Становление и развитие канонического права
Скачать 47.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ» Кафедра истории государства и права РЕФЕРАТ на тему: «Становление и развитие канонического права» Выполнил Фамилия И.О. Факультет (институт), группа ХХ-XXX подпись «»202_ г. Научный руководитель Фамилия И.О., должность, уч. степень, уч. звание, спец. звание подписьнаучногоруководителя Оценка.
Москва 2022 г. ОглавлениеВведение 3 Глава 1. Формирование канонического права 5 1.1.История возникновения канонического права 5 1.2.Канонический процесс 7 Глава 2. Содержание канонического права 10 2.1 Основные постулаты канонического права 11 2.2. Историческая роль канонического права 12 2.3. Система канонического права 14 Заключение 19 Список использованных источников и литературы 21 ВведениеАктуальность темы реферата. Чтобы исследовать каноническое право и его конкретное участие в светском праве, надо провести комплексный анализ взаимной оценки норм. В процессе формирования основополагающих источников российского права и памятников ясно видно принятие вещественных и процессуальных источников российского права нормами канонического права. На ранних этапах становления и развития древнерусского права были отчетливо изложены методы уголовного права, которые через некоторое время воплотились в административные, гражданские и арбитражные нормы. Формирование универсальной концепции христианской Церкви привело к функциональному использованию ключевых источников богословского образования и нормативного права к светским источникам вещественного и процессуального права. В качестве предмета настоящего реферата выступает подробное исследование канонического права, которая занимает важное место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в Средневековье. Объектом работы выступает подробное изучение становления и развития канонического права. Цель настоящей работы - Продемонстрировать надобность исследования всесторонных основ, положений, конституционных основ системы и развития канонического права как самостоятельного шага в развитии европейского права. Согласно с поставленной целью, в настоящем реферате выделены следующие задачи: Подробно рассмотреть становление канонического права Исследовать систему канонического права Изучить основные постулаты канонического права. Степень изученности темы. Теме нашего реферата посвящены широкий ряд научных статей и диссертаций таких известных авторов, как: Ю. П. Зуев, Т. В. Ермакова, А. Б. Каменский, В. В. Клочков и многие другие. Структура настоящего реферата включает в себя следующее: введение, две главы, включающих в себя по два параграфа, заключение и список использованных источников и литературы. Глава 1. Формирование канонического права 1.1.История возникновения канонического права Каноническое право уже давно изучается на Западе как широкое понятие, относящееся к церковному праву, на том основании, что оно включает в себя не только вопросы внутренней церковной жизни, но и правовые нормы, не связанные с церковной жизнью, но входящие в юрисдикцию церкви. В ходе своего исторического становления, по мере ослабления влияния церкви на светские дела, каноническое право начало свой постепенный упадок, и сегодня оно во многом совпадает с основами церковного права.1 По сопоставлению с иными корпоративными правовыми системами сущность канонического права весьма богата и разнообразна, и, самое важное, она систематична. Упорядоченность изучаемого нами канонического права выражается в том, что нормы, составляющие его содержание, позволяют свободно систематизировать его, выделяя в нем самостоятельные отрасли, а именно: - брачное и семейное право; - закон о наследовании; -гражданское право, которое включает в себя две отрасли права - имущественное и договорное право; - уголовное право; -административное право, которое отчасти касается порядка занятия церковных должностей; финансовое право, которое в свою очередь устанавливает взгляды и размеры церковного налогообложения. Существенным вопросом считается упорядочение канонического права, которое распространяется не только на духовенство, но и на мирян, круг которых безгранично широк или конкретно касался их кругозор: супружеские, семейные, наследственные, гражданские, уголовные и т. д. Регулируемые ими отношения издревле пребывали в ведении Церкви. Ключевой идеей церкви здесь была концепция моногамного брака, которая была основана согласно обоюдному согласии мужа и жены. Почти везде ( как на Западе, так и в России ) эта концепция противоречит устоявшимся племенным, крестьянским и феодальным традициям, в соответствии с которым браки заключались по предварительному соглашению отца с матерью, брак считается действительным, согласие родителей