|
КСП 9 кл Странности любви. 9кл КСП. Странности любви
Раздел
|
| ФИО педагога
|
| Дата
|
| Класс
| Количество присутствующих:
| отсутствующих:
| Тема урока
| Странности любви
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
| 9.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;
| Цель урока
| Пересказать содержание текста, используя разные приемы пересказа;
Составить тезисный план;
| Критерии успеха
| Составлять тезисный план.
-составляет тезисный план;
-правильно формулирует положения, в которых заключены его ключевые мысли.
| Ход урока
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Оценивание
| Ресурсы
| Организационный этап
| Орг. момент.
- Ребята, мы с вами сегодня поздороваем-ся друг с другом по-особенному. Поочерёдно касаясь пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорим: Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указа-тельными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами).Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- - совместно с учащимися определить цели урока/ЦО
- определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидаемые результаты к концу урока
Составьте кластер «Характер человека».
Определение темы, цели урока.
| Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем
|
| Интерактивное обучение
| Изучение нового материала
| Сегодня наша литературная гостиная приглашает вас на встречу с адресатами лирики А.С.Пушкина.
Вы услышите бессмертные строки поэта, сами станете соучастниками нашего разговора.
Нашу встречу будет сопровождать пламя свечи, трепетный , нежный огонек; так же трепетно мы должны отнестись к теме нашего урока, потому что речь пойдет о любви.
Итак, адресаты любовной лирики А.С.Пушкина… «Поговорим о странностях
любви»- так звучит тема нашего урока. Как вы понимаете слово СТРАННЫЙ ?
Ученик заранее работал со словарной статьёй по словарю С.И.Ожегова над лексическим значением слова «странный» (непонятный для других).
Лирика поэта – предмет высокой поэзии, она выведена за пределы «житейской прозы». Здесь все: и глубокие психологические переживания лирического героя, и философское видение Женщины как источника красоты и гармонии.
Чтение учителем отрывка :
Замечу кстати : все поэты-
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь от вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил ее напев?
Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твое задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?
Во время чтения – показ слайдов «Музы поэта» и музыкальное сопровождение – отрывок из «Вальса цветов» П.И.Чайковского.
Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» - 1825 год.
Перед учащимися –портрет А.П.Керн работы неизвестного художника.
Рассказ о встрече поэта с его музой /заранее подготовленный ученик/
Прослушивание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…».
Романс М.Глинки передает душевное состояние героя: вначале-грустное, мечтательное настроение, в середине- напряженная, тревожная интонация; в конце- светлое, торжествующее чувство.
Вывод: лирический герой сравнивает возлюбленную с «видением», «гением», любовь определяет полноту жизненных сил, является символом духовного возрождения и настоящей жизни , где «и жизнь, и слезы, и любовь…» .
Показ презентации «А.Керн» /заранее подготовленный ученик/
Работа с текстом стихотворения «На холмах Грузии…»-1829 г.
Кому посвящено это стихотворение? (Портрет М.Н.Волконской).
Выразительное чтение наизусть.
Беседа:
Какое чувство у вас осталось после прочтения? Сколько всего строк в стихотворении? Что воссоздают 2 первые строки? (Картины природы, они создают определенный настрой , фон , созвучный душевной печали поэта). Отметим оксюморон : печаль светла; грустно и легко. Почему?(Потому что источник этой печали -чистая, искренняя любовь к прекрасной женщине).
Вывод : любовь-грусть, светлая и спокойная; она так необходима главному герою, чтобы жить дальше. Это любовь грустная, но животворящая.
Следующее стихотворение не имеет конкретного адресата, но оно послужило основой для сорока лирических романсов русским композиторам.
Звучит запись романса «Я вас любил».
Что это - исповедь лирического героя или отповедь? (Исповедь - откровенное признание в чем-либо; отповедь - строгое наставление, резкий отпор).
Какая это была любовь? (невысказанная, безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность). Как подчеркивается сила этой любви? (Деликатно, тонко, лирический герой желает, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он)
Вывод: лирический герой беспокоится о возлюбленной ; даже разлюбив, он желает ей счастья.
Самые счастливые и трагичные годы связаны с именем Н.Н.Гончаровой.
В 1831 году он женился на ней. Ей же посвятил замечательный сонет «Мадонна».
Чтение наизусть стихотворения.
Какие две героини присутствуют в произведении? Как понимаете последнюю строку?
В одном из писем к жене Пушкин писал о том, что проводил целые часы перед картиной, изображавшей «белокурую мадонну», как две капли воды похожую на нее.
Форма сонета отражает внутреннее содержание, идею – воспевание истинного чувства, чувства без прикрас. Его Мадонна должна быть символом материнства, а спаситель – светом разума, освященный нравственным началом.
