Главная страница

Семинар по истории. Становление российской государственности 1516 веков


Скачать 175.3 Kb.
НазваниеСтановление российской государственности 1516 веков
Дата21.04.2023
Размер175.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар по истории.docx
ТипСеминар
#1079538
страница14 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18







Кто такой патриарх Гермоген?

Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай, 1530-1612 гг.) – второй на престоле Патриарха Московского и всея Руси в период с 1606-1612 гг. канонизированный Русской Православной церковью в 1913 году.
Происхождение Второго Патриарха до сих пор доподлинно неизвестно. По одним сведения он происходит из рода Голицыных или Шуйских, по другим источникам был незнатного рода, некоторые специалисты выводят его род из донских казаков.

Первые достоверные сведения о Патриархе Гермогене появляются приблизительно в конце 70-х годов XVI века. В 80-х годах он служил в Казани. Современники отмечали будущего Патриарха, как образованного, порядочного, но жесткого и упрямого человека.

В 1587 году был пострижен в монахи Чудова монастыря.

В 1589 был поставлен первым Русским митрополитом в Казани. Вся его работа в качестве митрополита была направлена на укрепление государственности и православия на территории бывшего Казанского ханства.

Проявив себя ревностным защитником Государства и Церкви, он был призван в столицу для решения важных задач. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова, Лжедмитрий I, зная о его влиянии, привлек Казанского митрополита к участию в Боярской Думе.

3 июля 1606 года собранием иерархов церкви избран Патриархом.

Будучи Патриархом и ярым государственником стремился к тому чтобы в стране было единоначалие в лице Царя, как источника стабильности и безопасности. Придерживаясь своих принципов, поддерживал Василия Шуйского, противился его свержению, открыто конфликтовал с семибоярщиной, первым предложил призвать на царствование Михаила Романова.

Понимая, что общество под воздействием внешних и внутренних факторов погружается в Смуту, согласился утвердить русским царем польского королевича Владислава Сигизмундовича. Когда же претендент не выполнил условий соглашения восшествия на трон, Патриарх призвал русское общество к сопротивлению. В 1610 году группа бояр совместно с польскими оккупантами насильно сняли Патриарший сан с Гермогена и заключили его под стражу в Чудовом монастыре. 17 февраля 1612 г. он скончался в заключении от голода.

Роль Патриарха Гермогена в событиях Смутного времени

Патриарх Гермоген – знаковая фигура в русской истории, человек сумевший своей волей и авторитетом дать обществу отправную точку для борьбы с польско-литовскими оккупантами. Патриаршество Гермогена (1606-1612) приходится на период Смуты. Страна тогда была элементарна разорена, нарушены экономические и социальные связи и устои, государственность фактически уничтожена. Слои и сословия вели бесконечную войну по принципу – все против всех.

К концу 1610 г. обстановка в стране была очень сложной. Шуйский низложен, в стране польские интервенты, королевич Владислав не выполняет условий, король Сигизмунд требует сдачи Смоленска и Московского престола для себя, регионы страны открыто не подчиняются центру. Группа бояр составила договор, по которому Россия должна подчиниться польскому государю. Эта бумага была подана Патриарху, как высшему духовному лицу страны, для подписи. Гермоген категорически отказался ее подписать.

6 декабря 1610 года на Соборной площади Кремля Патриарх обратился с проповедью к москвичам, где уговаривал стоять за православную веру, но после ее окончания был помещен под стражу. Во второй половине декабря этого же года Гермоген стал рассылать по городам страны грамоты, в которых говорил об измене короля и освобождал жителей от присяги королевичу, требуя идти в столицу для ее освобождения от польского гарнизона.

Русское общество и государство того времени было очень религиозно. В тех условиях требования Патриарха фактически имели силу царского указа, если не более. В юридическом плане эти грамоты были законным основанием для организации вооруженного сопротивления.

