Реферат. Сравнительный анализ подхода к проблеме познания у Платона и Аристотеля
Скачать 40.42 Kb.
|
Реферат на тему: «Сравнительный анализ подхода к проблеме познания у Платона и Аристотеля». План 1. Введение 2. Принципы метафизики и теории познания Платона 2.1 "Вторая навигация", или открытие метафизики 2.2 Структура идеального мира, мир идей 2.3 Бог и божественное у Платона 2.4 Гносеология Платона 3. Принципы метафизики и теории познания Аристотеля 3.1 Метафизика у Аристотеля 3.2 Бытие и его смысл 3.3 Проблематика субстанции, материи и формы 3.4 Душа и её трёх частность 3.5 Основные принципы познания Аристотеля Заключение Список литературы 1. Введение Общепринятого определения, равно как и общепринятого представления, о предмете философии, не существует до сих пор. В истории существовало немало различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают науку о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, основным вопросом которой является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. С Платона начинается преобразование греческой мудрости в метафизику как таковую. Греческая мудрость подразумевает способность называть вещи так, чтобы всегда их узнавать, мудрость становится метафизической мыслью, которая пытается себя обосновывать через диалог, через диалектику. Так основным способом поиска ответов на извечные вопросы у Платона становится диалог - путем последовательных вопросов и ответов мыслитель выдвигает и аргументирует собственную точку зрения относительно природы вещей. Взгляды Аристотеля на предмет мудрости не совпадают с учением Платона об идеях как основе возникновения вещей. Им выдвигается тезис, что нет идеи-сущности вне чувственно воспринимаемой вещи. Общее согласно Аристотелю существует лишь в единичном: "Если бы не было единичного, не было бы и общего". В своей "Метафизике" Аристотель отмечает, что философия исследует сущее и его атрибуты, высшие принципы или причины бытия метафизика Платон Аристотель познание именно в первых главах "Метафизики" проблемы определения философии через описание предмета ее изучения и выдвигаются на первый план. 2. Принципы метафизики и теории познания Платона 2.1 "Вторая навигация", или открытие метафизики Термин "Вторая навигация" принадлежит Платону. По терминологии древнегреческих мореплавателей, когда утихает ветер и под парусами идти невозможно, корабль переходит на управление веслами, и это называется второй навигацией. В образной системе Платона первая навигация символизировала постижение мира на основе чувств, а вторая - связывалась Платоном с умозрением и метафизикой. Умозрение есть движение в мысли с помощью собственных усилий, иными словами, здесь ум движет сам себя. Первая навигация, по существу, закончилась неудачей, ибо досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувств. Поэтому философия нашла новое измерение: бытие сверхчувственного, умопостигаемого. Оно требует больших усилий. Это означало открытие метафизики. В философии Платона существует момент, относительно которого все философские проблемы обретают новое основание, что инициируют иной духовный климат, служащий фоном для постановки и решения новых проблем. Это - открытие реальности сверхчувственного, над физического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии фазиса, раньше все объяснялось физическим и механическим порядком. Платон прибегнул к образу, им же и созданным - "вторая навигация". Это привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, мета феноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Это завоевание со временем обозначило основание и важнейший этап в истории западной мысли. Только после этой "второй навигации" можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "чувственном" и "сверхчувственном", "эмпирическом" и "мета эмпирическом", "физическом" и "над физическом". В свете этих категорий предшествующие философы физиса выступают материалистами, ибо природа и космос есть тотальность вещей не как таковых, а вещей являющихся. "Истинное бытие" теперь уже образует умопостигаемую, интеллигибельную реальность. Платон показывает, что имеются все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению. Платон тем самым выступает основателем метафизики - взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно - интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин "метафизика" возник гораздо позже - в после аристотелевскую эпоху и был применён первоначально только к философии Аристотеля. Однако через открытия и первого оправдания метафизики принадлежит Платону. При всей специфичности платоновская метафизика даёт повод для обсуждения метафизики как таковой, что важно для понимания последующей философской эволюции, включая ХХ в. Любое систематическое знание строится на некоторых метафизических предпосылках. Более того, всегда остаётся возможность двигаться по пути дальнейшего метафизического углубления, то есть ставить вопрос о том, что лежит в основании уже известных наблюдаемых сущностей. Метафизика приподнимает сознание человека над горизонтом непосредственного опыта. 2.2 Структура идеального мира, мир идей Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей: идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.п. Таковые идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны, как элеатов о бытие. Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким и дальше, вплоть до Идеи на вершине, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна. Возникает термин Благо, о котором Платон говорит: "Благо - не субстанция или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархий и ее потенцией". Высшее начало было у Платона и Благом и "Единым". Единому противостоит начало, рангом ниже, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Здесь возникает принцип Диады или Дуализма - дуальности большого - малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. Единое есть: а) принцип бытия (сущность, субстанция, Идея), б) принцип истинности и познаваемости (то, что определено, то умопостигаемое), в) принцип ценности (именно ограничение влечет за собой порядок, совершенствование). От мира чувственного с помощью "второй навигации" мы совершили восхождение к миру умопостигаемому как к его истинной причине. Подобно идеальному миру, проистекающему из Единого как формального принципа и Диада как принципа материального, физический мир происходит также из идей - принципа формального и материального, однако доступных чувствам, т.е. из начала неограниченного и неопределенного. Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира, по Платону, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор копии согласно модели. Творец - Демиург, некий Бог, взял за образец мир идей, слепил материю или хору, породил физический космос. По мнению Платона, этот Бог произвел мир для добра и из любви к благу. Платон видит мир наделенным жизненной силой и пониманием. Демиург наделил мир совершенной душой и совершенным телом. Мир и звезды, и светила как "видимые Боги". У Платона божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях. Идея Блага божественна, но это не Бог-личность. На вершине иерархии находится божественное существо, но это не Бог-личность, это все безличные Существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное - это сверх земное, нематериальное. 2.3 Бог и божественное у Платона Боги и божества в философии Платона представляли в качестве весомого дополнения к его метафизической иерархии. Боги и божества играют колоссальную роль в жизни людей. Боги существуют, поэтому, полагал Платон, что это следует из одушевлённости Вселенной, а также из "прекрасного распорядка" Вселенной и времён. Об этом уже говорит и поклонение богам у всех греков и варваров. Благодаря богам происходит всеобщее становление к великой конечной цели, а именно к "присущему жизни целого блаженному бытию". При этом богов Платон не называет персонально, почти ничего не говорит об их "функциях". Он чаще высказывается апофатической, в духе личных переживаний и живого религиозного опыта и мистического знания. А в том, что Платон знал подобный опыт, не сомневались многие. В теологии Платона различают безличное божественное начало и Бога, и богов персонифицированных. Божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях. У Платона божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях. Идея блага божественна, но это не бог - личность. На вершине иерархии находится божественное существо, но это все безличные существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное - это сверхземное, нематериальное. 2.4 Гносеология Платона Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно - идеалистической онтологии из его идеалистической психологии. Сотворённые богами души, находясь на небе, питаются созерцанием за небесной области - идеального мира. Упав на землю и вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, и питает оно не высшую, а низшую часть души, отчего душа все более тяжелеет. Платон отрицает происхождение понятий из ощущений, из опыта, он не согласен с теми, кто думает, что понятия возникают из данных чувств путём обобщения этих данных. Считают, например, что к идее равного приходят, наблюдая разные предметы. Но, возражает Платон, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь мнится, кажется таковым. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т.е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что "знание - это припоминание (анамнезе)" того, что душа некогда узнала, а затем позабыла. Все науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения - насколько они способны отвращать нас от чувственного мира возносить к идеальному, служить анамнезу (припоминанию) идей. Платон третирует эмпирическую астрономию, физику, потому что, как он утверждает, для того, что возникает и гибнет, для того, что меняется, вообще для единичных вещей не существует познания. Он насмехается над теми, кто ждёт от наук практической пользы для людей. Подводя итог, можно различить у Платона следующие виды знания: -знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения - знание идей, получаемое до вселения душ в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела - путём диалектического припоминания; -близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей; -знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое "знание" вещей чувственного мира, опирающиеся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремёслами и искусствами. 3. Принципы метафизики и теории познания Аристотеля 3.1 Метафизика у Аристотеля Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму. Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя-это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя-это кости и мясо, а форма-душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее-материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая-то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие. Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя-это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма-это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете. 3.2 Бытие и его смысл Смысл вопроса бытия остаётся у Аристотеля тем же, что и у предшественников, прежде всего у Платона. Именно: когда и при каких условиях нечто существует, а когда его существование является иллюзией, то есть данное нечто лишь "мнит", что существует. Аристотель разработал обобщённое учение о типах бытия. Он исходит из возможности не одного, а разных типов бытия. Таких типов четыре: бытие как категория; бытие как акт или потенция; бытие как акциденция; бытие как истина. Самое оригинальное и простое - бытие как истина. Оригинальность Аристотеля в данном пункте проявляется в том, что он чётко выделил и обозначил то, что у предшественников только намечено. У Аристотеля истинность и неистинность бытия принадлежат человеческому интеллекту. Если мысль, идея, рассуждения истинны, то они существуют. Ложь не обладает свойством бытия, то есть правильно будет сказать, что ложная мысль не существует, а производит видимость существования. Ложная мысль не обладает целостностью, последовательностью, логической строгостью, поэтому при внимательном рассмотрении рассыпается, "растворяется", то есть уходит в небытие, что и свидетельствует о её изначальной небытийственности. Бытие как акциденций - это бытие случайное. Смысл выделения такого рода бытия в том, что, по Аристотелю, в общем случае предмет существует тогда, когда имеется закон его существования. Под законом понимается, в - первых, упорядоченная связь частей предмета между собой, регулярность, проявляющиеся в процессе изменения предмета. Во - вторых, это закон взаимодействия с другими предметами, их совокупности и в пределе с миром в целом. Но закон можно установить только тогда, когда