было обязательным условием, многобрачие разрешено, женщина считается угнетенным и молчаливым созданием, расторжение брака не требует формального обоснования и осуществляется на опыте по собственному побуждению мужа Он обязан был выдержать борьбу. Церковь объявила, что все семейные взаимоотношения обязаны опираться на таинство брака, на внутренние качества, собственные желания и реакции партнеров. Супружество рассматривалось, как союз мужчины и женщины. Продолжительное время церковь считала, что супружество не требует официальности. Но, так как было малопонятно, когда брак был расторгнут, спустя некоторое время на базе этого счета стали вводиться церковные нормы. В церковных источниках в разное время непрерывно упоминались различные факторы, а именно такие как: обмен обязательствами, начало итнтимних отношений, обручение и многие другие2 На сегодняшний день каноническое право характеризуется многогранностью и функционирует повсюду, где проживают верующие католики. Для него свойствен широкий спектр нормативных отношений, охватывающих вопросы духовной и мирной жизни. Его корни уходят в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Первичные основы складывающегося церковного права являлись равными для западной и восточной (греческой) церквей. Апостольский основный закон, сборник правил, собранный в IV веке первыми апостолами, является итогом популярности канонического права, которое носит юридический характер. В начале в вышеназванный свод законов было включено 50 правил, а вскоре, спустя время 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди источников канонического права стали появляться декреталии - издаваемые папами постановления.3 В кругу воздействия канонического права располагалась и проблема наследования. Чтобы завещание имело силу закона, оно должно было быть составлено в присутствии священника, нотариуса или двух очевидцев. Канонисты создали небывалый институт исполнителя завещания - экзекутора. Далее они приняли на себя право собственности на все собственность, подлежащее перераспределению. 1.2.Канонический процессВ сфере уголовного права (XII-XIII вв.) ересь, раньше считавшаяся духовным преступным деяние (инакомыслие – является еще одной позицией, не соблюдающая точку зрения церкви), стала равняться к измене. Они начали использовать процедуры инквизиции и смертной казни, чтобы опознать его. Имущество преступника будет изъято. Для искоренения ереси в обществе планируется создание системы следственной юстиции, включающей: 1) Палач считается членом доминиканского или францисканского монастыря, которому не менее 40 лет. Они сыграли весомую роль в расследовании и судебном процессе. Им были предоставлены нелимитированные права, и они подчинялись всего лишь папе римскому, который был лидером инквизиции. 2) Юрист выступает в качестве квалифицированного лица. Они сами формулировали обвинения и вердикты и в том числе и определяли степень вины подсудимых, но не имели права ознакомить его с делом; 3) прокурор представлял на уголовном процессе обвинение; 4) Присутствующие - нотариус и очевидцы (для подписи под показаниями подсудимых и свидетелей), доктора (для предотвращения досрочной смерти подсудимых от пыток), палачи (для приведения вердиктов в исполнение).4 Ключевой задачей уголовного судопроизводства по канонам канонического права считается наказание виновных страной, а не гарантия справедливости для пострадавшего. Канонический процесс предусматривал и остальные меры уголовного наказания, такие, в частности, как: 1) Приговор - в отношении церковной общины (запрещение богослужения, лишение священника права осуществлять служения в церкви, подлежащего наказанию) или лица (лишение полномочия ношения орудия, отрешение от церкви) 2) арест; 3) ссылка на галеры гребцами.5 Воздействие канонического права на нрав становления долговых и торговых отношений проявляется в том, что церковь стремится идеологическими средствами влиять на содержимое деловой жизни с целью достижения объективных договоренностей между сторонами. расширять. Спустя некоторое время некоторые правовые структуры, применяемые в каноническом праве, оказали громадное воздействие на развитость правовых институтов государственной правовой системы (в частности, концепция вины в уголовном судопроизводстве) Каноническое право также оказало приметное воздействие на пенитенциарную систему. Каноническое право также оказало заметное влияние на тюремную систему. Выражается соответствующим образом. Каноническое право способствовало постепенному переходу наказания от запугивания к перевоспитанию правонарушителей. Церковные санкции (отрешение от церкви, епитимья, недостаток церковных захоронений и т.