Главная страница

алала. Лаберж Стивен. Практика осознанного сновидения - royallib.ru. Стивен Лаберж Практика осознанного сновидения


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеСтивен Лаберж Практика осознанного сновидения
Анкоралала
Дата12.06.2022
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛаберж Стивен. Практика осознанного сновидения - royallib.ru.doc
ТипДокументы
#586655
страница6 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Техники намерения



Создание определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в состояние сна используется уже более тысячи лет для достижения осознанности тибетскими буддистами. Происхождение этих техник окутано пеленой прошедших веков. Говорят, что они происходят из учений мастера по имени Лавапа из Ургьена в Афганистане и были перенесены в Тибет Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма, в восьмом столетии.

Тибетские учения передавались из поколения в поколение вплоть до нынешних времен, когда на Западе появилась «Йога состояния сна» — манускрипт, впервые составленный в шестнадцатом веке и переведенный в 1935 году, в котором излагаются несколько техник «постижения природы состояния сна» (т. е. осознанных сновидений)5. Большинство тибетских техник тесным образом связаны с отработанными навыками созерцания. Они включают, например, сложные визуализации санскритских букв в многолепестковых лотосах, одновременно с концентрацией и выполнением специальных дыхательных упражнений. Возможно, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мастерства в онейронавтике, представляемой в данной книге, мы сможем научиться большему у наших тибетских предшественников. А пока общедоступная суть тибетских техник изложена в этой и следующей главах.

Техника силы намерения



Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая «постижение с помощью силы намерения», которая заключается в «решимости поддерживать непрерывный поток сознания» в состояниях как бодрствования, так и сна. В нее входит как дневная, так и ночная практика.
1. Дневная практика

В течение дня «в любых условиях» непрерывно думайте о том, что «все окружающее суть элементы сна» (то есть, ваши ощущения — это плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их истинную природу.
2. Ночная практика

Вечером, перед сном, примите «твердое решение» постичь состояние сна — то есть, понять, что это не реальность, а сон. Дополнительное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Это для большинства людей не обязательно и может быть заменено чем-то еще. Если вы имеете гуру, то вперед — просите. Если его нет, но вы используете молитву, то помолитесь как обычно. Можете также использовать символическое изображение, которое для вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если у вас нет гуру и вы не имеете обыкновения молиться, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое.
Комментарий

Поскольку обычно нам снится то, с чем мы имели дело недавно, то велика вероятность, что проведя достаточно времени с мыслью, что «все вокруг есть элементы сна», днем, вы, в конце концов, с этой же мыслью вы столкнетесь и во сне.

(Заимствовано из Эванс-Венца6).

История одного случая



Двадцать лет назад я посетил семинар по тибетскому буддизму в Эсаленском институте в Биг-Сур, Калифорния, который проводил Тартанг Тулку. Ринпоче («драгоценный алмаз»), как называли учителя, был вынужден в то время покинуть Тибет, оккупированный китайскими коммунистами, и «попал с корабля на бал» из Индии. Поэтому он очень плохо говорил по-английски. Его и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась смехом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но то, что я получил, оказалось несравненно более ценным.

Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жестом и торжественно объявил: «Это… сон!» Потом он еще немного посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня, на других людей и предметы, все повторял: «Это сон!», каждый раз заливаясь смехом. Ринпоче удалось внушить нам (как именно, не знаю; я не исключаю возможность телепатии, поскольку мы обменялись всего несколькими словами), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир как на сон и поддерживать поток сознания непрерывным при переходе из бодрствования в сон и обратно. Я не думаю, что справился с этим заданием очень хорошо, но на обратном пути в Сан-Франциско после уик-энда неожиданно почувствовал, что мой мир расширился.

Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.

Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную вершину К2. Двигаясь вверх сквозь отвесно падающий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом — не самую подходящую одежду для штурма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я проснулся.

Я интерпретировал этот сон как указание на то, что еще не готов к освоению тибетской йоги сна. Но он явился также и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.

Так длилось восемь лет, пока я не занялся ими всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для начинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуации, я бы полетел не от горы, а на ее вершину, чтобы выяснить, бывал ли я зачем-нибудь здесь.

Намерение для Запада



На Западе мало кто знаком с восточным понятием гуру, но понятие намерения должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях сообщает множество людей, они редко случаются без намерения увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осознанные сны чаще, мы должны формировать у себя намерение распознавать момент, когда мы спим. Если ваши первые попытки не увенчались успехом, наберитесь терпения: в тибетских учениях сказано, что необходимо не менее двадцати одной попытки каждое утро, чтобы «постичь природу состояния сна».

С видоизменениями древней тибетской техники осознанного сновидения с помощью силы намерения много экспериментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники.

Техника намерения



1. Примите решение осознать, что вы спите

В ранние утренние часы или во время пробуждения в конце периода сна четко и уверенно выразите свое намерение помнить, что вы должны осознать состояние сна.
2. Представьте себя осознающим сон

Представьте себе возможно ярче, что вы во сне в такой ситуации, которая обычно вызывает у вас чувство, будто вы спите. Используйте для визуализации семь наиболее характерных или приятных вам признаков сна.
3. Вообразите, как вы совершаете во сне запланированное действие

Помимо мысленного повторения процесса осознания сновидения, примите решение выполнить в сновидении какое-нибудь конкретное действие. Лучше всего выбрать действие, являющееся, само по себе, признаком сна. Например, вообразите, как вы во сне взлетели и после этого поняли, что спите. Важно здесь именно твердо решить, что следующим шагом вы осознаете, что спите.
Комментарий

Конкретное действие следует запланировать потому, что иногда человек, забывая о необходимости осознания себя во сне, помнит, какое действие он должен в нем совершить. В этом случае выполнение задуманного действия дает ему дополнительный толчок: «Это то, что я хотел сделать во сне: значит, я сплю!» Планируемое действие должно быть признаком сна, т. к. в этом случае вы с большей вероятностью осознаете, что спите.


