Документ Microsoft Word (2). Цель Определять значение принципа родства и родовой структуры казахов, обосновывая его влияния на формирования самобытной кочевой цивилизации казахов
Скачать 15.02 Kb.
|
Родоплеменная структура казахского общества Цель: Определять значение принципа родства и родовой структуры казахов, обосновывая его влияния на формирования самобытной кочевой цивилизации казахов. Гипотеза: Казахские роды и племена были объеденины генеалогической традицией – представлением об общем происхождении Общественные отношения у казахов в 15-17 века патриархально-феодальные. В основе деления казахского общества на сословно-классовые группы лежало социальное происхождение. Шежире - генеалогия. Общество делилось на ак суйек- торе- султаны потомки чингизидов, которые освобождались от уплаты налогов и телесных наказаний, и кожа- потомки пророка Муххамеда , и кара суйек, к которым относились все остальные: Бии, знатные, богатые не чингизиды,предводители родов , баи ,туленгуты, шаруа, жатаки, кулы, консы. Родоплеменная структура казахов состояла из жузов которыми руководили ханы, они же состоялись из улусов,арысов, аймаков и аулов. Жуз – этнотерриториальные объединения казахов, осознающик принадлежность к единому этносу, населяющие общую этническую территорию и имеющие общую генеалогическую традицию, подкрепленную шежире. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи и создали такие большие союзы. Некоторые ученые считают что разделение казахских родов и племен на жузы было связано с особеностями хозяйства и природно-климатичискими условиями. По мнению Н.А. Аристова, объединенные в жузы произошло во времена набегов джунгар. Языковед Т.И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы еще в X-XII вв. - до монгольского нашествия В.В Бартольд связывает возникновение жузов с географическим фактором. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдаленных регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности М.П. Вяткин соглашается с доводами В.В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события, которые заставали казахов создать эти объединения. Он считается, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. После смерти Тауке хана, начался бурный процесс углубления межжузовых противоречий, связанных со стремлений различных племен и улусов |