д.) предприимчиво применялось страной. В частности, церковное покаяние было добавочной санкцией в случае лишения страны всех прав, ссылки на сибирское поселение и санкции виноватых всеми исправительными санкциями, помимо заключения в крепости. Революционные события в России 1905 г. привели к реформе государственного строя. Почти неограниченные диктаторские полномочия были преобразованы в конституционные монархии. С созданием Государственной Думы политические партии всевозможных фракций начали предприимчиво лоббировать круг интересов конкретных групп населения, в том числе и религиозное развитие.6 Министерство внутренних дел владеет самыми широкими возможностями среди всех министерств, и ему доверено вырабатывать законы, определяющие принципы религиозной терпимости и свободы совести. Государственные органы стремятся законодательно зафиксировать руководящую роль Православной церкви. Разработчики реформ многократно пытались оказать влияние на судьбу законопроекта. В конце концов, правовая двусмысленность религиозных вопросов не была устранена Глава 2. Содержание канонического права 2.1 Основные постулаты канонического права Приметы канонического права – это все основополагающие черты, которые юридическая доктрина выделяет при описании романо-германской правовой семьи: - Закон, или канон, как первоисточник и высший уровень всех других правовых источников. - Универсальные и нескончаемые «взгляды интеллекта и верности», как база правовых понятий и содержания - Концептуальная целостность Кодекса охватывает все письменные правовые акты как источник права.7 В качестве таковых для канонического права выступают заповеди Писания. Активные позиции по неправовым источникам - доктрины, судебная практика, соображения влиятельных юристов и многое другое.; - возможность принятия канона не только высшим законодательным органом всецерковного масштаба (Вселенским или Поместным собором), но и иными органами, обладающими законотворческими возможностями делегированного ограниченного характера, или даже отдельными лицами (например, Учителями Церкви); - наличие иерархии нормативных правовых актов; - снижение роли обычая с появлением письменной фиксации норм канонического права и действие их "в дополнение к закону" (consuetudo secundum legem) в сфере правоприменения и "кроме закона" (consuetudo praeter legem) в тех сферах, когда они, наряду с канонами, могут являться источником права, если не противоречат закону; - прецедент как вторичный источник права. Принцип судебного контроля за конституционностью опубликования и применения норм не распространяется на ортодоксальное нормативное право, за исключением того, что в нем отсутствует понятие конституции. Согласно собственному нраву предписаний, нормы канонического права в большинстве случаев более властны, чем диспозитивны, при этом последний абстрактный нрав происхождения этих норм считается препятствием для всех практических шагов в сторону какого бы то ни было «становления права», впоследствии завершения периода Вселенских соборов - по крайней мере на той его части, которая считается всесторонней.8 Метод канонического права - исключительно богословско-доктринальный. Основная задача канонических норм заключается в том, чтобы наладить верные церковно-религиозные начала функционирования церковного организма. Собственно, поэтому факторы созыва Вселенских соборов, которые дали письменное изложение канонического права и суть их работы были ориентированы на установление правды христианского учения.9 Таким образом, каноническое право, как круг норм правового регулирования жизни Церкви, считается предназначением, которая приходит производной догматического богословия на опыте во всех без исключения его аспектах. 2.2. Историческая роль канонического праваПо суждению историков, смысл канонического права было велико даже в тех государствах прочих религий, где главенствующая вера возводилась в ранг государственной. Создатели канонического права были служителями религиозных культур. Римско-католическая церковь предоставила папе римскому право создавать закон "на Земле" и даже направлять его по всему миру. Немалое значение в разработке и использовании канонического права играла также высочайшая церковная степень - кардиналы, соборы, создаваемые папой из высочайших представителей духовенства для решения в наибольшей степени необходимых и зачастую неоднозначных религиозных вопросов. Церковь повсюду применяет каноническое право, с намерением улаживать не только «небесные», а также и мирские дела. Основополагающий инструмент ее воздействия - индульгенции, которые позволяют отпустить мирские грехи. В наибольшей степени всераспространенными рычагами его влияния были интердикты - запрет на исполнение богослужений в непокорных областях или странах, отлучения