства для создания графических, видео, аудио, анимационных и других объектов.

    AutoPlay Media Studio как программа для создания презентаций, возможно будет не очень удобна и слишком сложна, по сравнению с Microsoft PowerPoint. Но как программа для создания меню диска - то, что нужно.

    Это программа, предназначенная для оформления профессиональных рекламно-маркетинговых материалов. Данное приложение позволяет создавать любые текстовые и графические материалы для печати, публикаций в интернете и отправки созданных документов при помощи рассылок или почтовых служб. С помощью Publisher 2019 пользователь может создавать визитки, буклеты, листовки, плакаты и другую печатную продукцию, необходимую в любой сфере деятельности.

    Выше перечислены современные программные обеспечение которые обширно применяются в разных сферах деятельности.

    1. Применение ЭОР педагогами в повышении качества обучения

    и их эффективность

    Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как дополнительный инструмент обучения, должен привести к повышению интереса обучающегося к изучаемой направленности, повысить качество усвоения учебного материала, получению расширенных знаний по тематикам направлений, повышению качества обученности. Применение ЭОР и соответствующих программных средств позволит сделать процесс обучения индивидуальным и позволит обучающимся более рационально планировать свободное от учебных занятий время и особенно повысить качество проведения практических и лабораторных занятий за счет предварительной самостоятельной подготовки обучающихся к ним. Также применение ЭОР позволит обучающимся самокритично и объективно оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации.

    Большую роль при этом играют не традиционные бумажные носители знаний – учебники, справочники, энциклопедии, а электронные ресурсы.

    Чаще всего наши педагоги используют презентационный материал. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентации можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.

    Анимации и иллюстрации, например, используют при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы.

    На занятиях обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц воспитанники учатся анализировать, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал.

    Также на этапах повторения и закрепления материала педагоги используют интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и самостоятельно разработанные в программном обеспечении AutoPlay Media Studio 8.0 содержащиеся на дисках.

    Таким образом, электронные образовательные ресурсы позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия:  выявлятьособенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);анализироватьрезультаты наблюдений,  выявлять сходство и различия объектов;устанавливатьпричинно-следственные связи и зависимости между объектами.

    Кроме того, ЭОР развивают и регулятивные учебные действия: планироватьрешение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);осуществлятьитоговый контроль деятельности.

    Показатели результативности

    Практический опыт показал, что использование ЭОР позволяет достичь положительных результатов, а именно:

    • повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого направления;

    • создание положительной мотивации обучения (по результатам диагностик);

    • формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;

    • повышение профессиональной компетентности педагога в области новых педагогических технологий.

    Личный опыт педагогов использования, различных ЭОР их педагогическую деятельность, высокое качество и доступность ЭОР для освоения педагогами, позволило обеспечить на занятиях:

    - повышение качества обучения и эффективности подготовки воспитанников за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;

    - дополнительную мотивацию обучающихся и стимулирование их интереса к обучению;

    - мотивацию педагогов к использованию на занятиях современные электронные образовательные ресурсы;

    - снижение временных затрат педагогов при подготовке к занятию и во время занятия;

    - реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в дополнительном образовании

    Чтобы обогатить занятие, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для объяснения нового материала, закрепления темы, контроля над усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий, нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками занятий с использованием ИКТ, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый педагог может выбрать для себя нужное, необходимое. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

    Заключение

    Таким образом использование электронно-образовательных ресурсов вносит в образовательную деятельность дополнительного образования положительные коррективы: обучение становится для обучающихся увлеченным и интересным, это способствует всеобщему развитию детей. Использование электронно-образовательных ресурсов призвано облегчить и усовершенствовать творческую деятельность, как педагогов, так и обучающихся. Реализация информационно-образовательной среды в дополнительном образовании детей определяется качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. В электронных образовательных ресурсах применяется множество различных материалов, которые делают обучение более эффективным и занимательным, а также повышает эффективность учебной и трудовой деятельности обучающихся, расширяет зону индивидуальной активности каждого из них, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    написать администратору сайта