Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

  • Структурный анализ мировоззрения

  • Основные черты мифологического и религиозного мировоззрения Мифология

  • Специфика философского мировоззрения

  • Первоначальное становление основных категорий философского мировоззрения

  • Ответы на вопросы. Почему Н.А.Бердяев считал философию эротической формой знания

  • Почему философия не является и не может являться наукой

  • Как соотносятся философия и свобода

  • Сравнительный анализ форм объективированного мировоззрения. Сравнительный анализ форм объективированного мировоззрения


    Скачать 31.71 Kb.
    НазваниеСравнительный анализ форм объективированного мировоззрения
    Дата28.09.2022
    Размер31.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСравнительный анализ форм объективированного мировоззрения.docx
    ТипКонтрольная работа
    #701862

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    Кафедра Философии

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

    По дисциплине «Философия»

    Тема: «Сравнительный анализ форм объективированного мировоззрения»

    Выполнил:

    студент

    группа
    Проверил:

    преподаватель
    доктор философских наук, доцент

    Регистрационный № _________

    Обучение: заочное с применением дистанционных технологий Курс: 2
    Направление:



    Дата сдачи контрольной работы на кафедру «____» __________________ 2022 г.

    РЕЦЕНЗИЯ
    Контрольная работа выполнена в________________________ объеме в соответствии с заданием.
    Замечания: ______________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________
    Оценка ________________ Подпись преподавателя __________________________

    1. Структурный анализ мировоззрения

    Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

    Мировоззрение – это сложное явление духовного мира человека, вбирающее в себя все грани взаимодействия объективного мира и отдельного индивида.

    Компонентами мировоззрения являются: знания, навыки, ценности, идеалы и принципы. Механизмами выработки мировоззрения выступают: разум и рассудок, вера, воля.

    Мировоззрение неотделимо от человека вследствие его разумности и активного отношения к окружающей среде. Но человек – существо общественное, социальное. Поэтому наряду с индивидуальным (личностным, присущим только конкретному человеку мировоззрением), выделяют мировоззрение объективированное.

    Объективированное мировоззрение – это система взглядов, содержание которой не зависит от сознания конкретного человека, но существуют исключительно через это сознание. К объективированному мировоззрению относятся: мифология, религия и философия. Так как эти формы мировоззрения являются отражением коллективного опыта человечества, то есть в их содержание внесли вклад целые поколения людей. Мифология, религия (в её развитых формах) и философия возникали последовательно во времени. Мифология появилась первой, в самой глубокой древности – уже у первобытных людей начали формироваться примитивные мифы. Затем, в недрах мифологии, начали возникать религиозные воззрения. Но религия в развитой форме является самостоятельной формой мировоззрения. Философия возникла последней по времени и стала самой зрелой, высшей формой мировоззрения, так как она строго логична и рациональна.


    1. Основные черты мифологического и религиозного мировоззрения

    Мифология (от греческих слов mythos – «сказание» и logos – «знание») – это двоякое явление: как один из исторически первых вариантов осмысления мира древними обществами (рассказы о богах и героях) и как форма объективированного мировоззрения современного человека. Мифология характеризуется тем, что в ней человек и мир фактически тождественны, неразличимы (синкретизм). Синкретизм – это понятие, которое буквально означает «нерасчленённость». В мифологии синкретизм проявляется в объяснении мира через перенос человеческих качеств на него (антропоморфизм) и в отсутствии четкого деления на естественное и сверхъестественное. Антропоморфизм – это приписывание явлениям природы (стихиям, растениям, животным) человеческих качеств, таких как: разум, речь и т.д. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, похожие по содержанию мифы существуют у всех этносов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единственной универсальной формой сознания древних людей. Он отражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался.

    Наиболее общими чертами мифологии выступают: 1) мир рассматривается как нерасчлененное целое, где главным элементом выступает не человек, а закономерность мира как необходимость. Отсюда мир четко структурирован, а в отношении человека прописан порядок и нормы поведения; 2) главной характеристикой мира выступает время, где прошлое доминирует над настоящим и будущим; 3) мир представлен в эмоционально-образной форме, воля мира является главной закономерностью, определяющей все; 4) человек всегда ограничен волей мира, рода, а его проявление свободы специфично отсутствием ответственности. В мифе фактически отсутствует мораль.

