Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление

  • Заключение

  • Структурные составляющие психики.

  • Бессознательное психическое.

  • Топика и динамика психических процессов.

  • Познание бессознательного.

  • Структура взаимоотношений Я, Оно и Сверх-Я. Я и Оно.

  • Я и Сверх-Я.

  • Взаимоотношения Я, Сверх-Я и Оно.

  • Список литературы.

  • реферат структура психики по фрейду. реферат философия. Структура психики и анализ сознания у Фрейда


    Скачать 59.34 Kb.
    НазваниеСтруктура психики и анализ сознания у Фрейда
    Анкорреферат структура психики по фрейду
    Дата04.03.2021
    Размер59.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат философия.docx
    ТипРеферат
    #182015


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Кафедра философии и культурологии

    Реферат

    По дисциплине: «Философия»

    На тему:

    «Структура психики и анализ сознания у Фрейда»

    Выполнила:

    Студентка 2 курса

    Стоматологического факультета

    262 группы Матюгина Д. Д.

    Проверил:

    Заведующий учебной частью,

    старший преподаватель:

    Педченко О. П.

    САМАРА

    2020


    Оглавление


    Введение ………………………………………………………………………. 3

    1. Структурные составляющие психики…………..…………...………………… 5

      1. Бессознательное психическое ……………………..…….……………. 7

      2. Топика и динамика психических процессов ...………………...…… 11

      3. Познание бессознательного……………………...…………................ 13

    2. Структура взаимоотношений Я, Оно и Сверх-Я …………………….………. 15

      1. Я и Оно ……………………………………………………………...… 15

      2. Я и Сверх-Я ……………………………………………………...….… 17

      3. Взаимоотношения Я, Сверх-Я и Оно ………………………...…...… 20

    Заключение ……………………………………………...………...…..… 22

    Список литературы ……………………………………………….….… 23

    Приложение ……………………………………………………………... 24

    Введение
    Большой, непревзойденный вклад в разработку проблемы бессознательного внес австрийский психиатр, психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна.

    Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса.

    На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека.

    Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения.

    До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

    Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
    Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

    Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

    Исходя из всего вышесказанного, цель моей работы: описать структуру психики и взаимодействие отдельных ее составляющих на основе учения Зигмунда Фрейда о психоанализе.

    Для этого необходимо решить следующие задачи:

    • Выявить структурные составляющие психики

    • Обобщить структуру отношений Я, Оно и Сверх-Я


    1. Структурные составляющие психики.


    Выяснение причин, определяющих поведение человека, приводит Фрейда к выводу, что сведение всей психической деятельности человека к различным проявлениям сознания является ошибочным. Согласно Фрейду, «психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать». [4 стр. 184]

    Фрейд приходит к выводу, что человеческой психике кроме сознания присуще бессознательное. Он подверг критике довольно распространенные воззрения, по которым бессознательное является низшей формой психической деятельности, снимается с возникновением человеческого сознания, растворяется в нем и свойственно только животным. С точки зрения Фрейда, бессознательное обладает приоритетом по отношения к сознательному, является основным, сущностным элементом психики.

    По мнению Фрейда, структура человеческой психики включает в себя три элемента:

    • Сознательное

    • Бессознательное

    • Предсознательное

    Сознательное обеспечивает восприятие внешнего мира, включает в себя «все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия) и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами». [5 стр. 357]

    Бессознательное – та иррациональная часть человеческой психики, где сосредоточены бессознательные желания и вытесненные из сознания идеи.

    Предсознательное отгораживает сознание от бессознательного, и представляет собой разумное Я человека, память, мышление. [4 стр. 186]

    В начале 20-х годов XX столетия Фрейд пересматривает некоторые положения психоанализа и разрабатывает так называемую вторую психоаналитическую систему. Она создавалась в связи с теми трудностями, которые появились при сведении всего человеческого поведения к проявлениям сексуальности, и возникшими острыми критическими замечаниями по поводу признания их доминирующей роли в человеческой психике.

