Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗНОВИДНОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ

  • Вольный стих

  • Смешанный стих

  • Верлибр, французский поэтический термин

  • Стихи в прозе.

  • СТРОФОИДЫ. Строфоиды строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4стиший с 5стишиями, 6стишиями и т д


    Скачать 45.14 Kb.
    НазваниеСтрофоиды строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4стиший с 5стишиями, 6стишиями и т д
    Дата13.12.2020
    Размер45.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСТРОФОИДЫ.docx
    ТипДокументы
    #159966

    СТРОФОИДЫ – строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

    АСТРОФИЗМ – стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

    Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и паучок

    И медведица!

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит!

    (К.Чуковский)

    ТРОПЫ (греч. Tropos – поворот, оборот речи) – слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы – важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

    ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole – преувеличение) – разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

    ЛИТОТА (греч. Litotes – простота) – троп, противоположный гиперболе: намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

    МЕТАФОРА (греч. Metaphora – перенесение) – троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

    Век девятнадцатый, железный,

    Воистину жестокий век!

    Тобою в мрак ночной, беззвездный

    Беспечный брошен человек!

    (А. Блок)

    МЕТОНИМИЯ (греч. Metonymia – переименование) – троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся бокал» - имеется ввиду вино в бокале; «лес шумит» - подразумеваются деревья; т.п.).

    Театр уже полон, ложи блещут;

    Партер и кресла, всё кипит…

    (А.С. Пушкин)

    ПЕРИФРАЗА (греч. Periphrasis – окольный оборот, иносказание) – троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п.).

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) – вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поет, река играет…).

    СИНЕКДОХА (греч. Synecdoche – соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

    -Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

    Москва, спаленная пожаром,

    Французу отдана?

    (М.Ю. Лермонтов)

    СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. («Сильный, как лев»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно».

    ОБРАЗ – обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

    Не ветер бушует над бором,

    Не с гор побежали ручьи,

    Мороз – воевода дозором

    Обходит владенья свои.

    (Н.А.Некрасов)

    АЛЛЕГОРИЯ (греч. Allegoria – иносказание) – образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев – сила, власть; правосудие – женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

    ГРОТЕСК (франц. Grotesque – причудливый, комичный) – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

    Взъяренный на заседание врываюсь лавиной,

    Дикие проклятья дорогой изрыгая.

    И вижу: сидят людей половины.

    О дъявольщина! Где же половина другая?

    (В. Маяковский)

    ИРОНИЯ (греч. Eironeia – притворство) – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

    Слуга влиятельных господ,

    С какой отвагой благородной

    Громите речью вы свободной

    Всех тех, кому зажали рот.

    (Ф.И. Тютчев)

    САРКАЗМ (греч. Sarkazo, букв. – рву мясо) – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

    АССОНАНС (франц. Assonance – созвучие или откликаюсь) – повторение в строке, строфе или фразу однородных гласных звуков.

    О весна без конца и без краю –

    Без конца и без краю мечта!

    (А. Блок)

    АЛЛИТЕРАЦИЯ ( лат. Ad -к, при и litera – буква) – повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас воли.

    Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн…

    (К.Бальмонт)

    АЛЛЮЗИЯ (от лат. Намек, шутка) – стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

    АНАФОРА (греч. – вынесение) – повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и забитая,

    Ты и всесильная,

    Матушка-Русь!...

    (Н.А. Некрасов)

    АНТИТЕЗА (греч. – противоположение) – стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок…» (С.Есенин).

    Ты богат, я очень беден;

    Ты прозаик, я поэт;

    Ты румян, как маков цвет,

    Я, как смерть, и тощ и бледен.

    (А.С. Пушкин)

    АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой», «орёл», «мудрец»…).

    АПОКОПА (греч. Apocope – отсечение) – искусственное укорачивание слова без потери его значения.

    .Как вдруг из лесу шасть

    На них медведь разинул пасть …

    (А.Н. Крылов)

    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

    Людская молвь и конский топ!

    (А.С. Пушкин)

    БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение, с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

    Ночь, улица, фонарь, аптека,

    Бессмысленный и тусклый свет.

