Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Определение сущности знания в различных философских концепциях. Античные гносеологические традиции

  • Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

  • Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

  • В эпоху Средневековья

  • Альтернативой эмпиризму стал рационализм

  • Г.В.Ф.Гегель

  • 3. Роль творчества в познании.

  • Суть и значение познания. Познание как философская проблема. Социология. Срсп 5 Суть и значение познания. Познание как философская проблема


    Скачать 24.76 Kb.
    НазваниеСрсп 5 Суть и значение познания. Познание как философская проблема
    АнкорСуть и значение познания. Познание как философская проблема
    Дата20.04.2022
    Размер24.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология.docx
    ТипДокументы
    #486691

    СРСП 5

    1.Суть и значение познания. Познание как философская проблема.

    Познание— процесс деятельного, общественно-практического освоения человеком форм предметного мира, при котором формы из их погружённости в порядок вещей «перемещаются» в сознание человека и становятся орудийно и знаково-символически закреплённым знанием.

    Субъект познания – тот, кто познает, он обладает сознанием и внутренней активностью.

    Объект познания – то, что познается субъектом. Объектом может быть материальная вещь, психическое явление, даже сам процесс познания.
    Сущность и смысл познания отражают естественное стремление людей к приобретению новых знаний с бытия мира. Прежде всего теория познания (гносеология) связана с осмыслением знания как истины и выясняет, каким образом это знание постигается. Методология же вырабатывает приемы его получения.

    Основными вопросами в философском осмыслении познания стали следующие:

    • Что человек познает?

    • Как происходит познание?

    • Что такое знание?

    • Каковы виды знаний с учетом их жизненного предназначения?

    • Что такое истина?

    • В чем сущность познания?

    Подлинная философская проблема – «познаваем ли мир?» включает в себя:

    1) можно ли достоверно познать предметы;

    2) можно ли познать их сущности;

    3) можно ли познать проявление сущности.
    В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции:

    1. Гносеологический оптимизм – человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира;

    2. Агностицизм – отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

    2. Определение сущности знания в различных философских концепциях.
    Античные гносеологические традиции определили на многие столетия постановку познавательных проблем в философии.
    Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) в свое время создал, как известно, теорию припоминания. В которой утверждается, что человек познает не природный, а свой внутренний мир. Поскольку бессмертная душа до вселения в тело созерцала высший и заключающий в себе абсолютное содержание мир эйдосов, а значит, изначально уже обладала истинным знанием.
    Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) позже несколько скорректировал платоновскую теорию. Он признавал, что человеческое познание направлено на мир окружающих природных вещей, при этом душа, точнее, ее высший уровень – разум – умеет сквозь внешнюю оболочку, воспринимаемую органами чувств, проникать и в сущности этих вещей. Сущности он считал скрытыми, и разум в его представлении должен научиться их прозревать.
    В эпоху Средневековья главным центром познавательных усилий человека признавался Бог и его творения, вершиной которых человек и является.
    В позднее средневековье, в период Возрождения, постепенно складываются внерелигиозные способы философского осмысления процесса познания. Человек воспринимается уже как высшее явление природы, которое способно реализовывать в природной среде свои безграничные творческие возможности.
    Эпоха Нового времени в философии ознаменовала новый этап в постановке этих проблем. В этот период сложились три основные гносеологические концепции: эмпиризм, рационализм и сенсуализм. Их объединяло то, что представители этих течений уравнивали познание в целом с научным познанием. Познание считалось неуклонным и однонаправленным процессом обретения и расширения знаний о мире.
    Ф. Бэкон (1561 – 1626), утверждая, что знание – это сила и основа власти над природой, первым начал основательно разрабатывать науку о методах познания. Как известно, Ф.Бэкон был сторонником эмпиризма (от греч. empeiria – опыт, эксперимент). По его мнению, правильно организованный эксперимент с природным объектом дает подлинное знание о нем.
    Альтернативой эмпиризму стал рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок). Рационалисты, а в их числе Р.Декарт (1596 – 1650), Б.Спиноза (1632 – 1677), Г.В.Лейбниц (1646 – 1716), утверждали, что гарантией правильного познания выступает человеческий разум, в котором выражаются обобщенные способности человека к познанию. Разум, как подчеркивали они, бесстрастен, надсубъективен, устойчив и потому прав.
    Особую линию в гносеологии составили представители так называемого сенсуализма (от лат. sensus – чувство, ощущение). Представители этой позиции – Дж. Локк (1632 – 1704), Дж.Беркли (1685 – 1753), Д.Юм (1711 – 1776). Сенсуалисты в целом преувеличивали роль самого по себе чувственного познания по отношению к абстрактнологическому
    Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831) построил свою особую рационалистическую концепцию познания. В ней соединились очень многие традиции и срезы рассмотрения. Знание, по Гегелю, вообще как бы предзадано во всеобъемлющем мировом духовном начале – Абсолютной идее.
    Особую группу учений о познании составляют те, которые принято называть иррационалистическими (учения школы «философии жизни», экзистенциализм, интуитивизм и др.). Обобщая все достижения иррационализма, можно заключить, что в них осмысливаются некие внутренние, скрытые и чаще неконтролируемые факторы и акты процесса познания.

    3. Роль творчества в познании.

    Творчество как процесс создания нового выражает конструктивный и преобразовательный труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, что является отражением объективного мира в сознании человека. Однако процесс отражения не является зеркальным копированием действительности, а усложняется анализом и синтезом новых форм и образов в человеческом мозге. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. Поэтому творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъетивных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования.

    Творчество - это познание, самопознание и самореализация. Если я познавал этот мир, чтобы творить, то теперь я творю, чтобы познать себя, чтобы явить себя миру. Я творю, чтобы познавать, каким этот мир может быть в моем творении, ведь он существует в той степени, в которой существую я, и существует таким, каким я его вижу и творю.


    написать администратору сайта