Главная страница
Навигация по странице:

  • Обратите внимание!

  • Сравнение также играет в тексте определенные роли

  • ЛИТОТА

  • МЕТОНИМИЯ

  • Рекомендованная литература

  • Тропы. Средства художественной выразительности Тропы


    Скачать 36.69 Kb.
    НазваниеСредства художественной выразительности Тропы
    АнкорТропы
    Дата31.03.2022
    Размер36.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТропы.docx
    ТипДокументы
    #432497

    Тема 1. "Средства художественной выразительности: Тропы".

    ТРОП

    Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.

    Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

    Рассмотрим разные виды тропов:

    ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: 
    прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); 
    причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); 
    существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

    Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ. 
    Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясносолнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

    В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

    • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;

    • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;

    • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин);

    • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

    Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

    СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на…нельзя считать сравнением в качестве тропа.

    Примеры сравнений:

    И стройных жниц короткие подолы, 
    Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова)



    "Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца." (А.Чехов)



    "И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"(В.Шукшин)

    Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":

    Есть тонкие властительные связи 
    Меж контуром и запахом цветка. 
    Так бриллиант невидим нам, пока 
    Под гранями не оживет в алмазе. 

    Так образы изменчивых фантазий, 
    Бегущие, как в небе облака, 
    Окаменев, живут потом века 
    В отточенной и завершенной фразе. 

    И я хочу, чтоб все мои мечты, 
    Дошедшие до слова и до света, 
    Нашли себе желанные черты. 

    Пускай, мой друг, разрезав том поэта, 
    Упьется в нем и стройностью сонета, 
    И буквами спокойной красоты!


    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

    Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.


    ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

    Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.


    МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

    Примеры метафоры:

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно, 
    Не жаль души сиреневую цветь. 
    В саду горит костер рябины красной, 
    Но никого не может он согреть.

    (С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу")



    "(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".(М.Булгаков. "Белая гвардия")


    МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

    Примеры метонимии:

    Здесь барство дикое, без чувства, без закона, 
    Присвоило себе насильственной лозой 
    И труд, и собственность, и время земледельца...

    (А.Пушкин. "Деревня") 
    Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды.



    "Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (...)"(Н.Гоголь. "Невский проспект")

    Рекомендации к теме

    При изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит Вас от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме 1), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

    Обратите внимание, что вы должны начинать свой ответ или с предложенных слов (переписывая их), или со своего варианта начала полного ответа. Это касается всех подобных заданий.


    Рекомендованная литература:

    • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.

    • Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.

    • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.


    написать администратору сайта