Главная страница

Римскре право Ответы. Тема 3 к 25.10. Тема Брак и семья в Древнем Риме Понятие римских видов родства и семьи


Скачать 96.37 Kb.
НазваниеТема Брак и семья в Древнем Риме Понятие римских видов родства и семьи
АнкорРимскре право Ответы
Дата20.10.2021
Размер96.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 3 к 25.10.docx
ТипДокументы
#252075
страница3 из 4
1   2   3   4

Условия заключения брака:

— достижение брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет);

— согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

— согласие вступающих в брак;

— отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5 (6) степени по боковой) или свойства;

— если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

— ius conubii — право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Брачные препятствия:

— недостижение брачного возраста;

— отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак;

— наличие отношений родства или свойства;

— душевная болезнь;

— отсутствие jus conubii;

— если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.);

— несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

— религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

4. Порядок заключения и прекращения брака

- обручение
Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков.


- cum manu mariti

cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;


-
sine manu mariti
sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).


- основания прекращения брака
Брак, заключенный по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям.

1) смерть одного из супругов;

2) исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака;

3) развод.

Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось:

- попадание одного из супругов в рабство;

- утрата гражданства одним из супругов;

- вновь возникшее родство (например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя).

Развод (divortium)мог быть двух видов:

1) по соглашению сторон - происходил, если запрашивался обоими супругами;

2) односторонний ex iusta causa - мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака.

К законным причинам развода при императоре Константине относились:

- для женщины – если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем;

- для мужчины – если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей.

В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько:

- муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления;

- жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину (сожительницу);

Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон (divortium ex bona gratia).Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака.


- способы прекращения брака



Брак, заключенный по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям.

Способы прекращения брака:

— смерть одного из супругов;

— утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio). По возвращении из плена брак восстанавливался;

— развод — заявление об отказе от брачного союза. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода — одно из начал римского брачного права. И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, а также на противоречие разводов учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом.

Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен, — confarreatio (брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда), ooemptio (брак, заключенный путем покупки жены) или usus (неформальный брак), но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность.

Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio (обрядовое расторжение брака) и remanoipatio (обряд, противоположный манципации, покупке жены).

Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

— нарушил верность;

— покушался на жизнь первого супруга;

— допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме).

Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое (dos) оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Мужу было разрешено произвести удержания необходимых издержек, отделить издержки излишние и на содержание остающихся при нем детей по 1/6, но не свыше 1/2, если иное не было предусмотрено договором о приданом.

Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.


- повторный брак

В республиканский и классический периоды никаких ограничений к вступлению во второй брак не было.

В постклассический период под влиянием христианства безбрачие стало нормальным явлением, поэтому появился ряд ограничения для вступления в повторный брак:

- вдова должна выдержать «траурный год» (это делалось, чтобы не только выразить уважение к покойнику, но и облегчить процесс установления отцовства в случае рождения ребенка и сомнений в отношении того, кто его отец). Если это правило не было соблюдено, то брак оставался действительным, но женщина подвергалась бесчестию.

- в случае развода, во второй брак можно ступить по истечении 10 месяцев.


5. Личные и имущественные отношения супругов

- приданое (dos)
приданое (dos) — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Плоды поступали в его свободную собственность, земельные участки он не мог ни продать, ни заложить. Движимые вещи отчуждались с согласия жены, кроме заменимых и скоропортящихся, отчуждаемых мужем самостоятельно. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Передача приданого составляла особый обрядовый акт либо оформлялась особым документом отдельно от событий заключения брака. Приданое не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;


- судьба
dos после прекращения брака
Кто может требовать возврата приданого.

По общему правилу, приданое после прекращения брака подлежит возврату.

Право требовать возврата dotis имеет:

1) по общему правилу - жена и ее наследники.

2) Исключения установлены:

а) в отношении dos recepticia, которая, разумеется, возвращается установителю;

b) в отношении как dos adventicia, так и dos profecticia, если жена была filia familias, тогда при жизни ее право обратного требования приданого принадлежит ее paterfamilias совместно с ней, dos fit communis patri et filiae;

c) специально в отношении dos profecticia, если брак прекратился вследствие смерти жены, тогда право обратного требования приданого принадлежит отцу-установителю (а не наследникам жены), если только жена при установлении приданого была под его властью.

Современная практика в последнем случае отдает, однако, предпочтение наследникам жены перед отцом ее, если наследниками ее являются ее нисходящие.


- брачные дары (
dos propter nuptias)
брачные дары (dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).


- имущественные отношения супругов в браке
cum manu

при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации (истребования из чужого незаконного владения) на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы;


- имущественные отношения супругов в браке
sine manu

при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но жена не могла (как не обладающая jus commerii) самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения, кроме как на восстановление нарушенного строения, для отправления мужем почетной должности. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.


- дарения между супругами
Дарения между супругами считались недействительными. Но для этого, конечно, требовалось, чтобы данные лица состояли в законном браке между собою. Запрещение касается только дарений в тесном смысле (ср. _ 62) и не распространяется на общепринятые мелкие дарения ко дню рождения и т. п.; равным образом допускаются дарения mortis causa, так как они всегда могут быть взяты назад дарителем. - Сверх того, на основании постановления Севера и Каракаллы было признано, что такое недействительное дарение вступает в полную силу (конвалесцирует), если супруг- даритель умрет в браке, не взяв назад своего дарственного распоряжения.


- штрафы за развод и вступление в повторительный брак


I. Штрафы за развод. Если развод состоялся по вине одного из супругов, то виновный теряет: если это жена - право требовать возврата приданого; если это муж - право на удержание donatio propter nuptias. Если не были установлены dos или donatio, то виновный присуждался к уплате известного денежного штрафа. Кроме того, развод влек за собою еще и некоторые другие имущественные невыгоды. Ср. Dernburg. Pandekten. Т. III. _ 26.

II. Последствия вступления в повторительный брак. При христианских императорах сложилось убеждение в нежелательности вступления во второй брак, если остались дети от первого брака. Именно в таком случае parens binubus - родитель или родительница, вступившие во второй брак, теряли право собственности на так назыв. lucra nuptialia, т. е. все выгоды, доставшиеся от первого супруга (напр., приданое, дарения и т. д.) в пользу детей от первого брака, сохраняя только узуфрукт относительно этих lucra. Сверх того, parens binubus не мог оставить новому супругу mortis causa больше того, что им было оставлено тому из детей от первого брака, кто получил меньше всего (cui minor pars ultima voluntate derelicta vel data fuerit vel donata). Кроме того, существовали и некоторые другие невыгоды, ср. Dernburg. Указ. соч. III. _ 27.

6. Личные и имущественные отношения детей и родителей


- способы установления patria potestas

1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака):

  1. последующим браком родителей внебрачного ребенка;

  2. путем получения соответствующего императорского рескрипта;

  3. путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий(peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.

Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода (D.38.16.3.11-12)*(29). В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери.

Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти - под власть своего отца.

Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора (Гай, 1.98)*(30). Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio.

Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: "... они и родных детей не имеют в своей власти" (Гай, 1.104)*(31).

Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.

Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю.


- способы прекращения отцовской власти
В чистом римском праве нормальной формой прекращения отцовской власти считалась смерть отца. Эманципация же допускалась только по воле и с согласия отца. Первоначально она была обставлена весьма сложными формальностями: для сыновей требовалась троекратная манципация сына, затем реманципация его отцу и manumissio со стороны последнего; для дочерей и внуков - одна манципация, затем реманципация и манумиссия.

В императорском праве выработались две упрощенные формы: emancipatio Anastasiana или per rescriptum principis по ходатайству отца, и emancipatio Justinianea - путем заявления отца пред судом в присутствии ребенка. При этом отец в качестве эквивалента за отказ от отцовской власти (так назыв. praemium emancipationis) сохраняет относительно bona adventicia бывшего подвластного ребенка право узуфрукта в половинном размере.

В позднейшей германской практике эманципация была допущена и помимо воли отца:

а) для сыновей, раз они заводят собственное хозяйство (separata oeconomia);

b) для дочерей, если они выходят замуж.


- развитие имущественных прав детей в разные эпохи


Взаимоотношения родителей и детей уходят корнями в глубокую древность. Их регулирование мы встречаем уже в древнем законодательстве Египта, стран Междуречья, Индии, Китая, Греции.

Отношения отца и сына по древнему законодательству - это отношения хозяина и раба: «Я тебя породил, я тебя и убью», вспомним хотя бы взаимоотношения Авраама и сына его Исаака, описанные в священных книгах Библии и Корана, Господь останавливает руку Авраама желающего принести своего сына в жертву. Авраам видит барашка, запутавшегося в кустарнике, и приносит его в жертву вместо Исаака. Права Древней Палестины, на территории которой проживали Авраам и Исаак, не отличались коренным образом от Древнеримского права.

Первоначально в Древнем Риме власть домовладыки (pater familias) была безгранична и сопровождалась полным бесправием подвластных. В некоторых случаях власть домовладыки прекращалась при следующих обстоятельствах: приобретение сыном звания flamen Dialis (должность - верховный перин), дочерью - звания весталки; неоднократная продажа в рабство; pater familias сам мог освободить подвластного, но с согласия подвластного; в императорское время - получение звания консула, епископа, главнокомандующего. Все, находящиеся под властью одного главы семейства не зависимо от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Такая семья называлась агнатской, а родственники агнатами. Дочь, выходившая замуж, становилась агнатической родственницей нового домовладыки. В древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического происхождения не имел. Если не сочетался с нахождением под властью pater familias.

С развитием хозяйственных отношений, ослабевают патриархальные устои, развивается новый институт - когнатское родство, то есть родство по крови, которое полностью заменило собой родство агнатское. В это время стали выделять линии и степени родства. Родственники по прямой линии это лица, происходящие непосредственно друг от друга (отец, сын, внук). Родственники по боковой линии имеют общего предка, но не состоят в родстве по прямой линии (братья, сестры). Брачные и внебрачные родственники. Дети, которые родились от родителей, назывались полнородными, если имели общего отца - единокровными, общую мать - единоутробными. Степень родства - количество рождений, начиная от искомого лица. Например: отец и сын это первая степень родства, внук и дед это вторая степень родства.

Отношения между матерью и детьми зависели от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. В первом случае, мать подчинена своему мужу или главе его семьи. В случае смерти мужа: она на равных правах со своими детьми могла наследовать имущество, в качестве агнатов ее сыновья осуществляли над ней опеку. Из этого следуют, что связь матери и детей усиливается, становится тесной. Во втором случае, мать юридически не связана с детьми, т.е. она является членом своей старой семьи, где она и будет получать наследство. В таком браке мать не является членом семьи своих детей. Постепенно было разрешено несовершеннолетним детям проживать с матерью. Запрещено детям предъявлять иск к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. У матери было право на алименты от детей. Наконец, во II веке было допущены взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

Взаимоотношение отцов и детей построено по другим принципам независимо от того, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu, дети находились под безграничной властью отца, но эта власть постепенно смягчалась.

В связи с этим сыновья могут иметь свое имущество, дом, земельный участок, стадо. Приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. В конце же республики и вначале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав домовладыки на личность детей. Ограничено право продавать детей, но только в случае крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Императорский указ IV в. приравнивал убийство сына ко всякому убийству ближайших родственников. За подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на домовладыку, а также право требовать алименты.

В сфере имущественных отношений, подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Любое имущество, которое приобреталось подвластным лицом, сразу же становилось собственностью paterfamilias. Обязанности из этих сделок для paterfamilias не возникали. Если подвластное лицо совершало какое-либо правонарушение, то потерпевший мог получить особое исковое заявление (actio noxalis), согласно которому отец мог, либо заплатить потерпевшему определенную сумму за причиненные ему ущерб, либо отдать подвластного в кабалу на срок, который был необходим для полной отработки ущерба.

В Риме, иногда paterfamilias выделял подвластному сыну пекулий

(имущество) в управление и пользование, собственник имущества домовладыка. В случае если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец не потребовал возврата пекулия, то имущество оставалось с сыном. Помимо пекулия, получаемого от отца, в период принципата, появился институт военного пекулия, то есть имущество получаемое сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Paterfamiliasбыл не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности, завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания).

Однако в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притомiure peculii, без обременения отца обязательствами умершего сына.

Исходя из выше сказанного следует, чтоpaterfamiliasсохраняет право собственности лишь на то, состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретеноex re patris, на средства отца, либо получено contemplatione patris, т. е. от третьего лица, желающего создать известную выгоду дляpaterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Это --bona profecticia. Все остальное имущество, bona adventicia, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться им при жизни и лишь не вправе завещать это имущество, переходящее после смерти подвластного к отцу, но, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.

- свободное имущество детей в праве Юстиниана
 Свободным имуществом подвластных детей называется то имущество их, относительно которого отец не имеет права узуфрукта и управления. К составу свободного имущества причисляется в юстиниановском праве: а) peculium castrense и quasi castrense - все, что приобретено на военной, гражданской и духовной службе и в качестве адвоката, и сверх того, что подарено императором или императрицей; b) так назыв. bona adventicia irregularia - то, что приобретено на безвозмездном основании от третьих лиц, если при этом прямо оговорено, что отцу не предоставляется право узуфрукта и управления, или если отец отказался от своего права узуфрукта и управления. Ср. Nov. 117. Cap. 1, _ 1. Sancimus igitur, ut matri aviaeque reliquisque parentibus filio vel filiae vel nepoti, vel nepti, vel deinceps descendentibus donare vel etiam ultima voluntate relinquere liceat, hac lege et conditionе, utsi velint, pater vel quicunque eos in potestate habet, in his rebus neque usumfructum, nec ullam omnino partem habeat. Jubemus autem, ut hoc non solum parentibus, sed omni personae liceat. При этом, однако, сохранилось такое различие: а) по отношению к peculium castrense и quasi castrense, подвластные дети пользуются не только свободой распоряжения inter vivos, но и mortis causa, т. е. они могут не только при жизни отчуждать отдельные составные части этого имущества на каком угодно основании, но могут также оставить это имущество по завещанию, кому пожелают; b) по отношению же к bona adventicia irregularia подвластные дети не пользовались правом оставлять завещание.


- несвободное имущество детей в праве Юстиниана

Несвободным имуществом подвластных детей называлось то имущество их, относительно которого отец сохранял право узуфрукта и управления. Сюда относятся так назыв. bona adventicia regularia, т. е. приобретения, поступившие к подвластному сыну или дочери со стороны матери или третьих лиц, поскольку не было оговорено, что отцу не предоставляется право узуфрукта и управления, или поскольку отец не отказался от этого права. В частности, право узуфрукта отца шире обыкновенного права узуфрукта, и отец не обязан представить cautio usufructuaria. Что касается права управления отца, то он в этом отношении действует более свободно, чем обыкновенный procurator. Так, он не обязан представлять отчеты по управлению, хотя и отвечает за доказанную вину. Отчуждение отдельных вещей допускается, однако, только с согласия подвластного.

В заключение надо сказать два слова о так назыв. peculium profecticium. Так называлось то имущество, которое доставалось подвластным детям непосредственно от отца. Это имущество и в юстиниановском праве юридически принадлежит отцу, подвластные дети лишь фактически пользуются и распоряжаются им.


7. Опека и попечительство

- опека: понятие и стороны
Опека (tutela) — установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении».


- требования к личности и действиям опекуна


Опекунство и попечительство признавались мужскими обязанностями (не говоря уже о подразумеваемом полноправии и гражданском качестве лица). Опекуном или попечителем не могли быть: раб, вообще лицо более низкого, чем опекаемый, сословного положения, женщина, иностранец, не могли быть несовершеннолетние, сумасшедшие или безумные, глухие, немые. В более позднее время допускалось, что в отношении несовершеннолетних может быть установлена опека матери или бабки со стороны отца.

Опекун назначался не только для управления имуществом опекаемого, но и для воспитания его (если речь шла о несовершеннолетних); в случае опеки над девушками подразумеваемой обязанностью опекуна была выдача ее по достижении совершеннолетия замуж. В случае попечительства или опеки над женщинами обязанное лицо должно было в определенных границах надзирать и за общественным поведением опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказаться без уважительных причин; такими были отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст старше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам, изменение места жительства, занятость управлением казенными имениями. Нельзя было также брать на себя более трех опек.

Опекун (или попечитель) не мог обогащаться за счет имущества опекаемого лица, он не имел права отчуждать все имущество целиком, a также особые ценности, находящиеся в составе имущества. Вместе с тем его расходы по управлению имуществом должны были вознаграждаться за счет доходов с этого имущества, он имел право продавать имущество, признаваемое гибнущим, утрачивающим свою ценность и т. п.

Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались с исчезновением условий для назначения опеки: если безумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершеннолетний достиг необходимого возраста.

Естественно, конкретная опека прекращалась смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда.

Различные злоупотребления, совершенные опекуном или попечителем в процессе управления имуществами, также могли быть предметом взыскания и обратного требования со стороны опекаемого.



-
tutela legitima
1   2   3   4


написать администратору сайта