Комбинированная техника Толи



Толи пришел к выводу, что критическая проверка состояния является самой эффективной техникой вхождения в осознанное сновидение, из тех, которые он рассматривал. Он создал комбинированную технику, в основу которой положил критическую проверку состояния, и включающую элементы его техник намерения и самовнушения. Он так и не выяснил, превосходит ли она по эффективности критическую технику, но мы считаем, что, скорее всего, превосходит. Вот замечания Толи относительно комбинированной техники.

«…те, кто действует согласно приведенным советам, смогут научиться осознанному сновидению. Люди, ни разу не переживавшие осознанных снов, увидят первый такой сон приблизительно через 4–5 недель, хотя возможны значительные индивидуальные отклонения. При благоприятных обстоятельствах можно увидеть осознанное сновидение в первую же ночь, при неблагоприятных — только через несколько месяцев. Упражнения, направленные на достижение критически рефлексивного состояния ума, необходимо лишь в начальной фазе, которая может длиться несколько месяцев. Позже осознанные сновидения будут удаваться даже без критического вопроса, задаваемого днем. Частота их будет тогда зависеть от воли субъекта. Большинство тех, кто действует согласно вышеприведенным советам, видят, по крайней мере, одно осознанное сновидение каждую ночь».

Я модифицировал комбинированную технику Толи в соответствии со своим личным опытом.

Техника «рефлексии-намерения»



1. Запланируйте, при каких обстоятельствах вы будете проверять свое состояние

Выберите заранее несколько ситуаций, в которых вы хотели бы проверить свое состояние. Например, вы решаете, что, возвращаясь домой с работы, или в начале каждого разговора, или каждый час и т. п., будете спрашивать себя: «А не сон ли это?» Выберите удобную для себя частоту проверки состояния. Используйте представления, напоминающие вам, что нужно задать вопрос. Например, представьте, что когда вы возвращаетесь домой, то, открывая дверь, вспоминаете свое намерение.

Проделывайте это упражнение не менее десяти раз за день в запланированное время, а также всегда, когда чувствуете, что ситуация напоминает сон, например, когда происходит нечто неожиданное или странное, или вы испытываете неадекватно сильные эмоции, или чувствуете, что ваш ум (и особенно память) ведет себя странным образом.
2. Проверьте свое состояние

Спросите себя: «Сплю я или бодрствую?» Поищите вокруг какие-нибудь несообразности или противоречия, которые указывали бы на то, что вы спите. Проследите в уме события последних нескольких минут. Вызывает ли у вас это затруднения? Если да, то вы, возможно, спите. Прочитайте какой-нибудь текст дважды. Не решайте, что бодрствуете, пока не получите веских тому подтверждений (например, что текст остается одним и тем же при многократном прочтении).
3. Вообразите себя спящим

Убедившись, что вы бодрствуете, скажите себе: «Хорошо, сейчас я не сплю. Но если бы это было так, на что бы это было похоже?» Представьте себе как можно ярче, что вы спите, что ваши ощущения (слух, осязание, обоняние или зрение) — это сон: люди, деревья, небо, солнце и земля, и вы — все это сон. Внимательно осмотритесь в поисках характерных для вас признаков сна из второй главы. Вообразите, что было бы, если бы вы их нашли. Как только вы сможете отчетливо ощутить себя «как бы во сне», скажите себе: «В следующий раз, когда я буду спать, я не забуду осознать, что сплю».
4. Вообразите себя делающим то, что вы решили сделать в осознанном сне

Заранее решите, что будете делать в предстоящем осознанном сновидении. Возможно, у вас возникнет желание полетать или поговорить с другими персонажами сна, или попробовать одно из приложений, предлагаемых в этой книге далее.

Теперь продолжите начатое вами на втором этапе и вообразите, что осознав состояние сна, вы в той же обстановке осуществляете задуманное. Ощутите себя делающим то, что вы задумали. Твердо решите, что в следующем сне вы вспомните и осознаете, что спите, и сделаете то, что намеревались.

(Заимствовано из Толи).
Комментарий
Поначалу может показаться странным подвергать сомнению самые основы воспринимаемой вами реальности, но вы, несомненно, почувствуете, что критическая ее оценка (несколько раз в день) — это привычка, которую интересно вырабатывать. На наших семинарах мы раздаем визитные карточки со словами: «А не сплю ли я?». Вы тоже можете написать этот вопрос на обратной стороне своей визитки и держать ее в кармане. Достаньте ее, прочитайте и проведите тестирование реальности, т. е. отвлекитесь и прочитайте ее снова. Если слова изменились, значит, вы спите.

Выработав у себя последовательно критический настрой в реальной жизни, вы рано или поздно решите проверить свое состояние, когда будете по-настоящему спать, и тогда сможете проснуться в своем сновидении.

Мнемоническое вхождение в осознанное сновидение (МВОС)



В своей диссертационной работе десять лет назад я разработал эффективный метод вхождения в осознанное сновидение.

До начала своих упражнений я переживал в среднем менее одного осознанного сновидения в месяц. С помощью самовнушения, которое я использовал в течение первых шестнадцати месяцев (эта техника приводится ниже), я добился результата от пяти до тринадцати осознанных сновидений в месяц. (Тринадцать осознанных сновидений у меня было в тот месяц, когда я проводил свое первое лабораторное исследование этого явления, что еще раз иллюстрирует важность мотивации). В то время я понятия не имел, как именно следует проводить самовнушение. Все, что я знал — это что перед сном надо говорить себе: «Сегодня ночью у меня будет осознанное сновидение», но я понятия не имел, как это осуществить. Это означало, что я мало что мог сделать для реализации своего намерения. Без понимания природы самого процесса у меня было мало шансов научиться вызывать его по своей воле.

