Анализ поэтического текста. Стихотворения дождь как символ весны и природного начала
Скачать 18.19 Kb.
|
Дронова Ирина РЛ-18-2 Анализ поэтического текста. А.Фет «Весенний дождь» Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Если говорить о жанре, то произведение можно отнести к пейзажной зарисовке, на фоне которой - размышления лирического героя. 1.Следовательно, тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала. Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк. Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей. 2.Время в стихотворении, как мы уже определили-весна, настроение легкое и свежее. Место-в доме перед окном, что позволяет нам понять автор из первой строчки и строчки «Две капли брызнули в стекло». Признаков трансформации универсальных смыслов не обнаружено. 3. Структурные особенности В стихотворении ударение чередуется, начинаясь с безударного слога, а в начале 3-ей строки оно пропущено. Силлабо-тонический способ стихосложения, стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием Рифма перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой). По характеру падающего ударения на последние слоги используемая рифма и мужская (2 и 4 строчки каждой строфы), и женская (1 и 3 строчки каждой строфы). Состоит из 3-х строф => терцет 4. А. Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему. Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки. Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку. Третья строфа окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям, что создает настроение легкости и наслаждения этим моментом. 5. Способы выражения эффекта неожиданности. Как мы уже обозначили, во второй строфе автор рисует картину дождя, который идет буквально стеной, читатель не ожидает того, что такая картина резко сменится весенним и легким пейзажем. Такой эффект А.Фет создает с помощью строчек: «Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет». Автору вмиг удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Это создает впечатление неожиданности. 6.Фоника стиха Благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования. К особенностям ударения можно отнести наличие пиррихия. Интонация повествовательная, настроение меняется от спокойного к веселому. 7. Лексические средства. Тематические группы: природа (опушка леса, сад, свежие листья), дождь (в данном контексте-«завеса», «две капли брызнули»), погодные условия (светло, солнце блещет), запахи («душистым медом», «свежим листьям»), звуки (трепещет, брызнули, подошло) В стихотворении повторяется лишь одно слово-окно. Стилистически окрашенными словами, я думаю, будут являться слова: «облак» и «купаяся». Автор использует именно такую форму употребления для сохранения ритмики и метрики художественного текста. Системные отношения в лексике синтагматичские. 8.Грамматические свойства Фет использует довольно простые синтаксические конструкции. Художественные средства в данном стихотворении играют скорее вспомогательную роль. Главная роль отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины. Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом. Тип речи-повествование с элементами описания. 9. Выразительные средства Средства выразительности не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок: Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”. Метафоры – «золотая пыль», «солнце блещет», «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит». Олицетворение – “воробей купается”. Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”. Как уже мы указывали в пункте 9, художественные средства в данном стихотворении играют скорее вспомогательную роль. Доминантным тропом можно обозначить метафору. 10. Пунктуация в тексте нормативная, запятые ставятся для обособления деепричастных оборотов, разграничения однородных членов и частей сложного предложения. Особенность пунктуации лишь в том, что в конце каждой (за исключением одной) строчки мы можем увидеть запятую или точку. 11. Интертекстуальные связи В первой строфе поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки. Но, думаю, что в данном стихотворении интертекстуальных связей нет. 12. Языковая доминанта Эмоционально-смысловая доминанта выступает как организующий принцип. 13. Новаторство стихотворения в том, что автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Автор считает, что изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека. Идея стихотворения в том, что даже в самых обыденных и незначительных деталях можно увидеть проявление великого таинства природы. |