Становление и развитие педагогических традиций художественного о. Становление и развитие педагогических традиций художественного образования в россии
Скачать 22.14 Kb.
|
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ФИО автора Сведения об авторе e-mail автора Аннотация. В настоящей статье исследуется один из ключевых аспектов истории образования: становление и развитие педагогических традиций художественного образования в России. Данный аспект продиктован противоречивыми тенденциями. Система художественного образования в России включает два основных компонента: художественное образование как составляющую общего образования и профессиональное художественное образование. Раскрывается значение педагогических традиций художественного образования в России в контексте деятельности педагогов и учителей. Рассматриваются основные признаки и принципы художественного образования. Ключевые слова: художественное образование, традиции, педагогика, культура, образовательное пространство, педагогические традиции, становление педагогики. FORMATION AND DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TRADITIONS OF ART EDUCATION IN RUSSIA Full name of the author Information about the author e-mail of the author Annotation. This article examines one of the key aspects of the history of education: the formation and development of pedagogical traditions of art education in Russia. This aspect is dictated by contradictory trends. The system of art education in Russia includes two main components: art education as a component of general education and professional art education. The importance of pedagogical traditions of art education in Russia in the context of the activities of teachers and teachers is revealed. The main features and principles of art education are considered. Keywords: art education, traditions, pedagogy, culture, educational space, pedagogical traditions, formation of pedagogy. Процессы становления и развития педагогических традиций художественного образования в России исследуются в различных работах философов, социологов, педагогов-ученых и пр. (Блонский П.П., Выготский Л.С., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. и др.). Художественная культура имеет важнейшее и особенное значение в в духовной жизни человека и социума. Произведения искусства благоприятствуют художественно-образному постижению человека мира – они включают информацию о внешнем мире, выраженную в образной форме и проходящую сквозь творческое «Я» художника. Произведения искусства оказывают существенное влияние на чувственную область человека, увеличивают его кругозор, заставляют пробудиться духовный личностный потенциал. Выдающийся педагог Выготский Л.С. отмечает, что «искусство представляет собой общественную технику чувства, орудие социума, при помощи которого оно включает в область общественной жизни личные аспекты человеческого существа» [Выготский 1997: 96]. Важнейшей чертой искусства представляется отсутствие в нем тех или иных готовых рецептов правильного человеческого поведения. Однако, нравственный потенциал, включенный в произведения искусства, открывает человеку путь к поиску смысла жизни и собственного развития. Все это по сути представляет собой основу становления педагогических традиций художественного образования. Различные поколения педагогов, говоря о социально-нравственных, образовательных, эстетических функций искусства, отмечали потребность художественного просвещения всего народа. Одним из условий эффективной человеческой деятельности представляется художественное личностное развитие, воздействующее, с одной стороны, на духовную культуру индивида, а с другой – на воплощение его творческих начал. Художественное развитие личности представляет собой способ трансляции между поколениями общечеловеческих ценностей, при восприятии которых реализуется нравственное и творческое саморазвитие человека. Художественное образование ориентировано на развитие культуры восприятия внешнего мира, совершенствование способностей человека к саморазвитию и правильному восприятию действительности. Педагогические традиции напрямую зависят от художественного образования, и наоборот. Если образование – это культура человека, то художественное образование представляет собой художественную культуру человека. Художественное образование является долгосрочным и еще незаконченным процессом. Данный процесс всегда обладает определенным промежуточным результатом, однако, однозначно можно говорить о том, что рост художественной культуры личности воздействует на рост культурного потенциала социума [Чекулаенко 2017: 88]. Актуальные представления об эстетической культуре определены обновленной образовательной парадигмой, выраженной в национальной доктрине образования, основанной на приоритетах аккумулированного в социуме соответствующего опыта, на высших гуманистических ценностях человеческой бытия и направленности на становление и развитие творческих способностей каждого россиянина. Доктрина должна обеспечить совокупность условий и средств для решения определенных задач в сфере художественного образования, определенных в Концепции художественного образования в РФ. С выполнением задач, определенных в Концепции, связывается духовное возрождение России, укрепление ее статуса в мировом культурном пространстве. Таким образом, наличие подобной Концепции является одним из ключевых этапов развития педагогических традиций художественного образования в России. Современное художественное образование придерживается определенных педагогических традиций, а именно: - подготовка специалистов различных квалификация в сфере искусства или в области, связанной с ним, для работы в разных областях экономики, культуры, образования; - педагогическая технология, благоприятствующая выполнению актуальных образовательных задач; - ключевой социальных институт культурного воспроизводства детей и подростков [Ушинский 2005: 221]. Соответственно, педагогические традиции художественного образования представляют собой ключевой инструмент приобщения личности к общечеловеческим ценностям при помощи развития и обогащения собственного внутреннего опыта, переживаний, культурного развития. История России отражает факт того, что несмотря на различные кризисы и перевороты, педагогические традиции художественного образования всегда приковывали внимание российской интеллигенции. Начальным этапом формирования педагогических традиций художественного образования были древнерусская каноническая живопись и скульптура, базирующиеся на концепции церковно-христианских верований. В те времена и далее педагогические традиции художественного образования обладали рядом признаком, из которых выделяются следующие: - поэтапное овладение умениями и навыками работы с инструментами и материалами; - целостное восприятие художественного замысла, отраженного в образе, при помощи его постоянного копирования и творческого воспроизведения; - применение существующих педагогических традиций и накопление их опыта; - стимулирование освоения основ мастерства с помощью поощрений и наказаний; - непрерывный контроль за качеством учебно-познавательной деятельности, состоящий в постоянном