Стратегия РАФТ — это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
1. Выбор учащимися темы, роли, аудитории, формы.
Роли
| Аудитория
| Форма
| Тема
| Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему.
[все возможные (как правило, 4-5) социальные группы, задействованные в данной теме]
| Выяснение, кому может предназначаться данный текст
[ группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов]
| Выбор жанра, формы повествования. Жанры должны быть адекватны выбранным социальным ролям и аудитории.
[определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями]
| Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем.
[основные мысли и идеи текста
|
Задание для 1-группы.
Используя приём РАФТ, создайте собственное высказывание по данному отрывку.
«Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах... Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным. Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы. Иногда, затрудняясь объяснить ей что-нибудь, слишком, по моему мнению, непонятное для ее полудикарской головы (а иной раз и самому мне не совсем ясное), я возражал на ее жадные вопросы: "Видишь ли... Я не сумею тебе этого рассказать... Ты не поймешь меня".
Тогда она принималась меня умолять:
- Нет, пожалуйста, пожалуйста, я постараюсь... Вы хоть как-нибудь скажите... хоть и непонятно...
Она принуждала меня пускаться в чудовищные сравнения, в самые дерзкие примеры, и если я затруднялся подыскать выражение, она сама помогала мне целым дождем нетерпеливых вопросов, вроде тех, которые мы предлагаем заике, мучительно застрявшему на одном слове. И действительно, в конце концов ее гибкий, подвижный ум и свежее воображение торжествовали над моим педагогическим бессилием. Я поневоле убеждался, что для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями.
Однажды я вскользь упомянул что-то про Петербург. Олеся тотчас же заинтересовалась:
- Что такое Петербург? Местечко?
- Нет, это не местечко; это самый большой русский город.
- Самый большой? Самый, самый, что ни на есть? И больше его нету? наивно пристала она ко мне.
- Ну да... Там все главное начальство живет... господа большие... Дома там все каменные, деревянных нет.
- Уж, конечно, гораздо больше нашей Степани? - уверенно спросила Олеся.
- О да... немножко побольше... так, раз в пятьсот. Там такие есть дома, в которых в каждом народу живет вдвое больше, чем во всей Степани.
- Ах, боже мой! Какие же это дома? - почти в испуге спросила Олеся.
Мне пришлось, по обыкновению, прибегнуть к сравнению.
- Ужасные дома. В пять, в шесть, а то и семь этажей. Видишь вот ту сосну?
- Самую большую? Вижу.
- Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят.
- Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город, - сказала Олеся, покачав головой. - Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся... И такая меня тоска возьмет за лесом, - так бы бросила все и без оглядки побежала... Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда.
- Ну, а если твой муж будет из города? - спросил я с легкой улыбкой.
Ее брови нахмурились, и тонкие ноздри дрогнули.
- Вот еще! - сказала она с пренебрежением. - Никакого мне мужа не надо.
- Это ты теперь только так говоришь, Олеся. Почти все девушки то же самое говорят и все же замуж выходят. Подожди немного: встретишься с кем-нибудь, полюбишь - тогда не только в город, а на край света с ним пойдешь.
- Ах, нет, нет... пожалуйста, не будем об этом, - досадливо отмахнулась она. - Ну к чему этот разговор?.. Прошу вас, не надо.
- Какая ты смешная, Олеся. Неужели ты думаешь, что никогда в жизни не полюбишь мужчину? Ты - такая молодая, красивая, сильная. Если в тебе кровь загорится, то уж тут не до зароков будет.
- Ну что ж - и полюблю! - сверкнув глазами, с вызовом ответила Олеся. Спрашиваться ни у кого не буду...
- Стало быть, и замуж пойдешь, - поддразнил я.
- Это вы, может быть, про церковь говорите? - догадалась она.
- Конечно, про церковь... Священник вокруг аналоя будет водить, дьякон запоет "Исаия ликуй", на голову тебе наденут венец...
Олеся опустила веки и со слабой улыбкой отрицательно покачала головой.
- Нет, голубчик... Может быть, вам и не понравится, что я скажу, а только у нас в роду никто не венчался: и мать и бабка без этого прожили... Нам в церковь и заходить-то нельзя... Задание для 2 группы.
Используя приём РАФТ, передайте содержаниеданного отрывка. «- После обедни скандал здесь произошел, - продолжал Никита Назарыч, прерывая свою речь залпами хохота. - Перебродскиедивчата... Нет, ей-богу, не выдержу... Перебродскиедивчата поймали здесь на площади ведьму... То есть, конечно, они ее ведьмой считают по своей мужицкой необразованности... Ну, и задали же они ей встряску!.. Хотели дегтем вымазать, да она вывернулась как-то, утекла...
Страшная догадка блеснула у меня в уме. Я бросился к конторщику и, не помня себя от волнения, крепко вцепился рукой в его плечо.
