Главная страница

ЭССЕ. Стивен Пинкер против Конрада Лоренца


Скачать 18.57 Kb.
НазваниеСтивен Пинкер против Конрада Лоренца
Дата25.04.2022
Размер18.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭССЕ.docx
ТипДокументы
#494336

ЭССЕ на тему «Стивен Пинкер против Конрада Лоренца»

Сталкиваясь с бесконечным потоком новостей о войнах, преступности и терроризме, нетрудно поверить, что мы живем в самый страшный период в истории человечества. Но Стивен Пинкер, канадско-американский ученый и популяризатор науки, специализирующийся в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук, показывает в своей книге "Лучшее в нас" (2011), что на самом деле все обстоит ровно наоборот: на протяжении тысячелетий насилие сокращается, и человечество, по всей вероятности, живет в самое мирное время за всю историю существования вида «Человек разумный». В прошлом войны, рабство, детоубийство, жестокое обращение с детьми, убийства, погромы, калечащие наказания, кровопролитные столкновения и проявления геноцида были обычным делом. Но в нынешней действительности Пинкер показывает, что все эти виды насилия значительно сократились и повсеместно все больше осуждаются обществом. Как это произошло? В своей революционной работе "Лучшее в нас" Пинкер исследует глубины человеческой природы и, сочетая историю с психологией, рисует удивительную картину мира, который все чаще отказывается от насилия. Автор помогает понять запутанные мотивы человека — внутренних демонов, которые склоняют к насилию, и добрых ангелов, указывающих противоположный путь, — а также проследить, как изменение условий жизни помогло добрым ангелам взять верх.

Этот монументальный труд Стивена Пинкера раскладывает историю человеческой ненависти по полочкам: почему люди это делали и куда это вело. Первые шесть глав посвящены расписанию динамики насилия в обществах прошлого, и здесь возникает вопрос: «Почему человечество это делало?». И ответ дается далее. Глава 7 перебрасывает читателя в наше время и описывает революцию прав: от расовых вопросов до феминизма, от жестокости к животным и детям до декриминализации гомосексуальности. Глава 8 одна из наиболее интересных – "Внутренние демоны", именно в ней идет классификация на хищничество, доминирование, месть, садизм и идеологию. Глава 9 "Добрые ангелы" – эмпатия, самоконтроль, мораль, табу, и последний – разум, как высшее звено.

Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии (науки о поведении животных) Конрад Лоренц в книге "Агрессия, или Так называемое зло" прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии».

Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – автор подводит к выводу: «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».

"Агрессия, или Так называемое зло" – одна из самых известных работ Лоренца, в которой он рассматривает агрессию на примере самых разных биологических видов – аквариумных рыбок, крыс, гусей, волков и, наконец, людей и приходит к парадоксальному выводу: глубокая личная привязанность возникает лишь в тех сообществах, где наблюдается высокий уровень агрессии. Где нет агрессии – нет крепкой дружбы и настоящей любви. Так можно ли считать агрессию злом, а подавление агрессии – благом? И сможет ли человечество развиваться в случае полного отказа от агрессии в отношении себе подобных?

Лоренц – выдающийся зоолог. Начал первым изучать агрессию, как часть естественного поведения животных. В этой книге он: – разобрал причины агрессии, разновидности и последствия ее проявления; – рассмотрел многочисленные примеры наблюдения за животными; – поразмышлял о человечестве и даже сделал некоторые выводы о будущем. Написано это красноречиво и увлекательно, но в то же время устарело. К примеру, сейчас можно не только наблюдать, а заглянуть в мозг, провести глубокий анализ и на этом основании сделать более точные выводы. Взгляд ученого на агрессию местами противоречивый и недоработанный. Использование накопленных знаний и технических возможностей 21 века не оставляют парадигмам Лоренца места в современной научной литературе.

Понимая причины и механизмы возникновения эмоций, ими проще управлять, а для этого понимания стоит присмотреться к тем, кого мы привыкли называть "братьями нашими меньшими". Существа, движимые в большей мере "инстинктами", а не "здравым смыслом и жизненной опытностью", могут многое рассказать о человеке, нужен лишь переводчик. Читая о поведении рыбок, гусей или крыс, постоянно удивляешься: "Да у человека-то все, в принципе, так же". И автор дает прямой ответ на это изумление: Если в высшей степени сложные нормы поведения – как, например, влюбленность, дружба, иерархические устремления, ревность, скорбь и т.д. и т.д. – у серых гусей и у человека не только похожи, но и просто-таки одинаковы до забавных мелочей – это говорит нам наверняка, что каждый такой инстинкт выполняет какую-то определенную роль в сохранении вида, и притом такую, которая у гусей и у людей почти или совершенно одинакова. Поведенческие совпадения могут возникнуть только так. Отчасти "Агрессия" – это и философский трактат, в котором автор прямо подначивает читателя задуматься о том, что человек все же не властитель природы, а ее неотъемлемая часть; что мы – не венец творения, а очередное звено эволюции.

В отличие от Конрада Лоренца, который утверждал, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных и вида Homo sapiens, для психолога Пинкера ответ коренится в человеческом духе, точнее в той высокоорганизованной системе познавательных и эмоциональных способностей индивида, которые осуществляются в мозгу и своей основной конструкцией обязаны эволюционным процессам.

Как и Конрад Лоренц, также на богатом фактическом материале, с использованием результатов предыдущих исследований своих коллег, Пинкер приходит к выводу, что человек способен овладеть своими пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, — мести и садизму.

Против этих пяти демонов Стивен Пинкер выставляет четырех так называемых "лучших ангелов нашей природы" — как их некогда назвал американский президент Авраам Линкольн. Под ними Пинкер подразумевает самообладание; эмпатию или понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания; мораль и разум, которые все вместе образуют поразительную связь.


написать администратору сайта