Тем не менее, постепенно я стал замечать один психологический фактор, коррелировавший с осознанными сновидениями, а именно, возникающее перед сном намерение не забыть осознать то, что я сплю. Когда же я понял, как мне надо поступать, концентрировать свои усилия стало намного легче. Прояснение моей цели немедленно привело к увеличению месячной частоты осознанных сновидений. Дальнейшая практика привела к созданию метода, посредством которого я мог безотказно вызывать у себя осознанные сновидения. С его помощью мне удавалось вызывать до четырех осознанных сновидений за ночь и до двадцати шести в месяц. Сейчас я могу вызывать у себя осознанное сновидение в любую ночь — тем самым я добился своей цели показать, что данное явление подвластно волевому контролю. Те, кто захотел и смог научиться моей технике, сейчас также могут посещать мир осознанных сновидений практически всегда, когда хотят.

Как же научиться не забывать, что надо сделать во сне? Зададимся сначала более простым вопросом: как научиться этому в обычной жизни?

Обычно мы вспоминаем о том, что нам надо сделать, с помощью каких-то внешних средств (счет от бакалейщика, телефонная книжка, нитка вокруг пальца, записка рядом с дверью и т. д.). Но как нам помнить о своих намерениях (это называется проспективной памятью, или «памятью о будущем») без внешних напоминаний? Здесь важную роль играет мотивация. То, что вы действительно хотите сделать, вы вряд ли забудете.

Поставив перед собой цель не забыть сделать что-либо, вы поставили эту цель в ряд со своими текущими делами и тем самым активировали в мозге систему поиска цели, которая в той или иной степени будет оставаться активной, пока вы этой цели не достигнете. Если ваша цель имеет для вас очень большое значение, система будет оставаться высоко активной, и вы будете постоянно проверять, не наступило ли время осуществить задуманное, пока оно действительно не наступит. Это никогда не происходит полностью бессознательно.

Но более типичен случай, когда вы, например, планируете купить гвозди во время следующего своего похода в универмаг. Не являясь первостепенным, это событие едва ли заслуживает большого внимания, поэтому, идя в универмаг, вы благополучно забываете о своем намерении. Вы не вспоминаете о нем, пока в универмаге случайно не заметите коробку с гвоздями или хотя бы молоток, ассоциирующийся с ними.

Этот случай обнаруживает еще один важный фактор, помогающий вспомнить то, что надо сделать — ассоциацию. Вероятность успеха в ситуации, где нам надо вспомнить, что делать, можно повысить с помощью (1) высокой нацеленности на то, чтобы вспомнить и (2) улавливания ассоциативных связей между тем, что мы хотим вспомнить и обстоятельствами, в которых нам предстоит это сделать. Эти ассоциации многократно усиливаются, если, опираясь на память (мнемонически), представить себя делающим то, что задумано.

Таким образом, связав осознанные сновидения с проблемой проспективной памяти, я разработал технику, помогающую вспомнить свое намерение осознать состояние сна: мнемоническое вхождение в осознанное сновидение (МВОС).13 Я откорректировал ее специально для этой книги в свете имеющегося у меня опыта, как личного, так и полученного в ходе обучения сотен других людей. Но сначала обратите внимание на предварительные требования, приведенные ниже.

Предварительные требования МВОС



Чтобы успешно вызывать у себя осознанные сновидения с помощью МВОС, надо уметь делать некоторые специфические вещи. Во-первых, вам вряд ли удастся вспомнить что-нибудь во сне, если вы не всегда можете вспомнить свои намерения в бодрствующем состоянии. Поэтому перед тем как применять МВОС, убедитесь, что вы действительно можете вспоминать, что вам нужно сделать, в бодрствующем состоянии. Если вы, как и большинство людей, нуждаетесь во внешних напоминаниях, вам необходимо поупражняться в вспоминании своих намерений, используя только свои умственные способности. Ниже приводится упражнение, призванное научить вас этому.

УПРАЖНЕНИЕ: ТРЕНИРОВКА ПРОСПЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ


1. Ознакомитесь со своими ежедневными мишенями

Это упражнение следует выполнять в течение недели. Ниже приводятся по четыре события-мишени на каждый день недели. Когда вы просыпаетесь утром, читайте только мишени данного дня. (Не читайте их раньше времени). Запомните их.
2. В течение дня фиксируйте появление мишеней

Ваша цель — отметить очередное появление каждой мишени и провести в это время проверку состояния: «Я сплю?» Таким образом, если вашей мишенью является «Я слышу лай собаки», то следом за тем как вы услышите лай собаки, зафиксируйте это и проведите проверку состояния. Фиксируйте событие один раз — сразу после того как оно произошло.
3. Записывайте, сколько мишеней вы «поразили»

Сделайте в конце дня запись, сколько из четырех мишеней вам удалось «поразить» (можете оставить место в журнале сновидений и отмечать там свои успехи). Если в течение дня вы пропустили первый момент появления одной из мишеней, это означает, что вам не удалось ее «поразить», даже если вы заметили ее позже. Если вы уверены, что какие-то события-мишени вообще не происходили в течение дня, отметьте это в своем журнале сновидений.
4. Упражняйтесь, по крайней мере, неделю

Делайте это упражнение до тех пор, пока не перепробуете все приведенные ниже мишени. Если к концу недели вы все еще пропускаете большую часть из них, продолжайте упражняться до тех пор, пока не сможете «поражать» почти все. Создайте свой собственный список мишеней, записывайте «процент попаданий» и наблюдайте, как развивается ваша память.
События-мишени
ВОСКРЕСЕНЬЕ

