Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Донская казачья песня.

  • Наиболее существенной отличительной особенностью донского казачьего пения можно считать присутствие виртуозного орнаментального подголоска — «дишканта».

  • Казаки возбужденно жестикулируют, резкими взмахами руки отбивают такт, как бы воодушевляя себя

  • 2.Казаки Некрасовцы. Особенности песенной культуры.

  • «Марусенька» старинная песня некрасовских казаков. Исполняет ансамбль народной песни «Слобода».

  • Ориентальная (восточная) мезматика – мелодический, яркий восточный оттенок с экзотической нотой!

  • 4. Особенности кубанской казачьей песни.

  • «За Кубанью, за рекой» строевая песня кубанских казаков . Исполняет ансамбль народной пенсии «Слобода.

  • Казачьи песни. Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала


    Скачать 10.22 Kb.
    НазваниеСтилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала
    Дата22.06.2020
    Размер10.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКазачьи песни.docx
    ТипДокументы
    #131981


    Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция  казаков сближается с региональными очагами юга России.

                В то же время пению казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

    Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. В песенной традиции  казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора . Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции  казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

      Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

              Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

    У верховых казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще мы слышим в свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ансамблями по 5-6-12 человек.

    1.Донская казачья песня.

    Музыкальную традицию донских казаков можно охарактеризовать как вокальную, военно-общинную и исконно мужскую, развивающуюся в формах внешнего (походного) и внутреннего (домашнего) быта.Превалирование вокального начала обусловлено, во-первых,мифологическими и религиозными представлениями о голосе и пении как носителях души, выразителях духовного, божественного начала в человеке; о его универсальности (в отличие от инструментальной музыки,

    ограниченной в сфере применения); во-вторых, ролью многочисленного старообрядческого населения Дона, вера которого способствовала культивированию пения на Дону; в-третьих, условиями военного быта, где голос был самым естественным, доступным и необременительным"инструментом".

    Самостоятельная оригинальная традиция сложилась в песенном творчестве донских казаков. В широком плане ее можно рассматривать как характЕрное ответвление южнорусской культуры. Общими с остальными региональными очагами южнорусского искусства у донских казаков являются основные формы бытования фольклора (плясовой хоровод, свадебная игра праздничного характера с обилием плясовых напевов, лирическая песня мужественного, воинского склада),

    Стилевые признаки (многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры), исполнительские приемы (открыто-эмоциональная, активная форма вокализации).

    Наиболее существенной отличительной особенностью донского казачьего пения можно считать присутствие виртуозного орнаментального подголоска — «дишканта».

    Среди различных ладов, встречающихся в фольклоре казачьего Дона, следует особо выделить пентатонику (в чистых и усложненных формах), весьма характерную для данного стиля. Ритмика казачьих песен подчеркнуто чеканная. В исполнительской трактовке обращает на себя внимание энергичная импульсивность подачи музыкального материала. Казаки возбужденно жестикулируют, резкими взмахами руки отбивают такт, как бы воодушевляя себя, всеми средствами стремясь подчеркнуть волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает залихватски — озорной характер.

    «Горы, мои горы» протяжная песня и «Всем, всем мальчик был доволен» походная песня донских казаков в исполнении ансамбля народной песни «Слобода».

    2.Казаки Некрасовцы. Особенности песенной культуры.

     Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь своего лидера, атамана Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

    Незначительное количество некрасовцев-майносцев — выехало в Россию в 1911 г.(первая волна возращения) с целью избежать службы в армии Турции. Вторая волна (возращение) казаков некрасовцев 22 сентября 1962 года из Турции, в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

    В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

    Обособлено в русском фольклоре песенное искусство казаков-некрасовцев. Длительное их пребывание вдали от родины наложило характерный отпечаток на стиль и исполнительскую трактовку русских песен. Сильнее и своеобразнее всего влияние инонационального окружения сказалось в пении той ветви некрасовцев, которая жила в Турции на острове Майнос. Вернувшись в 1962 году в Советскую Россию, некрасовцы привезли множество старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения, распеваемых хором в гетерофонном складе с обильнымиспользованием восточноймелизматики.Несколько носовое звучание голосов некрасовцев — певцов и певиц — с остро, прямо посылаемым звуком напоминает вокальную манеру, типичную для ряда восточных певческих школ.

    Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию. Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

    «Марусенька» старинная песня некрасовских казаков. Исполняет ансамбль народной песни «Слобода».

    мелизматика - это способ распева текста, при котором на один его слог приходится несколько нот)).

    Ориентальная (восточная) мезматика – мелодический, яркий восточный оттенок с экзотической нотой!

    3.Терская казачья песня, её особенности.

    Народная музыкальная традиция терских казаков стоит особняком среди огромного многообразия и богатства музыкального фольклора казаков России. По сравнению с песенной традицией донских казаков, гребенская (терская) может показаться менее яркой с точки зрения многоголосной фактуры, не такой яркой и запоминающейся, как кубанская песня, не столь узнаваемой, как былинные и плясовые песни уральцев. Но всякий, кто хоть раз соприкоснется с гребенской былинной песней или «стариной», исторической или лирической песней, местной казачьей лезгинкой, тот раз и навсегда оказывается в плену выразительности и красоты музыкальной культуры, рожденной суровой горской мужской воинской традицией.

    Интонационный строй гребенских песен и особенно былин, близок эпическим формам, протяжным песням и молодецкой лирике Русского Севера. Размеренность повествования, гетерофонная основа голосоведения, элементы полифонической разработки мелодии, цепное дыхание, отражающие ювелирно отточенное исполнительское мастерство певцов, – вот только лишь некоторые отличительные черты гребенской песенной традиции.

    Разнообразие жанровой музыкальной системы и поэтика текстов песен в терской традиции сформировалось под влиянием прежде всего южнорусской песенной культуры, национальных культур других переселенцев, а также в результате долговременного воздействия культуры горских народов.

    Вокальные традиции терских казаков отличаются, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска ( как в донской традиции ). В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по ударным инструментам характерных плясовых ритмов...

    Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина» отдает дань уважения памяти замечательных мастеров народной песни, гребенским казакам Константину Липатовичу Морозову и Трифону Романовичу Миронову.

    «Куда летишь, кукушечка» лирическая песня и плясовой напев терских казаков. Исполняет ансамбль народной песни «Слобода».

    4. Особенности кубанской казачьей песни.

    Более двух столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и казаки – выходцы с Дона. А еще раньше, как и в последующие годы, здесь оседали "служилые" русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленных турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий слух еще и теперь может уловить тяжеловесный, как тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот.

    Да, конечно, два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню.

    Слияние русского и украинского говора (линейного и черноморского казачества) дало особый естественный способ выражения разговорной и певческой речи, а теплые климатические условия способствовали сочной, открытой, плотной, зычной манере звукообразования. Кубанская манера пения требует хорошего грудного регистра, где с большей полнотой раскрываются народные «альтовые» звуки, незначительная вибрация голоса, дикция, близкая к разговорной речи, естественное головное резонирование без яркого прикрытия голоса. Звук яркий, сосредоточен близко в полости рта, «на губах», но в то же время мягкий и по своему (естественно) округленный. Кубанская манера пения приобретает форму, отвечающую форме активных частей артикуляционного аппарата: язык, губы, зубы, твердое небо, мягкое положение челюсти. Звук направляется и усиливается в области «маски», отсюда появляется своеобразное «овальное» звукообразование. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

    На Кубани бытуют песни различных жанров: исторические, семейно-бытовые, шуточные, плясовые, военно-бытовые.

    «За Кубанью, за рекой» строевая песня кубанских казаков . Исполняет ансамбль народной пенсии «Слобода.


    написать администратору сайта