Вика. Студентки 201 группы
Скачать 108.61 Kb.
|
Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко Институт языка и литературы Кафедра русской и зарубежной литературы МАТЕРИАЛЫ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ ТЕМА: студентки 201 группы дневного обучения специальности Филология Сазоновой Виктории Владимировны Руководитель- старший преподаватель Винницкая Алла Сергеевна Тирасполь, 2009 г. Дневник практики 03.08.09 Поиск теоретического материала 04.08.09 Опрос жителей с.Попенки Медынской Любови Николаевны, Мамалига Валентины Федоровны 05.08.09 Посещение библиотеки с.Попенки 06.08.09 Работа в читальном зале районной библиотеки 07.08.09 Опрос жителей с.Попенки Латура Ольги Герасимовны,Сафронова Сергея Михайловича, 10.08.09 Опрос жителей с.Попенки Морарь Ольги Николаевны,Михайловой Любови Александровны 11.08.09 Посещение библиотеки с.Ержово 12.08.09 Работа в читальном зале районной библиотеки 13.08.09 Опрос жителей с.Ержово Годзун Зинаиды Давыдовны,Годзун Петра Николаевича 14.08.09 Посещение музея краеведения 17.08.09 Опрос жителей с.Сарацея Герасименко Натальи Петровны,Зарубиной Анны Семёновны 18.08.09 Ознакомление с документами по фольклорной практике 19.08.09 Работа над отчётом по фольклорной практике 20.08.09 Обработка информации и подготовка материала к сдаче Заговоры Заговоры – корокие прозачиеские устно-поэтические произведения,обладающие,о мнению их исполнителей,силой магического воздействия. это один из самых сильных методов работы магов. Заговоры очень разнообразны, они являются мощными инструментами в разрешении разных проблем, таких как защита дома, лечение различных заболеваний, взаимоотношения между людьми, удача, отвод беды, защита от дурного глаза и так далее. Заговорами пользовались с древних времен, еще до появления официальной медицины и они действительно помогают, так как слово имеет силу. Из словаря славянской мифологии: «Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения. 3аговоры функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно… Первые фиксации заговоров и близких текстов на русском языке восходят к эпохе Древней Руси… Многочисленные тексты заговоров сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 — 18 вв. Классификация заговоров Основы научного подхода к изучению заговоров и классификация заговоров, применяемые в настоящее время были заложены Л.Н. Майковым. Все заговоры он классифицировал на: лечебные, любовные, промысловые, хозяйственные и др., с выделением подтипов (например, среди любовных заговоров выделяются присушки и отсушки). Л.Н. Майков отмечал, что особенно важным является неизменность воспроизведения заговора. В отличие от других фольклорных жанров и обрядов заговор имеет индивидуальный, а не коллективный характер. Уже само по себе введение в текст имярек, (имени конкретного человека) ориентирует заговор на строго индивидуальную ситуацию. При всем разнообразии, заговоры в большинстве случаев состоят из стандартных формул и функционируют в особой ситуации, предполагающей присутствие двух реальных участников (знахарки и больного) и одного "фиктивного" - нечистой силы. Все заговоры, рассматриваемые нами, имеют достаточно четкую структуру. Вычленяются следующие основные компоненты заговорной формулы: 1) молитвенное вступление; 2) зачин; 3) эпическая часть (описание определенных обрядовых действий, действительных или символических); 4) лирическая часть - то есть выражение желания, приказа или просьбы; 5) закрепка; 6) зааминивание. Заговор от 12 болезней. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь! В чистом поле стоит церковь, В этой церкви стоит престол, За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица. Она сидит со златым крестом, Заступает и помогает двенадцати скорби и болезни. Подойду, помолюсь, поклонюсь. Как в сетем море крутым берегу, есть Златырь-камень и кукиш-траву, как сгрызаешь и скусываешь всю волосы медны, зубы железны, глаза жемчужны, уши бисерны, так сгрызай и скусывай с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с горла, с лица, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, черного печени, с ретивого сердца, со всего тела белого, щипоты, ломоты, скорби, болезни, уроки, призоры, страхи, переполохи, ветряные переломы, ветры буйны, ветры зуйны, от черной немочи, от родимца, от черного, черемного, от малого ребенка, буланого и сантинова. Двенадцать ангелов снемите, унесите с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с лица, с горла, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, с черного печени, с ретивого сердца, от черной немочи, от родимца, от бабы самокрутки, от двоемужной, от троемужной. Двенадцать ангелов снемите, унесите за 12 гор Саянских, замкните замками елецкими. Будь мой заговор крепким и лепким, Крепче камня каленого, востре ножа булитного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь. Выделенные элементы структуры заговора присутствуют в текстах в полном объеме. Заговорные формулы в процессе исторического развития изменялись и теряли свой первоначальный вид. Молитвенное вступление, в заговорах этого региона, встречается чаще всего в текстах, где заговаривающий обращается к чудесному существу. Возможно, в таком построении заговора отразились еще языческие верования. Среди записанных текстов существует несколько вариантов молитвенных вступлений, но самое распространенное из них: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!" В зачине говорится о том, как заговаривающий уходит из дома в определенное место. В заговорах этого района это чаще всего "в чисто поле", "к синему морю", "под восточную сторону", "к океану-морю". Далее следует эпическая часть, в которой происходит встреча со сверхъестественным существом, или с христианскими святыми. В собранных текстах часто обращаются к воде, к Лесному Царю, домовому, щуке, месяцу, утке, деревьям, змее и т.д.; к Матушке Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу, ангелам, апостолам и святым. Как считает С.С. Ожегова, если зачины легко и часто поддаются варьированию, то эпическая часть изменяется минимально и вместе с лирической частью являются важнейшим компонентом в структуре заговора. Нередко в собранных заговорах начин отсутствует, а текст начинается непосредственно с эпической части, например: Заговор от колотья Ездит батюшка Егорий храбрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал, велел мне быть и закалывать все скорби и болезни раба Божия (имя). Аминь, Аминь, Аминь. В лирической части заговоров этого региона содержится просьба об избавлении от болезни; иногда в ней перечисляются либо сами болезни, либо части тела, откуда их нужно изгнать; в конце содержится описание места, куда отсылается болезнь: Заговор от грыжи Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносить Егорий с небес триста луков златых, триста стрел златых, и триста тетив златых. И стреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдает черному зверю - медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса, и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь. Во веки веков. Аминь. В этом заговоре ярко представлены все выше упомянутые элементы лирической части. В нем место отсыла болезни представлено очень поэтической формулой, но часто встречаются в собранных заговорах и краткие, полузабытые формулы, где место отсыла болезни не упоминается: Ключевым элементом, как бы замыкающим всю структуру заговора, является закрепка. Закрепки в заговорах Тамбовской области более обязательны и разнообразны, чем молитвенные вступления. Они чаще всего состоят не из одного ключевого слова, а из нескольких и обычно сопровождаются троекратным "зааминиванием". Главной задачей закрепки является усиление действия заговора. В качестве закрепок в исследуемых заговорах чаще всего используются: а) концовки христианских молитв, но встречаются и б) классические формулы: а) "...Тем словам во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь". "...Отныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь". "...Господь со мной. Аминь. Аминь. Аминь"; б) "Замок к небу, ключ в море. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь". "...Мое слово крепко-лепко, булат крепкий, булат замкну, ключ в море отпущу, из моря не вынесет, на берег не выбросит. Аминь. Аминь. Аминь". "...Язык зол - на замок, а ключ - под порог". "...Будь мой заговор крепким и лепким, крепче камня каленого, востре ножа булатного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". Если "зааминивание", а иногда и закрепки, отсутствуют, то вместо них заговор повторяют 3 раза, на что информанты обращали особое внимание, передавая мне тексты заговоров, например: Заговор от ячменя Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, на кукиш кобылу купишь, Кобыла сдохнет, ячмень засохнет. Этот заговор вместе с обрядовым действием повторяют 3 раза. Тематика заговоров довольно разнообразна.