Главная страница

Семинар по истории. Становление российской государственности 1516 веков


Скачать 175.3 Kb.
НазваниеСтановление российской государственности 1516 веков
Дата21.04.2023
Размер175.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар по истории.docx
ТипСеминар
#1079538
страница9 из 18
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

Тема четырнадцатая. Правление федора иоанновича


Следующий правитель – Федор Иоаннович (годы жизни 1557-1598). Это был безвольный, даже слабоумный человек, судя по источникам. Это не был самодержец по своей психологической сути. Правил он вместе с боярами, на окружение были переложены все самые важные дела. При Федоре действовал регентский совет, созданный еще при Иване Грозном. Он был разношерстным по политическим настроениям. Основными фигурами были:

  1. Богдан Яковлевич Бельский. Это был дворянин. Он выступал за продолжение опричнины, за сохранение «двора», наличие дворцовой гвардии. Во время Федора он предпринял попытку захватить власть, за что и был сослан.

  2. Дядя царя Захарьин-Юрьев. Род Захарьевых-Юрьевых не был боярским, но он выступал за компромисс с боярской аристократией.

  3. Представители титулованной знати: Иван Мстиславский и Иван Шуйский.

Внутри регентского совета продолжалась борьба за влияние при дворе. Подняло голову боярство. Также возвысились неродовитые деятели, которые возвысились недавно, но не хотели терять свою власть. Между этими группировками и велась борьба. В основном методами борьбы были ссылки, опалы. Сначала вокруг Федора Иоанновича сплачиваются его родственники, представители неродовитых кругов: брат жены Борис Годунов, Захарьевы-Юрьевы и Романовы. Возможно, представители княжеских династий думали убить Федора и заменить его царевичем Дмитрием Большой вес набирает Годунов, он становится фактическим главой правительства.

Глава Боярской думы Иван Мстиславский вынужден был постричься в монахи. Иван Шуйский также был пострижен в монахи и вскоре умер. Шуйских обвиняли в том, что они пытались использовать волнения московских посадских людей в своих целях.

Годунов постепенно наращивал свой авторитет. Самые разные события работали ему на руку. В 1587 крымский хан пытался устроить набег на Русь. Годунов собирает войска и выступает против крымчан. Те отступили, а Годунов возвращается в Москву с триумфом. Власть его растет, он влияет не только на Федора, но и на политику в целом. Но популярной фигурой он не становится, про него распространяются слухи. Например, якобы, Годунов ранил Федора ножом, но Федор вышел. После конфликта Годуновых с Нагими, родственниками Дмитрия, последних сослали в Углич, и там Дмитрий погиб. В Углич была направлена комиссия во главе с В. Шуйским. Отчет комиссии противоречив, в то время как летописи таких противоречий не имеют. Скорее всего, Дмитрий был убит по приказу Годунова.

Борис Годунов предпринимал огромные усилия по укреплению своей власти и пытался преодолеть кризис, который после смерти Ивана Грозного был на лицо. Он ставил на важные посты тех, кто был ему обязан. Через этих людей Годунов контролировал органы центральной исполнительной власти. Появляются зависимые люди в Боярской думе. Страна была разоррна, и Годунов проводил миролюбивую политику. Но в 1590-1595 годах была русско-шведская война, окончившаяся Тявзинским миром. Она была удачна для России, по ней были возвращены Ям, Иван-город, Копелла. Хотя современные историки говорят, что Швеция была слаба, и результаты мира могли быть более весомы для России. Впрочем, Годунов был не слишком хорошим полководцем и решил быстро все закончить.

Так как ситуация на южных границах была сложной, появляется сеть крепостей, которые должны были контролировать южные границы. Появляются Воронеж, Елец, Белгород. В Астрахани был построен кремль.

Еще одна крупная победа на международной арене – утверждение в 1589 году патриаршества. Окружение константинопольского патриарха Еремея обещали утопить в реке. Утверждение патриаршества привело к тому, что РПЦ еще больше отдалилась от мирового христианства. Она еще больше становится национальной и сближается с государством.

При Федоре в России утвердился крепостной строй. Насчет установления крепостного права есть много теорий. Все они делятся на указную и неуказную:

- Указную ввел Татищев, который обнаружил указ 1597 о 5-летнем сыске беглых крестьян (указ, кстати, появился в 1592 – 1597-5) и судебник 1550 году. Кстати, до Великих реформ Александра 2 этот вопрос вообще не поднимался в науке. Историк Чичерин обсуждал указ о закрепощении и раскрепощении сословий. Так, обязанность отрабатывать повинности привела к закрепощению всех сословий. Вид «закрепощения» зависел от повинностей. Первыми были «закрепощены» служилые люди, которые обязаны были служить. Соловьев связывал закрепощение крестьянства с обилием земли и дефицитом рабочих рук.

- в середине XIX века появляется и безуказная теория, одним из ее инициаторов был Погодин. Он считал, что четкого указа о закрепощении не было. Якобы, закрепощение крестьянства стало потребностью самой жизни, и прямого указа не было. Похожую мысль высказывал Сперанский. Уже стройная теория безуказного закрепощения крестьян принадлежит Ключевскому: крепостное право сложилось постепенно, в результате роста крестьянской задолженности, а государство postfactum закрепило факт. На рубеже 19-20 вв. были обнаружены документы «о заповедных летах». Это побудило часть историков вернуться к указной системе.

По установившейся в советское время методологии крепостное право – дело рук нехорошего феодального государства. Крепостничество неразрывно связано с феодализмом, потому его искали уже в Киевской Руси. В Советской науке играли большую роль работы социально-экономической тематики. В результате появляется много исследований по теме крестьянства. Удалось даже обнаружить новые документы с известиями о закрепощении крестьян. Но попытка реконструировать указ 1592 года на основе имеющихся данных не удалась.

Сам процесс закрепощения многие исследователи связывают с тяжелым хозяйственным положением: войны выкосили много людей, рабочих рук стало совсем мало. Еще одна причина – фискальный интерес государства, т.к. из-за разорения сокращаются финансовые поступления, и, чтоб налогоплательщики не разбежались, вводится крепостное право. В 1580-ых годах началось описание земель. И на время описания этих самых земель вводился запрет на переход в Юрьев день. Это и есть заповедные лета. Кстати, действие заповедных лет распространялось и на посады. Еще был издан указ об урочных летах, которые стимулировали хозяев искать крестьян. В писцовых книгах тогда фиксировались лишь главы семей. Существовал институт кабальных холопов, которые нанимались на полгода работать и после полугода превращались в обычных холопов.

Кстати, при Годунове была предпринята попытка провести посадское строение. В городах с точки зрения налогообложения тоже не все было в порядке. Существовали черные и белые слободы. Белые слободы платили налоги владельцу слободы, они были меньше, а черные – несли все государственные налоги. В итоге из черных слобод часто люди убегали в белые, такие «побеги» пресекались.

Умер Федор в 40 лет, 06.01.1497, дети его были, но это были девочки, умиравшие рано. Так и не получилось у Федора родить сына. В итоге пресекается линия Рюриковичей, которая идет от Ивана Калиты. А 17 января земский собор выбирает на место боярина Бориса Годунова. Это было очень напряженное время.

Шестого января умирает Федор, а 15 января его супруга Ирина уходит в Новодевичий монастырь и принимает постриг под именем Александры. Но формально она остается правителем, от ее имени издаются приказы. Но в чем была соль: якобы, по легенде, сам Федор выбрал в наследники своего двоюродного брата Федора Никитича Романова. Годунову надо было бороться за власть. Потому он уезжает из Москвы и всячески показывает, что его власть не интересует. Хотя Борис отстраняется, Ирина вела переговоры об избрании своего брата. Так как вступить на престол должен был не прирожденный государь, избрание нового государя должно было быть обставлено как можно более помпезно. Видимо, рекламная компания имела неплохой результат. В Новодевичий монастырь к Ирине потянулся народ, который просил выдвинуть Федора на государство. Годунов действовал сам, в рамках традиции, долго отказывался.

3 сентября 1598 прошла коронация Бориса. Коронация сопровождалась большим пиром, пировали в церкви и на улице. Народ целую неделю бесплатно угощали медом! Была объявлена амнистия заключенным, на 5 лет была отменена смертная казнь. Несмотря на невысокую популярность Годунова, более весомой альтернативы ему не было. Он делал много как хорошего, так и плохого. Если бы немного по-другому сложилась ситуация, избрание Бориса Годунова оказалось бы поворотным моментов в истории Руси. Никогда Россия так не сближалась с Европой. Годунов благоволил к иностранцам, приглашал их на службу, они освобождались от налогов, беспошлинно торговали. Годунов хотел основать у нас учебные заведения европейского образца. Годунов хотел основать у нас высшую школу, даже выписать иностранцев, которые обучали бы наших.

Но подобным шагам воспротивилась церковь. Годунов выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Их дальнейшая судьба не известна, якобы, они так и не вернулись на родину. К тому же Годунов хотел открыть Русь для Европы.

В 1590-ые годы наблюдается подъем сельского хозяйства, и кризис к концу 16 в. был преодолен, Но в 1601 году пошли дожди, они не дали убрать хлеб, потом грянули ранние морозы, все вымерзло. На следующий год опять разразился неурожай, и он продолжается три года. Те, у кого были большие запасы хлеба (бояре, монастыри), начали прятать хлеб, выставляли его на продажу редко и по огромной цене. Стремясь помочь голодающим, Годунов раздавал деньги беднякам, но это помогало мало. Хлеб дорожал, деньги теряли цену. Открыли даже царские закрома, но это только ухудшило положение. Запасов на всех не хватило, раздача проводилась в Москве, туда хлынули огромные массы людей, в столице голод был страшен. Появились случаи людоедства. В Москве было похоронено 127 000 чел. Согласно описаниям, в Москве трупы валялись на улицах по целым суткам!

В народе начинают поговаривать, будто все эти беды – Божья кара, царствие Годунова не благословлено Богом. В 1601-1602 Годунов пошел на временное восстановление Юрьева дня. Разрешался не выход, а вывод крестьян: дворяне могли избавиться от лишних ртов на своей территории. К тому же, это разрешение касалось мелких служилых людей, не распространялось на земли духовенства, членов Боярской думы.

Популярность Годунова падала резко и бесповоротно. Вернуть к себе симпатий людей он не мог. Начинаются народные волнения, наиболее мощное такое восстание – восстание под предводительством атамана Хлопко. В нем участвовали казаки и холопы, и, хотя царские воеводы разгромили восставших, это произошло лишь после того, как Годунов обещал им свободу.

Дело в том, что слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб, жили во все время царствования Бориса. Борис осознавал эту угрозу, по сравнению с Дмитрием он никаких прав не имел. К тому же, противники Бориса приписывали ему смерть царя Федора. В распространении всех этих слухов царь подозревал Романовых, началось «дело Романовых». Начались репрессии на Романовых. Федор и четыре его брата в 1604 были обвинены в том, что хотят извести царя кореньями, и были сосланы в отдаленные места. Четверо братьев умерли, остался только Федор, которого силой постригли в монахи и сослали в дальний монастырь.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


написать администратору сайта