Я вижу животное

Я смотрю на свое лицо в зеркало

Я включаю свет

Я вижу цветок
ПОНЕДЕЛЬНИК

Я что-нибудь пишу

Я чувствую боль

Я слышу, как кто-то произносит мое имя

Я что-нибудь пью
ВТОРНИК

Я вижу свет светофора

Я слышу музыку

Я бросаю что-нибудь в мусорный ящик

Я слышу смех
СРЕДА

Я включаю телевизор или радио

Я вижу овощи

Я вижу красную машину

Я считаю деньги
ЧЕТВЕРГ

Я читаю что-нибудь помимо этого списка

Я проверяю время

Я замечаю, что мечтаю

Я слышу, как звонит телефон
ПЯТНИЦА

Я открываю дверь

Я вижу птицу

Я пользуюсь туалетом днем

Я вижу звезды
СУББОТА

Я вставляю ключ в замок

Я вижу рекламу

Я ем что-нибудь после завтрака

Я вижу велосипед

ТЕХНИКА МВОС



1. Настройтесь на запоминание сна

Непосредственно перед сном постарайтесь создать у себя установку на то, чтобы просыпаться и вспоминать сновидения после каждого периода сна ночью (или после первого периода после рассвета, или после шести утра, или тогда, когда вам удобно).
2. Вспомните свой сон

Проснетесь, неважно в какое время, постарайтесь вспомнить как можно более детально, что вы видели. Если вас тянет обратно в сон, чем-нибудь себя взбодрите.
3. Сосредоточьтесь на своих намерениях

Засыпая снова, сконцентрируйтесь целенаправленно на своем намерении не забыть во сне осознать, что вы спите. Скажите себе: «Я хочу помнить, что сплю, после того, как засну». Постарайтесь реально почувствовать это намерение. Сосредоточьтесь только на нем. Дайте уйти всему кроме своего намерения помнить.
4. Представьте себя осознающим состояние сна

Одновременно вообразите, будто вы опять в том сне, из которого только что пробудились, но теперь понимаете, что спите. Отыскав там признак сна, скажите себе: «Я сплю!», продолжая фантазировать. Можете, например, вообразить: осознав, что спите, вы захотели полетать. В таком случае, представьте, как вы отрываетесь от земли и летите.
5. Повторите

Вы можете уснуть, только создав твердую установку, а для этого повторяйте этапы 3 и 4. Если перед сном у вас появятся посторонние мысли, повторите процедуру еще раз, с тем, чтобы освободиться ото всего кроме намерения помнить о необходимости осознать состояние сна.
Комментарий

Если все пройдет успешно, вы уснете и ощутите себя во сне, и тогда, согласно своей установке, сделаете вывод, что спите. Не волнуйтесь, если засыпание по этой технике займет у вас много времени: чем дольше вы пробудете в бодрствующем состоянии, тем больше вероятность того, что, уснув, вы достигнете осознанности. Это связано с большим количеством повторений процедуры МВОС, когда вы долго не засыпаете. Кроме того, бодрствование активизирует ваш мозг, что облегчает достижение осознанности.

Если вы спите очень крепко, то, припомнив сновидение, вы должны встать и десять-пятнадцать минут посвятить какой-либо деятельности, требующей ясности мышления. Включите свет и почитайте книгу. Встаньте с кровати и пройдите в другую комнату. Самое лучшее — это записать свой сон и прочитать его снова, отмечая все его признаки. Это подготовит вас к МВОС-визуализации.

Многие достигают успеха после одной-двух ночей, посвященных МВОС, у других это занимает больше времени. С помощью продолжительной практики МВОС можно усовершенствовать свое мастерство осознанного сновидения. Таким образом многие из наших опытных онейронавтов добились способности переживать по несколько осознанных сновидений за ночь.


ТЕХНИКИ САМОВНУШЕНИЯ И ГИПНОЗА




Самовнушение



Патриция Гарфилд пишет, что «используя метод самовнушения, она получила «кривую классического обучения», увеличив частоту продолжительных осознанных сновидений практически с нуля до трех за неделю». Она использовала самовнушение на протяжении пяти-шести лет, имея в среднем четыре-пять осознанных сновидений в месяц. Я, как упоминалось выше, добился с помощью этой техники схожих результатов: во время первых шестнадцати месяцев своей работы над диссертацией, когда я применял самовнушение, я выдавал в среднем 5,4 осознанных сновидения в месяц.

Об экспериментах, основанных на техниках самовнушения, сообщает также и Толи, не описывая, правда, деталей своих экспериментов, за исключением того, что эффективность суггестивных формул можно повысить с помощью специальных техник релаксации. Он рекомендует проводить самовнушение непосредственно перед сном, находясь в расслабленном состоянии, и предостерегает от применения волевых усилий.

Эта разница между твердым намерением и пассивным внушением любопытна. Она, возможно, объясняет результаты некоторых моих ранних экспериментов с вызовом осознанных сновидений по команде. В начале моих попыток вызвать у себя в лабораторных условиях осознанные сновидения я применял самовнушение, и увидел, что слишком настойчивые попытки (твердое намерение) привели к негативному результату. Это меня огорчило, поскольку в лаборатории мне необходимо было иметь осознанные сновидения как можно чаще. Однако, разработав технику МВОС, я увидел, что могу применять и жесткие формулы, и при этом добиваться стопроцентного успеха. С помощью самовнушения я добился осознанности во сне только в первую ночь из шести проведенных в лаборатории, в то время как МВОС дало мне возможность сделать то же самое двадцать ночей из двадцати одной.

Из сказанного явно следует (для меня, по крайней мере), что самовнушение менее эффективно, чем другие техники, например, МВОС. Тем не менее, благодаря своей ненавязчивости, оно, возможно, имеет преимущества для тех, кто не стремится к большому количеству осознанных сновидений, но предпочитает более пассивный способ их достижения. Кроме того, внушение может быть весьма эффективной техникой осознанного сновидения для людей, легко поддающихся гипнозу (это станет видно при обсуждении постгипнотического внушения).

ТЕХНИКА САМОВНУШЕНИЯ



1. Полностью расслабьтесь

Лежа в постели, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все напряжения, дышите медленно и спокойно. Получайте удовольствие от расслабления, освободитесь от всех мыслей, забот и планов. Если вы только что проснулись, то, вероятно, вам этого будет достаточно для расслабления. Если нет — попробуйте применить последовательную релаксацию (стр. 27).
2. Дайте себе команду достичь осознанности в сновидении

Оставаясь расслабленным, внушите себе, что собираетесь осознать себя во сне, неважно, этой ночью, или в ближайшем будущем, т. е. избегайте слишком жестких формулировок. Не злоупотребляйте выражениями типа: «Сегодня ночью у меня должно быть осознанное сновидение!» Может оказаться, что после одной или двух безуспешных попыток, сопровождаемых такой неуместной категоричностью, вы быстро потеряете веру в себя. Вместо этого, попытайтесь создать себе установку намеренного ожидания: скажите себе, что у вас будет осознанное сновидение, если не сегодня ночью, то скоро. Ждите его, смотрите в будущее, но помните, что всему свое время.

Постгипнотическое внушение



Если самовнушение увеличивает у вас частоту осознанных сновидений, то этот эффект может быть значительно усилен с помощью гипноза и постгипнотического внушения (ПГВ). Действительно, по словам Чарльза Тарта, ПГВ представляет собой «гораздо более мощное средство контроля над содержанием снов по сравнению с внушением перед сном». Поскольку осознанность можно рассматривать как часть содержимого сна, вероятно, она тоже подвержена влиянию ПГВ. Я лично экспериментировал с вхождением в осознанное сновидение с помощью ПГВ три раза, и дважды добился успеха. Но я весьма умеренно поддаюсь гипнозу. Для лиц же высоко гипнабельных ПГВ, возможно, является очень продуктивной техникой и, безусловно, заслуживает изучения.

Единственный источник, где я нашел дополнительную информацию по этому вопросу, — это неординарная диссертация на соискание степени доктора философии физиолога-клинициста Джозефа Дэйна. Здесь я упомяну только одну из интригующих подробностей его исследования. Две группы по пятнадцать девушек в течение ночи обследовались в лаборатории. В одной группе (ПГВ) девушки выбирали свой символ сна из образов, возникавших у них в гипнотическом состоянии. Другая группа (контрольная) тоже подвергалась гипнозу, но не искала символ сна. Повторно загипнотизированные девушки из ПГВ-группы визуализировали свои символы в качестве подсказки для осознания потом ночью себя во сне. Проведенный затем эксперимент в лаборатории сна показал, что в первой группе (ПГВ) осознанные сновидения были более длительными, более содержательными и интересными, чем в контрольной группе. Кроме того, у девушек из ПГВ-группы и впоследствии было больше осознанных сновидений, чем у девушек из контрольной.


ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ: ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ



Характерной особенностью способов вхождения в осознанное сновидение, обсуждавшихся в этой главе, является перенос намерения осознать себя во сне из бодрствующего состояния. МВОС, например, основывается на способности помнить, что нужно сделать в будущем: «Когда я буду спать, я не забуду осознать, что сплю». Однако вспомнить, что нужно сделать, бывает нелегко и в бодрствующем состоянии, чего уж говорить о сне!

В последние годы мои исследования в Стэнфорде имели целью помочь спящему вспомнить свои намерения. Я пришел к выводу, что если бы человеку можно было напомнить о его намерении каким-нибудь сигналом из внешнего мира, то, по крайней мере, половина задачи была бы выполнена. Все, что потребуется от него в таком случае — это вспомнить, что такой сигнал означает.

Подать сигнал, который проник бы в сновидение, не так уж трудно, как может показаться. Хотя во время сна мы не осознаем окружающий мир, наш мозг продолжает обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Мы не так уж беззащитны в этом состоянии — почувствовав что-то незнакомое и, следовательно, потенциально опасное, мы всегда стремимся проснуться. Этот бессознательный контроль связывает случайные обрывки происходящего вокруг нас с нашими снами. Моя исследовательская группа в Стэнфорде провела поиски вариантов подсказки (стимула), которая могла бы быть легко проникать в сновидение.

Свои эксперименты мы начали, наверное, с наиболее очевидной подсказки: на магнитофон записывалось сообщение: «Это сон!». Мы отслеживали ритмы мозга, движения глаз и другие физиологические параметры у четырех испытуемых во время сна. Когда они находились в REM-сне, через динамики, находившиеся над их койками, воспроизводилась запись с постепенно увеличивающейся громкостью. Испытуемые в этом эксперименте были уже квалифицированными сновидцами, поэтому процент успеха был высок. Запись воспроизводилась 15 раз и вызвала пять осознанных сновидений, Начало трех из них совпало с моментом, когда спящие услышали во сне фразу «Это сон», два другие начались тоже, когда проигрывалась запись, но испытуемые этой фразы не помнили.

Однако в десяти случаях мы потерпели неудачу, которая выявила две главных трудности такого рода стимулирования: спящий может либо проснуться, либо не распознать значения символа. Восемь раз испытуемые просто просыпались. Но даже если все проходило нормально, и испытуемый не просыпался, это само по себе не гарантировало успеха. В двух случаях сообщения проникали в мир спящего, но у него не хватало присутствия духа понять, что это значит. В одном особенно забавном случае испытуемый пожаловался, что кто-то во сне настойчиво твердил ему: «Ты спишь», но он не обратил на это сообщение никакого внимания! Эта и последующие наши попытки стимулирования осознанных сновидений внешними сигналами убедили нас, что таким способом человеку можно помочь осознать, что он спит. Тем не менее, он должен приложить усилия к тому, чтобы подготовить свой ум к восприятию сигнала и суметь вспомнить, что он означает. Впоследствии мы стали использовать психотехники, описанные ранее в этой книге, в совокупности с внешней стимуляцией.