Надо полагать,наиболее древними я вляются заговоры,связанные с хозяйственной деятельностью крестьян.Это заговор во время жатвы,а также заговоры на хороший рост растений(зерновых),на то,чтобы высыхал лён,на успешное пчеловодство,на удачную охоту и рыболовство и т.п. К этой группе заговоров тесно примыкают заговоры на другие бытовые темы:различные свадебные обереги,заговоры от бессонницы,на хороший аппетит,чтобы пчёлы не кусали,от блох,от клопов,комаров и других насекомых,на приручение собаки. Самую большую группу составляют заговоры лечебные(от зубной боли,от бельма,от ячменя,от боли в ушах,от золотухи,от горячки,от лихорадки,от грыжи,от сибирки,от чирья,от ожога,ушиба,и т.д.)Эти заговоры часто произносились вместе с применением различных средств народной медицины(лечебные травы,мази ,припарки) В особую группу выделяются заговоры любовного назначения,так называемые "присушки" и "отсушки". В заговорах вообще,а в лечебных и любовных заговорах в особенности наглядно проявилась такая черта раннего мышления,как необычайная предметная конкретность.Болезни и различные душевные состояния (любовь,тоска)представлялись совершенно конкретнымисуществами или предметами,которые можно изгнать,вынуть из человека или наоборот,ввести в него,вложить в те или иные части его организма. Последнюю тематическу группу заговоров,безусловно,позднейшую по своему возникновению,составляют заговоры социального содержания.Ярким примером социальных заговоров являются такие,как "От пули на войне","На подход к властям или на умилостивление судей ","Чтоб оттерпеться от пытки","Заговор на судей" и др. В социальных заговорах ярко вражается общественное мировоззрение народа,его гнев и ненависть к угнетателям. Все образы заговоров по их происхождению и содержанию можно разделить на четыре группы К первой группе относятся реально-бытовые образы,взятые их окружающей крестьянина действительности. Это предметы и явления природы(земля,поле,лес,месяц,солнце,река),домашние животные(лошадь,корова,овцы),звери(волк,медведь,лиса,заяц),рыбы(щука,окунь,ёрш,судак),постройки и предметы быта(дом ,дверь,ворота,изгородь)и т.д. но кроме этих реальных образов в заговорах можно встретить немало обморской царь,огненный змей,баба-яга,кощей бессмертный,ведьма,чёрт,домовой) В пору господства христианской религиив заговоры проникают образы Христа,пресвятой богородицы,апостолов,архангелов,чудотворцев. В заговорах сильны элементы антропоморфизма:в виде антропоморфических образов выступают,например,различные болезни человека,его всевозможные душевные состояния. Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том,что каждый образ в них употребляется в строго магической функции.И в этой связи все образы заговоров можно разделить на две группы: -образы,избавляющие от бед,несчастий,болезней -образы ,причиняющие зло,вред В качестве исполнителя заговора может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба - повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и т.п. владел каждый человек. Произнесение заговора обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил заговор, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте и т.д. Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курам произносили у куриного насеста. Многие мотивы заговоров непосредственно отражают определенные обрядовые действия, ср. очерчивание магического круга около того или иного объекта и мотив железной или каменной стены до неба, обрядовые действия с замками и ключами и мотив замыкания заговора и т. д. Произнесение лечебных заговоров сопровождалось массажем, элементами гипноза, причем больному давали пить «наговоренную» воду другие снадобья, советовали ему соблюдать те или иные правила и запреты». Главная цель заговора, отличающая его от других видов фольклора, - достижение определенного результата, то есть некоторого изменения существующего положения вещей. Заговоры функционируют в особой ситуации, отличной от других коммуникативных ситуаций.