Главная страница
Навигация по странице:

  • - эманципация

  • 2. Понятие и виды брака. Конкубинат

  • Неправильным браком (matrimonium)

  • Брачное сожительство (contubernium)

  • Adulterium — это прелюбодеяние

  • - правовые характеристики брака

  • pater familias

  • persona sui iuris

  • cautio rei uxoriae

  • 3. Условия вступления в брак

  • Римскре право Ответы. Тема 3 к 25.10. Тема Брак и семья в Древнем Риме Понятие римских видов родства и семьи


    Скачать 96.37 Kb.
    НазваниеТема Брак и семья в Древнем Риме Понятие римских видов родства и семьи
    АнкорРимскре право Ответы
    Дата20.10.2021
    Размер96.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 3 к 25.10.docx
    ТипДокументы
    #252075
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    К лицам чужого права относились:


    1. рабы;

    2. сыновья и их жены;

    3. дочери;

    4. внуки и правнуки;

    5. законная жена;

    6. племянники и т.д.


    - эманципация
    Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане4."

    Институт эмансипации возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощь которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание.

    Нормы института эмансипации в римском частном праве следует рассматривать в совокупности с нормами, которые регулировали отношения между отцом и детьми. В римском гражданском праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu (брак, устанавливающий власть, мужа над женой) или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи меду мужем и женой).

    Отцовская власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

    В древнейшее время отцовская власть над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав патерфамилиас (главы семьи) на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей.

    Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium (убийство патерфамилиас). Согласно другого, более раннего (II в. н.э.) указа, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestate. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem (вне порядка судопроизводства по частным делам) с жалобами на патерфамилиас, а также право требовать алименты

    В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершившихся ex persona domini) возникали для патерфамилиас. Обязанности же этих сделок для патерфамилиас не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actionts noxales (ноксальный иск, иск к домовладыке о компенсации ущерба, нанесенного подвластным или выдаче нарушителя головой) против патерфамилиас о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

    Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой стороны, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право – и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против патерфамилиас такие же actiones adiecticiae gualitatis (иск "добавленного свойства") из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili.

    В тоже время, если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом патерфамилиас, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не патерфамилиас, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа или Цезаря (точно не установлено) под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество сына, приобретенное им в связи с его военной службой. Сын не только свободно пользовался этим имуществом, но и распоряжался им, в частности завещал (с начала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако, в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом, без обременения отца обязательствами умершего сына. Эти правила действовали и в период империи, но в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, были перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных и церковных должностях.

    С признанием права наследования детей после смерти матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны патерфамилиас и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом патерфамилиас на пожизненное пользование и управление им.

    Такое положение завершилось принятием постановления, в котором патерфамилиас сохраняет лишь право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьих лиц, желающих создать известную выгоду для патерфамилиас, а также на имущество, которое отец передавал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ними и подвластными детьми. Все остальные имущества, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входившими в состав этого имущества обязанностями

    Отцовская власть была пожизненной и нормально прекращалась в следующих случаях:

    1. смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном случае под властью отца),

    2. смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти),

    3. утратой свободы или гражданства домовладыки или подвластным,

    4. лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.),

    5. приобретением подвластным некоторых почетных званий: сыном -flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), консулаили епископа, дочерью – звания весталки7.

    Но патерфамилиас мог сам положить конец своей власти над сыном или над дочерью путем tmancipatio, т.е. освобождением подвластного из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

    Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц " если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца8". Таким образом, патерфамилиас трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался по власть патерфамилиас, после третьего раза он становился persona sui iuris. Эта процедура могла применяться также к дочерям и потомкам последующей степени (внуки, правнуки), находившимся in potestate, для которых было достаточно одной "продажи" с последующей manumission9.

    В праве юстиниановского времени эмансипация совершалась:

    1. получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда,

    2. заявлением домовладыки, также заносившимся в протокол суда,

    3. фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

    После эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

    Также следует отметить, что в римском частном праве была предусмотрена возможность и отмены эмансипации. Эмансипация могла быть прекращена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.

    Таким образом, с помощью института эмансипации в римском частном праве дети и внуки освобождались из-под власти патерфамилиас (главы семьи). Их с помощью применения норм института эмансипации отпускали на волю, наделяя всеми признаками правоспособности.


    -
    manus
    Manus — термин римского права, обозначающий власть главы семьи над её членами и имуществом. Название, происходя от символа власти — руки, указывает и на её характер. Manus — неограниченная власть, вплоть до права жизни и смерти над членами семьи, продажи их, отдачи в кабалу и т. д. и не знающая различий между подвластными: ей одинаково подчинены жена, дети, рабы и имущество — объекты, объединяемые общим понятием familia.

