Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭТИКА

  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА – совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

  • Ю. П. Лисицын (1998) предлагает в интересах самой этики, деонтологии и здравоохранения рассматривать их в едином комплексе, как один социальный организм, и предлагает общее определение

  • Принесение присяги узаконивало официальное положение врача как специалиста

  • Сохранение медицинских знаний в тайне от посторонних

  • «…Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…»

  • Сегодня врач не может взять на себя всю ответственность за течение и исход болезни.

  • «…Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»

  • «…Я не вручу никакой женщине абортивный пессарий…»

  • «…клянусь обучаться всю жизнь…»

  • Какие бы новые проблемы ни ставила и ни решала биоэтика, даже входя в противоречие с заветами Гиппократа, его клятва навсегда останется главным этическим ориентиром в медицине.

  • «…торопитесь

  • Славные имена, славные традиции

  • Стгму


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеСтгму
    Дата26.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаetika_i_deontologia.ppt
    ТипДокументы
    #374148

    СтГМУ

    КЛЯТВА, ЗАМЕРШАЯ В ВЕКАХ

    • КЛЯТВА, ЗАМЕРШАЯ В ВЕКАХ
    • (КЛЯТВА ГИППОКРАТА)
    • Великий врач Гиппократ остался в памяти потомков не только благодаря большому вкладу, который он сделал в практическую медицину. Он был первым, кто сформулировал ее этические нормы, ставшие основой взаимоотношений больных и врачей. Уже 24 столетия медики разных стран остаются верны слову великого учителя медицины.
    • Ныне уже является аксиомой, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами.
    • МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА – совокупность норм поведения и морали медицинских работников.
    • МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ – выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей. Иначе говоря, это конкретизация медицинской этики в соответствии со специальностью и разделами работы.
    • Ю. П. Лисицын (1998) предлагает в интересах самой этики, деонтологии и здравоохранения рассматривать их в едином комплексе, как один социальный организм, и предлагает общее определение:
    • «…Медицинская этика и деонтология, как органически связанные понятия, имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг…»
    • Медицинская этика возникла в далекой древности с началом врачевания. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины. Однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.
    • Наиболее известным документом, регламентирующим деятельность врача является Клятва Гиппократа (V – VI вв. до н. э.), оказавшая огромное влияние на развитие медицинской этики во все последующие столетия.
    • Если основополагающие положения медицинской этики прошли через века, то конкретные ее правила изменялись в зависимости от социальных условий и прогресса медицины.
    • Достижения биологических и медицинских наук, развитие медицинских технологий (трансплантация органов и тканей, генная инженерия, новые способы репродукции человека и т.д.), негативные последствия ряда биомедицинских воздействий на организм человека, с одной стороны, и усиление внимания к правам человека – с другой, послужили предпосылками для возникновения биоэтики, которая входит в противоречие с Клятвой Гиппократа.
    • Термин «КЛЯТВА ГИППОКРАТА» введен в 1970 году, а клятва появилась значительно раньше. Клятва Гиппократа и ряд других произведений о нравственном поведении врача тесно связаны с этико-философскими трудами греческих мыслителей V в. до н.э.
    • Клятва Гиппократа соответствует по стилю гражданским присягам: изложение идет от первого лица, перечисляется что необходимо делать, и каких поступков надо избегать. Обязательства врача являлись частным случаем соблюдения общих моральных норм, которые должны быть присущи всем свободным гражданам.
    • Принесение присяги узаконивало официальное положение врача как специалиста.
    • Первым положением клятвы является следующее:
    • «…Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому…»
    • В приведенном тексте ярко проявляется высокое уважение к учителю. Это, несомненно, - этическая категория, но вместе с тем такое уважение в большей степени основано на семейном праве Древней Греции.
    • Сохранение медицинских знаний в тайне от посторонних соответствовало принципам медицинской корпорации и было связано с материальной заинтересованностью ее членов. С появлением крупных медицинских школ, а затем университетов остался только этический аспект изложенного положения клятвы.