    Религия (от латинского слова religare – «связывать») – учение о связи человека с богом. Является вторым (после мифологии) типом объективированного мировоззрения и представляет собой особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное (богов, духов), включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Это – более зрелая форма мировоззрения, чем мифология. В ней устройство мира постигается не мифическими, а другими способами: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимость человека и природы; б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие надприродного (божественного), так как порожден им; в) сверхъестественный (божественный) мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира надо просто верить; г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва; д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главным является достижение единства человека с богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

    Религия является достаточно самостоятельным явлением в сфере человеческой культуры. У неё есть следующие функции: 1) мировоззренческая функция религии реализуется благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу; религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку); 2) регулятивная функция – религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право; эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера; 3) компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях (например, утверждается, что души умерших людей продолжают своё существование и это даёт надежу на встречу с ними в будущем), показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций; 4) коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу совершения религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии; 5) воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.



    1. Специфика философского мировоззрения


    Особенности философского мировоззрения:


    • Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь на рациональные знания.

    • Философское мировоззрение имеет сложную структуру, внутри философии много разделов (о них речь пойдет позже).




    • Философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная (содержание философии логично, имеет внутреннее единство и систему; опирается на четкие понятия и категории).




    • В отличие от мифологии и религии, философия в осмыслении мира опирается на научные знания (а не на вымысел, как мифология либо безоговорочную веру, как религия).




    • Философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы мира и человеческого существования в нём (например: Как возник мир? Есть ли «сценарий» развития мира? Как возник человек?).




    • Философское мировоззрение основано на рефлексии (с лат. – «обращение назад»). Рефлексия – это способность человеческого разума, направленная на осмысление собственных действий индивида и их последствий (самопознание).




    • Философия во многом субъективна, то есть несёт в себе отпечаток личности отдельных философов (это её отличает от науки).




    • Философское мировоззрение является совокупностью знаний, ценностей и нравственных идеалов своего времени (эпохи).




    • Философское мировоззрение хоть и испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами, в то же время оно динамично – постоянно развивается и неисчерпаемо по своей сути.


    Так как философия пытается ответить на множество сложных вопросов (базовые вопросы), на которые невозможно дать однозначные ответы, то внутри философии множество школ, течений и направлений. Таким образом, философия является крайне плюралистичным знанием (от лат. pluralis – «множественный» – это позиция, согласно которой существует множество независимых форм знания) и состоит из спора философов различных эпох и направлений. Философия является очень объёмной развивающейся системой и включает в себя следующие основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология и праксиология.

    1. Первоначальное становление основных категорий философского мировоззрения

    Мировоззрение возникло в тот период, когда человек выделился из мира животных, и условием его существования стала сознательная коллективная деятельность. Но в этот период он еще не вполне осознавал своего отдельного от окружающей действительности существования, еще не было четкого различия между миром реальным и миром воображаемым. В то же время человек уже понимал, что в своей деятельности он руководствуется сознанием.

    В данный период складывалось мифологическое мировоззрение. Миф означает одухотворение всего существующего Человек полагал также, что успех или неудача деятельности зависят от духов, или, как их впоследствии стали называть, богов: бог солнца, бог огня, бог плодородия, бог охоты и т д. Духи по образу и подобию людей разделялись на добрых и злых.

    Формой существования и выражения мифов являлись сказания, в которых в виде образов давалось представление о происхождении существующих процессов, проявлениях сил природы и человеческих взаимоотношений. В них содержалось стремление человека понять, как-то объяснить возникновение мира и человека, причины природных процессов, деятельности и поступков людей.

    Воплощенные в мифах представления закреплялись в обрядах, верованиях, обеспечивая сохранность традиций, обычаев, норм поведения, регулирующих взаимоотношения между людьми, а также их отношение к природе. В них запечатлевалась накапливаемая мудрость народа, способы деятельности и нормы морали, эстетическое понимание ценности и красоты природы и человеческих отношений.

    Второй формой мировоззрения стала религия, хотя четкого ее разграничения с мифами не существует. Религиозное мировоззрение складывалось по мере отделения умственного труда от физического и осознания различия между душой и телом, идеальным и материальным.

    Сущность религиозного мировоззрения заключается в удвоении мира, его разделении на духовный и материальный, причем первый представляется как творящий, небесный, а второй как сотворенный, земной. Основу религии составляет вера в существование той или иной разновидности идеальных, духовных сил, отделенных от природы и человека, управляющих ими.

    Способом существования религиозного мировоззрения как особой формы общественного сознания является вера в бога как творца всего существующего, а также настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человека. Внешней формой проявления религии является культ как система веками сложившихся ритуалов, обрядов, в которых воплощается вера в потусторонние силы и проявляются индивидуальные чувства человека.