Историк Д. Иловайский, считает, что «Призывные грамоты» Патриарха Гермогена стали основанием для:

  • начала диалога между земскими людьми и чиновниками, назначаемыми из Москвы, в результате которого общество смогло осознать необходимость единства и совместных действий;

  • формирования Первого и Второго ополчения, освободившего столицу в 1612 г.

Когда Первое ополчение подошло к Москве, гетман Гонсевский и члены «Семибоярщины» потребовали от Патриарха написать новую грамоту к руководителям ополчения с требованием отойти от города. Патриарх отказался. После чего Гермогена заключили в Чудов монастырь.

В августе 1611 года Гермоген передает последнюю грамоту. Следует отметить важные аспекты этой грамоты:

  • Организационный аспект. Исходя из сложившихся условий Патриарх назначает Нижний Новгород основой вокруг, которого будет формироваться Второе ополчение. Жители Нижнего получают право пользоваться правом патриаршего имени для решения вопросов обеспечения деятельности по освобождению страны. Фактически впервые гражданское общество наделено полномочиями высшего должностного лица страны;

  • Династический аспект. Как ярый государственник, сторонник избрания царя из числа русских родов, Патриарх запрещает избирать на царство сына Марии Мнишек;

  • Религиозный аспект. Предчувствуя собственную смерть (ему уже был восемьдесят один год, и он находился под стражей) призывал служить своей стране.

В феврале 1612 Патриарх погибает, приняв мученическую смерть от голода.

На примере Патриарха Гермогена, хорошо видно, что и одна историческая личность, обладающая волей и характером способна решать глобальные проблемы. Своей волей и решимостью он спас страну от уничтожения.

Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин был купцом не самого первого разбора. Он торговал мясом в Нижнем Новгороде — не бедствовал, но скорее это такой был предприниматель средней руки, чем богач. В один прекрасный момент он заявил, что во сне к нему являются святые и приказывают организовать борьбу за спасение Отечества.

Нужно отметить, что святые давали Минину очень конкретные и разумные указания. Купец начал ровно там, где провалилось первое ополчение. Он стартовал не со сбора войск, а со сбора денег на организацию армии. Служилых людей хватало, в том числе прямо неподалёку от Нижнего Новгорода. Но общий крах экономики привёл к тому, что эти люди были кое-как одеты, имели плохих лошадей, а то и не имели никаких, им недоставало экипировки и оружия. Минин начал с решения этой проблемы. Регулярные сборы позволили собрать профессионалов на войну: как следует оснастить их, откормить и дать возможность не думать ни о чём, кроме собственно службы. Но войску требовался командующий — и он нашёлся.

Князь Дмитрий Пожарский не считался каким-то чрезмерно выдающимся полководцем, не принадлежал к сливкам аристократии, но у него была одна черта, делавшая его главным кандидатом на роль командующего вторым ополчением. Это репутация. Пожарский прошёл множество кампаний и битв Смутного времени, но всегда аккуратно служил тому правительству, которое могло считаться законным, не изменял слову и не был замечен ни в каких "договорняках".

Свою репутацию Пожарский подтвердил сразу же: он не требовал себе диктаторских полномочий и добровольно разделил руководство с Мининым, который получил необычное звание "выборный от всей земли человек" и полноту гражданской власти. Кстати, распоряжался он ею толково и решительно. Подконтрольные ополченцам территории приобретали главное, чего ждали люди, — порядок. Уйти от легальных налогов было практически невозможно: Минин даже к своим родственникам прислал стрельцов, когда заподозрил, что те, пользуясь кровными связями, мухлюют и пытаются не сдавать положенные деньги. Зато мародёров и бандитов неукоснительно вешали.

В это время Пожарский ковал своё войско победы. Оно не было многочисленным, зато благодаря притоку денег от Минина оставалось хорошо оснащённым и натренированным. Пожарский решительно "остановил корчму" и отправлял на плаху любителей грабежа и насилия, которых за годы анархии развелось много. Вожди ополчения озаботились также поддержкой церкви — что в XVII веке значило очень многое. Теперь всё было готово к операции по освобождению Москвы.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта