Главная страница
Навигация по странице:

  • Власть домовладыки складывалась из трех элементов

  • Римское право различало два вида родства: Агнатское родство – agnatio.

  • 2. Когнатское родство – cognatio.

  • Свойство – adfinitas.

  • римское. 1. Основные закономерности развития семейных правоотношений, и особенности правового регулирования этих отношений в римском обществе


    Скачать 19.5 Kb.
    Название1. Основные закономерности развития семейных правоотношений, и особенности правового регулирования этих отношений в римском обществе
    Дата25.04.2023
    Размер19.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларимское.docx
    ТипЗакон
    #1088370

    1. Основные закономерности развития семейных правоотношений, и особенности

    правового регулирования этих отношений в римском обществе
    2. Виды родства и свойства в семейном праве Древнего Рима, их правовое значение

    Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью.

    Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эмансипированное, т.е. освободившееся из-под власти своего pater familia(отца)

    Власть домовладыки складывалась из трех элементов:

    ● власть над женой – manus maritalis;

    ● власть над детьми (а также их семьями, если дети уже состояли в

    браке) – patria potestas;

    ● власть над всем имуществом семьи (рабы, вещи, животные) –

    dominica potestas.

    Римское право различало два вида родства:

    1. Агнатское родство – agnatio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе

    Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные.

    Дочь, выщедщая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д., и наоборот, лицо постороннее, например, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

    Выход из-под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с нахождением под властью отца. Наиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки (сын будучи усыновленным, дочь – в качестве супруги домовладыки или его подвластного), то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним.

    2. Когнатское родство – cognatio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат – агнат.

    В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии.

    Кровное родство (cognatio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.

    По восходящей линии – отец, дед, прадед; по нисходящей – сын, внук, правнук; по боковой – брат, двоюродный брат, дядя.

    Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии – сначала необходимо «подняться» до общего предка (не считая его самого), а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства.

    Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, род- ные братья – второй степени, а вот двоюродные – в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын – первая степень родства, а дед и внук – вторая, и т.д.

    Свойство – adfinitas. Свойством в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга (супруги). Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.

    Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом (даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, т.е. в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата).


    написать администратору сайта