имеется множество случаев взаимодействия. "Бытие как акциденция", выделяемое мыслителем специально, - лишь наиболее крайнее проявление случайности, когда она становится определяющей, вытесняя проявление эйдоса. Бытие как потенция и акт. В понятие эйдоса, или формы, Аристотель вкладывает все, что с различных сторон определяет бытие вещи (то есть предмета, могущего быть мыслимым как нечто определённое), а также условия его бытия. Бытие как потенция и акт раскрывает эйдос, или форму, не только как внешнюю форму - зрительную и осязательную, - но и как существенную внутреннюю форму. Бытие как категория. Аристотель отмечает следующие главные категории: субстанция или сущность; качество; количество; отношение; действие; страдание; место; время. Смысл этого вида бытия - в утверждении сводимости всего бесконечного многообразия эйдосов к определённым и наиболее общим классам или группам. Каждый из классов имеет, следовательно, свой особый эйдос и может быть рассмотрен сам по себе, независимо от отдельных предметов, входящих в данный класс, или от других характеристик предмета. Поэтому бытие как категория может быть охарактеризовано так же, как "бытие в себе". 3.3 Проблематика субстанции, материи и формы Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства. Субстанция вообще, полагали натуралисты, состоит из материальных элементов (первоначально). Платоники видели ее в форме. Здравый смысл, как кажется, ищет субстанцию в индивиде и в чем-то конкретном, сделанным из формы и материи одновременно. Кто же прав? По Аристотелю, правы все и никто в том смысле, что каждый из ответов, взятый отдельно, однобок и частичен, напротив, вместе они, будучи согласованы, дают истину: -Материя есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы". Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму; -Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Однако это не Платонова форма Гиперурании, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи); -Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. 3.4 Душа и её трёхчастность Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связанна, с одной стороны, с материей, а с другой - с богом. Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что они обладают началом, дающим жизнь, и это начало есть душа. Так что же такое - душа? Для ответа на этот вопрос Аристотель воспроизводит свою гилеморфическую метафизику реальности, согласно которой все вещи суть сплав материи и формы, что материя - это потенция, в то время как форма - это entelechia, или акт. Это имеет силу, разумеется, и для живых существ. Живые тела обладают жизнью, но не сама жизнь - тело, оно - лишь материальный субстрат, потенциал, форма и акт которого - душа. Отсюда знаменитое определение души с долгой счастливой судьбой: "Необходимо считать душу субстанцией, формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, но субстанция как форма есть энтелехия (акт); душа, следовательно, есть энтелехия таким образом устроенного тела", "душа - первая энтелехия физического тела, имеющего жизнь в потенции". Поскольку феномены жизни, по Аристотелю, предполагают определенные постоянные операции, постольку душа как принцип жизни должна иметь способности, функции и части, ответственные за разные операции и их регулирующие. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своём минимуме душа есть везде, где есть жизнь. Поскольку фундаментальные функции и феномены жизни бывают: -вегетативного характера, т.е. рождение, питание, рост, -чувственно-моторного характера, как ощущение и движение, -интеллектуального характера, как познание, установление и выбор, Аристотель вводит разделение на 1)"душу вегетативную", -"душу чувственную", -"душу рациональную". 3.5 Основные принципы познания Аристотеля Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта - в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, "Аристотель вплотную подходит к материализму". Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики. Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырёх стадий. Стадии познания предмет познания. 1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств конкретные единичные вещи. 2. Опыт - несколько воспоминаний об одном и том же предмете множество конкретных единичных вещей. 3. Искусство (техно) - знание сущности множества вещей то общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы. 4. Философии (науки) - высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика высшие формы, первопричины и высшее цели всего сущего. Заключение В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и про существовавшую несколько веков. Учение, излагавшийся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблуждений. Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным. Творческая эволюция Аристотеля может быть представлена как история разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом к натурализму и эмпиризму. Аристотель в критике Платона идет по пути ригоризмами философского дискурса. Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладал настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира. Список литературы 1.Аристотель. Метафизика / Аристотель: Соч. в 4 т. - Т.1. - Ш Мысль, 1975. - 550 с. 2.Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008.896 с. .Гриненко, Г.В. История философии: учеб. - М.: Юрайт, 2004. - 688 с .История философии в кратком изложении / Пер. с чеш.И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995. - 590 с. .Краткая история философии / под ред.В.Г. Голобокова. - М.: Высшая школа, 1999. - 340 с. 6.Карпов В.П. Философы Греции основы основ: логика, физика, этика / В.П. Карпов. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 с. .Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении, - М.: Мысль, 1989. - 205 с. .Невлева, И.М. Философия: учеб. пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 445 с. .Платон. Собр. соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1990-1994. .Платонов В.В. Западная философия образования на рубеже ХХ-XXI веков В.В. Платонов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С.115-126. .Солопова М. Древнегреческая философия. Аристотель .Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Лавриненко. - М.: Юрист, 2002. - 516 с. .Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - 702 с. .Чернов С.А. Начала философии / С.А. Чернов СПб.: СПб ГУТ, 2004. – 48
|