Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОСТАЯ АНТИТЕЗА (состоит из 1 пары антонимов): Не видать мне, что ли, ни денечков светлых

  • Живой труп

  • ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

  • От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

  • Швед, русский – колет, рубит, режет

  • И слышен отдаленный стон…

  • И какой же русский не любит быстрой езды

  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

  • Какое лето, что за лето!

  • Пыль — солнечным лучом,Фиалков — девичий рот,А золото — ничем

  • Пппп. Фигуры. Средство пример антитеза


    Скачать 18.53 Kb.
    НазваниеСредство пример антитеза
    Дата19.08.2022
    Размер18.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФигуры.docx
    ТипДокументы
    #649140

    ФИГУРЫ

    СРЕДСТВО

    ПРИМЕР

    АНТИТЕЗА - стилистическая ФИГУРА, построенная по принципу

    резкого ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ понятий, положений, образов, состояний;

    часто основана на использовании АНТОНИМОВ.

    ПРОСТАЯ АНТИТЕЗА (состоит из 1 пары антонимов):

    Не видать мне, что ли, ни денечков светлых, ни ночей безлунных?! (Высоцкий)

    СЛОЖНАЯ АНТИТЕЗА (состоит их нескольких пар антонимов):

    Идут — красивые и безобразные,

    Идут — веселые, идут — печальные,

    Такие схожие — такие разные,

    Такие близкие, такие дальние… (Гиппиус)


    ОКСЮМОРОН– стилистическая фигура, состоящая

    в СОЕДИНЕНИИ двух ПРОТИВОРЕЧАЩИХ друг другу по смыслу слов,

    связанных определительными отношениями.

    «Живой труп» (название пьесы Толстого)

    Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. (Ахматова)


    АНАФОРА -стилистическая ФИГУРА, ЕДИНОНАЧАТИЕ, ПОВТОР СЛОВ или СОЧЕТАНИЙ В НАЧАЛЕ нескольких отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф).


    Это утро, радость эта,

    Эта мощь и дня,

    Этот синий свод,

    Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы…(Фет)

    ЭПИФОРА – стилистическая ФИГУРА, ЕДИНАЯ КОНЦОВКА, ПОВТОР СЛОВ или СОЧЕТАНИЙ В КОНЦЕ нескольких отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф

    Досталась им буханка светлого хлеба – радость! Сегодня фильм хоро Ий в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (Солженицын)


    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - ПОВТОР СЛОВ или СОЧЕТАНИЙ для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.


    Зимы ждала, ждала природа… (Пушкин)


    ГРАДАЦИЯ - стилистическая ФИГУРА, РАСПОЛОЖЕНИЕ РЯДА слов или выражений ПО НАРАСТАНИЮ или УБЫВАНИЮ их СМЫСЛОВОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО значения.


    Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)



    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – стилистическая ФИГУРА, намеренное РАСЧЛЕНЕНИЕ одного предложения на несколько ПУНКТУАЦИОННО и ИНТОНАЦИОННО самостоятельных отрезков.

    А всё Кузнецкий мост и вечные французы…

    Губители карманов и сердец!

    Когда избавит нас творец

    От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (Грибоедов)


    СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ-ОДИНАКОВОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения

    В синем небе (ОБСТОЯТЕЛЬСТВО) звёзды (ПОДЛЕЖАЩЕЕ) блещут (СКАЗУЕМОЕ),

    В синем море (ОБСТОЯТЕЛЬСТВО) волны (ПОДЛЕЖАЩЕЕ) хлещут (СКАЗУЕМОЕ). (Пушкин)


    ИНВЕРСИЯ-стилистический прием, ПЕРЕСТАНОВКА членов предложения, которая НАРУШАЕТ их ОБЫЧНОЕ (стилистически нейтральное) РАСПОЛОЖЕНИЕ.


    Хороша была молодая жена. Румяна и бела была молодая жена (Гоголь).

    Сравните: Молодая жена была хороша. Молодая жена была румяна и бела.


    БЕССОЮЗИЕ- стилистическая фигура, намеренное ИСКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗОВ между однородными членами или частями сложного предложения

    Швед, русский – колет, рубит, режет

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин)


    МНОГОСОЮЗИЕстилистическая фигура, ИЗБЫТОЧНЫЙ ПОВТОР СОЮЗОВ при соединении однородных членов, частей предложения придающий высказыванию экспрессивный характер

    Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (Короленко)


    УМОЛЧАНИЕ- риторический ПРИЁМ, состоящий в таком построении высказывания, когда часть его смысла передается не словами, а подтекстом, с помощью намека; НЕДОСКАЗАННОСТЬ.


    Вдруг волны глухо зашумели,

    И слышен отдаленный стон…

    На дикий брег выходит он,

    Глядит назад… брега яснели

    И о пененные белели;

    Но нет черкешенки младой

    Ни у брегов, ни под горой… (Пушкин)



    РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - стилистический прием, ВОПРОС, который НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТВЕТ, а используется, чтобы ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ, сделать более убедительной выражаемую мысль, повысить ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

    И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Черт побери все!» – его ли душе не любить ее? (Гоголь)



    РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — это стилистический приём, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь)

    Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. Тютчев)


    РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - стилистический прием, ОБРАЩЕНИЕ к НЕОДУШЕВЛЁННОМУ ПРЕДМЕТУ, к отвлеченному ПОНЯТИЮ, отсутствующему ЛИЦУ.


    О, мой глубокоуважаемый шкаф! (Чехов)

    Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин)


    ЭЛЛИПСИС - стилистическая фигура, ПРОПУСК какого-либо значимого ЧЛЕНА или ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    Привольем пахнет дикий мёд,
    Пыль — солнечным лучом,
    Фиалков — девичий рот,
    А золото — ничем
    . (Ахматова)



    написать администратору сайта