|
Тема «маленького человека». История создания повести Н.В. Гоголя «Шинель».. ксп 27 РЛ 9. Странности любви
|
Скачать 21.77 Kb. Название | Странности любви | Анкор | Тема «маленького человека». История создания повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Дата | 07.11.2021 | Размер | 21.77 Kb. | Формат файла | | Имя файла | ксп 27 РЛ 9.docx | Тип | Урок #265551 |
|
Краткосрочное планирование
I четверть
| Дата: 19.10.21
| Раздел I
| СТРАННОСТИ ЛЮБВИ
| Ф.И.О. педагога
| Блохина Е. М.
| Школа-гимназия № 7
| Класс: 9 Д
| Количество присутствующих:
| Количество отсутствующих:
| Урок 22 Тема
| Сюжетно-жанровые особенности и композиция повести «Олеся».
| Цели обучения
| 9.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;
9.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов;
| План
| Планируемое время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Оценивание
| Ресурсы
| Начало урока
10 мин
| I. Организационный момент
Приветствие
А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:
«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».
В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».
В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».
Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.
Повесть — вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»
Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».
В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.
|
Отвечают на вопросы
|
ФО устная похвала
|
| II. Актуализация знаний
Композиция произведения Повесть «Олеся», созданная Куприным, имеет довольно простую композицию, но и в ней наблюдаются особенности. Произведение имеет 14 небольших глав. Каждая глава следует за предыдущей в соответствии с временными рамками. Ни одна глава не нарушает хронологическую последовательность, заложенную автором Задание:
В чем особенности композиции повести? Выделите элементы композиции произведения, заполнив таблицу
Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы. Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев. В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.
|
-Особенность композиции повести «Олеся» заключается в форме повествования. Рассказ идет от лица не просто наблюдателя, а непосредственного участника происходящих событий.
- Главной особенностью композиционного уровня является ретроспектива. -ассказчик Иван Тимофеевич повествует о том, что было в его прошлом. Повествование построено в виде воспоминаний.
- Композиционной особенностью является использование А.И. Куприным прием антитезы, который проявляет себя на всех уровнях текста. Писатель противопоставляет городскую и деревенскую жизнь. Помимо этого, прием антитезы наблюдается и в отношениях Ивана Тимофеевича и Олеси. Сначала их общение идет по нарастающей и доходит до любви, затем предсказания Олеси сбываются, и все счастье, которое было между героями, резко и быстро проходит. Олеся и Иван Тимофеевич вынуждены расстаться.
Элементы композиции
| События повести
| Экспозиция
| Скучная жизнь Ивана Тимофеевича в деревушке. Герой находится в полнейшей скуке.
| Завязка
| Знакомство Ивана Тимофеевича с Мануйлихой и ее внучкой Олесей
| Кульминация
| Признание в любви Олеси к Ивану Тимофеевичу
| Развязка
| Несчастия, с которыми пришлось столкнуться Олесе и Ивану Тимофеевичу (Олеся отправляется в церковь, где ее избивают местные жители, прощание между героями, пустой дом Олеси)
|
|
|
| Конец урока
5 мин
| Итог урока
Рефлексия
| (К, Ф) Учащиеся оценивают свою работу с помощью смайликов.
|
|
| |
|
|