Называют заговор "молитвой", "наговором" или "приговором", "шептанием" и "заговором" заговоры не поют, не произносят в полный голос, а шепчут. Они могут быть построены в форме молитвы, приказа или требования, угрозы, побуждения, либо пересылки болезни другому человеку, растению, животному. Всех знатоков заговоров можно разделить на 2 группы: 1) знахари, делающие добро, лечащие людей, скот; 2) колдуны, наносящие вред людям и животным. Знахарей гораздо больше, чем колдунов. Молва распространяет ложное мнение признанного колдуном человека по мере того, как часто происходят плохие события. Колдунами оказывались либо одинокие, необщительные люди, либо хорошие знахари трав, кузнецы, мельники и др. Правила проведения заговоров 1) время действия - утро перед восходом солнца, вечер перед заходом солнца, полночь, месяц (молодой, на убыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора), когда на небе зажигаются звезды; 2) место действия: дом, двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток ...; 3) поведение человека: больной после совершения обряда должен возвращаться домой молча, стараясь никого не встретить, а если встретит кого, то ни в коем случае не разговаривать с ним; если он идет не один, должны идти след в след, чтобы болезнь не нашла дорогу назад; дойдя до дому, немедля войти в него; почти все заговоры и сопровождаемые ими действия повторяются три раза. Рассмотрим способы "избавления от болезней": Самым действенным способом избавления от болезни считается изгнание ее при помощи заклинаний, в которых есть такие слова: сойди, сними, унеси, заберите, закройте, не отпускайте, отнеси, вынь, скати, иди и др.; прошу помочь: "…пойдите, уроки, призоры, а чистые реки, на быстрые воды..." (от уроков). Знахарка выгоняет болезнь прочь из деревни, в лес, в реку, в землю, на траву, на животное: на труп; где никто не ходит; за 33 замка, за 33 горы, за 33 дороги; "на лешего, на пса лохматого, на кота усатого". Если произносят формулу устрашения, то в обряде используют колющие и режущие предметы - иглы, нож, ножницы: при лечении коровы иглы считают в обратном порядке; при чтении заговора от 12 болезней, над водой имитируют стрижку ножницами. Передача болезни другому человеку, растению, животному может осуществляться прямым посылом другому своей болезни: “Человек, больной лихорадкой, идет в лес, кланяется осине и, держась за нее, говорит: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!" и так 3 раза (заговор от лихорадки). Передача может происходить через вещь: от сучьего вымени водят съедобным куском по больному месту, говорят слова и отдают этот кусок собаке. Например, в Сербии "больной подагрой несет лепешку из кукурузной или пшеничной муки к боярышнику, дотрагивается до него 3 раза больным местом, произнося: у глог улог (название болезни), а у тела отлог. Чтобы избавиться от болезни, человек заключает брачный союз с деревом, лесом". Верба, освященная в вербное воскресенье, охраняет дом, хозяев дома и его скотину от плохого человека, от порчи, сглаза. Параллели этому обнаруживаются в других славянских традициях. В частности, в Чехии такая верба охраняет от глазных болезней. Еще одним способом избавления от напущенной болезни применяются формулы счета или перечисления. Считают от 1 до 9, либо в обратном порядке, т.е. от 9 до 1. Если у коровы молоко испорчено, то нужно кипятить его и бросать в него 9 иголок, считая в обратном порядке. По ее мнению, обратный счет подчеркивает "количественное" убывание болезни, она переходит к тому, кто ее наслал; при этом колдовка, которая испортила корову, чувствует себя очень плохо и приходит к ней в дом. Так бабушка узнает, кто испортил корову, а корова с этого дня перестает болеть и доится нормально. Иногда счет вплетается в текст заговора и к каждой цифре прибавляется отрицание не- ни-: от заусениц "...ни на первом пальце, ни втором, ни третьем ..." и т. д. Формула перечисления существует чаще всего в заговорах от уроков, от родимца, от сглаза, от грыжи, когда перечисляются виды этой болезни: от грыжи "...грыжу ветряну, напущену, жильну, костяну, сосцову, красну, белу, мокру, пуповую, мудовую, от отца грыжу, от матери, всяку бывающу..."; от родимца: "…12 родимцев: пуповой, сердцевой, нутряной, суставной, жильный, костяной, ручной, глазной, ревун, говорун..."; "…урочный, поперечный, мужской, женский, детский и старческий, завидный и постыдный, от костей и от кровей, от судьбины всей..." Следующим способом избавления от болезни является угроза, когда знахарка угрожает болезни: "Не грызи грыжа младенца (имя), я зубами загрызу, я сама проглочу..." Заговоры, в которых содержится просьба, например, забрать больные зубы и отдать здоровые: ...Навстречу мне старая баба. - Старая ты баба, где твои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай свои выпавшие... И еще одним из часто встречающихся мотивов заговоров, является заговор, содержащий мотив забадривание: Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, на кукиш, кобылу купишь. Кобыла сдохнет, ячмень засохнет. Таким образом, заговоры характеризуются рядом тематических формул (групп): 1) отгон, или изгнание; 2) отсылка, или передача болезни; 3) формула счета или перечисления; 4) угроза; 5) просьба, забрать болезнь; 6) забадривание. Как уже говорилось, заговор рассматривается как комплекс: действие + предмет + слово. На начальном этапе развития заговора, как предположил Н.Познанский, действие было важнее слова, то есть магический обряд мог существовать и без заговорной формулы: "Болезнь можно вылечить и без слов". Действительно, знахари применяют магические обрядовые действия без словесной формулы: Чтобы вылечить рожу, надо взять мел и красную тряпку. Мел истолочь, положить на тряпку и приложить к больному месту. С течением времени, как считал Н.Познанский, слово стало пояснять действие: "Чтобы заговорить ячмень на глазу, надо сделать кукиш, намочить большой палец голодной слюной, потыкать кукишем ячмень и сказать такие слова: "Как голодная слюна во рту сохнет, так и ячмень засохни", повторить слова 3 раза, после каждого раза плюнуть через левое плечо 3 раза". В данном тексте действия, описанные в словесной формуле продолжают исполняться. Далее в процессе развития слово начинает заменять действие. Обряд становится необязательным элементом в заговоре. За счет отмирания действия в заговоре появляются сравнительные обороты, то есть действия переходят в словесную формулу, а обряд не исполняется, например: "Как у мертвых зубы не болят, так и у раба Божия (имя) зубы не болите..." Теперь, по мнению исследователя, слово может выступать в качестве носителя свободной магической силы. Таким образом, определение заговора как "заклинательного комплекса, состоящего из текста, ритуала и предмета", достаточно правомерно и оправдано. Все предметы (соль, вода, прутья, нож, ножницы, дерево и т.д.), используемые знахарем, являются неотъемлемой частью заговорного ритуала. Эти вещи выполняют определенную функцию: содействие в изгнании болезней. Наиболее частым и необходимым элементом при действиях знахаря является вода. Такое широкое использование воды объясняется ее значением: вода при акте омовения возвращает человеку его исходную чистоту. "Будучи заговорена она получает чудодейственную силу и способность снимать всякую болезнь". Для этого ею необходимо поить и умывать больного. Иногда к воде присоединяются уголь, соль, хлеб, нож, булавка и другие предметы. Часто в знахарском искусстве используются угольки, для выявления злого духа. Заговор от уроков. "В чашку с водой бросить 3 уголька, если они опустятся на дно, то человек действительно изурочен (сглажен), если будут плавать на поверхности, то нет. Если человек сглажен, то на эту воду читают заговор, умывают и поят ею больного". Встречаются заговоры с применением острых предметов. При лечении ожога водят ножом вокруг ожога и читают слова: "Залей зло жгучее, боли болючие, укроти скорби, не жги, да не боли у раба Божия (имя). Не жги тела белого, ретивого сердца. Отпусти от боли подалее в поле, в чисто поле, широко раздолье, на лес, на траву отдам маяту. Аминь. Аминь. Аминь". У Г. Попова в его книге "Русская народно-бытовая медицина" описываются приемы лечения с использованием остроконечных предметов, которые он называет "прикалыванием". "Здесь, при посредстве уколов больного места, достигается изгнание болезни". В заговоре от 12 болезней состригают ножницами над водой болезни, которые перечисляет. Соль оберегает жилище от бед и несчастий: "При переезде в новый дом, чтобы хорошо жить в нем, нужно первой запустить кошку, а потом занести хлеб с солью". Широко используется в знахарской практике дерево (осина, рябина, бузина и т.