Начало Смуты.. Стр. 247 словарь в чем причины Смуты
Скачать 17.33 Kb.
|
Начало Смуты. Самозванец на престоле. П.1. ПРИЧИНЫ СМУТЫ Смута – кризис, который поразил все сферы жизни. В основе кризиса – острое недовольство, которое испытывали различные сословия.Стр.247 словарь В чем причины Смуты? Сообщение. Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем, однако, приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты. Заполнение таблицы Причины Смуты. - Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины. - Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.) -Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет” Вывод Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис временно восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. П.2 ПЕРВЫЙ САМОЗВАНЕЦ На стр.247 найти определение и выписать – самозванец это Материал для сообщения ученика на тему “Лжедмитрий I” (3 мин.) Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Юрий Богданович Отрепьев (Григорием он стал после пострига) родился в 1580 г., т.е. настоящего царевича он был старше на 2 года. Принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Не имея собственных средств к существованию, уже подростком был вынужден пойти в услужение к боярам Романовым. В составе боярской свиты ему неоднократно приходилось бывать в царском дворце на пирах и приемах, участвовать в охоте и других забавах. “Это был юноша даровитый, необыкновенно смелый, но легкомысленный и наклонный к мечтательности. С детства он вел скитальческую жизнь, сделался монахом, побывал в разных монастырях и нашел, наконец, приют в московской Чудовой обители. Своею грамотностью он понравился патриарху Иову; но смелые намеки о мнимом царском происхождении навлекли на него опасность со стороны Бориса; уже отдан был приказ заточить его в Белозерский монастырь; но Отрепьев спасся бегством в Литву. Здесь Отрепьев служил у знатного пана, князя Адама Вишневецкого, и при удобном случае открывает князю, будто он не кто иной, как “чудом спасшийся царевич Дмитрий”. Вишневецкий, его родственники и друзья приняли участие в судьбе мнимого царевича. Вскоре главным покровителем самозванца стал староста г. Сандомир Юрий Мнишек, который обещал выдать свою дочь, красавицу Марину, за будущего царя московского; этим браком старый воевода надеялся поправить свое расстроенное состояние. Оказала помощь самозванцу и католическая церковь, надеясь с его помощью потом подчинить папе Римскому Русскую церковь. Отрепьев встречался и с королем Сигизмундом III. Король признал Лжедмитрия истинным царевичем, он позволил Отрепьеву набирать армию из шляхты (шляхта — польское дворянство), чтобы отнять московский престол у Бориса Годунова. В самой России сначала в приграничных городах, а потом и глубже рассылали “прелестные грамоты”, в которых красочно описывалось чудесное спасение Дмитрия. Многие простые люди поверили в сказку о царевиче и захотели ему помочь. 13 октября 1604 г. небольшое войско самозванца перешло русско-польскую границу и вторглось в пределы России. П.3. ПРАВЛЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ 1. Комментированное чтение + ответы на вопросы стр.89. П.4. «Боярский царь» Рассказ учителя: Василий IV Шуйский (1552 - 12 сентября 1612, Варшава) русский царь (с 19 мая 1606 по 17 июля 1610) из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского. Он поторопился, даже не выждав избрания патриарха, освятить свою власть венчанием на царство (1(11) июня 1606). При восшествии на престол он дал боярам крестоцеловальную запись, в котором обязывался не править страной безучастия думы. Записывают определение в тетрадь Крестоцеловальная запись – это …стр.243 Далее по учебнику стр. 90. Дом.задание – пар.12, письменно ответить на вопросы и задания после параграфа 1,3. |