Старославянский язык. История происхождения старославянского языка. Создание старославянского языка на основе живого славянского диалекта IX века, возможно, диалекта солунских славян. Два вида старейших азбук: кириллица и глаголица, их источники происхождения.
Морфология: общий обзор имени существительного (категории рода, числа и падежа, типы склонения); глагол (категории числа, залога, наклонения, времени, тип изменения по спряжению).
Синтаксис: порядок слов в предложении, основные конструкции.
Понятие о старославянском языке
Старославянский язык является древнейшим литературным языком славян. Это самая ранняя дошедшая до нас письменная обработка, письменное закрепление славянской речи. Диалектной основой старославянского языка стал один из говоров южных славян — солунский (южномакедонский) диалект. Первые памятники старославянской письменности относятся ко II -ой половине IX в. (60-е годы IX века). Они представляют собой как переводы с греческого богослужебных книг, так и более поздние непереводные, оригинальные произведения. Так как старославянский язык имел близкую другим славянским языкам звуковую систему, грамматический строй и словарный состав, он очень быстро распространился в славянских странах в качестве языка церковной, научной и отчасти художественной литературы. Все другие славянские языки были закреплены письменностью значительно позже (древнейшие сохранившиеся русские памятники письменности относятся ко второй половине XI в.; древнечешские – к XIII в.; среди сохранившихся польских памятников самые древние относятся к XIV в.). Таким образом, старославянский язык в ряде случаев дает возможность представить славянские звуки и формы на их древнейшей ступени развития.
На Русь старославянский язык пришел в конце Х века (988 г.) в связи с принятием христианства как язык церковной письменности.
В настоящее время старославянский язык мертвый: на нем не говорят и не пишут. Исчезновение старославянского языка как живого прошло рано, не позднее XI века, и объясняется тем, что, будучи близким к языкам тех славянских народов, среди которых был распространен, сам он настолько подвергся воздействию народно-разговорных языков этих народов, что утратил свое первоначальное качество и наконец исчез как язык. Однако исчезновение его произошло не мгновенно. В церковно-религиозную литературу все больше и больше проникало элементов народно-разговорной славянской речи. Тот тип русского литературного языка, который имел в основе старославянский язык, называется церковнославянским языком русского варианта.
Церковнославянский язык долгое время был языком надэтническим, выполняя функции церковно-религиозного языка. На Руси его знали, ему учились, но для русичей он не был родным. Сохранение церковнославянского языка на Руси вплоть до петровских времен ученые объясняют потребностями церкви, культурными традициями.
Славянские азбуки
Древнейшие дошедшие до нас старославянские азбуки написаны двумя азбуками – глаголицей и кириллицей.
Кириллица в дальнейшем легла в основу русской, украинской, белорусской, македонской, болгарской и сербской азбук. Глаголица вышла из употребления и сохранилась только в Хорватии в церковном обиходе (до XVII в. она употреблялась там для светских целей).
Вопрос о возникновении двух славянских азбук и о их взаимном отношении с давних пор занимал ученых. Старославянские памятники свидетельствуют, что две сильно отличавшиеся друг от друга азбуки существовали уже в глубокой древности.
Чешский ученый И.Добровский считал, что более древней азбукой была кириллица и именно она была составлена Константином. Что касается глаголицы, то, по его мнению, она возникла около XIV в. в Хорватии. Ее возникновение он объясняет так: римская церковь в областях, которые входили в ее подчинение, преследовала все, что свидетельствовало о связи с Византией, т.е. с греческой церковью. А так как кириллица, основанная на греческом письме, явно говорила об этой связи, то она была заменена глаголицей с целью сохранить богослужение на славянском языке.
В 1836 г. славянский филолог В.Копитар открыл в библиотеке графа Клоца древнюю рукопись, написанную глаголицей. По палеографическим данным, она была гораздо древнее тех рукописей, которые были до сих пор известны и датировались не ранее, чем XIV в. Это открытие привело к пересмотру прежней точки зрения на происхождение славянских азбук. В.Копитар выдвинул гипотезу о сравнительной древности глаголицы по сравнению с кириллицей.
Дальнейшие открытия в этой области подтвердили точку зрения В.Копитара.
О большей древности глаголицы говорит следующее:
Глаголица беднее по количеству букв, и, следовательно, кириллица является более совершенной азбукой.
Древнейшие в языковом отношении памятники написаны глаголицей (например, Киевские листки, Зографское и Мариинское евангелия).
Имеется много рукописей, написанных кириллицей на пергаменте со смытой глаголицей, но нет рукописей, написанных глаголицей по смытой кириллице.
Все это дало основание считать, что более древней азбукой, созданной Константином, была глаголица. Кириллица же возникла в восточной Болгарии в период правления царя Симеона (893-927), т.е. тогда, когда там уже давно была принята христианская религия, но богослужение совершалось греческими священниками на греческом языке. Царь Симеон хотел противопоставить Византии не только мощь государственную, но и мощь культурную. Для ограждения самостоятельности болгарской культуры от излишних посягательств Византии необходимо было ввести богослужение на славянском языке. Но греческие священники с трудом усваивали глаголическую азбуку. Поэтому нужно было пойти на компромиссное решение: заменить глаголицу другой азбукой, сходной с греческой. Предполагают, что по образцу греческого алфавита эту новую славянскую азбуку сложил ученик Мефодия пресвитер Константин. Позднее славянские книжники стали отождествлять пресвитера Константина с первоучителем Константином – Кириллом, а изобретенная им азбука стала называться по имени второго – кириллицей.
Кириллица
Каждая буква в обеих азбуках имела свое название. Некоторые буквы употреблялись также в числовом значении, т.е. употреблялись в значении цифр. Над буквой, употреблявшейся в значении цифры, ставился знак титло , а по бокам писались точки: – 3, – 80 и т.д.
Глаголица
И в той, и в другой азбуке имелись надстрочные, или диакритические, различительные знаки.
Имя существительное
Имя существительное в старославянском и синодальном церковнославянском языках характеризуется грамматическими категориями рода, числа, падежа.
Грамматическая категория рода представлена тремя большими группами: мужской род, женский род и средний род. Эта категория выражена семантически (лица мужского и женского пола), морфологически (флексии, специфические суффиксы) и синтаксически (согласование с прилагательными, причастиями, родовыми местоимениями, числительными, глаголами прошедшего времени).
Грамматическая категория числа представлена тремя формами единственного (об одном предмете), двойственного (о двух или парных предметах) и множественного (о предметах больше, чем один) числа. Категория числа определяется различными для единственного, двойственного и множественного чисел грамматическими парадигмами и отличиями в согласовании. В старославянском языке существуют группы слов singularia tantum, то есть слов, употребляющихся только в единственном числе ( и др.) и pluralia tantum, то есть слов, употребляющихся только во множественном числе и др.), которые тесно связаны с категорией собирательности. Собирательные существительные обозначали совокупность предметов и очень часто употреблялись вместо форм множественного числа существительных:
Категория падежа представлена семью формами единственного (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный, звательный), тремя формами двойственного (именительный = винительный = звательный, родительный = местный, дательный = творительный) и шестью формами множественного чисел (именительный = звательный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный). Категория падежа помогает выразить синтаксические отношения между словами в предложении или высказывании. Особое место занимает звательный падеж, который находится вне синтаксических отношений и выполняет функцию обращения.
Грамматическая категория одушевленности в старославянском языке отсутствует. Вместо нее здесь представлена категория лица. Она непоследовательно охватывает существительные, обозначающие лиц мужского пола, в единственном числе и выражается через омонимию винительного и родительного падежей, а также через использование флексий –ови, -еви в дательном падеже единственного числа: ).
В зависимости от парадигм, которые образуют существительные при изменении по числам и падежам, в старославянском языке принято выделять шесть типов склонения.
Первый тип склонения образуют существительные женского рода и слова, обозначающие лиц мужского пола. В именительном падеже единственного числа эти слова имеют В праславянском языке эти существительные имели суффикс-детерминатив *ā или *jā. Существительные имеют твердую или мягкую основы, которые обусловливают выбор той или иной флексии. В парадигме существительных с основой на заднеязычный согласный актуальным является чередование «заднеязычный / свистящий» перед гласным дифтонгического происхождения.
Старославянские существительные женского и мужского рода
с древней основой на *ā
Второй тип склонения образуют существительные мужского рода с твердой и мягкой основой, имеющие в именительном падеже единственного числа окончание -ъ, -ь, -и, а также существительные среднего рода с твердой и мягкой основой, имеющие в начальной форме флексию В праславянском языке эти слова имели суффикс-детерминатив *ŏ, *jŏ. Так же, как и в первом склонении, прослеживается зависимость выбора флексии от твердости или мягкости основы; у существительных с основой на заднеязычный согласный актуальным являются чередования «заднеязычный / свистящий» перед гласными и и дифтонгического происхождения, а также «заднеязычный / шипящий» перед гласным переднего ряда.
Старославянские существительные мужского и среднего рода с древней основой на *ŏ
Третий тип склонения образуют существительные мужского рода, имеющие в именительном падеже единственного числа окончание -ъ:
В праславянском языке эти существительные имели суффикс – детерминатив *ŭ.
Старославянские существительные мужского рода с древней основой на *ŭ
Четвертый тип склонения образуют существительные мужского и женского рода, имеющие в именительном падеже единственного числа окончание –ь:
Основа этих существительных полумягкая. В праславянском языке они имели суффикс-детерминатив *ĭ.
Старославянские существительные мужского и женского рода с древней основой на *ĭ
В пятый тип склонения входили существительные всех родов. В праславянском языке их основа оканчивалась согласным, в старославянском языке это существительные мужского рода с суффиксом –ен- (), существительные женского рода с суффиксом –ер- существительные среднего рода с суффиксами –ес- -ят- и –ен- По этому же склонению во множественном числе изменялись существительные мужского рода с суффиксами –ар(ь), -анин(ъ), -тел(ь): .
Старославянские существительные всех родов с древней основой на согласный
Наконец существительные женского рода с древней основой на *ū образуют шестой тип склонения. По сравнению с тем, что мы наблюдали в праславянском языке, количество слов здесь уменьшилось.
Старославянские существительные женского рода с древней основой на *ū
В синодальном церковнославянском языке система склонения существительных была упрощена, так как к середине XVII века изменилась грамматика славянских языков, в том числе и грамматика русского языка. На месте шести склонений, ориентированных на древнее употребление имени, в синодальном церковнославянском языке выделяется четыре типа. Существительные мужского рода со старыми основами на *ŭ и на *ĭ в новом церковнославянском языке имеют одну парадигму со словами старых основ на *ŏ . Одну парадигму имеют также существительные со старой основой на согласный и на *ū
Глагол
Глагол и глагольные формы
В старославянском языке глагол имеет спрягаемые (личные) и неспрягаемые (неличные) формы. Неспрягаемые формы глагола – это инфинитив, супин и склоняемые причастия. Инфинитив оформляется суффиксами Супин, или инфинитив цели, оформляется суффиксом Причастия обозначают действие или состояние как признак предмета. В старославянском языке существуют именные и местоименные формы причастий. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов : действительные причастия прошедшего времени – с помощью суффиксов ; страдательные причастия настоящего времени – с помощью суффиксов –ем-, -им-: страдательные причастия прошедшего времени – с помощью суффиксов –н-, -ен-, -т-: Старославянские причастия склоняются, как полные и краткие прилагательные.
Все остальные глагольные формы спрягаемые, то есть они изменяются по лицам (1, 2, 3) и числам (единственное, двойственное, множественное).
В старославянском языке глаголы по основе настоящего времени выделяют два основных (тематических) типа спряжения и один дополнительный (нетематический), в соответствии с которым изменялись глаголы Эти типы спряжения унаследованы старославянским из праславянского языка и так или иначе представлены во всех современных славянских языках.
Спряжение старославянских глаголов в настоящем времени
Лицо I спряжение II спряжение Нетематическое спряжение Единственное число
Особенностью старославянского глагола является наличие трех форм будущего времени. Будущее простое по образованию совпадает с формами настоящего времени. Будущее сложное первое образуется при помощи глагола имти в настоящем времени, который изменяется по лицам и числам, и инфинитива спрягаемого глагола: имамь пити, имаши пити и т.д. Будущее сложное второе образуется с помощью простого будущего времени от глагола быти, который изменяется по лицам и числам, и причастия прошедшего времени на –л- спрягаемого глагола, которое изменяется по числам и родам: и т.д. Эта форма обычно употреблялась в придаточных условных предложениях.
Прошедшее время представлено в старославянском языке аористом (единичное, недлительное действие в прошлом), имперфектом (повторяемое или длительное действие в прошлом), перфектом (действие в прошлом, результат которого есть в настоящем) и плюсквамперфектом (давнопрошедшее или преждепрошедшее действие). Первые две формы являются простыми, образованными от основы прошедшего времени с помощью специальных суффиксов и личных флексий; две оставшиеся – составными, образованными с помощью настоящего времени или имперфекта глагола быти и причастия прошедшего времени на -л- спрягаемого глагола. Аорист в старославянском языке представлен тремя типами: простым (несигматическим), сигматическим старого типа и сигматическим нового типа. В синодальном церковнославянском языке представлен несигматический аорист и сигматический аорист нового типа, а также традиционные формы имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта.
Несколько отличаются от современных славянских и образование форм ирреальных наклонений.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание или просьбу говорящего. Наиболее употребительными в старославянском языке являются простые формы этого наклонения, образованные с помощью суффикса -и- или -- и личных окончаний. В старославянском языке представлены формы 2-3 л.ед.ч. и 1-2 л. мн. и дв. чисел. В 3л. ед. и мн.ч. употребляются иногда составные формы со значением желательности действия.
Сослагательное наклонение служит для выражения действия предполагаемого, совершаемого при определенных условиях. В старославянских памятниках письменности можно обнаружить два способа образования этого наклонения: присоединение к причастию на -л- особых форм глагола быти с основой би-; присоединение к причастию на -л- аориста от глагола быти. Первый способ образования сослагательного наклонения не переходит в синодальный церковнославянский язык.
Спряжение старославянских глаголов в повелительном и сослагательном наклонениях
В целом синодальный церковнославянский язык сохраняет архаичную систему старославянского глагола.
Основные синтаксические сведения
Некоторые особенности порядка следования слов в предложении. Старославянский язык характеризуется свободным порядком следования слов в предложении, который он унаследовал из праславянского языка. Все же существуют некоторые ограничения в порядке следования главных членов предложения: подлежащее, если только логически не выделяется другой член предложения, находится перед сказуемым: (Храбр). Свободным является положение согласованного определения, которое может находиться как после определяемого слова (чаще), так и перед ним:
Особенности в выражении главных членов предложения. Подлежащее в старославянском языке обычно выражается существительным или местоимением, причем личные местоимения могут опускаться: (Сав.кн.).
При употреблении в функции подлежащего собирательного существительного в старославянском языке возможно согласование его со сказуемым по смыслу:
Сказуемое в старославянском языке представлено двумя основными типами:
В старославянском языке обязательным является употребление глагола-связки быти не только в прошедшем и будущем, но и в настоящем времени. При этом именная часть сказуемого согласуется с подлежащим и ставится в И.п.: (Супр.ркп.).
Оборот «дательный самостоятельный» в старославянском языке является конструкцией, искусственно привнесенной из греческого. Состоит он из причастия и имени, употребленных в дательном падеже. Чаще всего эта конструкция имеет временное или причинное значение:
Синтаксические особенности старославянского языка не исчерпываются приведенными конструкциями. Выбор их обусловлен тем, что именно эти особенности нашли то или иное отражение в современных славянских языках. |