возникновение государства. Возникновение-государства-122422. Ставлю перед собой следующие задачи
Скачать 44.57 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В Риме рабовладельческий строй прошел все основные стадии эволюции – зарождения, расцвет, разложение, упадок. Римское государство – непросто образец насильственной ломки первобытнообщинной общественной организации, оно в процессе своего развития продемонстрировало яркие примеры ранней монархии, аристократической республики и мировой империи Рим стал родиной высокого развития системы гражданского права, в основе которой лежал важнейший институт частной собственности. Именно Рим явился первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии и распространившим его по всем подвластным ему территориям Цель моей курсовой работы: охарактеризовать государственный строй древнего Рима в «царский период», раскрыть реформы Сервия Туллия, проанализировать императорский Рим, государственный строй в период принципата и домината. Ставлю перед собой следующие задачи: 1. Характеристика государственного строя древнего Рима «царского периода» 2. Сущность реформ Сервия Туллия 3. Анализ императорского Рима, государственного строя в период принципата и домината Объект исследования: государственный строй рабовладельческого Рима. Предмет исследования: история государства и права зарубежных стран. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ Возникновение государства в древнем Риме Древнейшая римская община была сформирована из представителей латин, этрусков, сабин, которые сформировали свое поселение. Общинники, которые назывались патрициями, основали город Рим в 753 г. до н.э. Народное хозяйство расширялось и влияло на имущественное различие граждан, среди которых выделялись и наиболее богатые - аристократы, которые получили социальные экономические и политические привилегии. Развитие города влияло и на рост населения за счет плебеев, которые находились под покровительством патрициев, но таких же прав не имели [4.С.26]. Во главе римской общины стоял вождь, носивший имя Рекс. Его полномочия распространялись на военное дело, жреческое и судебное, однако его власть нельзя было считать безграничной. Контроль за всеми сферами деятельности общества лежал на совете старейшин — сенате. Сенат контролировал и Рекса, и народное собрание. Народное собрание созывалось по трем трибам, но право голоса было лишь у воинов. Они делились на 30 курий. К VI в. до н.э. наблюдается значительный рост количества плебса, возникла необходимость привлекать жителей, не принадлежащих к общине, в военные походы, что привело к усилению политического влияния этой части общества. Плебеи часто вставали на борьбу за уравнивание своих прав. Поэтому проведение реформ, которые были направлены на преодоление первобытнообщинных традиций, было неизбежным явлением. Важную роль сыграли реформы Сервия Туллия, которые разделили Рим по имущественному и территориальному принципам. В Римском государстве сформировалось 4 городских и 17 сельских округов — трибов. И патриции, и плебеи подчинялись одному старосте, собиравшему налоги с жителей. Территориальное разделение сильно подорвало родоплеменные принципы организации хозяйства. В зависимости от размера земельного участка, его денежной оценки, владелец входил в тот или иной разряд, которых всего насчитывалось шесть. Всадники были обособленной группировкой первого разряда, а безземельные — шестого. Каждый разряд обязан был предоставить некоторое количество вооруженных воинов, которые объединялись потом в сотни — центурии. Со временем центурии стали не только военной, но и политической единицей, они могли участвовать в голосовании в народном собрании [15.C.24]. Реформы Сервия Туллия укрепили единство римского населения, дав плебеям возможность быть полноправными представителями римского общества. Теперь видимое разделение наблюдалось только между свободными и рабами. Уже к IV в. до н.э. плебеи добились возможности занимать государственные должности, а в 287 г. до н.э. Законом Гортензия уравниваются решения собрания плебеев и центуриата. Государственный строй древнего Рима в «царский период». Реформы Сервия Туллия Римская община периода военной демократии весьма неоднородна в своей социальной структуре. Определились знатные фамилии и аристократы-патриции. В их среде формировались военачальники и городские магистраты. Считалось закономерным, что они происходят от богов, царей и героев. Со временем аристократия обзавелась рабами, а потом и зависимой от себя клиентелой. В определенные дни весь союз племен сходился на различные собрания для рассмотрения дел, которые были отнесены к их компетенции. Это были вопросы о судебных и спорных наследствах, о приговорах к смертной казни и т. д. Всего наблюдалось 300 родов, по 100 в каждом племени. Из десяти родов были образованы курии (10 курий — триба — племя). Как член рода и племени римский гражданин имел следующие отличительные черты: 1) он был участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2)он имел право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) он имел право требовать себе от рода помощи и защиты; 4) он принимал участие в общих религиозных празднествах. Курия же в свою очередь могла требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. До определенного времени права и обязанности граждан находились в гармонии [7.С.63]. Главы родов входили в совет старейшин, который со временем приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения дел, выносимых на решение Народного собрания. Сенат также ведал многими текущими делами в системе управления Римом. Сенат насчитывал 300 сенаторов. Он существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям производилось голосование. Главой римской общины был рекс. Общее собрание римского народа было и войсковым собранием и смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно и голосовало. С древнейших времен население Рима делилось две основные группы: патриции, которые составляли римскую общину, и плебеи. Происхождение плебеев весьма неясно и спорно по сегодняшний день. Есть мнение, что изначально это были чужаки. Они беспрепятственно занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Самым тяжелым в Риме оставалось положение рабов. Господину можно было убить раба. Среди рабов наблюдалась большая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней [10.C.99.]. Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений – центурий [1.С.56]. Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, с цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии. Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая — для войны от 17 до 45 лет — младшая, предназначалась для боевых походов. Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды. Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания. Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса [8.C.124]. Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения. Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения, и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества. Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа. Таким образом, в VI-V вв. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением. Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны. Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования [13.С.83]. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании. В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором. Таким образом, так на рубеже VI-V вв. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли. Государственный строй древнего Рима в республиканский период Главным органом государственной власти был сенат. Изначально он состоял из 300 сенаторов. Назначали сенаторов уполномоченные лица, которые избирались Народным собранием,— цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат и занимал перед этим какой-нибудь важный пост. По тому, из кого состоял сенат, Римскую республику вполне справедливо называли аристократической. И это соответствовало действительности. Переход к республике увеличил влияние сената. Созывал сенат один из магистратов, который сообщал собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Первоначально у сената было право утверждать или отклонять решения собраний. Но с IV в. до н. э. сенат стал высказывать согласие либо несогласие с законопроектом, который предварительно выносился на утверждение. Полномочиями исполнительной властью сенат не обладал. К компетенции сената относились международные, финансовые дела, а также вопросы культа и объявление войны. Вершина власти сената приходится на 300—135 гг. до н. э., когда без него не принималось ни одной значительной меры в области внешней и внутренней политики. Падение роли сената началось в эпоху гражданских войн (II—I вв. до н. э.), когда государственные дела вершились сильными личностями. Аристократическая Римская республика сохранила многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания (комиций). «Коллективных» органов было несколько, и наиболее важными являлись центуриатные и трибуатные комиции. Центуриатные комиций (собрания) были полномочны с древнейших времен, принимать или отвергать законопроект, представленный каким-либо магистратом — консулом, претором, народным трибуном. Как уже говорилось, голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций, центуриатные комиций имели право избирать или отвергать кандидатуры предложенных им должностных лиц, решать вопросы войны и мира, судить за особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т. д. Трибутные комиций обладали в принципе почти той же компетенцией, что и центуриатные, избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т. д. Позднее они получили также законодательную и судебную власть. Но как бы ни были значительны по своему весу эти собрания, они собирались нерегулярно и по воле одного из магистратов — консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами. Магистратура. Высшими должностными лицами — магистратами — были консулы, преторы, народные трибуны. Они избирались Народными собраниями на год и были подотчетны им по истечении срока полномочий. Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи избирали несколько народных трибунов. По общему правилу, магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг друга; но если, скажем, консул находил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим вето. Поэтому магистраты должны были советоваться между собой, прежде чем решиться на сколько-нибудь важную меру (приказ). Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части; во время войны один из них оставался в Риме, а другой командовал войском. Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н. э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III—II вв. до н. э. преторы станут толкователями права и его творцами. Вступая в должность, преторы издавали эдикт, его заносили на побеленную доску, которую выставляли на Форуме, в котором объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что не получит защиты [6.С.32]. Благодаря преторам и в соответствии с велениями времени римский судебный процесс становится формулярным, т. е. определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску. Древние законы сохраняются как священный завет, но отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления «доброй совести» и «справедливости», т. е. нравственные категории, которым придается значение авторитетного начала, корректирующего старое право с позиций, диктуемых новыми правоотношениями. Сентенции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление приспособить древнее, архаическое право к экономическим, социальным, моральным, политическим требованиям поздней республики с ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т. д. Именно отсюда берет начало то самое римское право, которому предстояло стать непременным элементом европейской цивилизации. Первоначально задача народных (плебейских) трибунов заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Осуществлению этой функции способствовало то, что народный трибун имел важное право — налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний. Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет. Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Наконец, в их функции входило наблюдение за нравами, с тем, чтобы предупредить излишнюю роскошь воинов-римлян, а тем более безнравственные поступки. Идеология простого и честного образа жизни, которую воспитывали в римском юношестве, в немалой степени способствовала превращению Рима в центр огромной империи. Недаром многие римские авторы (а вслед за ними и многие позднейшие историки Рима) связывали падение Римской республики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жизни, переходом к стяжанию, накопительству, широкому образу жизни, пирам и роскошествам всякого рода. Этого объяснения еще недостаточно для убедительного суждения, но в том, что с падением патриархальной нравственности, патриархальной старины наступило и политическое перерождение, как кажется, не может быть сомнений. Остается, тем не менее, открытым вопрос о тех глубинных причинах, которые вызвали падение нравов, захватившее не только знать, но и плебс, в том числе пролетариат. Диктатор. Все указанные нами магистратуры были ординарными, обычными. Экстраординарной единственно считалась должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора. По истечении шестимесячного срока своего правления диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных нам республиканских диктатур имела место в 220 г. до н. э. Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры», возникшие с грубым нарушением республиканских основных законов,— бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др. Но об этом несколько позже. Наконец, наше внимание не может не коснуться армии, бывшей в течение всех лет существования республики (до эпохи диктатур) народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической форме правления. Когда с широкой завоевательной политикой Рима сначала' в самой Италии, а затем и на всех земелях, омываемых Средиземным морем, римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а затем и к переходу к монархическому правлению. Подводя итоги, спросим себя: в чем же состоят принципиальные особенности Римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии (политическое господство небольшой группы правящей партии, правящего класса) На этот непростой вопрос можно ответить (оперируя современной терминологией) следующим образом: этому мешала в первую очередь система сдёржек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, а в более широком плане — устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней [3.С.79]. Как мы видели по ходу изложения, система сдержек и противовесов проходит через всю систему римской формы правления: - два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским; - коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги; - невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей); -строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления; - исключительные полномочия народных трибунов; - наличие сената как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти, и т. д. |