Главная страница

Семинар по истории. Становление российской государственности 1516 веков


Скачать 175.3 Kb.
НазваниеСтановление российской государственности 1516 веков
Дата21.04.2023
Размер175.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар по истории.docx
ТипСеминар
#1079538
страница16 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

2.1 Начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму


В XVII в. с утверждением новой династии в России начала восстанавливаться и сословно-представительная монархия. Михаил Федорович Романов стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Сначала решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнской линии - бояре Салтыковы, но в 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси и фактически стал соправителем Михаила.

В начале своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613-1615 гг., 1616-1619 гг., 1620-1622 гг. Один состав собора проводил несколько продолжительных «сессий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов в Земский собор от представителей сословий. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, зачитывали жителям городов и уездов, составлялись сословные выборные списки, которые получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди их участников. Земские соборы занимались законодательством, изыскивали средства для пополнения казны, ведали церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть окрепла, и Земские соборы стали созываться реже. В 1630-х гг. они уже обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы значительно изменился. В ее состав вошли родственники и приближенные царя, пополнилась она и большим количеством думных дворян, которых выдвинули благодаря различным личным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.

Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать. В правлении Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая тенденция развития политического строя страны -переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной.

Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает высшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь. В России абсолютная монархия окончательно складывается во времена правления Петра 1. Но уже с середины XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.

На Земском соборе в январе 1649 г. было принято Соборное Уложение. Этот законодательный акт состоял из 25 глав и 967 статей. Главное внимание в нем уделялось судопроизводству и уголовному праву. Во второй главе Уложения «О государственной чести и как его государское здоровье оберегать» предусматривалась смертная казнь даже за преступный умысел против персоны монарха. Соборное Уложение регламентировало также положение различных сословий в государстве, порядок несения военной и государственной службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении движения к абсолютизму.

Во второй половине XVII в. перестают созываться Земские соборы, монарху-самодержцу они больше не нужны. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г., после него цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. С 80-х гг. XVII в. даже и эти урезанные Земские соборы тоже перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно-представительный орган Российского государства.

В конце XVII в. изменяется положение и Боярской думы, которая оставалась боярской к этому времени только по названию, потому что в 1688 г. из 62 членов Боярской думы только 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные были выходцами из дворян или представителями других сословий. Из постоянно действующего государственного органа, обладающая массой полномочий, каковой она являлась в первой половине и середине XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Место Боярской думы заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились правовые акты (именные указы), изданные от имени монарха, Боярская дума не принимала участие в издании этих приказов. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными. Несмотря на их второстепенный характер: служебные назначения, указы воеводам и т.д., сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в государственном управлении.

В 1682 г., Федор Алексеевич ликвидировал местничество. Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства, не довольного тем, что, начиная службу, члены знатных родов минуют низшие должности. Отмене местничества предшествовала подготовительная работа специальной комиссии, возглавлявшейся В.В. Голицыным, которая предложила расписать служилых людей, включая бояр, по полкам на командные должности, «чтобы были меж собою без мест». Царь и патриарх были согласны с предложениями комиссии и выступили с речами перед боярством, перед представителями других сословий о вреде местничества. 16 января 1682 г. его упразднили как в военной, так и в гражданской службе, а для пересечения возможных попыток возродить местнические порядки решили сжечь разрядные книги, содержащие сведения о службе боярских родов. Отмена местничества нанесла серьезный удар устоям боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

Особую актуальность во второй половине XVII в. приобрел вопрос о взаимоотношении государства и церкви. В 1652 г. патриархом Московским и всея Руси избирается Никон, который мечтает о превращении русской церкви в центр мирового православия. Властный и энергичный, он весной 1653 г. приступает к церковным реформам: для укрепления церковно-политических связей с южнославянскими землями Никон унифицирует обряды и исправляет богослужебные книги по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны государственной властью, но привели к расколу в Русской православной церкви. Церковь раскололась на два лагеря: на официальную и старообрядческую.

Постепенно Никон стал затмевать и самого царя. Никон утверждал, что «священство» выше «царства», и в его титуле появились слова «великий государь». Имперские замашки патриарха привели к конфликту с царем, в результате чего в 1658 г. Никон демонстративно покинул Москву, заявив, что не желает быть патриархом в Москве, а будет только патриархом Руси, и поселился в своей подмосковной резиденции в Новоиерусалимском монастыре. В 1666 г. церковный Собор, проходивший с участием восточных патриархов, принял решение о смещении Никона с патриаршего престола, предварительно одобрив церковные нововведения Никона. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта