Главная страница

проект история. Старообрядцы история и современность


Скачать 23.41 Kb.
НазваниеСтарообрядцы история и современность
Анкорпроект история
Дата11.10.2022
Размер23.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапроект история.docx
ТипКонтрольная работа
#727373

Рязанский заочный институт (филиал)

Московского государственного университета культуры и

искусств

Контрольная работа

По дисциплине: «История России».

На тему: «Старообрядцы: история и современность».

Рязань-2011

Содержание:

Введение........................................................................................................3

Реформы Никона.........................................................................................4

Раскол............................................................................................................9

Старообрядцы в императорской России...............................................11

Старообрядчество в наши дни.................................................................14

Мое отношение к старообрядчеству.......................................................17

Список используемой литературы...........................................................18

Введение.

Старообрядчество – это следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а скорее внешней церковной жизни, то есть всего того, что относится к служителям церкви и церковным обычаям.

Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола, между тем эти понятия различные. Хотя старые обряды церкви, такие как: двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, хождение посолонь, чтение «обрадованная» вместо «благодатная» и другие, и являются достоянием раскола, но существенным его признаком служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения старообрядчество само по себе – не есть раскол. Церковный взгляд на обряд таков, что допускает разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии «всякого зазора» и при взаимном согласии, так как обряд – это вещь до существа веры не относящееся, сам по себе он ни свят, ни не свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели. Но все-таки старообрядчество возникло вследствие Раскола.

Проведение церковной реформы во второй половине XVII в. привело к расколу русского общества и появлению приверженцев старой веры, вынужденных уходить в глубинки Северных и Северо-восточных территорий России. На протяжении более чем трехсотлетнего выживания старообрядчество прошло ряд эволюционных периодов, связанных с жесткой политикой государства по отношению к ним, с изменением их статуса в ходе российских революций и изменением взаимоотношений между толками и согласиями внутри самого сообщества. Консервативность субкультуры старообрядцев позволила им сохранить основы древнеправославной культуры до наших дней, наследницей которой стала современная Россия.

Реформы Никона

Расколом принято называть произошедшее во второй половине 17 века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг, и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам.

25 июля 1652 года патриаршество всея Руси принял Новгородский митрополит Никон. Связанный с государем Алексеем Михайловичем узами тесной личной дружбы, он с присущей ему энергией взялся за дела церковного устроения, среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. Начало такому исправлению было положено еще при патриархе Иосифе, и тогда же обозначились те два правила, которыми потом Никон постоянно руководствовался, занимаясь этим делом:

1. Исправлять богослужебные книги одновременно по «добрым» славянским спискам и по греческому тексту.

2. Во всех случаях недоразумений при исправлении церковной обрядности просить совета и решения Восточных первосвятителей.

Первая попытка в исправлении русских богослужебных книг и церковных обрядов была сделана Никоном спустя семь месяцев после его вступления на патриаршую кафедру и касалась только двух новшеств. Никон, как считает митрополит Макарий, указывал, чтобы в святую Четыредесятницу при чтении молитвы святого Ефрема Сирина православные не клали одних земных многочисленных поклонов, как делалось тогда, а клали поклоны поясные, кроме четырех земных. Никон вскоре ввел еще наиболее важные изменения:

1) Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания, было введено троеперстие;

2) В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус»;

3) В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;

4) В старых книгах, в Символе Веры, читается: «И в Духа Святого Господа истиннаго и животворящаго», после же исправления слово «истиннаго» было исключено;

5) Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя;

6) Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах новые справщины ввели пятипросфорие.

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи подверглись жестоким преследованиям.

Патриарх Никон.

«Главным виновником церковного раскола в России был московский патриарх Никон. Он вступил на патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они сговорились переделать Русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую современную им церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Алексей Михайлович возмечтал сделаться византийским императором, а Никон – вселенским патриархом. В этих видах они и задумали во всем сблизить Русскую Церковь с греческой.