    Живи еще хоть четверть века –

    Всё будет так. Исхода нет.

    (А.Блок)

    МНОГОСОЗИЕ (полисиндетон) – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску (« И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов).

    Противоположная фигура – бессоюзие.
    ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

    Не жалею, не зову, не плачу.

    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    (С. Есенин)
    ИНВЕКТИВА -резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)
    ИНВЕРСИЯ (лат. – перестановка) – изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке («Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин).
    КОЛЬЦО – звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В.Шекспир).
    МЕТАТЕЗА (греч. – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический прием (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сиденчик…)
    КАТАХРЕЗА (греч. – злоупотребление) – сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами…). Катахреза сродни оксиморону.
    ОКСИМОРОН (греч. Остроумно-глупое) – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик…).
    ПАРАЛЛЕЛИЗМ – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
    В синем море волны плещут. Мчатся тучи, вьются тучи…

    В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)

    (А.С. Пушкин)

    Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
    ХИАЗМ – вид параллелизма; расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть»).
    РИФМА – разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.
    СИЛЛЕПС (греч. Захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто использует в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
    СИМПЛОКА (греч. - Сплетение) – повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных в начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).
    СТЫК – звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

    О весна без конца и без краю –

    Без конца и без краю мечта!

    Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

    И приветствую звоном щита!

    (А.Блок)
    ЭВФЕМИЗМ (греч. Хорошо говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределенными и мягкими ( вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).
    ЭЛЛИПСИС (греч. – выпадение, ощущение) – пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

    День в тёмную ночь влюблен,

    В зиму весна влюблена,

    Жизнь – в смерть…

    А ты?... Ты в меня!

    (Г.Гейне)
    ЭПИТЕТ (греч. – приложение) – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотистая» …).
    ЭПИФОРА (греч. – повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

    Рифма – вид эпифоры (повтор последних звуков).

    Вот на берег вышли гости,

    Царь Салтан зовёт их в гости…

    (А.С. Пушкин)
    СТИХОСЛОЖЕНИЕ – ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    ЛИТЕРАТУРА -письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).
    СТИХОТВОРЕНИЕ – небольшое поэтическое произведение в стихахх
    СТИХ (греч. Stichos – ряд, строчка)

    1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.

    2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…)

    3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).

    Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным.
    ЦЕЗУРА (лат. – рассечение) – постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части (два полустишия) и способствующий еще большей её ритмической организации. («Зима!...V Крестьянин, торжествуя…» А.С.Пушкин). Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными).

    Стопоразделительная цезура выступает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.
    Как хороши, V как свежи были розы

    В моём саду! V Как взор прельщали мой!
    Как я молил
    V весенние морозы

    Не трогать ихV холодною рукой.

    (И.Мятлев)
    Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.
    Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале -

    Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки.

    Их павшими считали,V пропавшимисчитали,

    Но вот они живые,V всем бедам вопреки. (Я. Хелемский)
    Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.
    Прозрачное V правдивейшее слово

    Ложится V на безмолвные листы.

    Как в юности, V молюсь тебе сурово

    И знаю: V свет и радость - это ты.

    (О. Берггольц)
    АНТИЧНЫЙ СТИХ
    Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения. Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис «у» безударная (слабая) - арсис «б)
    Античные стопы:
    - двусложные: хорей «уб», ямб «бу», пиррихий «бб», спондей «уу».

    - трёхсложные: дактиль «убб», амфибрахий «буб», анапест «ббу», трибрахий «ббб», бакхий «буу», антибакхий «убб», кретик и амфимакр «убу», тримакр и молосс «ууу».

    - четырёхсложные: пеоны - 1й «уббб», 2й «бубб», 3й «ббуб», 4й «бббу»; гиперпиррихий «бббб»;

    ионики - нисходящий «уубб», восходящий «ббуу»;

    хориямб «уббу», ямбохорей «бууб», эпитриты - 1й «уббб», 2й «бубб», 3й «ббуб», 4й «бббу».
    Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из 2-х стоп - диподия, 3-х стоп - триподия и т.д.)

