практикум. Практикум по теме «Ценности и их роль для человека и общества». Существуют философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностеи и ценностных ориентации
Скачать 57.47 Kb.
|
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества» Конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ». Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность. Основные подходы к определению понятия «ценность»: а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Существуют философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций. Философские представления о проблеме ценностей̆ и ценностных ориентаций. Субъективная система ценностей индивида состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей. Как считает Б.И. Додонов, необходимо, чтобы субъект "запроектировал" определенную ценность в своем сознании (или подсознании), чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности: 1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины; 2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях; 3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации. 4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству; 5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики. 6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы. Социологические представления о проблеме ценностей̆ и ценностных ориентаций. Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера. Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения "социальной ситуации", включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры). М.И. Бобнева указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности. Исходя из этого, их можно подразделять на ценностинормы, ценности-идеалы, ценности-средства. Психологические представления о проблеме ценностей̆ и ценностных ориентаций. Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. Многие неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Фромм делит их на две категории: а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Описание социально обусловленных факторов развития личности можно встретить и у другого представителя неофрейдизма - К. Хорни. Основной мотивацией человеческих поступков объявляется "коренная тревога" - это фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, К. Хорни выделяет типы поведения: потребность в любви и привязанности; стремление к власти, престижу и обладанию; отвращение к соперничеству; невротическое чувство вины. Согласно В. Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности; 3) путем страдания. Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей - смысловых образований ставится представителями гуманистического направления. Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования". В.Н. Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение. В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой. По мнению Г.Н. Выжлецова, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются. С точки зрения диспозиционной концепции В.А. Ядова, рассматривающего диспозиции личности (осознание готовности личности к оценке ситуации и поведению, обусловленной ее предшествующим опытом) как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций. Многообразие представлений о проблеме ценностей̆ и ценностных ориентаций обусловлено тем, что аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. Взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга в связи с тем, что в одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности, в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности, в третьих личность исследуется в связи с общением или в связи с установками. Основные подходы к классификации ценностей̆ и ценностных ориентаций личности. М. Рокич выделяет два класса ценностей: а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. Он выделяет две группы ценностей: а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям. В.П. Тугаринов условно делит ценности на три категории: 1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями. 2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость. 3. Духовные ценности - образование, наука, искусство. О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич выделяют две категории ценностей: 1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.). 2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: 1. Физический статус; 2. Техническое устройство; 3. Праксеологические функции; 4. Социально-экономическая форма. Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами: 1. Информационное содержание и истинностная характеристика; 2. Материальное воплощение; 3. Аксиологическая функция; 4. Социально-экономическая форма. В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом: 1. Ценности существующие или наличные - актуальные. 2. Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные. Место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности: субъективная система ценностей индивида состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека: на основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно общественным становлением личности. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности. Только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта. Роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности: процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане. Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности. Основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития. Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. На данном этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентаций. Подростковый возраст (10-11 - 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года. Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека поновому смотреть на многие вещи. Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость). Закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения: обучение способствует формированию ценностей внутренне свободной, интернальной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной взять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. Педагог или психолог, обладающий ценностями такой внутренне свободной личности, способен в свою очередь передать их окружающим. Резюме: А.В.Серый, М.С. Яницкий приводят в своей монографии не только общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере, авторы приводят очки зрения различных ученых на изучаемую проблему ценностей и ценностных ориентаций. Также в монографии представлен авторский подход к описанию ценностей, представлена классификация ценностей А.В. Серого, М.С. Яницкого, основой которой послужили концепции М. Рокича, Э. Шпрангера и других ученых. В монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого представлена систематизация представлений о ценностно-смысловой сфере личности, описано многообразие точек зрения и авторских концепций. Обобщение авторами монографии различных точек зрения позволяет заключить, что ценности и ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Проверка конспекта по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов. В конспекте зафиксированы:
Вывод: из 12 баллов набрано 12. Выводы, насколько обогатились мои представления о ценностных ориентациях и путях их формирования: благодаря монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого нам удалось ознакомиться с основными концепциями, раскрывающими проблему ценностей и ценностных ориентаций. Получены знания по основным механизмам формирования ценностей и ценностных ориентаций. 2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/) Ссылка на сайт: https://razgovor.edsoo.ru/ 1. Изучение контента (информации), представленной на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия). На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер. Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей». Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли». Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные – мы вместе», «День матери», «Символы России». 2. Выбор пяти федеральных занятий. Анализ занятий. 1) Тема «День народного единства». «Мы едины – мы одна страна!». Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны. Комплект материалов: − сценарий − методические рекомендации − видеоролик − интерактивные задания – презентационные материалы. Структура занятия Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы. Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда. Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога. 2) Тема «Наша страна Россия». Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру. Структура занятия: занятие состоит из мотивационной части и блоков, педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии. На занятии учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий: Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах). Работа с интерактивным заданием «История моей страны» Задача: лента времени направлена на формирование представления учащихся об основных военных событиях в русской истории. Прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах. Прочитать фрагмент рассказа А. Толстого «Русский характер». Можно ли считать героя рассказа патриотом? Обосновать свой вывод. 3) Тема «День отца». «Отчество – от слова Отец». Цель занятия: развитие у обучающихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе. Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: рассуждение. Содержательные блоки занятия: Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога, просмотр видеоролика. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи. В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос. Часть 2. Основная. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа. Предварительно педагог знакомит аудиторию с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, выясняет их понимание обучающимися. Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят обучающиеся роль отца в формировании личности ребенка. Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру. Часть 3. Заключение. Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия. Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий. 4) День пожилых людей.«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?». Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта. Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом. Содержательные блоки занятия: Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика. Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся поближе познакомиться с жизнью пожилых людей, вспомнить произведения русской классической литературы, в которых повествуется о них. Для этого в 4 группах организуется работа с 6 карточками, каждая из которых содержит 2 текста для обсуждения. Интерактивное задание. Задание на установление соответствия «С добром в сердце». Описание задания: на экране представлены карточки с краткой информацией об известных деятелях культуры России и зарубежья. Необходимо ознакомиться с информацией и соотнести с этими сведениями данные на экране справа высказывания, определив автора каждого из них. Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия. В завершении занятия педагог предлагает учащимся подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанного сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к размышлениям то, что…». 5) День учителя. Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю; формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека; о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником. Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие. Продолжительность занятия – 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом. Содержательные блоки занятия: Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога. Часть 2. Основная Просмотр видеоролика, обсуждение. Беседа. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся следующие вопросы: О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России»? Что особенного в этом учителе – победителе конкурса “Учитель года”? Какими качествами обладает такой учитель? Как вы думаете, есть ли у вас эти качества? Задумывались ли вы над выбором профессии Учитель? Подумайте, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками будет строить будущее нашей страны. Часть 3. Заключительная Рефлексия. Творческое задание. Какие факты, какая информация удивили вас? О чём бы вы хотели спросить своего учителя, преподавателя? О каком учителе или преподавателе вам хотелось бы рассказать? Подведение итогов занятия, краткие выводы о роли и значимости деятельности учителя в школе и в жизни каждого человека, о самых важных качествах личности, необходимых педагогу, наставнику. Целостное представление о проанализированных занятиях с точки зрения формирования ценностных ориентаций. Короткий план выступления: 1. Вступительное слово. Содержит информацию о том, что прежде чем выстраивать систему воспитания ценностных ориентаций. 2. Основная часть.Сообщение о понятиях «ценности» и «ценностные ориентации». Выбор форм и методов проводимого внеурочного занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог. Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности. Способы педагогического сопровождения развития ценностных ориентаций обучающихся старших классов меняются по мере их взросления, социализации. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Примеры из материалов «Разговоры о важном». В качестве примера можно привести занятие на тему «Символы России». Так, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России. В качестве примера можно привести занятие к Дню народного единства на тему «Мы едины – мы одна страна!». Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 2. Вопросы для рефлексии. - Каким образом вы оцениваете для себя информационную ценность данного выступления? - Считаете ли вы важным формирование ценностей у учащихся в педагогическом процессе или этой проблемой должна заниматься семья? 4. Подведение итогов. Проверка работы по представленным критериям
Интерпретация результатов:
Вывод: набрано 3 баллов – разработанный короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о высокой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций. |