Пришлые греки, часто приезжавшие в Москву за милостыней, сами утерявшие чистоту православия, внушали, однако, Никону и царю Алексею, что будто бы Русская Церковь не вполне православна, что некоторые ее обряды еретичны и прокляты, что богослужебные книги Русской Церкви погрешительны, даже Символ веры в них изменен и подлежит поэтому осуждению. Греческая же церковь, напротив, во всем православна и благочестива, и русские книжники будто бы ошибались, думая, что она изменила православию и древним церковным преданиям и обычаям. Никон, задумавший исправить Русскую Церковь от погрешностей и ересей, не получил никакого школьного образования, не отличался даже начитанностью или какими-либо талантами; он выучился лишь читать и писать, и то не совсем грамотно. Зато он, став патриархом, постарался окружить себя учеными греками. Наибольшее значение имел при нем Арсений Грек. Никон вполне и во всем ему доверялся. Но грек этот был весьма сомнительной веры и бесчестного поведения. Воспитание и образование он получил в Риме у латинских иезуитов. По возвращении после сего на восток, он здесь принял магометанство. Вернувшись потом в христианство, он вскоре уклонился в латинство. Арсений был нетверд в православии и готов был во всякое время держаться какой угодно веры, лишь бы это было ему выгодно. В магометанстве он подвергся даже обрезанию.

Когда он прибыл в Россию в патриаршество Иосифа, предшественника Никона, духовные власти отправили его в Соловецкий монастырь "под начал", как опасного вероотступника для исправления его веры. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным своим помощником и руководителем в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот среди верующего русского народа: стали говорить, что "басурманин" правит святыми делами Церкви. Но перечить Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченное право и чрезмерную власть во всем. Ободряемый и поддерживаемый царем, Никон делал, что хотел, ни у кого не спрашиваясь, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и силу царскую, он приступил к церковной реформе (переустройству Церкви) весьма решительно и дерзко.

Характера Никон был жестокого и упрямого. Один из иностранцев, приехавших в Россию при Никоне, свидетельствует, что как только он получил патриаршую власть, все испугались его. Он держал себя гордо и недоступно. К архиереям относился надменно, не хотел называть их своими братьями. Страшно унижал и преследовал остальное духовенство, все тюрьмы наполнены были священными лицами, чем-либо провинившимися перед гневным и суровым патриархом. Все страшились и трепетали перед Никоном. Он истязал даже духовного своего отца: держал его в подвале закованным в цепи, мучил его голодом и побоями. В народе называли Никона волком и лютым зверем. Сам же Никон величал себя, подобно римским папам, "крайним святителем" и "отцом отцов". Титуловался даже "великим Государем": стремился захватить в свои руки и государственную власть. Никон любил богатство и роскошь. После царя он был первым богачом в России: ежегодно он собирал более 700000 рублей дохода (на современные деньги – это огромные миллионы рублей).

Разумеется, от такого жестокого, безрассудного и любостяжательного патриарха трудно было ожидать спокойной и умиротворяющей деятельности на благо Церкви. Было большим несчастьем для всей страны, что во главе Церкви стал такой надменный и к тому же малограмотный властелин-временщик.»

Так пишет о Никоне Ф.Е. Мельников, который сам был причастен к старой вере.

Им был написан и издан ряд очень важных работ по старообрядчеству. Он был начетчиком староверия, директором Учительского института старообрядчества, редактором ряда газет староверов и самым крупным исследователем старообрядчества дореволюционной России. Уже после революции, в эмиграции, Ф.Е. Мельников написал «Краткую историю Древлеправославной (старообрядческой) церкви», печатавшейся до 40-х гг. ХХ вв. в типографиях за границей. Первые же его произведения были опубликованы в 1911 и 1913 гг. Его видение раскола, как человека, причастного к этому направлению, очень интересно и важно. Свой взгляд на раскол и его результаты он довел до революции 1917 г., показав суть расхождений в обрядах разных толков и общин, роль государства и борьбу старообрядцев за свободу своего вероисповедания. После революции 1917 г. Ф.Е. Мельников подвергся гонениям, работы его в советское время в СССР не публиковались. В постсоветское время старообрядцы и исследователи познакомились с работами этого ученого, которые были изданы уже в 90-е гг. ХХ в.. Основные из них были опубликованы в издательстве Барнаульского государственного педагогического университета в 1999 г., затем (в 2006 г.) в Москве и других городах России, где проживают старообрядцы (3).

Раскол.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме как еретиков и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины.

Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

Сильнее всего постановлениям Никона противились на южных и северных окраинах России. Бунт Стеньки Разина находится в одинаковой исторической связи как с окончательным закрепощением крестьянства (Уложением 1649 г.), так и с церковными реформами Никона. В Соловецком монастыре сопротивление церковным реформам превратились в открытое восстание. Соловецкие монахи отказывались принять новопечатные книги. Основание у них было то же, что и у прочих раскольников: если они раскольники – так и святые отцы, и цари, и патриархи тоже были раскольниками. Словом, раскольники считали, что если прежде молились по «худым» книгам, но молились и спасались, то отчего не остаться при старом?

Сначала в Москве мало знали о раскольниках и называли их «капитонами» (от черного священника Капитона, распространявшего Раскол), но вскоре увидели, что Капитон был лишь одним из многих, что раскол проник везде. Когда раскол оказал силовое противодействие, в Москве начали понимать возможность последствий распри, имевшей сначала исключительно религиозный характер. Вскоре сопротивление обнаружилось и в Москве. Начинаются стрелецкие бунты в защиту соловецких монахов.

Раскольники, гонимые Никоном, проклиная, прозвали его антихристом. Находили подтверждение этому в Апокалипсисе. Толковали, что число антихриста – 666, и так как приближался 1666 год, то вера в пришествие антихриста усилилась. Расколоучители пускали слух, что Никон богохульник, что у него на внутренней подошве одной туфли вышит образ Богоматери, а на другой – восьмиконечный крест. Постановления Никона, что апостолам не нужно молиться на коленях, а достаточно кланяться в пояс; что юродивые не что иное, как бешеные и их не следует писать на иконах – подтверждали в глазах народа эти слухи.

В 1666-м и последующих за ним годах напряжение суеверных ожиданий Апокалипсиса достигло крайней степени. В ночь перед масленицей и перед троицыным днем (на эти дни ожидали, по преданию, страшного суда) в нижегородском Поволжье, надев рубахи, саваны, и ложась в долбленые гробы, пели заупокойные молитвы. Некоторые даже сами себя отпевали.

Некоторое время правительство ограничивалось сравнительно умеренными наказаниями – ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки чисто религиозного движения, а политические симпатии сторонников «старой веры» становятся более определенными, правительство переходит к политике жестоких репрессий. Начиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские ссыльники во главе с Аввакумом. А в 1685 году были изданы особые статьи о градском суде, по которым полагалось упорных раскольников жечь в срубах, перекрещивающихся в старую веру –бить кнутом, а прочих раскольников – ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов направлялись специальные воинские команды. Однако все эти меры не приводили к сколько-нибудь ощутимым результатам. Число сторонников «старой веры» продолжало неуклонно расти.

Старообрядцы в императорской России

Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 году был издан указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом.

Сторонники «старой веры», платившие двойной оклад и получившие название «записных раскольников», пользовались известной религиозной свободой. Они были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад, либо убегали в недоступные для правительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно притворялись православными. Для упорядочения сбора двойного оклада и розыска старообрядцев, укрывавшихся от его уплаты, в 1725 году была создана специальная Раскольничья контора.

Одновременно с этим большое внимание уделялось миссионерской деятельности среди старообрядцев, которая приобрела особый размах в Нижегородском крае.

После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время относительным покоем и свободой, но в жестокую пору бироновщины правительственный нажим на них усилился. Деятельность воинских команд для розыска укрывавшихся от правительственного ока раскольников приобретает в этот период широкий размах. На самой грани двух веков 18-го и 19-го, старообрядческий вопрос был поставлен надлежащим образом.

Император Павел Петрович взглянул на старообрядчество как на живую народную массу, имеющую свои собственные побуждения и задачи, с которыми так или иначе необходимо считаться. Он своим "быть по сему" разрешил и утвердил единоверие, то есть дозволил старообрядцам иметь священников для совершения богослужения и треб по старым обрядам.

Во второй половине 18 века, отражая интересы формирующейся русской буржуазии (главным образом недавних выходцев из деревни), тесно связанной с процессом формирования капиталистической мануфактуры, старообрядчество занимает ключевые позиции во многих крупных промышленных центрах, и, прежде всего в Москве и Петербурге. С этого времени старообрядческие капиталы оказались неразрывно связанными с развитием многих отраслей русской промышленности. На идеологию старообрядчества того периода наложили отпечаток такие факторы, как желание привлечь на свою сторону возможно большее число последователей из крестьянства и городских низов, ибо именно из них черпались основные кадры рабочих на промышленных предприятиях капиталистов-старообрядцев.

С другой стороны, антифеодальная струя исходила от рядовой массы старообрядчества, остро ощущавшей на себе гнет самодержавно-крепостнического строя. Правительственными указами старообрядцам предоставлялась некоторая свобода исповедания, было запрещено в официальных бумагах именовать их раскольниками, отменен двойной оклад, закрыта Раскольничья контора, всем старообрядцам, проживающим за границей, было разрешено возвратиться в Россию, выбрав себе место поселения по собственному желанию. Роль руководящего центра старообрядчества (как поповщины, так и беспоповщины – основные течения среди старообрядцев) приобретает Москва.

Резкий скачок численности и значения старообрядчества произошел во время страшного народного бедствия – чумы 1771 года. Руководители старообрядчества получили разрешение от правительства на устройство карантинов и кладбищ. Они стали усиленно перекрещивать в «старую веру» обращавшихся к ним за лечением жителей Москвы, причем выморочное имущество забирали в общинную казну. Именно в этот трудный для Москвы год был заложен фундамент для роста и экономического процветания старообрядческих общин. Московские федосеевцы заняли прочные позиции на Преображенском кладбище, московские беглопоповцы – на Рогожском.

В 1846 году греческий Митрополит Амвросий перешел в Древлеправославную Церковь и положил начало старообрядческой церковной иерархии. Но некоторые верующие были смущены тем, что Митрополит Амвросий не смог доказать, что был крещен через погружение (старообрядцы признают истинным только погружательное крещение). Часть старообрядцев по этой причине не приняли Митрополита Амвросия. 4 ноября 1923 года они образовали Русскую Древлеправославную Церковь (РДЦ). С 25 по 30 мая 1924 года проходил Всероссийский Собор Древлеправославной Церкви, где был учрежден высший орган – главный Церковный совет.

Те староверы, которые признали Митрополита Амвросия, назвались Русской Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ), или, как укоренилось в народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Благодаря усилиям Совета Всероссийского съезда старообрядцев (г. Москва) в период с 1907 по 1912 годов количество христиан РПСЦ резко увеличилось за счет христиан-переселенцев, пожелавших вернуться в Россию из Австрии. С 1910 году христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на съезды старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов.

Старообрядчество в наши дни.

Наиболее характерны для современного старообрядчества такие тенденции, как ослабление фанатизма, отказ от эсхатологических идей, стирание граней между отдельными старообрядческими направлениями и, особенно, между старообрядчеством в целом и православием.

Сегодня беспоповцы проживают во многих странах мира: в России, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, США, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Парагвае и других. Наиболее многочисленным из сохранившихся согласий беспоповцев является часовенное. В Центральной России в начале 20-х годов численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы, их насчитывалось около 2-2,5 млн. человек. Поморцев в то же время было до 2 млн. чел. Однако стихийный переход многих федосеевских общин к брачному состоянию в 1920-1950 годах изменил соотношение в сторону поморцев.

До наших дней в более или менее неизменном виде эсхатологическое учение и практические выводы из него сохранились только у странников. Последователи этого старообрядческого толка по прежнему принимают меры к строжайшей изоляции от окружающего их «мира». Еще в наши дни странники скрываются во всевозможных тайниках. В глухих уголках Сибири в настоящее время можно наткнуться на страннические «пустыни» и кельи. Современные странники, как об этом свидетельствуют неоспоримые факты, являются прямыми наследниками дореволюционных.

Прошедший с 12 по 15 апреля 2000 года научный семинар ”Русские староверы за рубежом”, организованный кафедрой русского языка ТУ на средства Фонда открытой Эстонии и при поддержке тартуских уездных властей, собрал ученых из Германии, Польши, России, Латвии, Литвы и Эстонии, а также представителей старообрядческих общин из Прибалтики. На семинаре был рассмотрен самый широкий круг проблем, связанных со старообрядчеством: история эмигрантских общин, ритуалов и традиции, исторические корни языка, духовное пение, староверы за рубежом сегодня. Но уже в первый же день семинара председатель Гребенщиковской общины старообрядцев Риги Илларион Иванович Иванов выразил озабоченность тем, что в последние годы наблюдается возрастающий интерес исследователей к жизни, которая, к великому сожалению, безвозвратно уходит.

Научный сотрудник МГУ Елена Александровна Агеева, изучающая культуру старообрядчества не один десяток лет по всей России и за рубежом, тоже считает, что в настоящее время староверы находятся в бедственном положении. Причем это касается не только старообрядцев, находящихся за рубежом, но и тех, кто живет в своей языковой среде и культурных традициях. Она полагает, что если не поддержать немногочисленные группы староверов, которые никогда не были антигосударственниками, а просто держались своей веры, то уже в начале нынешнего века могут исчезнуть некоторые направления старообрядческой культуры. В России крайне мало сохранилось действующих общин, и даже в них наблюдаются процессы, не связанные с традициями старообрядчества, а обусловленные условиями современной жизни.

В культуре старообрядцев есть свои парадоксы. С одной стороны, это среда, по условиям своего формирования и противостояния модернизированной Никонианской церкви, более архаическая и консервативная. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий староверы находились в состоянии противостояния если не государству, то возобладавшей церковной структуре.

Определенные качества этой народной культуры, ее сила и духовная стойкость формировались не столько под влиянием верности исходным догмам, поколебленным государем Алексеем Михайловичем, сколько под воздействием импульса жизни в состоянии пассивного протеста. Приравнивать современных староверов к их далеким предкам аввакумовского времени абсолютно неправомерно – их культура, сколько бы она ни была консервативна, менялась в зависимости от изменений своего антагониста и партнера – официальной церкви, в зависимости от политического устройства страны.

Старообрядцам приходилось бежать в Польшу и Эстонию, Турцию и Канаду, Румынию и Грецию. Там они оказывались в противостоянии не только ”церкви антихриста”, как они полагали, но и культуре того этнического большинства, среди которого вынуждены были жить. Впрочем, такое противостояние может возникнуть не только из-за веры, но и из стремления следовать традициям своих предков, вынужденных покинуть родину. Сохранение собственной культуры в таких случаях - очень сложное и чрезвычайно интересное явление.

За три с половиной века своей истории старообрядцам довелось испытать много несправедливости, притеснений и открытых гонений. И все же мощная духовная, созидательная сила, отличавшая движение приверженцев "старой веры", не раз помогала им не только выстоять в крайне тяжелых и неблагоприятных условиях, но и использовать малейшую возможность для возрождения древнерусских традиций.

Мое отношение к старообрядчеству.

Вопрос веры достаточно деликатный, и я не стану распространяться о собственных взглядах на эту тему. Скажу лишь одно: что не отношу себя ни к современным христианам, ни к старообрядцам. Однако последние вызывают у меня гораздо больше симпатии и сочувствия. Все что навязывается силой со стороны, сопровождаясь гонениями и репрессиями, уничтожением культурного наследия, традиций и исторических документов, рождает негативное отношение к подобным событиям.

Христианизация Руси в свое время вырвала целый пласт истории из памяти людей так, что теперь в учебниках история нашей страны начинается только с IX века. Словно вплоть до этого времени наши предки были первобытными дикарями, и нет источников, восстанавливающих события до этого времени. Тогда как о древней Греции или Римской империи можно прочитать в учебниках истории куда полнее. И история этих стран будет охватывать в разы более широкий временной пласт.

В другой раз история перекраивалась во время Никоновских реформ, что также сопровождалось потерей исторических документов. И подобное происходило не раз, и не два…

Среди ученых, занимающихся изучением истории нашей страны, существуют течения, доказывающие, что наша страна имеет гораздо более богатую историю, насчитывающую десятки тысячелетий. И я склонна прислушиваться к их доводам.

В любом случае, люди, сохраняющие те или иные традиции, передающие их из поколения в поколение, сохраняют для нас часть культуры и истории, и заслуживают к себе уважения. И их образ жизни, учения, вызывают интерес и имеют историческую ценность.

Список используемой литературы.

1. Вургафт С. Г. , Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996;

2. Кутузов Б. П. Церковная реформа 17 века, ее истинные причины и цели. – Рига: Издат. Отдел Древлеправ. Помор. Церкви Латвии, 1992;

3. Мир Старообрядчества // Сборник научных трудов. Выпуск 4: Живые традиции: Результаты и перспективы исследования старообрядчества. Материалы международной научной конференции. – М. РОССПЭН, 2001;

4. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1983.

5. Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.): Сборник научных трудов. Выпуск 3. Сост. Е.М. Юхименко. – М.: Языки славянской культуры, 2004;

6. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3-х т.: т. 2: Л – С. Ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М., «Большая Российская энциклопедия», 1995.


написать администратору сайта