Главная страница
Навигация по странице:

  • Народы Сибири в позднем Средневековье

  • пппп. 1. Сибирь. Средневековый мир культуры сибири


    Скачать 28.08 Kb.
    НазваниеСредневековый мир культуры сибири
    Дата12.04.2022
    Размер28.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Сибирь.docx
    ТипДокументы
    #466881

    СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР КУЛЬТУРЫ СИБИРИ

    Языки и народы Сибири

    Тюркскими племенами была представлена самая многочисленная языковая группа, в основном обитавшая на юге Западной Сибири: на среднем Иртыше и его притоках – Ишиме и Тоболе – сибирские татары; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея – томские, чулымские и кузнецкие татары (их потомки – шорцы, алтайцы, хакасы, телеуты); енисейские киргизы, карагасы (современные тофалары) также проживали на верхнем Енисее, а многочисленное население якутов – по рекам Лене, Вилюю, Яне.

    Народы тунгусо-маньчжурской группы языков, родственной алтайской группе, были предками эвенков, эвенов, негидальцев. Ими была заселена почти вся Восточная Сибирь от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии; на верхнем и среднем Амуре проживали дючеры; в низовьях Амура и Приморье – натки, гиляки (нивхи), предки нанайцев, ульчей, удэге.

    Северные склоны Уральских гор и полуострова Ямал занимала большая группа самодийских родов. Они пришли с юга, оставив в верховьях Енисея малочисленные самодийские племена моторов, качинцев, эудинцев; По соседству с ними обитал самодийский род бай. По данным новосибирских генетиков, пазырыкцы, скифская народность, строители знаменитых курганов на Алтае, Частично смешавшись с селькупами, Самодийцы занимались оленеводством и охотой вплоть до XIV-XVI веков.

    Хозяйственными ячейками самодийского общества по-прежнему оставались родовые патриархальные общины. О господствующем положении мужчин в родовых коллективах говорят старинные ненецкие сказки. Южными соседями самодийцев на склонах Уральских гор и в лесном Приобье были угроязычные племена, составившие основу для формирования хантов (вогулов) и манси (русские также звали их остяками, как и селькупов и кетов). Монголоязычные скотоводческие племена эхиритов, булагатов, икинатов, хори-туматов, табунутов, хондогоров, впоследствии составивших этническую основу бурят, кочевали в Забайкалье, по рекам Онону и Селенге, в Самую древнюю группу автохтонных народов Сибири составляли палеоазиаты: юкагиры, проживавшие на северо-востоке от низовьев Лены до Анадыря; коряки – на севере Камчатки и побережье Берингова и Охотского морей; чукчи – на Чукотке и в низовьях Колымы; эскимосы – на побережье Чукотки; ительмены – на Камчатке; гиляки – на Амуре. Эти племена делились на «оленных» (кочевых) и «сидячих» (проживающих оседло).

    Несмотря на свою древность, палеоазиаты так и не вышли из состояния каменного века и пользовались каменными и костяными орудиями.

    Земледелие существовало в Сибири с древнейших времен, но было примитивным, играя второстепенную роль по сравнению со скотоводством и охотой, и развивалось на ограниченных территориях: на юге Западной Сибири, в предгорьях Алтая, Минусинской котловине, Прибайкалье и Приамурье.

    На стадии разложения первобытнообщинного строя в этот же период находились ханты, манси, якуты, забайкальские «конные» тунгусы. Их общественный уклад начинает стратифицироваться: происходит выделение родовых и племенных старейшин, вождей, профессиональных воинов, формируется институт шаманства.

    Народы Сибири в позднем Средневековье

    Первый удар был нанесен в период господства Чингисхана и датируется XIII – первой половиной XIV веков. В результате распада империи Чингисхана возникает последнее государственное образование сибирских кочевников, татар, в процессе этногенеза которых приняли участие многие этнические группы, в том числе угры и кыпчаки. Это было Сибирское ханство. Основу его экономики составляло пастбищное скотоводство в сочетании с земледелием, ремеслом (обработкой металла, гончарным и скорняжным делом, ткачеством) и торговлей.

    В этот период, когда слава о богатстве края «пушным золотом» привлекает в регион торговцев разных стран, приток азиатских купцов становится господствующим. Ислам, начавший распространяться с конца XIV века на территории Сибирского ханства, повлек за собой изменения в быту и обрядности аборигенов. Система государственного устройства напоминала тюркскую (феодальнокочевая): во главе государства стоял хан, при котором находились визирь и советники, далее – мурзы и беки, управлявшие своими родами (улусами) и использовавшие в своих хозяйствах труд ясырей (рабов-военнопленных) и обедневших общинников.

    Основную массу народа составляли «черные», улусные люди – «кара-халк», которые были теперь не только воинами, но должны были ежегодно приносить владельцам улуса «дары» пушниной, рыбой, скотом. Сибирское ханство имело несколько административных центров: Кашлык – ханская ставка на берегу Иртыша, недалеко от современного Тобольска; несколько укрепленных городков – Кызыл-Тура, Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур, которые являлись военно-опорными пунктами господствовавшего класса феодалов. Ханство при Кучуме представляло собой крайне непрочное объединение улусов, державшееся на военной силе.

    Кочевой образ жизни большинства сибирских народов не способствовал стабильности государственных образований, т.к. в его основе лежала борьба за новые территории, а рудиментарные элементы военной демократии проявлялись в непрекращающихся правительственных заговорах и переворотах. С начала II тысячелетия начинают складываться устойчивые связи между «белым царем» и сибирскими удельными правителями. Официально уже со второй половины XI века Югорская Земля в Зауралье считалась одной из «волостей» Великого Новгорода, куда новгородские феодалы направляли вооруженные отряды для сбора пушнины с местного населения.

    Вторая половина XV века ознаменовалась активным присоединением сибирских земель вогулов (манси), угров, В Саяно-Алтайском регионе XIII-XVIII века определяются как монгольский период. Этнический состав Восточных Саян был весьма многообразен: здесь проживали самодийскоязычные, кетоязычные и тюркоязычные группы. Но доминировали, по всей вероятности, тюркоязычные группы, этнически близкие уйгурам. создавались военнопахотные поселения (города без крепостных стен), в которых поселяли значительные количества захваченных в плен и угнанных на север земледельцев.

    Много коренных жителей Тувы, выступавших против завоевателей, было уничтожено.

    В начале X века в Маньчжурии возвышаются кидани – народность, близкая к монголам. В X веке они вытеснили уйгуров из Монголии и распространили свои владения на западе до Алтая включительно.

    Есть основание полагать, что после нападений монголов на земли, заселенные предками бурят, некоторые прибайкальские племена, в том числе отдельные группы хора-туматов, частично откочевали на север, в нынешнюю Якутию, и вошли в состав якутской народности.

    К XVII веку население Прибайкалья этнически становится более однородным. Связь между племенами укрепляется. Племенное имя «буряты», ранее относившееся к небольшой части племен, теперь начинает объединять все монголоязычные племена края. Они занимали обширную территорию по обе стороны оз. Байкал, по долинам рек Ангары, Лены, Баргузина и Селенги.

    На западе самыми крайними пунктами их расселения были реки Бирюса и Чуна.

    Бурятские племена делились на родовые группы, во главе которых стояла родо-племенная знать.

    В 1625 году атаманы Поздей Фирсов и Василий Тюменец доставили в Енисейск известия о том, что у бурят более 20 тыс. чел. «на конь садитца», что это «люди 86 пашенные».

    Если в Бурятии принятие буддийской идеологии произошло вполне органично (хотя бурятский ламаизм и включает в себя специфические черты местных шаманских верований), то попытки ойратских феодалов насадить в среде тюрков ламаизм не увенчались успехом – господствующей формой религиозного сознания здесь так и остался шаманизм. В период XIV-XVIII веков многие тюркские племена достигли наибольшего упадка и застоя. Когда они оказались под игом западномонгольских или ойратских ханов, то почти до первобытного уровня снизились способы ведения скотоводческого и охотничьего с примитивным земледелием хозяйства; были утрачены навыки добычи и обработки металла, особенно золота и серебра; Только некоторые представители зайсанской аристократии владели монгольским квадратным вертикальным письмом (ойрот-бичик). Единственной формой сохранения культурного самосознания оставался эпос и песенное народное творчество, Даже погребальный культ испытал на себе негативное влияние происходящих социальных процессов. Теперь южные кочевники хоронили своих сородичей на поверхности земли, вместе с конем, закладывая их камнями, либо подхоранивали в насыпи древних курганов, а северные алтайцы заворачивали своих покойников в бересту и подвешивали на дерево.

    СИБИРСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВОЕ ВРЕМЯ

    Цивилизационная динамика Сибири – закономерности и специфика

    Существуют три точки зрения на причины присоединения Сибири к России. Н.М. Карамзин, А.П. Щапов, С.В. Бахрушин, М.Н. Богданов, И.С. Фишер, В.А. Кудрявцев и др. отождествляют присоединение Сибири с колониальными захватами, аналогично тем, которые вела Европа, осваивая континенты Азии и Африки.

    Другая точка зрения акцентирует свое внимание на добровольном характере присоединения народов Сибири к России. Ее придерживаются А.П. Окладников, Е.М. Залкинд, Б.Д. Цибиков и др.

    Третья точка зрения рассматривает движение России на восток как естественный процесс формирования многонационального государства, в котором вновь присоединенные области Сибири не были колониально вассальными, а втягивались в единую государственную народно-хозяйственную систему. Эта точка зрения особенно была близка евразийцам.

    именно монголы сформулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя. Степь сформировала важнейшие этнические, психологические и семиотические доминанты, ставшие основой нового типа культуры Московской Руси.

    Если рассматривать Сибирский ареал как целостность, то его культурноисторический анализ позволяет выявить черты межэтнической культурной общности с определенной спецификой культурного взаимодействия населяющих ее этносов, получившей в современных культурологических исследованиях определение «локальной цивилизации».

    Несмотря на колоссальные пространственные масштабы и богатый спектр климатических зон (от тундры и тайги до засушливых степей и альпийского разнотравья), здесь проживают многочисленные этносы и народы, образующие целые культурные системы племенного и этнического типа, имеющие общую историческую судьбу, вырабатывающие единообразную структуру социальной организации, систему ценностей и рациональных представлений, картину мира, отражаемую в сходных символах.

    К моменту появления русских в Сибири большинство коренных народов этого региона в той или иной мере переживало разложение первобытнопатриархальных связей.

    Их хозяйственная деятельность в основном не вела к преобразованию природного ландшафта в антропогенный. Народы севера Сибири практически являлись элементом биоценоза как его верхнее завершающее звено.

    Скотоводческая деятельность кочевников Южной Сибири вела к преобразованию ландшафта, но ничтожному в количественном отношении. Их тип хозяйства также зависел от сохранения баланса с окружающей средой. В противоположность этим народам русский этнос формировался в процессе земледельческих миграций и преобразования природного ландшафта. На протяжении всей истории русские люди, по преимуществу земледельцы, искали нетронутые земли.

    Русский этнос представлял собой более сложный социальный организм в сравнении с большинством сибирских этносов, традиционных по характеру социальной структуры. Их взаимодействие приобрело многоуровневый характер.

    Имеет смысл выделить два уровня межэтнических взаимодействий в регионах Сибири.

    О первом уровне корректнее говорить, как о воздействии на традиционные культуры сибирских этносов носителей модернизационных процессов – русских переселенцев, старателей, казаков, а в XVIII-XIX веках – представителей технической интеллигенции.

    Второй уровень – это уровень взаимодействия представителей традиционных культур: русской старожильческой и коренных сибирских этносов.

    Особый интерес в этой связи вызывает положение малочисленных народов Севера Сибири. Это – уникальный регион, обладающий богатейшими природными ресурсами, способными обеспечить стабильное развитие мировой экономики.

    Ко времени прихода русских людей в Сибирь в государстве уже имелся богатый опыт управления «иноземцами» – народами Поволжья и Приуралья, основанный на практике, применявшейся здесь ранее монголо-татарами, а именно: минимальное вмешательство во внутренние дела, поддержка внутреннего самоуправления, обеспечение защиты от внешних врагов, обычно невмешательство в религиозные дела и неприменение (за редкими исключениями) прямого насилия при христианизации, взимание достаточно небольшой по размерам дани.

    В местах, где быстро устанавливалась твердая государственная власть (что было характерно почти для всей территории Сибири), коренное население испытывало минимум лишений. Там же, где это из-за значительной удаленности или по каким-либо иным причинам происходило с запозданием (например, в Приамурье, на Камчатке, Курильских и Алеутских островах), местные жители, как известно, сильно страдали от бесконтрольного хозяйничанья пришельцев.

    Таким образом, отношение к коренному населению Сибири объяснялось не загадочностью, широтой русской души или убежденным гуманизмом, особой комплиментарностью русского народа, а чисто практическим интересом, связанным с пополнением казны.

    В основе лежал насаждаемый правительством и наработанный в течение столетий положительный стереотип восприятия коренных жителей, позволявший в реальной жизни терпимо относиться к их инокультурной традиции.

    Кочевничество – это явление мирового масштаба, существовавшее около трех тысячелетий и возникшее на периферии земледельческой эйкумены как способ приспособления человека к изменившейся природной обстановке. Однако этот цивилизационный организм, всю свою историю живущий в ситуации стресса и, казалось бы, выработавший необходимые адаптивные механизмы, оказался весьма хрупким в силу своей подвижности, а значит – неустойчивым.

    А как известно, «из-за снижения уровня стабильности даже относительно незначительные флуктуации внешней среды могут перевести эволюционное развитие на совершенно новые рельсы» [Моисеев, 1998]. И такими рельсами оказалось освоение Сибири русскими. Но сначала этому предшествовал процесс дивергенции (расхождения) тюркского суперэтноса, давший начало таким разным в культурно-хозяйственном и природнодетерминированном отношениях народам, как горные киргизы, таежные якуты, равнинные садоводы и хлопководы туркмены; а также множеству племен и родов, рассеявшихся не только по территории Сибири, но и далеко за ее пределами.

    Бифуркационный механизм, запущенный вышеозначенными процессами, стал источником возникновения новых форм организации межэтнической коммуникации, все более усложняющейся и вылившейся в форму комплиментарного сосуществования Русского и Степного суперэтносов, в свою очередь, формирующую новый социокультурный континуум.

    Наиболее многочисленными были тюрки – кыргызы, качинцы, шорцы и другие. Тунгусоязычные, кеты и самоеды в совокупности уступали тюркам по численности.

    В течение XVII века пришельцы-славяне в Средней Сибири расселялись, в основном, в зоне тайги и лесостепи, к северу от г. Красноярска, т. е., в местах проживания, в основном, тунгусов, кетов, северных самоедов и, частично, тюрков.

    В течение указанного периода времени в силу тесного соседства славян с коренным населением проходили достаточно интенсивные процессы этнического смешения. Наиболее масштабными они были именно в местах широкого крестьянского расселения. К числу таких районов относятся территория бассейна средней Ангары, Красноярской лесостепи, среднего Чулыма и, в меньшей степени, правобережной части Хакасско-Минусинской котловины.

    В конце первой четверти XVIII века – важные пункты торговли на новых освоенных Россией территориях – Семипалатинск и Ямышевская крепость.

    Основной формой торговых отношений был обмен на рынках Сибири: ойраты пригоняли скот, привозили меха, ревень, выделки из кож, а также рабов, и меняли на оружие, армейское снаряжение, ткани, медные и оловянные украшения, посуду, скобяные изделия, пшеничную муку, бумагу. Ружья, свинец, порох и золотые монеты впоследствии, как и дорогостоящие меха соболей, бобров и лисиц, были включены в список заповедных товаров.

    В период правления Батур-хунтаджи у ойратов уже возникло и развивалось посевное земледелие вокруг устраиваемых монастырских городов.

    По просьбам джунгарских правителей к их двору посылали свиней, куриц, собачек, жалованные «за службу» панцири, пищали, свинец.

    Преподношение даров правителями Джунгарии местным сибирским и московским властям и ответные подарки с российской стороны по ассортименту, объему, цене заслуживают того, чтобы считаться второй формой торгового обмена русских и джунгар, удовлетворяющей потребности ойратской знати в предметах роскоши.

    Следуя политике сближения и налаживания добрососедских отношений, Россия пошла навстречу джунгарским требованиям вести торговлю, но запретила допускать калмыцких купцов в Москву и установила пошлину с товаров по стоимости выше 15 000 рублей.

    укрепляя свои имперские позиции, Россия стала надежным щитом для сибирских народов. После захвата Джунгарии цинскими войсками в 1758 году в торговых отношениях России с этой территорией наступает новый этап.

    Во-первых, возникновение торговли с ойратами было вызвано необходимостью российского освоения Сибири. За армией приходили купцы. Они рассматривали казацкие деревни и села как базы, дающие возможность продвигать торговлю на юг и на восток.

    Во-вторых, торговля с джунгарами была важна для укрепления России на занятых территориях.

    Регулярные поставки лошадей удовлетворяли потребности казачьих гарнизонов сибирских городов и крепостей. Крупнорогатый скот, овцы и продукты скотоводства были важной составной мясного рациона городов и сел. Активное продвижение русских на Восток от границ Московского государства несло с собой дух креативизма, почерпнутый из общения с Европой и напитанный идеями чисто русской ментальности: тяга к широким просторам и личной свободе, молодецкий авантюризм, все вместе маркирующиеся в понятии «вольница».


    написать администратору сайта