    Теперь Фрейд заостряет внимание на причинах, вызывающих динамику человеческой психики, и включает в свою систему понятия влечения к жизни (Эрос) и влечения к смерти (Танатос). Он расширяет понятие Эроса, рассматривая его не только как широкое сексуальное влечение, но и как инстинкт самосохранения, в основе которого находится влечение к жизни. [4 стр. 188]

    В этот период изменяются представления Фрейда о структуре человеческой психики. Субъективная реальность, психика рассматривается как сложно организованная система, состоящая из:

    • Я (Ego)

    • Оно (Id)

    • Сверх-Я или Идеал-Я (Super-Ego)

    Я – сфера сознательного, в основании которой находятся восприятия, рассудок и осмотрительность.

    Оно – глубинный слой бессознательных влечений, где господствуют инстинкты и страсти.

    Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая общественные установки, внешний идеал и авторитет, это есть внутриличностная совесть, внутренняя социальность психики. [4 стр. 189]

    Таким образом, сначала Фрейд выделял 3 структурных составляющих психики: Сознательное, Бессознательное и Предсознательное. В дальнейшем, он рассматривает психику, как сложно организованную систему, состоящую из: Я, Оно и Сверх-Я.

      1. Бессознательное психическое.


    Идеи о бессознательном психическом были выдвинуты Фрейдом в первой его фундаментальной работе «Толкование сновидений». Именно в ней он подчеркнул, что внимательное наблюдение над душевной жизнью невротиков и анализ сновидений дают неопровержимые доказательства наличия таких психических процессов, которые совершаются без участия сознания. [1 стр. 173]

    Надо сказать, что бессознательное психическое не являлось для Фрейда чем-то абстрактным, демоническим, совершенно бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых психических понятий. Он рассматривал его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики, как нечто психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации.

    Раскрытие механизмов функционирования бессознательных процессов, выявление конкретных форм проявления бессознательного психического в жизнедеятельности человека, поиск в самом бессознательном его составляющих – все это представляло значительный интерес для Фрейда. Причем он стремился выявить именно позитивную составляющую бессознательного психического.

    Обращаясь к исследованию бессознательного психического, Фрейд исходил из того, что любое проявление бессознательного представляет собой целый акт человеческой психики. То есть такой акт, который наделен определенным смыслом. Под смыслом понималось конкретное намерение, тенденция и определенное место среди других психических явлений. [1 стр. 174]

    Исследование бессознательного осуществлялось не изолированно, не само по себе, а в контексте его соотношения с сознанием.

    Для Фрейда быть сознательным – значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Но что можно сказать о восприятии в сфере бессознательного? И здесь основатель психоанализа сравнил восприятие сознания бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем он исходил из учений, выдвинутых немецким философом Кантом, который подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия, нетождественность восприятия с неподдащимся познанию воспринимаемым. Фрейд же стал акцентировать внимание на неправомерности отождествления восприятия сознания с бессознательными психическими процессами, являвшимися объектом этого сознания. [1 стр. 175]

    Дальнейшее развитие кантовских идей выливается у Фрейда в утверждение, что бессознательное психическое следует признать, как нечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковать воспринимаемые явления.

    Подвергнув сомнению теорию совращения, Фрейд пришел к выводу, что в области неврозов определяющим моментом служит не реальность как таковая, воспринимаемая в качестве какого-то свершившегося факта, а психическая реальность, которая может граничить с вымыслом, воображением, но тем не менее является весьма действенной в жизни человека. Психическая реальность по большей части не является прерогативой сознания. В ней властвует бессознательное психическое, далеко не всегда попадающее в поле сознания, однако оказывающее существенное воздействие на поведение человека. Это бессознательное психическое по своей природе весьма действенно, активно и способно вызывать к жизни такие внутренние процессы и силы, которые могут вылиться в созидательную деятельность или оказаться разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей. [2 стр. 28]

    Мы можем указать шесть пунктов, которые окончательно определят место, занимаемое бессознательным, и его функции.