Наш следующий эксперимент был проведен в качестве дипломной работы Робертом Ричем, студентом-психологом. Поскольку предыдущие исследования показали, что тактильные стимулы легче интегрируются в сновидение, чем визуальные или слуховые, он решил использовать их в качестве сигнала к возникновению осознанности. Для этой цели мы применяли вибрацию, передаваемую через матрац, когда испытуемый находился в REM-сне.

Участники этого эксперимента проделали много упражнений, подготавливающих психику. День перед лабораторной записью они носили у себя на лодыжке вибраторы, которые несколько раз в течение дня включались таймером. Каждый раз, ощущая вибрацию, они выполняли упражнение, включавшее проверку состояния и напоминание, что ощущение вибрации во сне равнозначно тому, что они спят.

В течение одной или двух ночей, проведенных в лаборатории, у одиннадцати из восемнадцати испытуемых были осознанные сновидения. Всего у них было 17 осознанных сновидений, 11 из которых возникли в связи с вибрациями. Одним вариантов восприятия вибрации, был хаос в мире сна: «Я «поплыл» в кровати, электроды натянулись, и стены стали двигаться из стороны в сторону. Потом в углу появился Стивен и сказал: «Если начались сверхъестественные вещи, ты знаешь, что это означает: ты спишь…»

Этот испытуемый понял, что происходящее сверхъестественно, понял, что он спит, и уплыл к звездам. Таким образом, мы приблизились к открытию эффективного способа стимулирования осознанности во сне. Но вибрация, хотя и была относительно эффективным стимулом, требовала ряда сложных технических решений, поэтому мы продолжили свой поиск.

Следующее, что мы проверили, был свет. Свет около спящего человека редко вызывает у него чувство опасности, поэтому он легко может быть интегрирован в сон, не разбудив при этом спящего. В одном эксперименте мы снимали физиологические параметры 44-х испытуемых, когда они спали в модифицированных очках для плавания с вмонтированными красными светодиодами. Спустя несколько минут после начала REM-сна, когда испытуемые уже должны были погрузиться в него, мы на короткое время включали свет в очках. В дальнейшем для обнаружения REM-фазы и включения света мы стали использовать компьютер. Этот прибор был первым прототипом «Дримлайта», о котором речь в следующем разделе.

В эксперименте со светом осознанные сновидения были у 24 из 44 испытуемых, в течение ночи, проведенной в лаборатории (большинство из них провели там только одну ночь). Всего испытуемые провели в лаборатории 58 ночей и сообщили в целом о 50-ти осознанных сновидениях. Как и следовало ожидать, те, кто обычно видел осознанные сновидения чаще, легче добивались этого и при помощи света. Из 21 испытуемого, имевших не менее одного осознанного сновидения в месяц, 17 (68 %) один или более раз видели их и в лаборатории, в то время как среди 14 сообщивших о менее чем одном осознанном сновидении в месяц, таких было 5 (26 %). Тем не менее, двое из трех человек, до этого ни разу не видевших осознанных сновидений, смогли испытать их с помощью световой стимуляции.

Другие исследования показали, что люди, запоминающие хотя бы одно сновидение за ночь, по крайней мере, один раз в месяц видят осознанные сны. Поэтому логично заключить, что людям, хорошо запоминающим сны, световое стимулирование может оказать большую помощь в осознанном сновидении.

Мигающие красные огоньки на очках интегрировались в сон удивительно разнообразно. Испытуемым нужно было быть готовыми к самым неожиданным и специфическим изменениям освещения во сне. Вот один из примеров светостимулированного осознанного сновидения: «Женщина вручила мне какой-то не то металлический, не то белый предмет, который отсвечивал мне в лицо, и я понял, что это подсказка. Она была красивой блондинкой, я понял, что это сон, и обнял ее крепко, с благодарностью и любовью, ощутив, как она растворилась во мне…»

Результаты наших исследований продемонстрировали, что с помощью сенсорных стимулов можно в лабораторных условиях помочь человеку осознать себя во сне. Однако нам хотелось, чтобы люди могли пользоваться этим методом и дома, не оборудуя там лабораторию сна. Так мы начали работу над «Дримлайтом», портативным прибором для стимулирования осознанных сновидений. Свет не только является эффективным средством, помогающим людям осознать себя во сне, но и вписывается в дизайн маски для сна, которая содержит как REM-контролирующие сенсоры, так и мигающие огни, стимулирующие спящего.

История «Дримлайта».


В «Осознанных сновидениях» я писал: «По моему мнению, разработка и производство эффективного прибора для осознанного сновидения является только вопросом времени; сейчас это одна из приоритетных задач моих собственных исследований… техника могла бы помочь новичкам сделать первые шаги, избавив их от многих лет бессистемных бесплодных усилий». Вскоре после публикации этой книги я начал работу над созданием такого прибора. Эксперименты, описанные выше, показывали, что можно стимулировать осознанные сновидения в лабораторных условиях.

