Эссе Мои методические находки. Существует множество определений понятия "ценность"
Скачать 26.55 Kb.
|
Существует множество определений понятия "ценность". Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. По Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. В этой связи совершенно справедливо высказывание Б.В. Зейгарник: "неприемлемым в учении Фрейда в методологическом отношении является для нас не факт признания бессознательного, а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, - это, во-первых, а во-вторых, признание того, что основным механизмом развития личности является биологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, что все атрибуты сознательной жизни человека представляют собой лишь символы вытесненных биологических потребностей" [15,11]. какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям. быть превращены в позитивные достижения" [43,302]. Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут" [49,3]. Они выделяют две категории ценностей: 1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.). 2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, "кодирует" это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [41]. на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, ": 1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей; 2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида. Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях: а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности; б) положительно оцениваемые индивидом объекты; в) критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [9 " и "программе потребностей" [11]. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [5]. И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. По его словам, "состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией" [16]. [30]. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, "но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я" [7,100]. Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А. Ядова [32]. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат" [1,66]. В рамках стратометрической концепции коллектива, разработанной А.В. Петровским, второй уровень (страта) межличностных отношений в группе представлен отношениями опосредствованными содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями, "...которые в конечном счете являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе" [33,211]. Одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство - фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом [4;11;19]. Таким образом, ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности. Резюме Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или дей Эссе «Мои методические находки» Основой своей преподавательской деятельности считаю обеспечение связи языка и культуры на уроках и во внеурочное время. В современном социокультурном пространстве ученик сталкивается с речевой средой, не приобщающей к культуре, а, наоборот, отталкивающей от нее. Язык радио и телевидения, газет и журналов далек от идеалов. Речь учащихся груба, засорена иностранными словами, жаргонизмами. Классическую литературу ученик читает только на уроке. Задача учителя в данной ситуации - целенаправленно создавать обучающую среду, способную приобщить ребенка к культуре, оказывать эстетическое воздействие , воспитывать нравственные ценности. Формирование языковой личности – процесс длительный, для осуществления которого лично мне помогают методические находки. Прежде всего, это работа со словами- концептами. Культурный концепт – национальный образ культуры. воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Это такие слова , как душа, воля, судьба, горе, совесть, долг, грех, гордыня и т.д. Учащимся предлагаю творческое задание: составить энциклопедию одного слова. Текст на уроке родного( русского) языка должен служить созданию развивающей речевой среды, приобщающей к национальной культуре. Подбор и использование этнолингвистической, историко-краеведческой литературы способствуют изучению русского языка в диалоге культур. Язык- это культурный код нации, а не только средство общения и познания, поэтому обучение языку должно происходить с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Использую на уроках и во внеурочной деятельности пословицы, поговороки, приметы, обычаи, т.к. это неисчерпаемый источник богатства народного опыта, народной мудрости. Лингвокультурологический анализ текста, который предполагает поэтапное осмысление содержания, выделение ключевых слов, понятий; культуроведческое комментирование текста; задания речеведческого характера (тема, идея, стиль, способы и средства связи); задания языкового характера (по фонетике, лексике, грамматике); задания по орфографии и пунктуации; разные виды разбора, составление схем; подготовка к выразительному чтению текста; иложение текста или сочинение на одну из заданных тем. Перед учителями-словесниками стоит задача преодолеть разрыв в преподавании русского языка и литературы. Изучая грамматический материал, повторяем литературу, анализируя художественное произведение, закрепляем речеведческие умения. Художественное произведение – это текст, а текст – это единица общения. Наши ученики должны научиться составлять тексты на все случаи жизни: о явлениях культуры, об искусстве, театре, музыке, живописи, о городах и весях, природе, спорте, о жизни народа в прошлом, об обычаях, о жизни замечательных людей и т.д. Большую роль в совершенствовании этого процесса призвана сыграть лингвокультурологическая концепция обучению русского языка. В своей работе стремлюсь к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Проектную технологию использую для подготовки исследовательских работ участников научного общества учащихся «Поиск». В ходе исследования учащиеся изучают научно-методическую литературу по интересующей теме, наблюдают над словесным материалом, а затем формулируют собственные выводы, пытаясь найти что-то новое. Такая деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей обучающихся, привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Еще одна моя методическая находка-технология встречных усилий. Урок, построенный в соответствии с этой технологией, условно разбивается на пять этапов: 1) разминка; 2) контрольно-подготовительный; 3) «вызов»; 4) «сотворчество»; 5) рефлексия. Мозаика встречных усилий учителя и учащихся
Эта технология универсальна: приведенные приемы могут «работать» вместе, что повышает их эффективность , но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках. Очень эффективна в работе технология «Творческая мастерская», девизом которой являются слова: «Все способны!» Алгоритм технологии 1.Мотивация, постановка задачи. 2.Обращение к эмоциональной и зрительной памяти учащихся. 3.Социализация. 4.Слово в фольклоре, в художественной литературе. 5.Работа с произведениями живописи, музыки. 6.Творческая работа-сочинение. 7.Рефлексия. Игровые технологии. Разрабатываю и провожу мероприятия в форме интеллектуальной игры: «Счастливый случай» , «Умники и умницы», «Путешествие в Страну Русского Языка» , «По страницам русской классики». Подобные мероприятия вызывают большой интерес у учащихся, они активно участвуют во всех конкурсах, демонстрируя знания по русскому языку и литературе. В учебной и внеурочной деятельности использую информационно-коммуникационные технологии: -создание к урокам компьютерных презентаций; - работа над исследовательскими проектами учащихся. Работа с применением современных образовательных технологий дает положительный результат: - возросла мотивация к урокам; - повысилась познавательная активность учащихся на уроках; - новое содержание и метапредметная компетентность позволили осуществлять проектную и исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеурочной работе. |