от церкви ставили нарушителей религиозных канонов за исключением церковного лона и обрекли их души «на пожизненные невзгоды».10 В период своего зарождения каноническое право развивалось и соблюдалось, хотя и благодаря стране, а «принудительные силы» религиозных основ служили источником для его эффективности. Со временем оно сосуществовало с государственной контролем и государственным правом, но княжество не гарантировало каноническую правоприменительную практику. Тем не менее, в ряде случаев каноническое право оказывало стимулирующее воздействие на кругозор государственного гражданского права (в частности Русь получила церковные правила из Византии). Кроме того, этот период - период существования христианства как государственной религии - никак не допускает определения Церкви как корпорации: она охватывала всё общество, нехристиане (иудеи, например) были ограничены и в правоспособности, и в дееспособности. Кроме того, нужно иметь в виду что хронологичный способ церковного мировосприятия и, соответственно, правосознания - он исходит из самого определения Церкви как сообщества живых и умерших, начало которому положено еще в раю, а конец придет со скончанием мира. В этой связи события и субъекты, независимо от времени, подлежат восприятию и оценке не с позиций морали и права сегодняшнего дня, а с позиций канонических норм, единых для всех на все времена - по крайней мере, с начала Божественного Откровения людям. В этом смысле все члены Церкви - современники в статичном историческом процессе.11 В этом конкретном смысле история - даже осмысляемая как история спасения - представляется как одномоментное раскрытие людям (и - людьми) явленной им Истины. Для целей спасения не важно, когда именно открыта эта Истина; важно, что она воспринимается сегодня во всем объеме, который был открыт через сонмы людей от начала и до сегодняшнего дня, и тот, кто воспринимает и выполняет эту истину в полном объеме - древним праведникам, вне зависимости от протяженности лежащего между ними временного промежутка. Этот смысл поддерживается литургической символикой, ежедневно и одномоментно погружающей участников богослужения в разные этапы истории спасения. 2.3. Система канонического права Римское право не имело в средние века такого глубоко влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последнее стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти и перестройки социальной структуры общества в нужном церкви направлении. Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не род стала первичной социальной группой и поэтому, регулирование брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического права.12 С самых ранних времён церковь активно высказывалась о браке и семье: язычество предполагало многожёнство, браки по предварительной договорённости, что противоречило христианской идее моногамного брака. Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны. Поэтому каноническое право не просто оказало влияние на регулирование этой сферы. Долгие столетия во всех странах оно заменяло своими правилами национальное брачно-семейное право. Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами и как главное таинство священного содержания: «Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». То, что брак считался договором, предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость, а в результате брачного сожительства создавался особого рода кровнородственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей. Только к XII в. утвердилась политика церкви в отношении брака и семьи - ей была придана обязывающая сила. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено. Ступени брака: 1. обмен обещаниями вступить в брак в будущем - договор помолвки мог быть расторгнут в определенных случаях одной из сторон и по обоюдному желанию - всегда; 2. обмен обещаниями вступить в брак в настоящем, то есть договор брака; 3. согласие на половые отношения после заключения брака - завершение брака. Согласие должно быть дано по доброй воле. Ошибка относительно личности партнера или его существенных и отличительных качеств не допускала согласия и делала брак недействительным. Это же происходило и в случае принуждения, так как оно нарушало добровольность согласия. Кроме этого, существовали следующие условия, необходимые для действительности брака (независимо от согласия): 1. Возрастные ограничения - о них было сказано немного ранее; 2. Брак между лицами различной веры считался недействительным, так как крещение было обязательным условием участия в любом таинстве. Однако наравне с данным требованием признавалась действительность брака между католиком и еретиком, а также законность брака между людьми различных сословий.13 Если стороны