    Собственно стихом в античном стихосложении именовался период из двух больших колонов или одного большого колона (от 15 мор).
    Античные метры:
    Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем: «уббуббу // ббуббуббуб» ; «уббуббуб //буббуббуб» («б»- безударная часть, «у» - ударная часть, // - словораздел)
    Пентаметр - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.

    Схема: «уббуббу//уббуббу»?В чистом виде пентаметр не употр*цензура*лся.
    Ямбический триметр (шестистопный ямб) - размер, состоящий из из трёх ямбических диподий с цезурой после 3-1 или 4-й стопы.

    Схема: «бубу/б//убу/бубу»
    Хореический тетраметр (восьмистопный хорей) - размер, состоящий из четырёх хореических диподий, с цезурой после 4-й стопы и усечением последней стопы.

    Схема: «убуб/убуб//убуб/убб»
    Логаэд - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу.
    В отличие от поэтической литературы, художественная проза в античность практически отсутствовала: в ходу были либо простая и безыскусная разговорная речь (каталогаден), либо ораторская проза (красноречие). Последняя отличалась большей вычурностью благодаря словесным фигурам-украшениям услаждающим слух, наиболее популярными из которых были: изоколон, антитеза, анафора и гомеотелевтон.
    Изоколон - равность по длине колонов (строк), заканчивающихся словами в одинаковых падежах и имеющие, т.о., созвучные окончания.


    Гомеотелевтон - звуковое сходство окончаний (первейшая рифма). Таким образом, в античной литературе признаком стихотворной речи, отличающим её от прозаической, было только наличие вышеописанных словесных украшений.

    СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий стихи. Подразделы стиховедения: фоника, метрика, ритмика, строфика.

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ – способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название – версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия. Версификатор – ироническое название поэта.

    ПОЭТИКА (греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

    СТРОФИКА - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

    РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

    МЕТРИКА – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

    ФОНИКА (греч. phone - звук) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи. Предметом изучения фоники также является и рифма. 

    ПРОСОДИЯ (греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто под просодией подразумевается стихосложение.

    ИНТОНАЦИЯ (лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр, громкость.

    МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной. 

    МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ)(греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала.

    Античная система стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н.э. и оказала огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви - в Византии и дальше - на все страны Европы. Латинская версификация закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у православных славян, в т.ч. на Руси.

    СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употр*цензура*лось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе – небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

    Монаху подобает в келий седети,

    Во посте молитися, нищету терпети,

    Искушения врагов силно побеждати

    И похоти плотския труды умерщвляти…

    Не толико миряне чреву работают,

    Елико то монаси поят, насыщают.

    Постное избравши житие водити,

    На то устремишася, дабы ясти, пити...

    (Симеон Полоцкий)
    СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.
    ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
    НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия.

    Различают 3 вида:

    - говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный стих);

    - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями. В основе ритма лежит тактовик.

    - песенный стих («протяжные» и «частые» песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией.
    НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.)
    Божья коровка,

    Полети на небо,

    Принеси нам хлеба,

    Чёрного и белого,

    Только не горелого.
    ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.
    В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А. Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст.

    РАЗНОВИДНОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ
    Акростих — это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже — короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем — в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.
    Сложение таких стихотворений — довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ — с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих — более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.
    Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.
    Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.

    При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.

    Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.
    Верлибр, французский поэтический термин, обозначает особый род стихотворений, написанных без учета традиционных рамок размера, ритма, рифмы. В руках у автора оказывается полная свобода в выборе выразительных средств, ведь единственные ограничения, которые его сковывают — это разделение стиха на строки и четверостишия. Ритм в таком стихе практически не чувствуется, а сам стих имеет оттенок эмоциональной разговорной речи. Именно поэтому верлибр часто используется в драме.
    Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.
    Стихи в прозе. На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения — здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.
    Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

    "Дней (0) бык (0) пег,

    Медленна (2) лет (1) арба,

    Наш (0) бог (0) бег,

    Сердце (1) наш (2) барабан." (Владимир Маяковский)

    СТРОФА(греч. strophe - поворот) - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. 

    Лишь тому, чей покой таим, 
    Сладко дышится... 
    Полотно над окном моим 
    Не колышется. 