д.). По словам информантов, на дерево можно "переносить" различные болезни: при лечении чирия используют сучок на полене или на стене, его обводят 3 раза безымянным пальцем, намоченным своей голодной слюной, затем трижды обводят вокруг чирия, произнося слова: "Как голодная слюна во рту сохнет, так и у рабы Божьей (имя) чирий засохни", плюют через левое плечо 3 раза. При лечении лихорадки используют осину. Известны любовные заговоры с использованием прутьев из веника: Заговор на присушение мужчины. "Из веника взять пруток, положить его на пороге двери, в которую пройдет мужчина. Как только он перешагнет через прут, прут убирается в такое место, где его никто не увидит. Потом его кладут в жарко натопленной бане на полок, приговаривая: "Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мне раб Божий (имя)". Немаловажное значение в лечебной практике знахаря имеет порог. Во многих районах России, в частности, в Сибири, существуют всевозможные поверья и приметы, которые приносят несчастье, связанные с порогом: "Не советуют здороваться, вставать", подавать какие-либо предметы через порог; дарить через порог. В Тамбовской области старики не рекомендуют спать ногами к порогу - "вперед ногами" вынесут (умрешь), не советуют они садиться и стоять на пороге - заболеешь. Порог - символическая граница между живым миром и миром мертвых, место, где обитают души умерших. "До XIX века на Украине сохранялся обычай закапывать у порога умерших некрещеными младенцев". Знахари не рекомендуют переносить через порог заговоренную воду, так как "в заговорном искусстве порог и то пространство, которое находится за его пределами, мыслится как жилище болезней, поэтому считается, что при нарушении этого запрета лечебная вода теряет свою чудодейственную силу. Итак, предметы играют важную роль в структуре заговора. Вещи, как и действия, отражаются в словесной формуле, то есть в некоторых случаях их наличие необязательно, так как действия с предметом осуществлялись в начале существования обряда, а в последствии сам обряд мог отмирать, а заговорная формула оставалась. Вот так исторически объясняется тот факт, что заговорная формула существует, а обрядовых действий может и не быть. Предметы и былые обрядовые действия в ряде случаев запечатлелись в самом тексте заговора: Господи, благослови! Солнце на запад, День на исход, сучок на глазу на извод, Сам пропадет, как цело почернеет. Ключ и замок словам моим. В конкретном исполнении этого заговора, действия с предметом не выполняются, они перенесены в словесную формулу. Практика Чтобы деньги водились В новолуние купите серого маку.Мак нельзя покупать у мужчин,нельзя брать сдачу.Постелите дома черный платок,начертите на нём круг обмылком,которым пользовался только один человек. В начерченный круг положите макк.Безымянным пальцем правой руки чертите на маке крест и читайте заговорные слова: На море,на океане есть один остров. На острове том есть земля. Есть там Господь Бог,Матерь Божия и я. Подойду я к ним поближе, поклонюсь я им пониже. Матерь Божия, Ты на земле жила, хлеб в свои руки брала, за хлеб деньгами платила, в кошельке деньги носила. Без денег еды не дадут, одежду не соткут, свечи в церкви не продадут. Дай,Господи,мне , сколько маку на этом платке, столько денег в моём кошельке. Слова мои запираю, дело своё закрываю. Ключ,замок,язык. Аминь. Рассказала жительница с.Попенки Медынская Любовь Николаевна,пенсионерка, 76 лет Заговор от пьянства Сходите к реке и возьмите воду с трёх прорубей.Не внося воду в дом,заговорите её.Отчитав заговор,задом зайдите в дом с водой.Заговоренной водой поят того, кто пристрастен к спиртному. Вода ледяная,царица речная, отдай силу наболтанную рабу Божиему(имя). Заговариваю я раба Божиего(имя) на трёх водах, на трёх ледяных колодах,чтобы он сном засыпал, в еде заедал,в ум-разум не брал хмельное. Чтоб мутило его ,крутило,от всякого зелья воротило, ни дома,ни в гостях,ни у чужих,ни у родных за стол бы не садился,к вину,к браге не тянулся. Блевал бы ,плевал бы,тяги к браге не знал бы. Остуди,ледяная прорубь,раба Божиего(имя).Аминь. Рассказала жительница с.Попенки Мамалига Валентина Федоровна,пенсионерка,56 лет Чтобы свинья была с весом Наговаривают на еду и питьё: Как люди жадно после постаедят,так бы и мои свиньи ели,каждую минуту поправлялись.Моим словам-рот,зубам замок,языку ключ.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь Рассказала жительница с.Попенки Латура Ольга Герасимовна,пенсионерка,65 лет. От воров Купить берёзовый веник.