вступили в брак добросовестно, заблуждаясь и не зная об имеющихся препятствиях, то дети считались законнорожденными, а брак был действителен до официального аннулирования. Такой брак носил название «мнимый брак». Брак не мог быть аннулирован без подачи иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался только близкими родственниками. Систематизация семейного права стала возможной потому, что церковь сосредоточила свое внимание на юрисдикции церковных властей над совершением таинства брака. Другим звеном в этой социальной структурной политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения вне брака. Церковь создала здесь с отсылкой на мазохистское уголовное право - систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей. Ещё одной мерой насилия стало вмешательство в светское правосудие, осуществлявшееся церковью со ссылкой на морально-теологические принципы: соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте, которая была также запрещена каноническим правом, слушались церковным судом, даже если стороны или привлечённые к ответственности не принадлежали духовенству, и дело было целиком подсудно церкви.14 Канонисты создали новый институт исполнителя завещания, так называемого душеприказчика - лица, которое брало на себя владение всей собственностью, подлежащей распределению. Не наследник, а душеприказчик осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства. Он мог предъявлять должникам завещателя иски в судах. «Законная доля» доставалась только жене и детям. Роль священника была центральной: он выслушивал «последние слова», был свидетелем последней воли, служил душеприказчиком или управителем, принимал завещанное имущество в качестве доверенного лица религиозных организаций или на благотворительные дела. Центральную роль играл и церковный суд, то есть епископ и его каноники. От душеприказчиков требовалось представлять отчёт церковному суду. Он надзирал за лицами, которым было доверено употребить имущество на религиозные или благотворительные цели. В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. В более ранний период слова «преступление» и «грех» были взаимозаменяемыми. Все преступления были грехами, а все грехи - преступлениями: не было различий в природе проступков. В конце XI в. впервые было проведено чёткое процессуальное отличие между грехом и преступлением. Любое деяние, подлежащее наказанию королевскими должностными лицами, должно было караться как нарушение светского закона, а не грех. Однако грубейшее нарушение принципа разделения церковной и светской юрисдикции содержалось в законе, применявшемся к еретикам. В XII-XIII вв. ересь, которая ранее была только духовным проступком, стала правонарушением, караемым как измена. Впервые для её выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. На упомянутом выше Латеранском соборе был принят также третий Канон, в котором говорилось: «... Все осуждённые еретики должны быть переданы властям для наказания. Собственность осужденных мирян будет конфискована... следует заставить светские власти наложением канонических наказаний, какое бы положение не занимали, ... сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков... Все, кто разделяет веру еретиков, даёт им пристанище... будут автоматически лишены права занимать какие-либо публичные или выборные должности, также лишены права выступать в роли свидетелей, лишены права завещать и наследовать, все освобождаются от каких-либо обязательств по отношению к ним».15 Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника.16 Благодаря в целом высокому техническому уровню канонического права и интеллектуальному уровню церковной Среды, а также возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. Заключение Огромную заинтересованность для настоящего реферата вызывает вопрос о развитии канонического права, в частности, в связи со становлением и развитием канонического права в России, как нормативно-правовой системы, регулирующей социальные взаимоотношения и их сходство с отечественными законами и нормами. Анализ данных вопросов, бесспорно, поможет в точности разобраться в этом многогранном явлении. Продолжительные времена отечественная держава и, соответственно, законы были непосредственно связаны с христианской религией. История России в целом говорит о воздействии христианства на развитие и становление правил, и о том, что некоторые верующие установления нашли прямое отражение в законах нашей страны. Каноническое право не подходит реалиям жизни и не нацелено на создание ранее не известных правовых реалий. Исходя из этого, канонический сборник не считается попыткой «окончить многолетнюю эволюцию юридической науки, отчетливо изложив законы, отвечающие заинтересованностям