    Ты придёшь коль верна мечтам, 
    Только та ли ты? 
    Знаю: сад там, сирени там 
    Солнцем залиты. 
    (И.Ф. Анненский) 

    Я лугами иду - ветер свищет в лугах: 
    Холодно, странничек, холодно. 
    Холодно, родименький, холодно! 

    Я лесами иду - звери воют в лесах 
    Холодно, странничек, холодно. 
    Холодно, родименький, холодно! 
    (Н.А. Некрасов) 

    ВИДЫ СТРОФ: 

    ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга. 

    Дано мне тело - что мне делать с ним, 
    Таким единым и таким моим? 

    За радость тихую дышать и жить 
    Кого, скажите, мне благодарить? 
    (Осип Мандельштам) 

    Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки. 

    В мире как в море: не спят рыбаки, 
    Сети готовят и ладят крючки. 
    В сети ли ночи, на удочку дня 
    Скоро ли время поймает меня? 
    (Расул Гамзатов ) 

    ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина 

    В беспечных радостях, в живом очарованье, 
    О дни весны моей, вы скоро утекли. 
    Теките медленней в моём воспоминанье. 
    (А.С. Пушкин) 

    ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. 

    Попрыгунья Стрекоза 
    Лето красное пропела; 
    Оглянуться не успела, 
    Как зима глядит в глаза. 
    (И.А. Крылов) 

    ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов. 

    Хотя я судьбой на заре моих дней, 
    О южные горы, отторгнут от вас, 
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; 
    Как сладкую песню отчизны моей, 
    Люблю я Кавказ. 
    (М.Ю. Лермонтов) 

    ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов. 

    Мороз и солнце; день чудесный! 
    Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - 
    Пора, красавица, проснись: 
    Открой сомкнуты негой взоры 
    Навстречу северной Авроры, 
    Звездою севера явись. 
    (А.С. Пушкин) 

    Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА. 

    Опять звучит в моей душе унылой 
    Знакомый голосок, и девственная тень 
    Опять передо мной с неотразимой силой 
    Из мрака прошлого встаёт, как ясный день; 
    Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! 
    Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. 
    (Л.А.Мей) 

    СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов. 

    - Скажи-ка, дядя, ведь не даром 
    Москва, спаленная пожаром, 
    Французу отдана? 
    Ведь были ж схватки боевые
    Да, говорят, еще какие! 
    Hедаром помнит вся Россия 
    Про день Бородина! 
    (М.Ю. Лермонтов) 

    ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов. 

    Унылая пора! Очей очарованье! 
    Приятна мне твоя прощальная краса – 
    Люблю я пышное природы увяданье, 
    В багрец и в золото одетые леса, 
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
    И мглой волнистою покрыты небеса, 
    И редкий солнца луч, и первые морозы, 
    И отдалённые седой зимы угрозы. 
    (А.С. Пушкин) 

    ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов. 

    Отворите мне темницу, 
    Дайте мне сиянье дня, 
    Черноглазую девицу. 
    Черногривого коня. 
    Дайте раз пор синю полю 
    Проскакать на том коне; 
    Дайте раз на жизнь и волю, 
    Как на чуждую мне долю, 
    Посмотреть поближе мне... 
    (М.В. Лермонтов) 

    ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов. 

    О вы, которых ожидает 
    Отечество от недр своих 
    И видеть таковых желает, 
    Каких зовёт от стран чужих, 
    О ваши дни благословенны! 
    Дерзайте ныне ободренны 
    Раченьем вашим показать, 
    Что может собственных Платонов 
    И быстрых разумов Невтонов 
    Российская земля рождать 
    (М.В. Ломоносов) 

    ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды. 

    Подай, Фелица! наставленье: 
    Как пышно и правдиво жить, 
    Как укрощать страстей волненье 
    И счастливым на свете быть? 
    Меня твой голос возбуждает, 
    Меня твой сын препровождает; 
    Но им последовать я слаб. 
    Мятясь житейской суетою, 
    Сегодня властвую собою, 
    А завтра прихотям я раб. 
    (Г. Державин) 

    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). 

