Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика проведения групповой дискуссии в учебном процессе, правила ведения дискуссии.

  • Методика подготовки и проведения групповой

  • 2. Разработка вопросов для обсуждения.

  • 3. Разработка сценария дискуссии.

  • 4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии.

  • 5. Разбор, подведение итогов дискуссии.

  • Методы генерации идей: мозговой штурм, синектика, метод ассоциаций .Методы генерации идей

  • Прямые аналогии . Субъективные (личные) аналогии. Символические аналогии.

  • Фантастические аналогии.

  • Сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения.

  • Психологические механизмы воздействия деловой игры на личность и коллектив. Деловая игра

  • Производственная деловая игра

  • Основные психолого-дидактические принципы создания и приме-нения деловых игр в учебном процессе.

  • Проектная учебная деятельность, как метод творческого решения практических задачи.

  • Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся

  • МАСПО ответы. Сущность и содержание активного социальнопсихологического обучения


    Скачать 63.45 Kb.
    НазваниеСущность и содержание активного социальнопсихологического обучения
    Дата02.04.2018
    Размер63.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАСПО ответы.docx
    ТипДокументы
    #40121
    страница3 из 3
    1   2   3



    Классификация форм ведения групповой дискуссии.

    Дискуссия от латинского "discussion" (рассмотрение, исследование):

    1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

    2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

    По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме.

    Метод групповой дискуссии имеет много разновидностей. Можно выделить два основных критерия:

    1. По предмету обсуждения, сути обсуждаемой проблемы выделяют следующие виды групповой дискуссии:

    - интеракционная (направленна на анализ межличностных отношений)

    - биографическая (обсуждение истории жизни одного или нескольких участников группы)

    - тематическая (концентрирует внимание группы на определённых темах интересных всем участникам группы).

    2. По формам проведения:

    - неструктурированная дискуссия (руководитель помогает определить тему и затем не вмешивается в ход дискуссии, может возникать спонтанно в ходе тренинга)

    - «мозговой штурм» (классический вариант проведения групповой дискуссии)

    - анализ ситуации (состоит из двух подвидов: анализ конкретных ситуаций, анализ ситуаций морального выбора).

    Все эти классификации взаимо дополняют друг друга, демонстрируя многообразие методических приёмов организации групповой дискуссии; отдельные виды групповой дискуссии могут сочетаться.

    Методика проведения групповой дискуссии в учебном процессе, правила ведения дискуссии.

    Дискуссия является одним из значений слова «спор». В современной научной литературе оно служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Другие разновидности спора - диспут, полемика, дебаты и прения.
    Дискуссия (лат. diskussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор, цель которого - выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом Убеждения, так как ее участники сами приходя! к тому или иному выводу.

    Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов.
    1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.
    Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др.
    2. Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.

    3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, включает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.

    4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.

    5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора.



    Методы генерации идей: мозговой штурм, синектика, метод ассоциаций.

    Методы генерации идей

    Можно разделить методы генерации идей на простые, сложные и научные.

    Простыми методами являются способы, подталкивающие к появлению новых мыслей, идей, образов, ощущений.

    Сложные методы, как правило, имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло. К ним можно отнести методы: «мозговой штурм», «метод ассоциаций», «синектика», «метод аналогий» и так далее.

    Принцип метода «мозговой штурм», заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

    Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

    Синектика - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

    Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:

    Прямые аналогии.

    Субъективные (личные) аналогии. 

    Символические аналогии.Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого

    Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению.


    «Мозговой штурм» как метод и форма активного обучения.

    Метод "мозгового штурма" разработан американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. и применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности. Основные правила "мозгового штурма" следующие.

    1. Задачу последовательно решают две группы людей по 4--15 человек в каждой. Первая группа только выдвигает различные идеи -- это группа генераторов идей. Вторая группа -- эксперты -- по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей.

    2. Основная задача группы генераторов -- выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и т.д.), чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации.

    3. При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая -- в виде скептических улыбок, мимики, жестов.

    4. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.

    5. Процессом решения задачи управляет руководитель "штурма", он обеспечивает соблюдение всех условий и правил.

    6. Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс решения. Однако лучше это сделать с другим коллективомНедостатки метода "мозгового штурма": поиск ведется практически простым перебором вариантов; отсутствие четких правил работы -- бестолковость поисков возведена в принцип; отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к "проскакиванию", уходу от сильного направления.




    Сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения.

    Игра является деятельностью имитирующей реальную действительность, моделирующей возможные жизненные ситуации. По мнению Эльконина в детской игре в символической форме воспроизводятся типы социальных отношений между взрослыми.

    Психологические исследования игры и ее значения составляют основу для использования игровых приёмов в активном социально – психологическом обучении. Игра пришла в активно – социальное обучение из психотерапии. Игровые приемы в активном социально – психологическом обучении представляют один из базовых методов. К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.

    Ролевые игры — род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.

    Операциональные игры — род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.

    Игры выполняют следующие важные функции:

    - способствуют ослаблению психической напряжённости;

    - снимают психологические барьеры в той деятельности, которая имитируется;

    - усиливает мотивацию выполнения имитируемой деятельности;

    - даёт опыт переживания определенной роли в воспроизводимой ситуации.


    Психологические механизмы воздействия деловой игры на личность и коллектив.

    Деловая игра– это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

    Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.

    В зависимости от воссоздаваемого в игре типа человеческой практики и целей участников деловые игры классифицируют на производственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные).

    Производственная деловая игра–– это воспроизведение деятельности организаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления.

    Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

    Основные психолого-дидактические принципы создания и приме-нения деловых игр в учебном процессе.

    1. Учебная деловая игра служит дидактическим средством развития творческого, профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству(обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач.

    2.Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, динамики деятельности и отношений людей.

    3.Учебная деловая игра способствует достижению двоякого рода целей– игровых и педагогических(учебных).

    4.Деловая игра конструируется и проводится как совместная деятельность участников учебного процесса, в ходе которого ставятся профессионально важные цели, достигаемые посредством подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений.

    5. Основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является двустороннее(диалог) и многостороннее общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижения промежуточных и конечных результатов игры.



    Проектная учебная деятельность, как метод творческого решения практических задачи.

    Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии.

    Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

    Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

    Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.  

    При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

    Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

    В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.




    1   2   3


    написать администратору сайта