сообщества, в отличие от беспорядка компиляции Юстиниана». Связывающая сила, сформулированная Отцами Церкви Собора - на базе признания священного откровения — есть наука верования и правила поведения христиан, которые несут ручательство за все стороны своего поведения в земной жизни, таким образом, чтобы они оказались благородными «града Божьего» в жизни вечной. Вместе с тем следует отметить, что некодификация в научном смысле этого термина не делает каноническое право частью общей правовой семьи. Невозможно отрицать роль прецедента в формировании определенных канонов), а роль процессуального права менее значима (по сравнению с материальным правом), чем в англосаксонской семье. Самостоятельной судебной власти также нет-поскольку закон разделения властей для канонической системы правоотношений буквально отсутствует. На сегодняшний день российское правосознание и законодательное и нормативное право существуют по различные стороны, формируя необыкновенную раздробленную дуалистическую систему. Подводя итоги и резюмируя все вышесказанное, по данному реферату можно сделать вывод, что на сегодняшний день страна увлекается только своими задачами, ключевой из которых считается развитие демократического правового страны, имеющего также время и воля принять участие в действиях, происходящих в канонической кругу. Отсутствует факторы, с пришествием прогрессивной эпохи истории современная секуляризация в целом рассеяла канонические нормы по местам на границах государственного правосознания. В наименьшей степени русская держава могло стать «гарантом исполнения» общепризнанных норм. Список использованных источников и литературы 1. Аннерс Э. История европейского права / Э. Аннерс. – М., 1994. – С. 182-189 2. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. // Р. М Белла. - Аспект-Пресс, 1996. С.98 3. Джероза Либеро. Каноническое право в католической церкви / Либеро Джероза. –М., 1999. – С. 75-109 4. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. / Т.В. Ермакова. - СПб. 1998. С.43-47 5. Заозерский Н.А. О церковной власти: основоположение, характер и способы применения церковной власти. Сергиев Посад. 1894.С.232 6. Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность // Ю.П. Зуев. - М., Полития. 1997-1998. С.85 7. Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. / С.И. Иваненко, Н.А. Трофимчук. - М., 1992. С.32 8. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. / А.Б. Каменский. - М., 1999. С.132 9. Клочков В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. – М., 1978. - С. 148 10. Красножен М.Е. Основы церковного права. М., 2007 С.28 11. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2009, с. 73-83 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2010. с. 253 13. Мирошникова Е. Церковь в религиоведении // Религия и право, 2008, №4-5. с. 76 14. Николин А., свящ. Церковь и государство. История правовых отношений. М. 1997. 15. Чельцов - Бебутов М.А. Положение личности в уголовном процессе // Происхождение и развитие розыскного процесса во Франции / М.А. Чельцов – Бебутов. – М., 1948. – Ч. 1. – С. 92-94 1 Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. / С.И. Иваненко, Н.А. Трофимчук. - М., 1992. С.32 2 Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность // Ю.П. Зуев. - М., Полития. 1997-1998. С.85 3 Заозерский Н.А. О церковной власти: основоположение, характер и способы применения церковной власти. Сергиев Посад. 1894.С.232 4 Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. / Т.В. Ермакова. - СПб. 1998. С.43-47 5 Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. // Р. М Белла. - Аспект-Пресс, 1996. С.98 6 Джероза Либеро. Каноническое право в католической церкви / Либеро Джероза. –М., 1999. – С. 75-109 7 Аннерс Э. История европейского права / Э. Аннерс. – М., 1994. – С. 182-189 8 Чельцов - Бебутов М.А. Положение личности в уголовном процессе // Происхождение и развитие розыскного процесса во Франции / М.А. Чельцов – Бебутов. – М., 1948. – Ч. 1. – С. 92-94 9 Николин А., свящ. Церковь и государство. История правовых отношений. М. 1997 10 Мирошникова Е. Церковь в религиоведении // Религия и право, 2008, №4-5. с. 76 11 Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. / А.Б. Каменский. - М., 1999. С.132 12 Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. / С.И. Иваненко, Н.А. Трофимчук. - М., 1992. С.32 13 Красножен М.Е. Основы церковного права. М., 2007 С.28 14 Клочков В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. – М., 1978. - С. 148 15 Заозерский Н.А. О церковной власти: основоположение, характер и способы применения церковной власти. Сергиев Посад. 1894.С.232 16 Николин А., свящ. Церковь и государство. История правовых отношений. М. 1997 |