Римскре право Ответы. Тема 3 к 25.10. Тема Брак и семья в Древнем Риме Понятие римских видов родства и семьи
Скачать 96.37 Kb.
|
Тема 3. Брак и семья в Древнем Риме 1. Понятие римских видов родства и семьи - агнатическое родство, состав агнатов Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. - когнатическое родство, состав когнатов Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; Кровные родственники – это: а) родственники по прямой или боковой линии: родственники по прямой линии (linea recta) – лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; родственники по боковой линии (linea collaterales) – лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.); б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники; в) полнородные или полуродные родственники: полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков; полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini). - свойство Свойство (affinitas) – это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены). Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии – количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии – количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии). - ius tollendi Ius tollendi - исключительное правомочие некоторых лиц вернуть себе нужный им материал, улучшивший вещь, при условии, что они не ухудшают этим вещь и не поступают злонамеренно. Обязанности наймодателя являются правами нанимателя - adrogatio Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом). В Риме с помощью этого института происходила передача императорской власти. Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к женщинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай). Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого. Особенности адрогации: * усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего семейного культа; » прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица); « усыновленный получал право наследования; « дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков. Условия адрогации: * усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела детей и они умерли); * усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать отцовской властью); » лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки); » быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»; * возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестпин); » усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том числе и скопцы, и неженатые); » усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты); « при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эман-ципируют; * нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан); » нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан); » нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом моложе 25 лет; » надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, составить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до достижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя; .» с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию); » всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына; » вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подобает иметь временного сына»; » долги усыновленного переходят на приемного отца. - adoptio Адопция— это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»). В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме). Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манципация, для девочки — одна фиктивная ман-ципация. В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами: 1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет; 2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол); 3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца); 4) если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать); 5) при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца; 6) даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Уль-пиану); 7) иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют; 8) не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично; 9) адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольноотпущенником или рабом ). - отличия в понятиях famila, familia communi iure, gens и consortium ‘ercto non cito’ Семья (familia) в древнейший период римской истории – это социальный институт, основанный на агнатическом родстве, делении ее членов на лиц «своего» и «чужого» права, существующий при первобытнообщинном строе. Признаки: 1. агнатическое родство членов семьи; 2. деление членов на лиц «своего» и «чужого» права; 3. существует при первобытнообщинном строе (архаический период). 4. патриархальный тип отношений внутри семьи (неограниченная власть отца). В широком - семью по общему праву (familia communi iure) Consortium ercto non cito Сонаследство распадается вследствие материального разделения асса между сонаследниками в соответствии с их долями. Однако в более архаический период римской истории («olim», «некогда», как говорит Гай) такого разделения не знали: после того, как pater familias умирал, heredes sui, наследовавшие ему ab intestate или по завещанию, оставались объединенными в consortium ercto поп cito, т. е. societas inseparabilis1, возникавшее не consensu, как контрактное товарищество (§ 245), а re, и значит, по необходимости, вследствие совместного преемства в одном ассе. Характерно для этого объединения было то, что даже один («vel unus») из сонаследников мог с полным правом распоряжаться общим имуществом. Долго обсуждался вопрос, был ли этим unus любой из сонаследников или же лишь один из них и кто это был. Предпочтительнее, однако, мнение о том, что unus, о котором пишет Гай, мог быть любым из сонаследников в силу уже упоминавшегося принципа, что каждый из сонаследников имеет потенциально абсолютное право на весь асc и потому, кроме случая вето (prohibitio, § 138) своего коллеги, может распоряжаться им по полному праву. Помимо того, этому же самому режиму могли по доброй воле подчиниться также и посторонние между собой наследники, что происходило через применение неизвестной legis actio, о которой кроме имеющегося у Гая упоминания мы более ничего не знаем. Род (gens). Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то, несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и при отсутствии агнатов призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucins Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... qui ab ingenuis oriundi sunt... quorum maiorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti (Topica. 6. 29). — Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие от сво-боднорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые не претерпели capitis deminutio. Таким образом, patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. - основные характеристики римской семьи Только римский гражданин, вступив в римский брак мог основать римскую семью. Первоначально под термином фамилия понимались рабы в данном хозяйстве, а потом и все относящиеся к составу данного хозяйства – имущество, рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи – домовладыка - единственный полноправный гражданин квирит. Агнатское родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). Таким образом, это была родственная связь только по мужской линии. Одновременно агнаты могли быть и когнатами. Например, домовладыка и его дети. Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством. Различалось когнатство по прямой и боковой линиям. Прямая линия означала нисходящее или восходящее родство (отец, сын, внук и т. д. и наоборот), а боковая - объединяла лиц, имевших общего предка (брат, сестра, дядя и т. д. ). Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений. Так сын – агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений. Так братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник – третьей (1+2). От родства следует отличать свойство. Свойство - это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Семейные отношения характеризуются в первую очередь патриархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки). Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической - только после смерти отца. Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца. Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Брак - это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана). Данное определение не соответствовало реальному положению вещей, так как даже в классическую эпоху правоспособность женщины была гораздо ограниченней, чем у мужчины. Римское право различало два вида брака: 1. брак с властью мужа (жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным); 2. брак без власти мужа ("сине ману" – жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом). Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома. Виды брака различались между собой по: 1. формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д. ); 2. существу (разный объем правоспособности жены). Конкубинат – это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей. Римское право выдвигало следующие условия для вступления в брак: 1. согласие лиц, вступающих в брак; 2. а также разрешение домовладыки (если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат); 3. достижение брачного возраста: для мужчин - 14 лет, а для женщин -12 лет; 4. вступавшие в брак не должны состоять в другом, не прекращенном браке; 5. каждый из брачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало; 6. лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве (например, брат и сестра). Существовали три способа заключения брака: 1. торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время); 2. мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"); 3. брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Прекращение брака: 1. смерть одного из супругов; 2. утрата свободы одним из супругов; 3. развод. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д. ). допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (неспособность к половой жизни, желание поступить в монастырь). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же прекращался. Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин - с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие. К сожалению, данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными. - persona siu iuris Лицо своего права (persona sui iuris) –только взрослый римский гражданин мужского пола, не находящийся ни под чьей властью; это домовладыка, отец семейства, обладающий неограниченной властью: · право признать или нет новорожденного ребенка; · право лишить жизни непризнанного ребенка (выбросить уродца – monstrum с Тарпейской скалы – одного из утесов Капитолийского холма в центре Рима); · право продажи детей в рабство; · право манципации (продажи) третьему лицу своего сына в наем или в возмещение ущерба в порядке «нокзального» иска, но не более трех раз; · право собственности на все собственные приобретения и приобретения, сделанные агнатическими родственниками; · право давать или не давать согласие на сделки, совершенные членами семьи (дача согласия влечет юридическое признание сделки). - persona alieni iuris Лицо чужого права (persona alieni iuris)– это любой член агнатической семьи, находившийся в подчинении домовладыки, правовой статус которого состоит в следующем: · полная публичная правоспособность; · неправоспособность в частноправовой сфере (право собственности на приобретения лица чужого права имел не он сам, а его домовладыка; необходимость получать согласие домовладыки на совершаемые сделки). |