    1. Формально Бессознательное отличают от Сознательного и Предсознательного. Предсознательное — это то, что, не находясь в сознании, может быть осознанно обычными интроспективными методами. Бессознательное — это область, состоящая из того, что не может быть осознанно таким образом. [ 3 стр. 200]

    2. Бессознательное — это область первичного процесса. Некоторые вторичные процессы также являются бессознательными, но не стоит забывать, что они представляют собой перенаправленные первичные процессы. Без понятия первичного процесса не было бы понятия бессознательного.

    3. Фрейд сам говорил, что для понимания бессознательного необходимо уяснить основное различие между ego и вытесненным. Позднее Фрейд допускал существование бессознательного, но не вытесненного, и это, на самом деле, заложено в том, что он говорил с самого начала. Но истинным остается то, что все вытесненное становится бессознательным и, что бессознательное желание, как основная и исходная фрейдовская концепция бессознательной психической деятельности, является в своей основе вытесненным желанием. Именно от рассмотрения определенных типов поведения, как следствий вытеснения, Фрейд переходит к пониманию их как продуктов бессознательного.

    4. Бессознательное является фоном, связывающим раннее детство с взрослой жизнью. С помощью понятия бессознательного становятся понятными такие явления как детская сексуальность, формирование психической энергии (либидо) через детскую сексуальность и вытеснение, последующая форма бессознательных желаний, а также влияние всех этих факторов как на происшествия во взрослой жизни, так и на неизменные черты, свойственные взрослому. Прямое каузальное влияние детства на взрослую жизнь обуславливается именно бессознательным. [3 стр. 201]

    5. Бессознательное — это вездесущий фон для сознательной и открытой психической жизни и поведения. Оно оказывает непрерывное каузальное воздействие на осознаваемые мысли и поведение. Сама форма фрейдовского понятия Бессознательного отчасти восходит к его провозглашению тотального детерминизма. Фрейд позднее утверждал, что, если мы не можем найти для сделанного выбора достаточных, определяющих его оснований, то это значит только то, что факторы, определяющие этот выбор, являются для нас бессознательными. [3 стр. 201]

    6. Бессознательное — это «место», «область». Это значит, что, провозглашая значимость Бессознательного, Фрейд делает экзистенциальное утверждение. Он не просто предлагает нам инструктивную диаграмму, т. е. модель, на основе которой можно объяснить осознанное мышление и поведение. Он предлагает гипотезу, утверждающую существование в мире ранее неизвестной сущности. [3 стр. 202]



      1. Топика и динамика психических процессов.


    Прежде всего основатель психоанализа исходил из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, поскольку, с точки зрения Фрейда, далеко не все психические акты непременно становятся сознательными.

    Прибегая к образному мышлению, Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание – с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально разглядывает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо движение допускается стражем в салон, то это еще не означает что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Поэтому, если передняя комната – это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище того, что можно было бы назвать предсознательным. И только за ним расположена келья собственно сознательного, где, находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Таково одно из пространственных, или, как Фрейд называл, топических, представлений о бессознательном и сознательном в психоанализе. [1 стр. 176]

    Отличие психоаналитического понимания бессознательного от тех трактовок его, содержавшихся в предшествующей психологии и философии, состояло в том, что Фрейд не ограничился рассмотрением соотношений между сознанием и бессознательным, а обратился к анализу бессознательного психического для выявления его возможных составляющих. [1 стр. 177]

    В понимании Фрейда, бессознательное характеризуется некой двойственностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

    В ходе раскрытия динамики психических процессов, не являющихся сознательными, обнаружилось то, что Фрейд назвал скрытым, латентным бессознательным. Основным признаком данного вида бессознательного было то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, переставало быть таковым в следующее мгновение, но могло вновь стать сознательным при наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

    Кроме того, динамика развертывания психических процессов, оказалось, позволяла говорить о наличии в психике человека какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представления находились до их осознания, Фрейд назвал вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений, - сопротивлением. [1 стр. 178]

    Все это способствовало тому, что в понимании Фрейда бессознательное предстало в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. Первый вид скрытого, латентного бессознательного – это то, что Фрейд назвал предсознательным, второй – вытесненным бессознательным. Понятийная тонкость заключалась в том, что и то и другое являлось бессознательным. Но в случае использования понятия «предсознательное» речь шла об описательном значении бессознательного психического, в то время как «втесненное бессознательное» подразумевало динамический аспект психики [5 стр. 353].

    В конечном счете традиционное для психологии деление на сознание и бессознательное дополнилось психоаналитическим пониманием бессознательного психического, при котором фигурировали не два, а три термина: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное».


      1. Познание бессознательного.


    Фрейд начал осмысление вопроса о познании бессознательного с элементарных вещей, с общих рассуждений о знании как таковом. [2 стр. 40]

    Подобно своим предшественникам, он утверждал, что все человеческое знание так или иначе связано с осознанием. Собственно говоря, знание всегда выступает в качестве сознания. В свою очередь, это означает, что бессознательное может быть познано не иначе как посредством становления его сознательным.

    Но каким образом возможно превращение бессознательного в сознательное, если оно само по себе не является сознанием, и что значит сделать нечто сознательным? Можно допустить, что протекающие в глубинах человеческой психики бессознательные процессы сами по себе доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание каким-то неуловимым образом прорывается к ним. Но такое допущение не способствует ответу на поставленный вопрос, так как без возможности не отражают реального положения вещей. Ведь до сознания могут дойти только предсознательные процессы, да и то человеку необходимо приложить немалые усилия к тому, чтобы это произошло. Вытесненному бессознательному дорога к сознанию закрыта. Сознание тоже не может овладеть вытесненным бессознательным, поскольку оно не знает того, что, зачем, куда вытеснено. Получается вроде бы тупик.

    Чтобы выйти из тупика, Фрейд попытался найти какую-то иную возможность перевода внутренних процессов в сферу, где открывается простор для их осознания. Он переформулировал вопрос, каким образом что-либо становится сознательным. Более целесообразным для него становится постановка вопроса, каким образом что-либо может стать предсознательным. [1 стр. 184]

    Ответ звучал таким образом, в соответствии с которым нечто становится предсознательным посредством соединения с соответствующими словесными представлениями. Теперь необходимо ответить только на вопрос, как вытесненное может стать предсознательным. Но здесь на передний план выдвигалась непосредственная аналитическая работа, с помощью которой создавались необходимые условия для возникновения опосредующих звеньев, способствующих переходу от вытесненного бессознательного к предсознательному.

    Осуществление этого перехода происходит при помощи специально разработанных психоаналитических приемов, когда сознание человека как бы остается на своем месте, бессознательное не поднимается непосредственно на ступень сознательного, а наиболее активной становится система предсознательного, в рамках которой появляется реальная возможность превращения вытесненного бессознательного в предсознательное. [1 стр. 185]

    С точки зрения Фрейда, сознательным может стать лишь то, что некогда было сознательно воспринято. Очевидно, что при таком понимании познание бессознательного становится, по сути дела, припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существующего знания. Процесс познания бессознательного оказывается своего рода воскрешением знания-воспоминания, отрывочные составляющие которого находятся в предсознательном. Однако глубинное содержание этого вытеснено в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного его стремления и желания, которые нередко ассоциируются с какими-то скрытыми демоническими силами, чуждыми индивиду как социальному и культурно-нравственному существу. [1 стр. 186]


    1. Структура взаимоотношений Я, Оно и Сверх-Я.

      1. Я и Оно.


    Согласно предложенной Фрейдом теории структурных отношений душевной жизни или психического аппарата личности, человек представляет собой прежде всего непознанное и бессознательное Оно. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Наполненное энергией, содержащейся во влечениях, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей.

    Оно – резервуар либидо. В нем преобладает стремление к удовлетворению своих потребностей, сексуальных влечений. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. В нем нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установок. В Оно все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль. [1 стр. 328]

    В отличие от Оно, представляющего собой неукротимые страсти, Я является олицетворением здравого смысла и благоразумия. Я – сфера сознательного. Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешне полагаемой необходимостью. Его задачей является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. Я стремится преобразовать Оно в нечто приемлемое для внешнего мира. [5 стр. 357] По мере сил Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно, в результате которого создается возможность замены «принципа удовольствия» на «принцип реальности». Одновременно Я видит задачу в том, чтобы привести мир в соответствие с желаниями Оно. По своему происхождению Я является дифференцированной частью Оно, представителем реального мира в душевной жизни человека.

    Олицетворяя разум и рассудительность, Я пытается осуществить власть над побуждениями к движению, свойственными Оно. В этом отношении может показаться, что именно Я, эта сознательная, разумная инстанция, является движущей силой, которая заставляет Оно изменять направление своей деятельности в соответствии с доминирующим в нем принципом реальности. Однако, это не совсем так, а нередко и совсем иначе. Я действительно пытается управлять Оно, направлять его деятельность в социально приемлемое русло. Вместе с тем Оно исподовль, но властно стремится реализовать свою собственную программу, в результате чего нередко Я вынуждено идти у него на поводу. [1 стр. 329]

    Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно Фрейд прибегнул к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью. Оно только внешне подчинено Я: подобно всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, которому не остается ничего иного, как вести ее туда, куда она захочет, так и Я превращает волю Оно в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как и всадник, лошадь которого дает энергию для его движения, Я заимствует свою энергию от Оно. Подобно всаднику, обладающему преимуществом определять цель и направление движения лошади, Я стремится управлять Оно. Однако, подчеркивал Фрейд, как между всадником и лошадью, так и между Я и Оно бывают такие отношения, в результате которых всадник вынужден уступать необузданному нраву лошади, а Я идти на поводу у Оно. [5 стр. 359]


      1. Я и Сверх-Я.


    С точки зрения Фрейда, Я – это измененная под влиянием внешнего мира часть Оно. Внутри Я осуществляется дифференциация, ведущая к возникновению того, что он назвал Сверх-Я или Я-идеалом.

    Сверх-Я не является той частью личности, которая связана всецело с сознанием. Напротив, в понимании Фрейда эта часть личности ходит своими корнями в Оно и, следовательно, оказывается не менее бессознательной, чем Оно. Собственно говоря, по своему происхождению Сверх-Я непосредственно связано с Эдиповым комплексом. Если быть точнее, то можно сказать, что возникновение Сверх-Я обусловлено переходом Эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью. [1 стр. 330]

    Упрощенный случай принимает для ребенка мужского пола следующий вид: уже в совсем ранние годы он развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры, отцом мальчик овладевает путем идентификации. Оба эти отношения некоторое время идут параллельно; но затем, вследствие усиления сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний является препятствием, возникает Эдипов комплекс. Идентификация с отцом принимает враждебную окраску, обращается в желание его устранить, чтобы занять его место у матери. С этого момента отношение к отцу амбивалентно; кажется, амбивалентность с самого начала имевшаяся в идентификации, теперь становится явной. Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к матери являются для мальчика содержанием простого позитивного Эдипова комплекса. [5 стр. 368]

    При разрушении Эдипова комплекса загрузка объектом-матерью должна быть покинута. Вместо нее могут возникнуть два случая: или идентификация с матерью, или усиление идентификации с отцом. Последний случай считается более нормальным, так как он позволяет сохранить в известной степени нежное отношение к матери. Гибель Эдипова комплекса укрепила бы таким образом мужественность в характере мальчика. Эдипова установка маленькой девочки совсем аналогичным образом может окончиться усилением идентификации себя с матерью (или созданием такой идентификации), и это установит женственный характер ребенка.

    Но Сверх-Я – не просто осадок первых выборов объекта, производимых Оно; Сверх-Я имеет и значение энергетического образования реакций против них. Его отношение к Я – не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право. Это двойное лицо Идеала-Я проистекает из факта, что Идеалу-Я пришлось трудиться над вытеснением Эдипова комплекс, более того, что само оно и возникло даже в результате этого перелома. Вытеснение Эдипова комплекса было, очевидно, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, признаются препятствием для осуществления Эдиповых желаний, то инфантильное Я укрепилось для этой работы вытеснения, создав это же самое препятствие. Оно в некотором роде заимствовало для этого силу от отца, и это заимствование есть акт с исключительно серьезными последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Сверх-Я будет позже царить над Я как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины. [5 стр. 370]

    Словом, с прохождением Эдиповой ситуации психосексуального развития, с разрушением Эдипова комплекса в рамках человеческого Я формируется специфическая инстанция. [1 стр. 331] Она имеет как бы два лика, связанные с подражанием и запретом. Ребенок стремится быть таким же сильным, умным, взрослым, как отец; в то же время инфантильное Я накапливает силы для внутренних запретов, цель которых – вытеснение бессознательных влечений. Подобная двойственность ведет к тому, что благодаря идентификации с родителями и вбиранию их образов внутрь себя, у ребенка формируется некий идеал и некая запретительная инстанция. Внешний авторитет как бы овнутряется, становится своего рода категорическим императивом и оказывается действенным в глубинах психики. Это означает, что, с точки зрения Фрейда, Сверх-Я наделяется тремя функциями. Выступая в роли родительского авторитета, совести и внутреннего наблюдателя.

    Наглядное представление о структурных отношениях психической личности было проиллюстрировано Фрейдом посредством рисунка (рис.1). [1 стр. 330]

    С помощью этого изображения основатель психоанализа попытался совместить топографическое (бессознательное, предсознательное и сознательное) и структурное (Оно, Я и Сверх-Я) видение человеческой психики. При таком понимании психического аппарата Оно сообщается с внешним миром через Я, сознание проистекает из системы восприятия, а Сверх-Я расположено дальше от системы восприятия, чем Я, и погружено в бессознательное Оно. Однако, учитывая ранее представленное Фрейдом соотношение между сознанием и бессознательным в виде айсберга (одна треть надводной части – сознание, две трети подводной части – бессознательное), ему пришлось сделать оговорку по поводу пространственного изображения Оно и Я на предложенном им рисунке. Поясняя суть данного рисунка, он просил сделать мысленную оговорку, в соответствии с которой занимаемое бессознательным Оно пространство должно быть значительно больше, чем пространство Я или предсознательного. [1 стр. 331]



      1. Взаимоотношения Я, Сверх-Я и Оно.


    Согласно Фрейду, Сверх-Я и сознательное не совпадают между собой. Как и Я Сверх-Я может функционировать на бессознательном уровне. Сначала считалось, что именно Я осуществляет вытеснение бессознательных влечений человека. Но потом, основатель психоанализа выдвинул предположение, что в процессе вытеснения значительную роль играет именно Сверх-Я. По его мысли, вытеснение производится самим Сверх-Я или Я, действующим по заданию Сверх-Я. [1 стр. 337]

    Благодаря акту вытеснения Я защищается от настойчивых и неотступных влечений, содержащихся в Оно. Акт вытеснения осуществляется Я обычно по поручению его Сверх-Я. В случае истерии Я защищается таким же самым способом и от мучительных переживаний, возникших вследствие критики его со стороны Сверх-Я, то есть использует вытеснение в качестве приемлемого для себя оружия защиты. Таким образом, в психоаналитической модели личности оказывается, что Я действительно вынуждено обороняться с двух сторон. С одной стороны, Я пытается отразить нападение от непрестанных требований бессознательного Оно. С другой стороны, ему приходится защищаться от укоров совести бессознательного Сверх-Я. По мнению Фрейда, беззащитному с обеих сторон Я удается справиться только с самыми грубыми действиями Оно и Сверх-Я, результатом чего является бесконечное терзание самого себя и дальнейшее систематическое терзание самого объекта, где таковой доступен. [1 стр. 338]