    Итак, она звалась Татьяной. 
    Ни красотой сестры своей, 
    Ни свежестью её румяной 
    Не привлекла б она очей. 
    Дика, печальна, молчалива, 
    Как лань лесная боязлива, 
    Она в семье своей родной 
    Казалась девушкой чужой. 
    Она ласкаться не умела 
    К отцу, ни к матери своей; 
    Дитя сама, в толпе детей 
    Играть и прыгать не хотела 
    И часто целый день одна 
    Сидела молча у окна. 
    (А.С. Пушкин) 

    БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. 
    Улыбнись, моя краса, 
    На мою балладу; 
    В ней большие чудеса, 
    Очень мало складу. 
    Взором счастливым твоим, 
    Не хочу и славы; 
    Слава – нас учили – дым; 
    Свет – судья лукавый. 
    Вот баллады толк моей: 
    «Лучший друг нам в жизни сей 
    Вера в провиденье. 
    Благ зиждителя закон: 
    Здесь несчастье – лживый сон; 
    Счастье – пробужденье». 
    (В.А. Жуковский) 

    СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». 

    Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3» 

    Когда, как солнца луч, внезапно озаряет 
    Любовь ее лица спокойные черты, 
    Вся красота других, бледнея, исчезает 
    В сиянье радостном небесной красоты. 

    Смирясь, моя душа тогда благословляет 
    И первый день скорбей, и первые мечты, 
    И каждый час любви, что тихо подымает 
    Мой дух, мою любовь до светлой высоты. 

    Свет мысли неземной лишь от нее исходит, 
    Она того, кто вдаль последует за ней , 
    Ко благу высшему на небеса возводит, 

    По правому пути, где нет людских страстей 
    И, полон смелостью, любовью вдохновленный, 
    Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! 
    (Ф. Петрарка) 

    Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». 

    Сравню ли я тебя с весенним днем? 
    Спокойней ты, нежнее и милее. 
    Но ветром майский цвет на смерть влеком 
    И лето наше мига не длиннее. 

    Небесный глаз то блещет без стыда. 
    То скромно укрывается за тучей; 
    Прекрасное уходит навсегда, 
    Как рассудил ему природы случай. 

    Но твой не завершится ясный день, 
    Ему не страшны никакие сроки; 
    Ты в смертную не удалишься тень, 
    В бессмертные мои отлитый строки. 

    Пока дышать и видеть нам дано
    Живёт мой стих - и ты с ним заодно. 
    (В. Шекспир) 

    ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC 

    («Божественная комедия» Данте). 
    Земную жизнь пройдя до половины, 
    Я очутился в сумрачном лесу, 
    Утратив правый путь во тьме долины. 

    Каков он был, о, как произнесу, 
    Тот дикий лес, дремучий и грозящий, 
    Чей давний ужас в памяти несу! 

    Так горек он, что смерть едва ль не слаще. 
    Но, благо в нем обретши навсегда, 
    Скажу про всё, что видел в этой чаще… 
    (А. Данте) 

    ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употр*цензура*лся в легкой поэзии 15-18 вв. 

    Ты промелькнула, как виденье, 
    О, юность, быстрая моя, 
    Одно сплошное заблужденье! 
    Ты промелькнула, как виденье, 
    И мне осталось сожаленье, 
    И поздней мудрости змея. 
    Ты промелькнула, как виденье,— 
    О, юность быстрая моя! 
    (К. Бальмонт) 

    РОНДО - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо. 

    В начале лета, юностью одета, 
    Земля не ждёт весеннего привета, 
    Но бережёт погожих, тёплых дней, 
    Но расточительная, всё пышней 
    Она цветёт, лобзанием согрета. 

    И ей не страшно, что далёко где-то 
    Конец таится радостных лучей, 
    И что недаром плакал соловей 
    В начале лета. 

    Не так осенней нежности примета: 
    Как набожный скупец, улыбки света 
    Она сбирает жадно, перед ней 
    Не долог путь до комнатных огней, 
    И не найти вернейшего обета 
    В начале лета. 
    (М.А.Кузмин) 

    СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. 

    САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н. э. Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении. 

    Ночь была прохладная, светло в небе 
    Звёзды блещут, тихо источник льётся, 
    Ветры нежно веют, шумят листами 
    Тополя белы. 
    (А.Н. Радищев) 

    АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров. 

    КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ. 

    СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596). 

    НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр. 


    написать администратору сайта