Сходить с ним в баню. Использованный веник оставить у входа в свой дом со словами: Как этот веник не расцветёт,к матери-берёзе заново не прирастёт,в мой дом сам на порог не взойдёт,так и никто против моеё воли ,без разрешенья,без моего благословленья и милостивого позволенья не может входить,без меня в моём доме быть,стоять,сидеть,ходить,брать,давать. Именем Бога Христа.Ныне,присно и во веки веков.Аминь. Рассказал житель с.Попенки Сафронов Сергей Михайлович,пенсионер,76 лет. От найденной порчи Найдите в лесу сгоревшее дерево,отломите от него ветку.Из этой ветки свяжите крест и,начертив им на земле круг,положите крест на середину круга.Затем встаньте лицом к востоку и, трижды перекрестившись,скажите: Огонь,как ты жёг дерево,так сожги порчу найденную.А кто ту порчу к рабе Божией(имя) привязал,тот её на себя чтоб забрал.Пока этот крест деревом не расцветёт,до той поры "найденная" в рабу Божию (имя) не войдёт. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. Рассказала жительница с.Попенки Морарь Ольга Николаевна,48 лет, домохозяйка Если покойник во сне зовёт В чётный день,до того,как умоетесь после сна,встаньте лицом к восходу и скажите: Из стены сукне растёт, камень по весне не цветёт, покоёный дважды не умрёт, во сне ко мне больше не придёт, к себе не позовёт меня, рабу Божию (имя) ,не заберёт. Заговариваю я себ от его зова. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. Рассказала жительница с.Попенки Михайлова Любовь Александровна домохозяйка,39 лет. На примирение при ссоре Подойдите к ручью или к реке,встаньте лицом по течению воды,бросая воду в песок,говорите: Как скоро эта вода бежит,так пусть скоро ко мне спешит мой милый,раб Божий(имя).Аминь. Рассказала жительница с.Ержово Годзун Зинаида Давыдовна,пенсионерка,56 лет На удачу Чтобы приблизить удачу,следует читать наговор в полнолуние и только в воскресный день,(когда они совпадают).Читать.гляда на себя в зеркало,которое должно висеть на стене,но никоим образом не должно стоять на столе. Баба-колдуница,та,что в гробу лежит и свой гроб сторожит.Ты ходила по земле смело,ты вершила свое колдовство.Счастье собирала и у людей отбирала, удачу воровала и себе даровала,подари мне,мертвячка,удачу. Дай мне, колдуница,счастье впридачу. Заповедаю тебе сороковой псалом и псалом сорок первый и из Черной Магии первый. Забираю у тебя удачу и счастье впридачу. Аминь. Аминь. Аминь. Рассказала житель с.Ержово Годзун Пётр Николаевич, пенсионер, 67 лет Чтобы собака не сбегала Срежьте шерстки у собаки с головы,хвоста,спины и заткните их в щели у порога со словами: "Как эта шерсть будет держаться в пороге,так бы собака в доме держалась.Аминь." Рассказала жительница с.Сарацея Герасименко Наталья Петровна,домохозяйка,48 лет Заговор от болезни сердца Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.Едет мёртв в поле и рече ему:далече ли,друже,едешь?Еду за море на красные девицы,на бумажные перины,тамо мёртвые наши веселятся.Сердца у них не болят,не щипят,ни о чём не тоскуют,такобы у раба Божия (имя) сердце не болело,не щипало,ни о чём не тужило.Столь скоро и борзо у раба Божия (имя) сердечная тоска-болезнь излечится:во веки веков.Аминь. Рассказала жительница с.Сарацея Зарубина Анна Семёновна, пенсионерка,78 лет. Отчёт о фольклорной практике Фольклорная практика проходила в течение двадцати дней в сёлах Попенки,Ержово и Сарацея.В результате была собрана необходимая информация. Сбор материала осуществлялся путём посещения сельских библиотек и музея краеведения, а также путём опроса сельских жителей. Работа доставила мне огромное удовольствие,помогла ближе познакомиться с таким видом устного народного творчества,как заговоры.Общение с жителями моего родного села Попенки,а также сёл Ержово и Сарацея, помогло раскрыть разнообразие заговоров,наговоров и приворотов для различных целей и случаев жизни.Беседы в доверительной и домашней обстановке оказались очень приятными и интересными.Хотелось бы поблагодарить всех тех людей,которые рассказали мне о заговорах и привели в пример некоторые из них.Фольклорная практика помогла мне значительно обогатить мои знания и расширить представление о заговорах,в частности и о русском устном народном творчестве в целом. Использованная литература: 1.Г.Попов "Русская народно-бытовая медицина" 2.Н.И.Кравцов "Русское устное народное творчество" учебник для филологических университетов,Москва,изд-во "Высшая школа" 1983 г. 3.В.П.Аникин "Русский фольклор",учебное пособие для вузов,Москва,изд-во "Высшая школа" 1987 г. |