сравнении образца и изготовляемого изделия [Блонский 1917: 15]. Еще одной чертой педагогических традиций является то, что промышленная основа художественного образования значительным образом благоприятствовала появлению учебных заведений нового типа. Также менялось мировоззрение учеников, что отражалось в их художественной работе. Помимо всего прочего, передача педагогического опыта художественного образования явилась постоянным, прогрессивным процессом. Кроме того, на этом этапе происходило не только освоение опыта предшествующих поколений в приемах художественного мастерства. При помощи системного подхода в обучении происходила ориентированная специализация по разным видам профессиональной деятельности. Непосредственно процесс обучения включал следующие блоки: - мотивационный – продиктован потребностью осознания значимости процесса обучения, полноценной отдачей и включенностью в учебно-творческий процесс; - ориентационный – принимает во внимание осознание и понимание сути и специфики будущей профессиональной деятельности; - операциональный – затрагивает овладение умениями и навыками для эффективного осуществления важных художественных работ [Макаренко 1964: 77]. Следующий виток развитие педагогических традиций получает в XVIII столетии. На данном этапе на педагогические традиции начинает оказывать воздействие принцип культуросообразности нравственных идеалов. Происходит расширение спектра профессий, формирующих начальный этап образовательной системы. Вместе с тем повышаются требования к уровню художественного образования: рисвование первых правил с хорошим понятием становится обязательным, ключевым методом обучения является работа по образцу. Важное внимание уделяется точности глаза, способности снять копию в различных размерах, сделать модель. Педагогические традиции отличаются в данном случае тем, что групповая форма обучения сочетается с индивидуальной, реализуется углубленное восприятие рисунка, скульптурной и декоративной пластики. Подобный подход дал возможность оптимизировать организацию учебного процесса для получения обучающимися структурированных знаний, умений, навыков. В процессе обучения целесообразно выделить следующие аспекты: – индивидуально-творческий – продиктован появлением и развитием индивидуальных и потенциальных личностных качеств обучаемых для развития их профессионального художественного мастерства; – информационно-аналитический – направлен на постижение историко-культурного опыта, соблюдение традиций, овладение передовыми технологиями художественной деятельности и ориентированное внедрение их в жизненную практику [Кравцова 2016: 32]. В контексте художественно-педагогической деятельности было много других направлений, необходимых для воспитательного и образовательного процесса. Данные направления включают как педагогические приемы обучения детей, изучение психологии художественной деятельности, теории и методики обучения изобразительному искусству, возрастной анатомии и физиологии соответствующих возрастных групп, так и выполнение задач средствами искусства на том или ином возрастном уровне, имеющем конкретные психофизиологические особенности. Актуальное понимание целей образования, исследуемых в разрезе духовной культуры, требует обновления содержания образования и поиска форм обучения, способных реализовать комплексное усвоение данного содержания. Разные образовательные концепции по-разному определяют само понятие «содержание образования», не является исключением и художественное образование. В одних случаях под содержанием худо-жественного образования может пониматься комплекс знаний, изобразительных умений и навыков работы с разными художественными материалами. В других – содержание образования определяется более обширно и отражает весь комплекс отношений человека к миру через его изобразительную деятельность. Современные педагогические традиции художественного образования отличаются стремлением к большей дифференциации, вариативности. Та картина мира, на становление которой в сознании обучающихся ориентируются актуальные концепции художественного образования, отмечена стремлением к неоднозначности. Множественность образных представлений о внешней среде реализуется включением обновленного содержания в знаниях и представлениях об искусстве, стремлением к регионализации в обучении искусству. Важнейшими педагогическими традициями художественного образования является духовно-нравственное развитие ребенка. В области общего образования федеральный компонент стандарта художественного образования определяет соответствующие требования к подготовке школьников: – владение терминами и понятиями художественного искусства; – знание определений самых значимых, существенных понятий; – знание основных эпох в развитии художественного образования; – способность использовать полученные теоретические знания в практической работе, умение формулировать и обосновывать собственное отношение к разным художественным явлениям; – владение различными способами и приемами художественного выражения и способность применять их в практической художественно-творческой деятельности. Педагогические традиции художественного образования отражают особенности конкретного образовательного учреждения, которые могут быть связаны с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, разных видов искусства, для чего нужно специальная разработка нормативных документов, программ и методических пособий. Ввиду этого образовательное учреждение может приспособить содержание обучения к запросам определенного контингента детей и родителей, учитывать тот творческий потенциал, который имеет конкретный педагогический коллектив [Назарова 2018: 114]. Разрабатывая содержание образования, российские исследователи отмечают обязательную потребность принятия во внимание особенностей разных национальных образовательных традиций, сосуществующих в регионе. Подводя итог, необходимо отметить основополагающие педагогические традиции художественного образования в России в настоящее время: – преподавание изобразительного искусства базируется на известных принципах художественности и целостности; – потребность вытеснения монотеоретического мышления политеоретическим, т.е. достижения в различных областях научного познания. Сейчас педагог имеет достаточную свободу действий, что дает возможность ему сформировать стратегию и тактику собственной деятельности с учетом особенностей обучающихся и накопленного опыта. Библиографический список 1. Блонский, П.П. Аксиомы педагогического дилетантства : против течения / П.П. Блонский // Вестник воспитания. – 1917 – № 6/7. – С. 1-22. 2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96. 3. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c. 4. Макаренко, А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта / А. С. Макаренко ; сост. В. С. Аранский, сост. А. И. Пискунов. – М. : Просвещение, 1964. – 116 с. 5. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: В 3 т.Т. 3: Учебное пособие / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2018. - 224 c. 6. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 640 c. 7. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c. |