Срсп студент – Король Екатерина Группа – Мен р_о-101 Неделя – 11. Срсп студент Король Екатерина Группа Мен ро101 Неделя 11 Эссе Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа и письменной историографии (труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касымулы Жалаири) в условиях современности
Скачать 16.77 Kb.
|
СРСП Студент – Король Екатерина Группа – Мен р/о-101 Неделя – 11 Эссе Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа и письменной историографии (труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Кадыргали Касым-улы Жалаири) в условиях современности. Несомненно, знание истории и культуры своего народа открывает перед человеком целый мир — мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого это понимание современности. Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время. А жаль. Именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, независимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам. Умение взять из истории хорошее и не применять негативное, это прогресс. Без этого человечество замерло бы на месте. На мой взгляд – именно в вопросе воспитания нам не нужно искать новых методов. Культурное наследие казахского народа и есть воспитание будущего поколения. Устное народное творчество: сказки и былины, пословицы и поговорки. В них сохранена многовековая мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди” ("Рашидова история”) и поэму "Джахан-Наме”. "Тарих-и-Рашиди” был написан в 1544—1546 гг., когда он правил Кашмиром. "Тарих-и-Рашиди” — единственная из дошедших до нашей дней книг Мухаммеда Хайдара — была широко известна на Востоке. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Моголистана, в состав которого входила и значительная часть современного Казахстана. Особая ценность этой книги заключается в том, что это первая и почти единственная работа, где с исчерпывающей полнотой и исключительной точностью сообщается о происхождении казахов, об их первых шагах на исторической арене, их связях с соседними народами, местожительстве и образе жизни. На основании многочисленных документов и собственных наблюдений он подробнейшим образом излагает историю распада Золотой Орды и создания Чагатайского улуса. Мы находим у него уникальные сведения о Моголистане и его границах, о консолидации казахских племен в середине XV в. и их объединении в крупное государственное образование. Прекрасный литературный язык и высокий стиль произведения, логичность в изложении материала и глубокое знание жизни — все это показывает, что Мухаммед Хайдар был выдающимся ученым своего времени. Труды М.Х. Дулати, названного первым историком отечества, нашли достойное место в истории казахского народа. Кадыргали би Косымулы Жалаири (1555— 1607 гг.) — знаменитый историк, получивший достойное признание в позднем средневековье. Он выходец из племени жалаиров. Кадыргали наряду с родным языком хорошо знал арабский и персидский. В своем "Сборнике летописей” он пишет о себе: "Япобывал в разных государствах мира и прочитал много книг, полных справедливых законов, умных, поучительных наставлений”. Из этого можно предположить, что ученый глубоко знал классическую восточную литературу и культуру. Ученый жил в сложное, противоречивое время. С востока делали постоянные набеги джунгары. Шла борьба за власть и в Сибирском ханстве между различными родами и племенами. Решая воспользоваться кризисом в ханстве, царская власть для завоевания Сибири специально пленила Ораза Мухаммеда. Это можно понять из письма царского правительства Тауке хану. "Сборник летописей” по содержанию и структуре делится на три части: — первая часть — обращение к царю Борису Годунову. Ученый восхваляет царя без меры. Он его сравнивает и с мыслью, и с горами, и с синим морем, и с белыми облаками на небе и делает вывод: "Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться”; — вторая часть написана в духе труда Рашид ад-Дина "История народа”. Здесь всесторонне и кратко описывается история древнетюрко-монгольских племен. Дальше перечисляются предки и потомки от Чингисхана до хана Газана, до 1300 г.; — третья часть считается особенно важной, ибо посвящена истории Казахского ханства. Эта часть состоит из девяти дастанов. Из них восемь посвящены ханам, имеющим непосредственное отношение к Казахскому ханству: Урус хану, Тохтамьпну, Тоглук-Тимуру, сыну Урус хана — Кажы- Керею, Кажы Мухаммеду, Абулхайру, Жадигеру, Оразу Мухаммеду и др. А один дастан посвящен одной из крупнейших фигур в истории Золотой Орды — бию Едите. В конце своего труда автор приводит такой афоризм: "Если число Алаша три, то общество катаган — два числа”. Здесь ученый число "три” расшифровывает как три составные части Казахского ханства — Ташкентский вилайет, Каракалпакия и Киргизия. Здесь очень важно отметить, что Кадыргали слово "алаш” употребляет как общеказахское понятие. Труд ученого имеет огромное значение не только для истории казахского народа, он ценен для всех исследователей тюркоязычных народов. "Чингис-наме”. У темпе Хаджи бек Маулан Мухаммед Дос (XVI в.). Мухаммед Дос находился при дворе хивинского хана Ильбарса (1512— 1525 гг.). Его предки в 80-х годах XV в. жили в нижнем течении Сырдарьи и были приближенными людьми шейбанида Жангир хана, под его руководством занимали государственные должности. Сам же Отемис кажы был писарем и секретарем во дворце хана Ильбарса. После паломничества в Мекку Утемис Хаджи путешествовал по южной части Золотой Орды, побережью Каспийского моря, по Волге, где он стал свидетелем событий, описанных позднее в "Чингис-наме”. Эта книга важна для истории Казахстана XIVb. в решении вопросов, связанных с этнополитикой, политикой, социальнокультурными и хозяйственными проблемами. Книга проясняет некоторые факты о Чингисхане и его потомках. История каждого народа сложна и трудна. Однако, вспоминая историю своего народа сожалеешь о трагедиях и гордишься достижениями, она достойна уважения, как история любого народа. Наша же задача – передать все хорошее из культурного наследия следующему поколению и научить их правильно жить. |