    Древнейшее римское право знало три способа совершения брака или точнее три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus.

    • (1) Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов - pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confarreationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

    • (2) Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта "воображаемая" покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так:

    В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mini materfamilias esse velis и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12. 27). Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путем mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. право римский семейный

    (3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

    Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере, Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества.


    2. Понятие и виды брака. Конкубинат

    - отличия в понятиях nuptiae, matrimonium, contubernium, adulterium

    Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; он заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все предусмотренные правом права личного и имущественного характера, а также последствия для супругов.

    Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

    Брачное сожительство (contubernium) — случай, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянным и характеризовалось наличием семейных отношений — последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

    Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens), т. е. старше 13 лет (в классическую эпоху — 12 лет). До достижения 60-летнего возраста для мужчин брак полагался обязательно-благожелательным институтом; после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного. В эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

    Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может быть заключен только между лицами, исповедующими одну религию и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака — правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

    Adulterium — это прелюбодеяние, нарушение супружеской верности женой. Считалось, что «адюльтер без злого умысла не совершается» (adulterium sine dolo malo non committitur — D., 48. 5. 44), из чего следовало, что акт прелюбодеяния по самой сути является преступным. В архаические времена супруг, согласно обычаю, имел право убить жену, застигнутую in jl.agranti (на месте преступления, с поличным), либо наказать ее в соответствии с решением семейного совета, который предполагал процедуру, похожую на правильный суд. Помимо этого никаких юридических последствий раннее право не предполагало. Позднее убийство жены было запрещено, а сам вопрос о прелюбодеяниях регламентирован законодательно. Сделано это было в знаменитом законе Августа об адюльтерах (lex Julia de adulteriis, не ранее 18 г. до н.э.). Здесь вводились следующие правила.

    • 1. Отец мог убить дочь и любовника, застигнутых в доме отца или зятя.

    • 2. Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, подвергалась обвинению не в judicia privata, a Bjudicia publica (другими словами, это был уголовный, а не частный процесс); наказанием для неверной жены по закону Августа была ссылка, конфискация 1/3 принадлежавшего ей имущества и потеря части приданого[1].

    • 3. Супруг был обязан развестись с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, иначе он рассматривается как соучастник этого преступления, т.е. как профессиональный сводник. Убивать неверную жену он не мог.

    Однако в рескрипте императоров Марка Антонина и Коммода сказано: «Если муж убьет свою застигнутую за прелюбодеянием супругу, охваченный приступом ярости, тогда он, по крайней мере, не присуждается к наказанию, предусмотренному в Корнелиевом законе об умышленных убийцах» (D., 48. 5. 38. 8; ср. также рескрипт императора Антонина Пия, упомянутый в том же параграфе «Дигест»).

    4. Любой римский гражданин мог вчинить иск из адюльтера, если муж или его отец не делали этого в течение двух месяцев после развода. При этом законный срок для этого иска — полгода, а это значит, что если в течение этого срока никто не обращается в суд, дело рассматриваться не может.


    - правовые характеристики брака
    1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

    2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

    3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

    В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

    4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

    5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).


    -
    matrimonium cum manu: признаки
    Matrimonium cum manu (брак с властью мужа) представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной.

    Супруг (или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным) приобретал над женой особенную разновидность власти – т.н. manus maritalis.

    В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей (становилась агнаткой в семье мужа). Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа (или его домовладыки), а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось. В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены.

    Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне. Отдельные члены семьи, по выражению И.А. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias».


    -
    matrimonium sine manu: признаки
    Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu.

    В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов.

    Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью. Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги (однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него).

    Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое:

    - или возвращалось жене в полном объеме (в случае наличия между супругами особого соглашения – cautio rei uxoriae);

    - или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене.
    - понятие и признаки конкубината


    КОНКУБИНАТ (лат. concubinatus, от con (cum) - вместе и cubo - лежу, сожительствую) - в римском праве фактическое сожительство мужчины и женщины (в отличие от полноценного брака) с намерением установить брачные отношения.

    Широко применялся после строгих законов Августа о браке (18 г. до н.э.). Несмотря на распространенность, К. не влек правовых последствий: женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с К. мог состоять в браке, в то время как К. жены представлял собой измену (адюльтер). При принципате правовое понятие К. было распространено на все случаи, когда невозможно супружество (напр., из-за социального неравенства). Лишь христианские императоры формулируют К. как правовой институт, как некий брак второго сорта, но тем не менее строго моногамный; улучшается и правовое положение детей, рожденных в К. В Византии К. был отменен в IX, на Западе прекратился в XII в. В XIX-XX вв. К. был преступлением, известным ряду западных уголовных кодексов.


    3. Условия вступления в брак
    1   2   3   4


    написать администратору сайта