В сентябре 1985 года я получил письмо от Даррела Диксона, инженера из Солт-Лейк Сити, выразившего заинтересованность в разработке прибора для осознанного сновидения и предложившего свою поддержку. Я дал ему схему, и вскоре он сделал наш первый опытный образец. Это была пара черных ящиков, служивших для передачи информации о движениях глаз портативному компьютеру. Чувствительные элементы в маске, надеваемой спящим, следили за движениями глаз, а компьютер определял уровень активности этих движений. По достижении достаточно высокого уровня компьютер посылал аппаратуре сигнал, включавший мигающие огни в маске. Эта первая установка напоминала макет для научно-фантастического фильма 50-х годов, с металлическими коробками, усеянными кнопками, разнообразными кабелями, с маской, переделанной из очков для плавания и мигающими красными огнями. Тем не менее, она работала! Одна испытуемая на вторую ночь с использованием этого прибора увидела следующий сон:

«Я сижу в машине возле универмага. Огоньки в очках начинают мигать. Я чувствую их на своем лице. Я жду, пока они погаснут, чтобы проверить реальность. Я протягиваю руку, чтобы снять очки… а их там больше нет, и, все еще сидя в фургоне, я решаю проверить реальность, прочитав долларовую банкноту. Слово оказывается неверным, и я заключаю, что сплю. Я выхожу наружу и лечу. Я чувствую себя прекрасно. На улицах светло и солнечно, свежо и свободно. Я перелетаю через здание, и мне в глаза бьет солнце — вот это свет! Он смывает все образы, поэтому я верчусь вокруг своей оси. Заканчивается все в универмаге, где я, потеряв осознанность, рассказываю друзьям о своем опыте».

В последние несколько лет стэндфордской исследовательской группой было проведено несколько лабораторных исследований с использованием «Дримлайта». Кроме того, возможность использовать его дома имели участники двух курсов осознанного сновидения.

В эксперименте с использованием «Дримлайта» в домашних условиях мы исследовали несколько различных факторов, влияющих на успех в осознанном сновидении, в том числе различные виды и степени психической подготовки. Результаты наших предыдущих экспериментов по стимулированию осознанного сновидения свидетельствуют, что психическая подготовка играет в этом исключительно важную роль.

Применяемый в домашних условиях, «Дримлайт» очень эффективен, однако не более, чем практика МВОС. Использование же «Дримлайта» в сочетании с практикой МВОС приводило к синергическому взаимодействию, давая самую высокую частоту осознанных сновидений из всех возможных комбинаций. Наша первая проверка «Дримлайта» в группе показала, что те, кто одновременно с его использованием практиковали МВОС, имели в пять раз больше осознанных сновидений, чем не применявшие никаких психотехник.

Значение психической подготовки при использовании «Дримлайта» велико потому, что если ваш ум не сосредоточен должным образом на идее осознания сна, вы можете не понять, что означает световая подсказка, даже если увидите ее во сне. Разработать же прибор, заставляющий вас видеть осознанные сновидения вряд ли возможно — вы обязательно должны привнести чуточку своих усилий.

Разнообразие восприятий света


Одно из препятствий, возникающих на пути пользователей «Дримлайта» — это необходимость распознать световую подсказку, какую бы форму она ни приняла во сне. Временами свет от маски прибора во сне выглядит, как и на самом деле. Однако в 80-ти процентах случаев он столь незаметно вплетается в сюжет сна, что спящий должен находиться в полной готовности принять сообщение из другого мира. Если же в момент подсказки он слишком погружен в сон, то результаты могут быть забавными, свидетельствуя о нашей склонности больше рационализировать, чем мыслить логически. Например, один испытуемый рассказал следующее: «Мы в походе — спускаемся с горы. Дважды я вижу восхитительные сверкающие узоры в красных тонах, расходящиеся из одной центральной точки — я назвал их «суфийским фейерверком». Я подумал, что за ними, вероятно, от нас что-то прячут, и почувствовал, что знаю нечто о значении этого путешествия, чего не знают мои компаньоны».

Психолог Джейн Гакенбах предположила, что людям не удается распознать свет во сне из-за некого психологического «сопротивления» идее осознанности по команде. Однако, проявление света во многом сходно с признаками сна. Все мы по несколько раз за ночь упускаем возможность понять, что спим, несмотря на обилие аномальных событий, которые возможны только во сне. Это связано не с психологическими препятствиями к достижению осознанности, а с недостаточным умением распознавать признаки сна. Способность распознавать события, которые могут быть вызваны мигающим светом «Дримлайта», сопровождается исключительной проницательностью спящего, таким образом помогая ему достигать осознанности: «Я в составе туристической группы сижу в кинотеатре и смотрю фильм, когда экран вдруг гаснет и покрывается красным абстрактным геометрическим узором. Я понимаю, что это «Дримлайт», и что я сплю».

Световой стимул проявляется в снах многими способами. Пользователи «Дримлайта» сообщали о пяти различных видах его интеграции:

— интеграция без изменений — свет возникает во сне, как если бы человек бодрствовал. Например: «Я вижу мигающий свет, похожий на подсказку, как когда я бодрствую».

— интеграция в виде образа сна — свет становится частью обстановки сна. Например: «Я заметил, что свет в комнате стал мигать».

— интеграция, когда свет налагается на обстановку сна — свет входит в сон в виде однородного свечения, не имеющего источника среди образов сна. Например: «Мое поле зрения заполнилось двумя вспышками света».

— интеграция в виде узора, налагающегося на обстановку — свет вызывает у спящего видения сверкающих узоров, иногда геометрических или «психоделических». Например: «Я вижу прекрасный узор в золотых и желтых тонах из ромбов, вложенных один в другой».

— интеграция в виде пульсации обстановки сна, т. е. вместо света спящий видит только колебания, вызванные миганием. Например: «Я заметил, что вокруг меня все как-то мерцает».

Отличаются ли светоиндуцированные осознанные сновидения от спонтанных?