    • Теперь, когда у постели больного часто встречаются врачи самых разных специальностей, от доверия и уважения коллег друг к другу во многом зависит исход лечения.
    • В клятве провозглашается:
    • «…Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…»
    • В этих словах Гиппократа отразился патерналистский принцип медицины, который явственно сменяется в наши дни партнерским.
    • Сегодня врач не может взять на себя всю ответственность за течение и исход болезни.
    • Основой новых моделей взаимоотношений является:
    • Автономия пациента (право выбора им метода лечения и контроля над любым медицинским вмешательством).
    • Право на полную правдивую информацию о своем состоянии, всех существующих способах лечения данного заболевания и о риске, связанном с каждым из них, и должен дать так называемое информационное согласие на лечение или отказаться от него. (по Гиппократу: «…не сообщая больному того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине, то есть через изложение предсказаний о том, что наступает или после случиться, доведены были до крайнего состояния…»).
    • Заповедь Гиппократа «Прежде всего не вреди», казалось, останется незыблемой до скончания мира. Однако применение некоторых современных лечебно-диагностических методов вступает с ней в противоречие. Инвазивные способы исследования, химио-, рентгено-, радиотерапия и т.п. нередко бывают совершенно необходимыми, но могут приносить и часто наносят больному вред.
    • Типичным примером нарушения этой заповеди является трансплантация почки, когда хирург производит калечащую операцию по изъятию здоровой почки у донора.
    • В следующем положении клятвы:
    • «…Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»
    • выражен принцип святости человеческой жизни. Христианская религия отрицает право человека на добровольный уход из жизни. В то же время некоторые философы, рассматривая жизнь человека как его собственность и руководствуясь правом свободы выбора индивида, считают, что он может распоряжаться своей жизнью. Такой взгляд не только оправдывает самоубийство, но и открывает путь для введения в медицинскую практику эвтаназии.
    • «…Я не вручу никакой женщине абортивный пессарий…» - говорится далее в клятве.
    • Это положение смыкается с одной из основных проблем биоэтики – правом на жизнь вообще и в частности эмбриона, плода или, по этиологии антиабортных групп неродившегося ребенка.
    • В нашей стране законодательством разрешается женщине самостоятельно решать вопрос о материнстве
    • Основы законодательства РФ об охране
    • здоровья граждан. статья 36
    • Основным принципом биоэтики во взаимоотношениях врача и пациента является сохранение тайны, что вполне согласуется с тезисом Гиппократа:
    • «…что бы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда либо разглашать…»
    • Основы законодательства РФ об охране
    • здоровья граждан. статья 61
    • Содержание клятвы практически не связано с благополучием лечащего врача. Декларирует, главным образом, благо пациента. Любовь к людям и любовь к пациенту.
    • В советском обществе всех заклинали к самоотверженности и презрению к материальной выгоде.
    • Так же поступают, и сегодня. Поэтому возникла необходимость принятия нового кодекса врачебной этики, который одобрен XVIII Всероссийским Пироговским съездом врачей от 07.06.1997 года.
    • Хотя изменения в этику и деонтологию вносились и раньше. На II всемирном конгрессе по деонтологии в Париже в 1967 году было сделано дополнение в клятве Гиппократа:
    • «…клянусь обучаться всю жизнь…»
    • Две с половиной тысячи лет назад древнегреческий врач Гиппократ написал кодекс этического поведения для врача. И хотя выпускники медицинских вузов уже практически никогда не произносят Клятву Гиппократа, обещания работать на благо пациента и не причинять им зло до сих пор имеют огромное влияние на поведение и практику врачей.
    • Новый документ также призывает к повышению личных стандартов профессионализма, включая откровенность по отношению к больным в том, что касается их лечения, уважение конфиденциальности и избежание того, что в новом кодексе называется некорректными сексуальными или финансовыми отношениями с пациентами.
    • Какие бы новые проблемы ни ставила и ни решала биоэтика, даже входя в противоречие с заветами Гиппократа, его клятва навсегда останется главным этическим ориентиром в медицине.

    КЛЯТВА ГИППОКРАТА

    • Клянусь Аполлоном врачом, Гигией и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившим меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но ни кому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного сред-
    • ства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении- а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
    • «…торопитесь
    • делать добро…»
    • Исторические памятники донесли до нас не только результаты врачевания в различные времена у разных народов, но и отношения к врачам со стороны отдельных личностей и общества в целом.
    • Индийский врач Сушрута отмечал, что врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко стриженую бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходить из дома не иначе как с палкой или зонтом. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, строго правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием.
    • Жесткие требования к врачу предъявлялись в Древней Сирии. Как известно, первая корпорация хирургов названа «Братство Козьмы и Демияна». Легенда говорит, что братья Козьма и Демиян, живущие в Сирии в III в н.э., пересадили ногу негра белому человеку. И сейчас в Лувре вывешена картина, изображающая двух врачей перед белым пациентом с черной пересаженной ногой. Пациент, естественно, погиб, а по приказу царя Диоклетиана врачей казнили отсечением головы; впоследствии их возвели в ранг святых – покровителей хирургии. Чтили их как святых и в Древней Руси.
    • Знаменитому врачу Востока периода раннего средневековья Авиценне приписывают изречение: «…Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва…».
    • В XIX в. вопросам медицинской деонтологии большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я.Мудров учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относиться к больным. «…Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку», - часто повторял он.
    • Моральный подвиг в России еще в XIX в. совершил Ф.П. Гааз, о котором, к сожалению, знают очень мало. В марте 1853 г. в один из вечеров в камерах тюрем Центральной России, к удивлению начальства, зажглись свечи. Пришла тревожная весть по этапам – умер врач Федор Петрович Гааз. Так униженные и обиженные россияне чтили память врача, а потом стали собирать по копейке, алтыну и пятаку пожертвования для памятника, который и был воздвигнут в Москве в 1909 г.
    • Гааз родился в Германии. С 1802 г. Гааз переехал в Москву, где много консультировал, оперировал, лечил терапевтических и хирургических больных, прославился как специалист по глазным болезням, принимая пациентов бесплатно у себя на дому. В 1807 г. он стал главным врачом, единственной в тот период в Москве, Павловской больницы.
    • Он один из первых высказал мысль, что медицина – это важнейшая производительная сила, помогающая сохранить здоровье и трудоспособность людей, их бодрость и оптимизм. В 1825 г. он назначен главным врачом Москвы. Простой, деликатный и обходительный, не терпящий пьянство и любую ложь среди медицинских работников («…за любую ложь провинившийся отдает в пользу больницы дневную зарплату…»). Предложил организацию скорой медицинской помощи в Москве, применил практику оспопрививания, предложил проект об упорядочении продажи «секретных» (т.е. дефицитных) лекарственных средств.
    • С 1830 г. Ф.П.Гааз был введен в первый тюремный попечительский комитет на должность главного врача московских тюрем. И именно заключенные говорили о нем: «У Газа нет отказа». Оказывал посильную помощь при вспышке холеры в 1848 г. Организовал мужскую больницу при тюрьме на 72 койки, полицейскую больницу и т.д.
    • В основу своих лечебных мероприятий он положил принцип древнеримских врачей – лечить «надежно, быстро и приятно», а при лечении использовал скальпель, травы, слово. Ф. П. Гааз дал анализ использования минеральных вод Кавказа при лечении ряда заболеваний, в том числе поражений желудочно-кишечного тракта.
    • Похоронен был в Москве за счет полиции.
    • Ф. Б. Вольф был полномочным представителем русской медицины в обществе декабристов. После декабрьского восстания 1825г. был репрессирован. И именно ему принадлежит важнейшая роль в сохранении жизни декабристов в годы каторги. Лечил с открытым сердцем и безвозмездно. Помимо оказания помощи декабристам и всему населению, изучил лечебный эффект минеральных источников Сибири. В последние годы жизни был переведен в Тобольск, где исполнял обязанности врача пересыльной тюрьмы. Умер в 1854 г. за два года до амнистии и похоронен в Тобольске.
    • Н. И. Пирогова считают адептом анатомо-физиологического направления в хирургии, создателем экспериментальной и основоположником военно-полевой хирургии, реформатором медицинского образования. По Пирогову важнейшими вопросами деонтологии считаются: требования к профессиональной годности врача, отношения врача к обществу в целом, к больному и коллегам. Ввел в медицину: позитивные вправления вывихов и репозиции отломков при переломах; применил в военно-полевых условиях в осажденном Севастополе гипсовый раствор на полотно; ввел первичную хирургическую обработку; провел более 5000 ампутаций конечностей; изучил анатомо-физиологические особенности организма (работа в моргах); ввел принцип организации сельской поликлинической службы; уделял большое внимание вопросам воспитания молодого поколения («Дневник старого врача», «Опомнись, остановись, размысли, не иди туда, куда тянет тебя увлечение и злоба дня»); ввел сортировку раненых и больных; создал Общество сестер милосердия; принимал участие в организации работы Красного креста; применил помощь женского населения на поле битвы; описал шок («классический Пироговский шок); впервые применил йодную настойку; участвовал в подготовке русских врачей за границей; был попечителем народного образования в Одессе и Киеве; постоянно вел консультирование и практику с больными; организовал и описал совершенно новые взаимоотношения между врачом и больным в земской больнице; ввел принципы бесплатности и общедоступности медицинской помощи населению.
    • Медицину Н. И. Пирогов рассматривал как общечеловеческое достижение, а гуманизм – главной и необходимой чертой любого медицинского работника
    • Заведующий кафедрой госпитальной хирургии Ставропольского медицинского института профессор П.М.Ковалевский посвятил ноябрьское (1955 года) заседание студенческого научного кружка 145- летнему юбилею Николая Ивановича Пирогова – основоположника военно-полевой хирургии, педагога, выдающегося мыслителя второй половины XIX столетия. Открывая заседание, профессор отметил, что каждый день жизни Пирогова является образцом беззаветного служения науке во имя благополучия человека и общества в целом. И все же творческая поездка на Кавказ в 1847 году выглядит наиболее ярким и плодотворным периодом его жизни. Здесь он впервые в мире применил наркоз непосредственно на поле боя, обосновал противопоказания и возможность возникновения осложнений у различных категорий раненых, применил эфир в качестве диагностического средства, использовал иммобилизацию поврежденных конечностей при транспортировке раненых с поля боя, обучил военных хирургов методу наркотизации, которым он пользовался.
    • Между тем, сказал профессор, этот период жизни Николая Ивановича освещен в литературе недостаточно широко, если не считать дневниковых записей самого Пирогова. «Надеюсь, когда вы, уважаемые молодые коллеги, будете отмечать его двухсотлетие, а вы доживёте до того времени, кто-то из вас посвятит этому периоду хотя бы несколько строк. Мне бы этого очень хотелось», - такими словами закончил свое выступление профессор.
    • Посвящая этот материал двухсотлетию Н.И.Пирогова, мы одновременно отдаем дань памяти этого великого человека и выполняем завет нашего учителя П.М.Ковалевского - одного из самых маститых хирургов Ставрополья.
    • Поездке Н.И.Пирогова на Кавказ предшествовали следующие события. Шестнадцатого октября 1846 года Бостонский хирург Роберт Уоррен впервые сделал операцию под эфирным наркозом, который производил зубной врач Уильям Мартон. Будучи в это время за рубежом, Пирогов узнал о наркозе из газет и, не закончив срок командировки, поспешил возвратиться в Санкт-Петербург, чтобы приступить к изготовлению прибора для дачи наркоза. С его помощью он произвел несколько наркотизаций животным (одной собаке, двум одномесячным телятам и одной кошке). Его ассистент доктор П.Ю.Неммерт следил за работой сердца наркотизированных животных. Затем Пирогов испытал действие наркоза на себе и докторе Неммерте. А в феврале 1847 года при участии своего бессменного помощника произвел первую операцию под наркозом на человеке по удалению грудной железы, поражённой раковой опухолью. Затем было сделано еще несколько операций под наркозом.
    • Слух об успехах Пирогова быстро разнёсся по Санкт-Петербургу и достиг царского двора. Император Николай Павлович «...всемилостивейши повелел ... раненым воинам елико возможно облегчать страдания методом господина Пирогова...». Тридцатого мая того же 1847 года директор военно-медицинского департамента граф В.В.Пеликан предложил Н.И.Пирогову выехать на театр военных действий – на Кавказ - «дабы в условиях войны испытать обезболивающее действие эфира на раненых бойцах». Восьмого июня Пирогов с доктором Неммертом и фельдшером Калашниковым выехал из
    • Санкт-Петербурга. Его путь лежал через Москву, где вместе с профессором Московского университета А.М.Филомафицким Николай Иванович произвел несколько опытов на животных с целью изучения функций организма в условиях наркотического сна. Анналы Московского университета бережно хранят запись протокола Пирогова об «эфирировании животных».
    • В конце июля Н.И.Пирогов прибыл в город Ставрополь. Губернская столица встретила его почти «сорокаградусной жарой» и «немилосердной духотой». Здесь из казённой аптеки он получил два пуда эфира, двадцать пять фунтов ваты и три фунта кристаллического йода. Высокая температура воздуха и опасность взрыва тонкостенных сосудов с эфиром заставили Пирогова переупаковать эфир в толстостенные сосуды и увеличить воздушное пространство между эфиром и пробкой. В Ставрополе Пирогов посетил недавно выстроенный госпиталь - «самое большое медицинское учреждение на всём Кавказе». О дороге из Ставрополя в Пятигорск в своём «Отчёте» Пирогов писал: «От Ставрополя едешь, будто сидя в ароматической ванне. Нигде мне не случалось встречать такие необозримые пространства, как будто бы нарочно засеянные различными породами шалфея, богородицкой травою, солодковым корнем, диким ловандулом...».
    • Ознакомившись с Пятигорском, Пирогов назвал его «нашим Барежа, напоминающим Лушон де Беньер в Пиренеях». Учёного восхитили обилие целебных источников, их компактное расположение и заметный лечебный эффект. «Места эти значительно превосходят курорты Франции, Италии и Болгарии», - писал он. В Пятигорском госпитале Пирогов произвел несколько операций под эфирным наркозом по извлечению пуль из костей и суставов, удалению большого секвестра из бедренной кости, устранению «застарелых недугов, особливо с сведением членов». Через несколько дней он покинул Пятигорск и прибыл в селение Чир-Юрт - место расположения штаб-квартиры Нижегородского драгунского полка, где недавно служил опальный поэт М.Ю.Лермонтов.
    • Это «разительно грозное уединение» Пирогов покинул теперь уже в сопровождении «строгого взвода драгун» и направился к основному расположению наших войск - селению Турчидах. На пути к Турчидаху в селении Оглы, где располагался Дагестанский полк под командованием генерала от инфантерии героя Бородинского сражения князя В.О.Бебутова, Пирогов также произвел несколько операций под наркозом. Убедившись в безболезненности операции, генерал отдал приказ всем свободным от дел бойцам поприсутствовать хотя бы на одной из них «... дабы вселить бесстрашие бойцам перед пулевыми и ядерными ранениями». Полкового врача и двух его помощников Пирогов обучил приемам наркотизации раненых, а также транспортной иммобилизации поврежденных конечностей с помощью крахмальной повязки. Пребывание Пирогова в полку Бебутова закончилось офицерским ужином с красным дагестанским вином и шашлыком по-армянски, о котором гость услышал впервые здесь, на Кавказе.
    • Из селения Оглы Пирогов прибыл в Турчидах - обширное плоскогорье, где располагались основные силы левого фланга Кавказской линии в количестве шести тысяч человек. В это время здесь базировался штаб главнокомандующего Кавказским корпусом князя М.С.Воронцова. Князь уже знал (вероятно, из донесений генерала Бебутова) о безболезненных операциях Пирогова, восторженно их приветствовал и уже при первой встрече с хирургом пригласил его к обеду, после которого предложил остаться на заседание штаба армии. На этом заседании разрабатывался план штурма Салты - самого укрепленного аула, недавно перешедшего на сторону Шамиля и «давшего клятву умереть, но не сдаться неверным». М.С.Воронцов выяснил у Пирогова, достаточно ли его отряд, которому через день предстояло выдвинуться к аулу Салты, обеспечен медикаментами, постельными принадлежностями, средствами и способами транспортировки раненых.
    • Осада и штурм аула проходили ожесточенно и долго - почти два месяца. Госпиталь Пирогова- палатка и столы, сооружённые из камней, располагались в непосредственной близости от линии боевых действий. Часть пушечных ядер из аула достигала госпитальных палаток и нередко наносила повторные ранения лежачим больным. Поток раненых шёл беспрерывно. Операции под наркозом Пирогов производил в течение всего светового дня, а в последние недели штурма - при свечах до часа ночи. В эти дни в числе раненых стали поступать и мюриды, которые «...изумили нас своей твердостью и равнодушием к телесным страданиям. Один из них спокойно сидел на носилках... Я подумал, судя по его равнодушию, что он незначительно ранен. Но каково же было моё удивление, когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая ядром выше колена, висела почти на одной коже! На другой день после отнятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными опять также спокойно и с тем же стоицизмом», - писал Пирогов.
    • Из аула Салты путь Пирогова лежал во Владикавказ через Дербент и Тбилиси, и в каждом из этих городов он производил операции под наркозом, обучая военных врачей «эфиризации» больных.
    • Во владикавказском военном госпитале Николай Иванович произвел необычный эксперимент: дал наркоз двум солдатам с «притворными болезнями» - они имитировали неподвижность локтевых суставов. Под наркозом обман был разоблачён.
    • На обратном пути Пирогов вновь заехал в Ставрополь. В этот свой приезд операций он, вероятно, не производил, о чём говорит отсутствие дневниковых записей в «Отчёте», зато с романтическим восторгом описал «огненные волны ставропольских степей».
    • В декабре 1847 года Николай Иванович Пирогов вернулся в Санкт-Петербург. Его путешествие продолжалось около 6 месяцев. За это время было сделано более двухсот операций под эфирным наркозом, усовершенствована крахмальная фиксирующая повязка, разработан способ транспортировки раненых с поля сражения, осмотрены госпитали в Ставрополе, Пятигорске, Дербенте, Тбилиси, Владикавказе, Екатеринодаре, обучено наркотизированию более десятка военных хирургов. Кроме того, Н.И.Пирогов изучил способы и методы лечения раненых, которыми пользовались коренные жители Кавказа. Всё это он тщательно зарегистрировал в своих отчётах.
    • ... Двадцатого декабря 1847 года Н.И.Пирогов прибыл в Военное ведомство, чтобы доложить его главе графу А.Чернышову об успешном опыте применения наркоза в военно-полевых условиях и передать написанный отчёт с подробным инспекционным анализом военных госпиталей Кавказа. Но граф Чернышов не стал слушать Пирогова и, сделав выговор за слишком небрежный костюм, грубо приказал ученому удалиться. Пирогов был глубоко потрясен таким отношением, и только приятное известие из царского дворца вывело его из подавленного состояния. В самый канун Нового, 1848 года Великая княгиня Елена Павловна (жена брата царя Михаила Павловича), известная в России своей благотворительностью, пригласила Н.И.Пирогова в свой Михайловский замок, чтобы услышать об операциях под наркозом, произведенных раненым бойцам.
    • Европейски образованная, получившая в России воспитание под руководством В.Жуковского, создавшая Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия (впоследствии - Красный Крест), инициатор освобождения из крепостной неволи крестьян, покровительница учёных, художников и архитекторов, она живо заинтересовалась работой Пирогова на Кавказе и рекомендовала издать отчет о ней отдельной книгой. Затраты по изданию она брала на себя, обещая великому хирургу и любую другую помощь. Время показало, что она умела держать своё слово.