    В религиозном мировоззрении закреплялись накапливаемые общечеловеческие ценности, различие добра и зла, нормы нравственности, вера в духовные силы, отделенные от человека и воздействующие на его деятельность и поведение.

    Возникновение философского мировоззрения явилось выражением стремления человека к совершенствованию реальных условий своего существования. Философия – ядро мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом яснее различных форм отношения человека к природе, обществу, человека к человеку. Это было становление принципиально нового мировоззрения, основой которого стал разум. Его назначение – рациональный поиск как сути самого человека, так и условий жизнедеятельности общества.

    Ответы на вопросы.

    1. Почему Н.А.Бердяев считал философию эротической формой знания?

    Творческий акт познания есть акт избирающей любви, избирающей среди дурной множественности единое хорошее. Избирающая любовь – необходимая предпосылка философского познания. Подлинный философ – человек влюбленный, избравший предмет познавательной любви. Творческое философское познание есть прекращение сомнения над тем, кого избрал и полюбил. Влюбленный творческим актом избирает, кого полюбить среди дурной множественности женщин. Влюбленному нечего говорить, что кроме избранной и любимой им есть много женщин не худших, а даже лучших. И влюбленному философу нечего говорить, что кроме избранной и любимой им истины есть еще множество истин не менее правдоподобных. Философское познание невозможно без Эроса. Пафос философии – эротический пафос. Философия критическая, раздвоенная, сомневающаяся не знает философского Эроса, не имеет пафоса познавательной любви. Философия потому есть искусство, а не наука, что она предполагает Эрос, любовь избирающую. Эротическая, брачная окраска философских постижений и прозрений радикально отличает философию от науки. Философия – эротическое искусство. Самые творческие философы – философы эротические, как, например, Платон. Философы, лишенные эротики, быть может, более приближаются к наукообразному типу, но в философии их нет таких творческих прозрений. Философия рвется к брачной тайне познания. Брачную тайну познания отрицает критическая философия, и в этом ее грех перед вековечными философскими упованиями. Философское познание как творческий акт есть брак по любви. Критическая, наукообразная философия хочет превратить философию в брак по расчету, хочет не опасной влюбленности, а безопасного семейного благоустройства, и потому отрицает тайну брачную, тайну любви. Творческая философия – искусство познавательной любви, а не наука познавательного семейного благоустройства.

    1. Почему философия не является и не может являться наукой?

    От философа требуют оправдания его интуиции научными, дискурсивными, принудительными критериями, лежащими вне философии и вне творческой интуиции потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях. Но философ не обязан понижать себя и свое дело до низшего уровня общения на почве необходимости. Интуиция философа должна оставаться на высоте и там оправдывать себя, как бы он ни страдал от разобщенности и от возникшего на почве этой разобщенности отрицания общеобязательности в его творчестве. Творчество не должно быть понижено в качестве для большей общеобязательности, т.е. большей приспособленности к низшим формам общения, – это грех против Духа Святого. Философ может быть более всех приобщен к соборному, вселенскому разуму, но он может быть одинок и не понят среди людей, разобщенных с этим разумом и потому отвергающих общеобязательность его дела. Критерий соборности, общности, вселенскости не есть критерий количественный, критерий большинства. Соборность есть качество сознания. Требование, чтобы наука обосновывала и ограничивала философскую интуицию, есть лишь постановление большинства голосов, приспособляющихся к необходимости. Для философа, покорного лишь голосу вселенского разума, это человеческое требование не обязательно и воспринимается как неприятный шум.

    1. Как соотносятся философия и свобода?

    Творческая философия не может быть философией академической, государственной, буржуазной философией. Философ – свободный, не зависимый от "мира", ни к чему не приспособляющийся человек. Философ не может служить государству или политическим партиям, академиям или профессиональным целям. Философ не может служить благу людей, не может быть на службе у людей и у частных целей человеческих. Говорю о философии как творческом акте, а не о философии как системе приспособления. Философия новых времен была слишком поглощена проблемой науки, поразившей человеческое воображение. Философия превратилась в теорию научного познания, в логику науки. Она пожелала "ориентироваться" на науку. Само философское познание как самостоятельный акт было заслонено проблемой научного познания. Объектом философии оказалась наука, а не бытие. И метод философствования силится быть научным в соответствии со своим объектом. Но философия должна, наконец, освободиться от этой исключительной поглощенности проблемой науки. Искусство философии обязательнее и тверже науки, первее науки, но оно предполагает высшее напряжение духа и высшую форму общения. Тайна о человеке – исходная проблема философии творчества.



    написать администратору сайта