- Что вы говорите! - закричал я неистовым голосом. - Да перестаньте же ржать, черт вас подери! Про какую ведьму вы говорите?
Он вдруг сразу перестал смеяться и выпучил на меня круглые, испуганные глаза.
- Я... я... право, не знаю-с, - растерянно залепетал он. - Кажется, какая-то Самуйлиха... Мануйлиха... или. Позвольте... Дочка какой-то Мануйлихи?.. Тут что-то такое болтали мужики, но я, признаться, не запомнил.
Я заставил его рассказать мне по порядку все, что он видел и слышал. Он говорил нелепо, несвязно, путаясь в подробностях, и я каждую минуту перебивал его нетерпеливыми расспросами и восклицаниями, почти бранью. Из его рассказа я понял очень мало и только месяца два спустя восстановил всю последовательность этого проклятого события со слов его очевидицы, жены казенного лесничего, которая в тот день также была у обедни.
Мое предчувствие не обмануло меня. Олеся переломила свою боязнь и пришла в церковь; хотя она поспела только к середине службы и стала в церковных сенях, но ее приход был тотчас же замечен всеми находившимися в церкви крестьянами. Всю службу женщины перешептывались и оглядывались назад.
Однако Олеся нашла в себе достаточно силы, чтобы достоять до конца обедню. Может быть, она не поняла настоящего значения этих враждебных взглядов, может быть, из гордости пренебрегла ими. Но когда она вышла из церкви, то у самой ограды ее со всех сторон обступила кучка баб, становившаяся с каждой минутой все больше и больше и все теснее сдвигавшаяся вокруг Олеси. Сначала они только молча и бесцеремонно разглядывали беспомощную, пугливо озиравшуюся по сторонам девушку. Потом посыпались грубые насмешки, крепкие слова, ругательства, сопровождаемые хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт, в котором ничего нельзя было разобрать и который еще больше взвинчивал нервы расходившейся толпы. Несколько раз Олеся пыталась пройти сквозь это живое ужасное кольцо, но ее постоянно отталкивали опять на середину. Вдруг визгливый старушечий голос заорал откуда-то позади толпы: "Дегтем ее вымазать, стерву!" (Известно, что в Малороссии мазанье дегтем даже ворот того дома, где живет девушка, сопряжено для нее с величайшим несмываемым позором.) Почти в ту же минуту над головами беснующихся баб появилась мазница с дегтем и кистью, передаваемая из рук в руки.
Тогда Олеся в припадке злобы, ужаса и отчаяния бросилась на первую попавшуюся из своих мучительниц так стремительно, что сбила ее с ног. Тотчас же на земле закипела свалка, и десятки тел смешались в одну общую кричащую массу. Но Олесе прямо каким-то чудом удалось выскользнуть из этого клубка, и она опрометью побежала по дороге - без платка, с растерзанной в лохмотья одеждой, из-под которой во многих местах было видно голое тело. Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни. Однако погнались за ней только немногие, да и те сейчас же отстали... Отбежав шагов на пятьдесят, Олеся остановилась, повернула к озверевшей толпе свое бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое ее слово было слышно на площади:
- Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!
Эта угроза, как мне потом передавала та же очевидица события, была произнесена с такой страстной ненавистью, таким решительным, пророческим тоном, что на мгновение вся толпа как будто бы оцепенела, но только на мгновение, потому что тотчас же раздался новый взрыв брани.
Повторяю, что многие подробности этого происшествия я узнал гораздо позднее. У меня не хватило сил и терпения дослушать до конца рассказ Мищенки. Критерии оценивания:
пересказывать содержание произведения, используя разные приемы пересказа, творчески переосмысливая развитие сюжета.
Дескрипторы:
- соблюдая структуру РАФТ, передает содержание текста;
-учитывает аудиторию, к которой обращается. Задание №2. Составьте тезисный план текста.
Трагедия двух сердец на опушке леса
"Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Купринслужил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».
Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.
Интеллигент Иван Тимофеевичприезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.
Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.
Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.
Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.
История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади. Критерии оценивания
Составлять тезисный план.
Дескрипторы
-составляет тезисный план;
-правильно формулирует положения, в которых заключены его ключевые мысли.
Взаимооценивание по дескрипторам.
|
Учащиеся знакомятся с содержанием презентации, исследуют предложенные задания, решают проблемные вопросы, выполняют тренировочные задания, выполняют самопроверку, записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по выполнению домашнего задания, задают вопросы учителю для коррекции
| Словесная оценка учителя
. Взаимооценивание
Стратегия «Стикер
|
| Рефлексия
| Рефлексия:
Я активно/не активно участвовал в процессе урока
Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще
Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз
| Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы
|
|
| |
|
|