    • ...Таким образом, весь 1847 год Н.И.Пирогов посвятил изучению и внедрению в клиническую практику эфирного и хлороформного наркоза. Медицинская общественность России, а также Франции, где появилась его работа о наркозе на французском языке, была широко оповещена об успешном применении наркоза не только в условиях стационара, но и в военно-полевых условиях в период ведения боевых действий. Написанный Пироговым «Отчёт о путешествии по Кавказу» был подготовлен и сдан в печать, но публикация была временно отложена, так как на страницы европейских газет выплеснулась полемика, возникшая во Французской академии наук относительно смертельной опасности наркотизации людей эфиром и особенно хлороформом. В качестве примера фигурировали семнадцать случаев смерти от «эфиризации».
    • Пирогов немедленно приступил к анализу указанных смертельных случаев. Он нашёл, что часть из них (восемь) не могла быть связана с эфиром, так как смерть наступила через много часов после наркотизации больных. Другая часть пациентов, вероятно, погибла не от наркоза, а от «...сильного травматического сотрясения или сотрясения, произведённого самою операцией». И только три случая, по мнению Пирогова, были вызваны токсическим воздействием эфира или хлороформа. Далее, полемизируя, он писал: «Я не знаю, чему должно приписать тот счастливый успех в анестезировании, который мы имели до сих пор в России, не потеряв еще ни одного больного от действия анестезирующих средств... как это произошло в Англии и Франции».
    • Сегодня едва ли кто-то сомневается, что этот успех служил наградой учёному за его эксперименты на себе, животных, за тщательное и бережное проведение
    • «эфиризации» раненых и больных людей. К такому же выводу пришли и спорящие в декабре 1849 года учёные Парижа. Сам же Пирогов в заслугу себе ничего не ставил, кроме констатации ярких и убедительных фактов. Только после анализа предмета полемики французских и английских учёных Н.И.Пирогов опубликовал «Отчёт о путешествии по Кавказу» и таким образом подвёл бесстрастный итог одного из самых ярких периодов своей творческой жизни.
    • Славные имена, славные традиции
    • - Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело, является творческой вершиной всех его анатомических работ, - сказал он. - Этот величайший труд уже 150 лет остается непревзойденным, если сравнивать с ним остальные научные достижения анатомов не только европейского континента, но и, пожалуй, всего мира.
    • Творческому гению Пирогова в те времена, когда врачами-исследователями еще не применялась фотография, оказалось по плечу выполнение того же исследования человеческого тела, которое мы сегодня называем компьютерной томографией, используя при этом многочисленные достижения научно-технического прогресса последних десятилетий. Силами небольшой научной группы, в составе которой объединились и анатомы, и художники, под руководством Пирогова был создан выдающийся атлас топографической анатомии.
    • В 2010 г. медицинская общественность отметила 200-летие со дня рождения Николая Ивановича Пирогова - великого сына нашего Отечества. Его по праву считают одним из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины, педагогом и общественным деятелем, пламенным патриотом своей Родины.
    • Немногие знают, что автор атласа Пирогов называл свой труд «северной анатомией», имея в виду, что предложенный им новый метод анатомических исследований не случайно был рожден в России, в одном из северных государств европейского континента.
    • Тираж атласа топографической анатомии был скромным - 300 экземпляров. Поэтому издание разошлось быстро, несмотря на высокую стоимость, и уже к началу XX века представляло собой библиографическую редкость.
    • В результате оказалось, что ни в одной научной библиотеке С.- Петербурга и Москвы, за исключением Российской военно-медицинской академии, не сохранилось полного комплекта таблиц атласа и пояснительного текста к каждой части в одном томе. Этот комплект, как единственный из всех сохранившихся, стал основой для работы современных иллюстраторов и переводчиков. Только в 1996 г. впервые увидело свет новое издание на двух европейских языках (русском и английском), отмеченное премией Н.И.Пирогова РАМН.


    написать администратору сайта