Главная страница

Стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии


Скачать 361.4 Kb.
НазваниеСтадии вызова, осмысления содержания и рефлексии
Дата14.03.2022
Размер361.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiplomnaya_rabota Otabek.docx
ТипРеферат
#396776
страница2 из 5
1   2   3   4   5


Этот прием применяется на стадии осмысления. Для заполнения таб­лицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «ИНСЕРТ» и таблица сделают зримыми процесс накопления инфор­мации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Используем эти приемы на уроке. Учащиеся обычно выбирают устную форму работы, не каждый учащийся любит писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (ещё до организации основной работы), что можно сказать по данной те­ме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Бортовой журнал. На стадии осмысления содержания работа может быть организо­вана так: один из членов пары работает со списком в графе «пред­ положения», ставит знаки «+» и «-» в зависимости от правильности предположений; второй — записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идёт предварительное под­ведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный харак­тер, т. е. каждый член пары ведёт записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре.

Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.

Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное под­ ведение итогов), так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т. д.

Бортовой журнал будет выглядеть следующим образом:

Предположения

(Что мне известно по данной теме?)

Новая информация

Определение термина «электрический заряд», «виды электрического заряда»

Одним из фундаментальных законов природы является экспериментально установленный закон сохранения электрического заряда. Электрометр – это прибор для обнаружения и измерения электрических зарядов.



2.3 «Зигзаг» и «Зигзиаг-2»
Прием «Зигзаг». Целью данного приёма (автор Э. Аронсон) является изучение и систематизация большого по объёму материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на пять смысловых отрывков, то в группах (назовём их условно рабочими) — пять человек.

1. Стадия вызова: осуществляется при помощи любых известных вам приёмов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как задание — организация работы с текстом большого объёма — само по себе служит вызовом.

2. Стадия осмысления содержания: класс делится на группы, ко­торым выдаются тексты различного содержания. Каждый учащий­ся работает со своим текстом, выделяет главное, составляя опор­ный конспект либо используя одну из графических форм (напри­мер, кластер). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы — группы экспертов.

3. Стадия рефлексии: работа в группе экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались спе­циалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей ра­боты составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других чле­нов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схе­мой. В группе происходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой группе благодаря работе экспертов складывается общее представление по изучаемой теме. Презентацию сведений по отдельным темам проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы — идёт «второе слушание» темы. Итогом урока может быть исследователь­ское или творческое задание по изученной теме.

Приём «Зигзаг-2». Этот приём разработан Р. Славиным. Он используется при рабо­те с текстами сравнительно небольшого объёма. В отличие от пер­вого варианта «Зигзага», текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы — вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более де­тального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты поочередно представляют вариан­ты ответов на свои вопросы.

Стадия вызова. Можно предложить учащимся сделать предпо­ложение, как может выглядеть электрическая цепь включающий в себе резистор, вольтметр, амперметр, источник тока и потребитель. Учащиеся рисуют на небольших индивидуальных листах свои варианты электрической цепи, обсуждают свои схемы в команде, рисуют одну выбранную в команде схему на большом листке, затем идёт презентация.

Стадия осмысления содержания. Класс делится на 4 команд по 4 учеников в каждой команде — по количеству вопросов к тексту.

Стадия рефлексии. Идёт работа в экспертных группах, а затем вновь в «родных». Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят товарищей с ответами на вопросы. После такой ра­боты любой ученик из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идёт озвучивание: вопрос — ответ. Группы последователь­но отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Стадию рефлексии можно усилить творческим заданием. Можно предложить им озаглавить текст рассказа по-своему.

2.4 Дневники и таблица вопросов
Интересным приемом является двухчастный дневник. Этот при­ём также даёт возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим при­ёмом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объёма дома.

Таблица 5 - форма двухчастного дневника

Цитата

Коментарии





Моменты из текста которые произвели наибольшее впечатление на учащихся записываются в левой части дневника, этими моментами могут быть те моменты которые вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удив­ление, т. е. такие цитаты, на которых они «споткнулись». На правую часть учащиеся должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цита­ту. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двух­ частными дневниками. С их помощью текст последовательно раз­бирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Если учитель хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он знакомит учащихся с собственными комментариями.

Трёхчастный дневник имеет третью графу — «Вопросы (письма) к учителю». Этот приём позволяет не только работать с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного.

Таблица 6- форма трехчастного дневника

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание

Вопросы к учителю








Таблица вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышле­ния отводится приёмам, формирующим умение работать с вопроса­ми. В то время как традиционное преподавание строится на гото­вых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, техно­логия развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо об­ращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остаёт­ся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень зада­ваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (табл. 16) может быть ис­пользована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — демонстрация понимания пройденного.

Таблица 7 - форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто ...?

Что ...?

Когда ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Как звали ...?

Было ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Дайте три объяснения, почему ...? Объясните почему ...?

Почему вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...? Что, если ...?


В ходе работы с таблицей в левую часть таблицы записываются простые вопросы, требующего краткого ответа (например: В каком году был открыт закон взаимодействия неподвижных зарядов? Что такое электрический заряд?). В правую часть записываются уже более сложные вопросы, которые требующие по­дробного, развёрнутого ответа.
2.5 Синквейн и рефлексия
Составление стихотворения, представляющего собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в пер­вой строке записывается тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или прича­стия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из че­тырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Синквейн позволяет подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Синквейн можно составлять как в группах, так и индивидуально. Смысл синквейна можно показать рисунком. Учащиеся могут составлять разные синквейны по теме на уроке или дома.  Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески понять важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что от­нюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Пример:

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.
Рефлексия — это третья стадия в модели обучения по програм­ме РКМЧП. Она определяется как «фаза урока, во время которой учащиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке ма­териалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, пытаются толковать его, применять, оспаривать, а также пробуют привлекать новые знания в другие сферы деятельности» [32, с. 14].

Пособия, используемые в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо», связывают стадию рефлексии с предметным содержанием и новыми понятиями, которые вводятся на предыдущей стадии урока — стадии осмысления содержания. В учебных материалах проекта представлено множество методов и конкретных приёмов, их назначение — помочь ученикам в обзоре пройденного, понимании смысла урока.

Большинство учёных-психологов и педагогов, в том числе Ф. Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности явля­ется письменная рефлексия. Мы знаем, что письменной рефлексии уделяется недостаточное внимание в школе.

Учителя в учебном процессе используют следующие принципы механизмов письменной рефлексии:

1. Поощрение исследовательского письма. Важно поощрять уча­щихся к ведению дневников и написанию различных отзывов, причём упор делается на умении фиксировать идеи для последу­ющего размышления и обсуждения, а не для обнародования в не­ коей законченной форме.

2. Поощрение личного авторства учащихся. Изначально важна по­зиция, заключающаяся в том, что каждый является экспертом хо­тя бы в узкой области собственного опыта.

3. Поощрение самого процесса письма. Знакомство с совершенны­ми по форме и написанными талантливыми авторами текстами не должно привести учащихся к мысли о невозможности написа­ния ими самими хороших текстов. В этом случае важным явля­ется их знакомство с процессом писательского творчества: днев­никами, записными книжками писателей с целью показа всех трудностей создания писателями их творений.

4. Содержание должно быть выше формы. Форма не должна ограничивать желание учащихся передавать свои мысли в письменном виде.

Назовем наиболее часто применяемые и известные формы письменной рефлексии:

— Эссе как произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склон­ность к парадоксам. Написание эссе призвано для обращения учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по опреде­лённому вопросу.

— Бортовой журнал — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений и умо­заключений, вопросов. В качестве задаваемых учителем частей бортового журнала, которые определяют учащиеся, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить уче­ник, важные вопросы.

— Различные виды дневников: обычный, дневник — художе­ственный альбом, двухчастный дневник (в одной графе — наблю­даемые факты, цитаты из высказываний, в другой — коммента­рии) и др. В отличие от эссе и бортового журнала, дневник ве­дётся в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, как отслежи­вая непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

— Письменное интервью — вариант групповой письменной реф­лексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнени­ями.

— Стихотворные формы рефлексии (например, синквейн — пяти­стишие) — способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

— Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся, связывающих отдельные аспекты их дея­тельности в более полную картину (К. Берк). Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагмен­ты дневников, бортовых журналов, видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио — нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся. Можно привести пример портфолио, составляемых учителями экспериментальных школ:

— описание методической темы, по которой работает учитель;

— дневник с описанием проведённых экспериментальных уроков с использованием технологий рефлексивного обучения;

— эссе об учениках;

— бортовой журнал, в котором зафиксирован проведённый урок с использованием технологии рефлексивного обучения;

— планы проведённых в школе обучающих и проблемных семи­ наров по теме опытно-экспериментальной работы;

— исследование, посвящённое обзору литературы по методиче­ской теме;

— формулировка и обоснование будущих целей работы.

Написание эссе, дневников, составление портфолио — не легкая работа для учащихся.

3 Применение методических приемов на учебных занятиях по физике в 8 классе

3.1 Общие вопросы методики преподавания раздела «Электричество и магнетизм»
Важность изучения электромагнитных явлений обусловлена тем, что из всех известных типов физических взаимодействий электромагнитные взаимодействия играют наиболее важную роль. Они включают в себя все атомные, молекулярные, химические и биологические процессы, а также все процессы, связанные со светом, радиоизлучением и рентгеновским излучением. Невозможно объяснить сразу все электромагнитные явления. Поэтому в первой части курса "Электричество и магнетизм" рассматривается взаимодействие неподвижных друг относительно друга и относительно наблюдателя электрических зарядов. Этот раздел называется "Электростатика". Во второй части, которая называется "Электрический ток", изучаются явления, связанные с движением электрических зарядов с постоянной скоростью. Далее в разделе "Магнитное поле" делается переход к изучению магнитных явлений и их связи с электрическими явлениями.
Электростатика. Электрическое поле

Тему "Электростатика" нужно начать с доказательства существования двух типов зарядов. Безусловно, это следует сделать с помощью простейших опытов. Например, если потереть эбонитовую палочку о шерсть (например, о кошачью) и поднести палочку к шарику бузины, подвешенному на шелковой нити, то шарик притянется к заряженной палочке (рисунок 1). Однако если шарик коснется палочки, то он тут же оттолкнется. Предложите ученикам подумать, почему это происходит, и потом объясните опыт [6-9].

Далее следует перейти к анализу характера взаимодействия зарядов и на опыте показать, что одинаковые электрические заряды отталкиваются, а противоположные - притягиваются. Для этого можно зарядить эбонитовую палочку, потерев ее о шерсть, а затем прикрепить ее на подставке так, чтобы она смогла поворачиваться. Точно так же следует зарядить конец другой такой же палочки и поднести ее к первой. Два заряженных конца отвернутся друг от друга, указывая на то, что заряженные одинаково тела отталкиваются (рисунок 2). Повторите эксперимент, потерев две стеклянные палочки о шелк.



Рисунок 1 Рисунок 2
Пусть теперь ученики подумают, что произойдет, если одним из заряженных тел будет стеклянная палочка, а другим - эбонитовая. Пусть ученики попробуют сами сделать вывод. Можно показать и другие опыты.

Например, можно взять два совершенно одинаковых электроскопа и один из них зарядить с помощью стеклянной палочки, потертой о шелк. Затем с помощью проводника с изолирующей ручкой шарики электроскопов соединить. Если электроскопы совершенно одинаковы, то после соединения лепестки расходятся на один и тот же угол. Это говорит о том, что полный заряд распределяется между двумя электроскопами поровну. Если потом один электроскоп зарядить с помощью стеклянной палочки, потертой о шелк, а другой - с помощью эбонитовой палочки, потертой о шерсть, до одинакового отклонения лепестков, а потом соединить шарики проводником, то лепестки обоих электроскопов опадут. Это свидетельствует о том, что взятые в равных количествах заряды стеклянной и эбонитовой палочек компенсируют (нейтрализуют) друг друга.

В математике при сложении двух равных величин, имеющих разные знаки, получается нуль. По аналогии условились считать заряды, возникающие на стекле, положительными, а на эбоните - отрицательными. Подчеркните, что так приняли, можно было условиться, наоборот, считать заряды, возникающие на стекле - отрицательными. Важно другое: существование двух видов электрических зарядов. Можно задать вопрос: когда вы расчесываете волосы пластмассовой расческой, какие заряды приобретают волосы - одноименные или разноименные? Одинаковы ли по знаку заряды на расческе и волосах?

1   2   3   4   5


написать администратору сайта