Главная страница

Таблица. Сравнение эмпирического и рационалистического метода Критерии сравнения


Скачать 60 Kb.
НазваниеСравнение эмпирического и рационалистического метода Критерии сравнения
АнкорТаблица.doc
Дата21.02.2017
Размер60 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТаблица.doc
ТипДокументы
#2969

Сравнение эмпирического и рационалистического метода

Критерии сравнения

Эмпирический метод

Рационалистический метод

Бэкон

Локк

Гоббс

Декарт

Спиноза

Лейбниц

Роль разума в познании

Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы.

уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности. 

философия должна опираться на разум как на твердую основу

"Только один интеллект способен познать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти"

Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями, кот. отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего - математические понятия).

Истинное знание достижимо только на основе разума и интуиции

Роль чувств в познании

Он подчеркивал определен-ное единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума в познании, а также раци-оналистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум исто-чником и критерием истинности.

необходимое условие познания

нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах

чувства и опыт основной источник ошибок и заблуждений. "Поскольку чувства иногда нас обманывают, я рискнул предположить, что ничто не является таким, каким оно представляется нашим чувствам".

Чувственное представление - низший род знания

 Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным

Источник научных знаний

Чувственность, чувства

Способности разума к познанию мира определяются ощущениями, опытом, выступающими в качестве источника знаний

только ощущение, а идеи – это уже результат восприятия.

эксперимент - для анализа механики тела; интроспекция - для изучения души.

Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.

"Я не усматриваю, для чего нужно рассматривать все сомнительное как ложное: это значит не устранять пред- рассудки, а ставить на их место другие", - пишет Лейбниц в "Замечаниях к общей части карте-зианских "Начал"". Не согласен Лейбниц и с тем, что ясность и отчетлив-ость являются крите-риями истинного знания. Само по се-бе, согласно Лейб-ницу, это требование вполне законно, но недостаточно для установления истин-ных оснований на-уки. 

Отношение к метафизике

Её законы служат объяснению видимого многообразия природы; метафизика уделяет внимание изучению конечных причин (целей) и изучению или раскрытию формальных причин (форм).

В работах Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизики, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот общественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

Кроме возра-жений, которые вызывают мета-физика и этика Гоббса, есть ещё моменты, кото-рые также вызы-вают возра-жения. Это, что он всегда рас-сматривает на-циональные ин-тересы как це-лое и молчаливо допускает, что основные инте-ресы всех граж-дан одинаковы.

метафизика должна начинаться с несомненной констатации какого-либо существования.

Свою метафизику Спиноза строит по аналогии с логикой в «Этике», его основном произведении. Что предполагает: задание алфавита (определение терминов), формулировку логических законов (аксиом), вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий.

«Рационалистическая метафизика Лейбница, порожденная простым превращением формальной логики в метафизику без учета критерия эмпирической значимости, на современный взгляд не является необходимым космологическим следствием его логического учения».

Роль Бога в мироздании

И природа и Писание — дело рук Божьих, поэтому они не противоречат друг другу. Истинно и то и другое. Но сам Бэкон занимается познанием природы.

Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела

Бог сотворил мир, явился первотолчком, задавшим телесной субстанции количество движения, и далее он уже не вмешивается в дела мира, где все осуществляется по законам механики.

Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего».

Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. 

Функции идеи Бога в познании

Бэкон признает существование Бога, но Бог в его философии практически не играет никакой роли.

Он отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.


Гоббс отрицает возможность Идей или образа бога

Бог - посредник между мыслящим субъектом и природой

под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Бог Спинозы полностью лишён «аффектов», то есть эмоций. С точки зрения Спинозы, чем рациональнее, тем ближе к Богу.

 Бог — это актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида.

Решение проблемы субстанций

субстанции как предельного основания бытия

гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания

считавший, что существует только одна субстанция — телесная, или материальная, которая также является и мыслящей субстанцией.

субстанция представляет собой единство субъекта и объекта

Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение.

аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления и множественности

Критерии истины

Опыт

Теория истины как опытной подтверждаемости

 непротиворечивость суждения, а не соответствие нашего знания материальному миру

Ясность и отчетливость представлений; разум.

критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений. Было бы неправильно отрицать определенную роль этих критериев в познании.

 она сосредоточена на изучении самого теоретического контекста, на сравнении одних предложений с другими, т.е. находится ближе к реалиям научного мышления с его процедурами аргументации, отбора гипотез, проверки на непротиворечивость и т.п.

Соотноше-ние души и тела

как душа выражается и обнаруживается в теле и как тело воздействует посредством впечатлений на душу. 

Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним.

Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. 

Если у животных нет души и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно

 "ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"

Отношение между душой и совокупностью монад, образующих тело, – просто один из случаев всеобщего отражения. История каждой из монад есть развертывание ее состояний согласно ее собственному внутреннему принципу.

Виды научных знаний, которые развива-лись под влиянием данного метода

Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее изучения посредством опыта заложили основу новой науки – экспериментального естествознания, а также сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв. 

социология

Теория государства 

 аналитическая геометрия

естественнонаучное знание

математика


написать администратору сайта