    Обороняясь от нападок с двух сторон, Я находится в сложном положении. Ему приходится учитывать как побуждения Оно, так и нравственные требование Сверх-Я. Справляясь только с грубыми действиями того и другого, Я, фактически вынуждено стать слугой двух господ. Но служить сразу двум господам и оставаться самим собой – задача чрезвычайно сложная. Сложность подобной задачи состоит в том, что при ее решении возникают острые моральные проблемы. Дело в том, что с точки зрения нравственности Я старается быть моральным, в то же время как ему приходится обороняться от совершенно аморального Оно и гиперморального Сверх-Я. Аморально Оно руководствуется принципом довольствия, что требует от Я выдержки и стойкости при взаимодействии с ним. Гиперморальное Сверх-Я предъявляет к нему такие завышенные требования, что Я может оказаться действительно беззащитным перед карающими укорами совести.

    Но и это еще не все. В понимании Фрейда, Я оказывается слугой не двух, а трех господ. Помимо того, что ему приходится соотносить свою деятельность с Оно и Сверх-Я, Я ориентируется на реальность, являясь представителем внешнего мира. По выражению Фрейда, Я является «несчастным существом», подверженным опасностям не с двух, а стрех сторон, поскольку ему угрожают Оно, Сверх-Я и внешний мир. Это «несчастное существо» стремится быть посредником между миром и Оно, затушевывать конфликты между Оно и реальностью, сглаживать конфликтные ситуации, связанные с укорами совести и чувством вины, исходящим из Сверх-Я. [1 стр. 338]

    Для того, чтобы решить эту задачу Я вынуждено прибегать к различного рода уловкам, будь то используемые им рационализации, направленные на оправдание бессознательных влечений Оно, процессы сублимации, предполагающие перевод наглых требований Оно в более приемлемые формы выражения или компромиссные образования, снижающие степень противоречия между Оно и реальностью. Не менее трудная задача стоит перед Я в отношении Сверх-Я, которое предписывает ему нормы поведения и, не считаясь с его с трудностями, вызванными предъявленными к нему требованиями со стороны Оно и внешнего мира, строго и жестко наказывает Я в случае его непослушания.

    В результате, как подчеркивал Фрейд, приводящее в движение со стороны Оно, стесненное со стороны Сверх-Я и отталкиваемое реальностью бедное Я прилагает все усилия к установлению гармонии между силами, действующими в нем и на него. Но, несмотря на все усилия подобного рода, жизнь Я становится постоянным терзанием, сопровождаемым внутриличностными конфликтами и мучениями. [5 стр. 374]
    Заключение.
    Подводя итог работы можно сказать, что учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века — без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела.

    Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечениям.

    Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону — личность и свободу человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.

    Список литературы.


    1. Лейбин, В. М. Психоанализ / В. М. Лейбин. - СПб.: 2008. - 592 с.

    2. Лейбин, В. М. Фрейд и современная западная философия / В. М. Лейбин. – М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

    3. Макинтайр А. Бессознательное / А. Макинтайр. – Логос.: 2006. – 232 с.

    4. Фокина, Н. И. Современная западная философия / Н. И. Фокина. - М.: Проспект, 2009. – 336 с.

    5. Фрейд, З. «Я и Оно» в 2 т. / З. Фрейд. – Тбилиси: «Мерани», 1991. Т. 1. – 400 с.


    Приложение.
    Рисунок 1.

    Структурные отношения психической личности.


    написать администратору сайта