Светоиндуцированные осознанные сновидения, вероятно, отличаются от спонтанных по одной простой причине — света. Отличаются ли они чем-либо еще — нужно исследовать. Тем не менее, Гакенбах предположила недавно, что «искусственное стимулирование осознанности может неблагоприятно сказаться на качестве осознанного сновидения», и в результате приобретается опыт, «который не имеет такого психологического основания, как в случае естественного процесса». При всем уважении к моей коллеге, ее выводы мне кажутся совершенно не обоснованными. Она исходит из крайне спорной интерпретации небольшого количества данных, полученных от одного испытуемого. Это данные добровольного эксперимента, согласно которым, в восемнадцати светоиндуцированных осознанных сновидениях было больше сексуальных сцен и меньше полетов, чем в восемнадцати спонтанных. Гакенбах заключила, что по сравнению с сексом, полеты являются «более архетипичными и представляют собой более высокую форму осознанности во сне». Единственным подтверждением этого вывода, приведенным ею, было то, что в медитационной группе, состоявшей из строгих в вопросах морали выходцев со Среднего Запада, полетов в сновидениях было в двадцать раз больше, чем секса. Вывод тем более спорный, что повторный анализ исходных данных показал, что у одного и того же испытуемого в светоиндуцированных осознанных сновидениях сексуальных сцен было столько же, сколько и в спонтанных. Что же касается полетов, то несколько спонтанных сновидений данного испытуемого просто начались с осознания того, что он летит. С учетом этой поправки, между относительным количеством полетов в спонтанных и светоиндуцированных осознанных сновидениях нет значимого различия.

Более правдоподобная гипотеза, касающаяся возможных различий между спонтанными и светоиндуцированными осознанными сновидениями, состоит в том, что последние могут быть менее рациональными и осознанными. Об этом свидетельствует хотя бы то, что для спонтанного достижения осознанности спящему требуется более согласованное состояние ума, чем в случае достижения осознанности по подсказке. Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, необходимы дополнительные исследования. Тем не менее, сообщения пользователей «Дримлайта» показывают, что светоиндуцированные осознанные сновидения могут быть такими же насыщенными, захватывающими и осмысленными, как и спонтанные. Это иллюстрируется следующими двумя сновидениями, рассказанными отважными онейронавтами Дарилом Хевиттом и Линн Левитан, которые сильно помогли нам в разработке «Дримлайта», тестируя каждую новую модель.

Во сне световая маска замигала. Я понял, что это значит, понял, что сплю и подал сигнал движением глаз. Место, где я находился, было лабораторией сна. Мне захотелось выйти, и вскоре я нашел закрытую стеклянную дверь. Я попытался пройти сквозь нее, как призрак, но вышло так, что я просто проломился сквозь нее. Я обнаружил открытое место среди деревьев и, с радостью поднявшись в воздух, полетел. С восхитительным настроением я поднимался в небо. Я перелетал через горы и видел новые горы, укутанные облаками, становившиеся все выше и выше. Иногда я сквозь леса устремлялся в глубокие долины. Постепенно стемнело, и небо заполнилось звездами. Я взлетел очень высоко в небо, над горами. Были видны Млечный путь и луна. Я выбрал самую большую звезду и стал закручиваться вокруг себя, с намерением перенестись к ней. Вращаясь, я в экстазе катился по небу. Я был так возбужден, что мог чувствовать, как колотится мое сердце. Свет мигнул снова, и я сделал движение глазами, сигнализируя, что все еще в состоянии осознанности. Одной или двумя минутами позже я проснулся. (Д.Х., Сан-Франциско, Калифорния).

Мне снилось, что я попала в обстановку предыдущего сна — странного вида парк, который превратился во что-то похожее на Рай. Я возвратилась, чтобы посмотреть, есть ли там какая-нибудь интересная пища. Прибыв на место, я увидела, что свет замигал. Я завертелась, чтобы не проснуться. Появился мой друг Л. Я попросила его помочь мне найти то, что хотела. Я сознавала, что сплю, но была настроена дать событиям во сне развиваться своим чередом. Я увидела разного вида странные макаронные изделия. Я знала, что все на этом рынке «особенное», поскольку это «Рай». Насмотревшись на лапшу, я уставилась на вывеску, и стала наблюдать, как она меняется, поинтересовавшись, может ли она мне что-нибудь сказать. И что самое невероятное, после секундной паузы она произнесла: «Золотая земля». Это мало что для меня значило, но выглядело мило. Я предложила Л., пойти дальше и поискать другую вещь, которую я хотела. Мы шли через универмаг. Я подумала, что из-за такого «руководства» теряется контроль над сновидением, и тут же почувствовала, как сновидение и ощущение «бодрствования» стили интенсивнее. Дело в том, что обычно я слишком много повелеваю, манипулирую и думаю в своих осознанных снах, и, как мне показалось, это мешает восприятию чего-то, что можно было бы назвать «внутренним светом». Я выхожу. Вокруг темно. Начинаю подниматься. Звезды прекрасны. Л. внизу. Я приглашаю его полететь со мной. Он соглашается и находится рядом со мной до тех пор, пока свет не мигает вновь, и я просыпаюсь. (Л.Л. Рэдвуд-Сити, Калифорния).

БУДУЩЕЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ



Созданная нами аппаратура способна в комбинации с умственными усилиями повысить в пять и более раз шансы человека осознать себя во сне. Это звучит замечательно, но пока нельзя сказать, что с помощью «Дримлайта» вы обязательно увидите осознанное сновидение. Так что работа продолжается.

Наши дальнейшие исследования процесса возникновения осознанности во сне, а также сопровождающих его состояний мозга и других систем, значительно расширят возможности стимуляции осознанных сновидений. И конечно, мы хотим передать эти знания вам, онейронавтам. Если вы хотите больше знать о «Дримлайте», о прогрессе в наших исследованиях, воспользуйтесь приглашением, сделанным в Послесловии.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта