Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнила: студентка III курсагр. 305 БНХКхореографического факультетаСтаричихина ЕлизаветаПроверила

  • Творческая работа Старичихина. Сущность и структура педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества


    Скачать 35.82 Kb.
    НазваниеСущность и структура педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества
    Дата03.04.2018
    Размер35.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТворческая работа Старичихина.docx
    ТипТворческая работа
    #40208

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Челябинский Государственный Институт Культуры»

    Кафедра педагогики и психологии

    Творческая работа

    по дисциплине: «Педагогика НХТ»

    на тему: «Сущность и структура педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества»

    Выполнила:

    студентка III курса

    гр. 305 БНХК

    хореографического факультета

    Старичихина Елизавета

    Проверила:

    доцент кафедры

    психологии и педагогики

    кандидат педагогических наук

    Каченя Галина Михайловна

    Челябинск 2017 год

    Содержание


    Введение

    Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений. Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной науке. Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития творческого потенциала - одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством.

    Творчество - особый характер любой деятельности. Творчество полагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятия нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества. Однако, помимо творческих проявлений, в искусстве имеет место тренаж, репродукция и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества.

    Народное художественное творчество есть духовный процесс размышления, поиска и переработки народом информации из микро и макро косма, актуализируемой им в созидательной художественной деятельности в соответствии со своей картиной мира. В этом процессе народу свойственны внутренняя свобода духа как проявление творческой мощи, эмоционально чувственная раскованность как выход положительной, творческой энергии, самостоятельность и самодеятельность.

    В социуме типы народной культуры или формы художественного творчества возникают в ответ на изменившиеся условия жизнедеятельности. Трансформация социальной и исторической ситуации, ломка житейских стереотипов, появление новой жизненной среды, как природной, так и социальной - всё это способствует изменениям форм художественной деятельности народа. Новое в творчестве всегда имеет социальные причины, хотя и создаётся субъектом. В тоже время результаты народного художественного творчества, как и любого другого, воздействует на общественную жизнь, изменяя социальную и культурную среду. Это взаимосвязанный процесс, поэтому художественное творчество нельзя рассматривать только как отражение действительности, оно всегда что-то прибавляет к ней, Давая конкретный результат, обогащая и развивая мировую художественную практику.

    Результатом народного художественного творчества на протяжении многих веков явились не только конкретные произведения, но и типы народной культуры и формы художественной активности народа, появившиеся под влиянием изменившихся социально-исторических условий. Народная художественная культура представляет собой постоянно трансформирующиеся явления.

    Педагогический процесс в коллективе народного художественного творчества является архиважным, значимым. Обучающий фактор направлен на формирование единомышленников, обладающих навыками сольного и ансамблевого исполнения. Педагог в коллективе народно-художественного творчества сочиняет экзерсисы, направленные на обучение танцу, на укрепление мышц и костно-мышечного аппарата, а также вводит движения, соответствующие конкретной задаче, новому материалу в предложенных танцевальных номерах.

    Учебный процесс направлен на приобретение и овладение профессиональными навыками. Регулярные классные занятия развивают координацию, музыкальность, умение сочетать и связывать одно движение с другим, сознательное управление всем двигательным аппаратом, развивает память, физическую выносливость. Музыка является основным организатором и основой синхронного исполнения движения с музыкой, определяет эмоциональность исполнения.

    Педагог осуществляет следующие задачи: грамотное исполнение движений, музыкальность, координация, законченность позы, музыкальной, хореографической фразы. Основным методом остаётся наглядность. Для этого необходимо научить исполнителей сосредотачивать внимание и физические усилия на овладении осанкой, постановкой корпуса, позиции ног и рук, посадкой головы, законченность каждого движения. В процессе обучения развивается мыслительная деятельность на основе педагогического процесса. Обретается школа танца. Развивается ассоциативное мышление на основе художественного сравнения. Восприятие речи педагога как средство мобилизации усилий всего двигательного аппарата. У исполнителей развивается понимание технологии задания на основе самоконтроля. Таким образом, педагог и исполнитель становятся соучастниками творческого процесса. Танцоры воспринимают задания комплексно: они видят движения в сочетании с музыкой, запоминает последовательность текста. Творческая реализация требует от исполнителя сосредоточения внимания, физического и эмоционального напряжения. Требуется регулярная тренировка логического мышления в освоении школы танца.

    Формируется культура общения, что способствует комфортному пребыванию в коллективе, взаимному уважительному отношению педагога и исполнителя, умение выслушивать замечания и критически оценивать уровень своих знаний и умений, быть терпеливым. Педагог строит свою деятельность с исполнителями на основе педагогического процесса, направленного на необходимость преодоления разных трудностей для качественного изменения участников танцевального коллектива.

    Цель: выявить сущность и структуру педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества.

    Задачи:

    1. Охарактеризовать народное художественное творчество.

    2. Раскрыть сущность и структуру педагогического процесса.

    Сущность педагогического процесса

    В.А. Сластёнин, в книге «Педагогика» считает, что, педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [ 1; c.87]. Я согласна с ним, так как преподаватель - субъект, организующий и направляющий данный процесс. Ученик - субъект, чья работа считается нужным условием усвоения им навыка. Преподаватели и ученики как субъекты работы считаются основными составляющими педагогического процесса.

    Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

    Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления.

    Педагогическая задача, пишет В.А.Сластёнин, основная единица педагогического процесса [1; c.92]

    Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

    -обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;

    -являться общей при реализации любых педагогических целей;

    -наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

    Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

    В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

    Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

    Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, В.А.Сластёнин считает только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач [1; c.140]. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

    - анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

    - проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

    Структура педагогического процесса

    Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компонентами педагогического процесса являются следующие:

    Целевой - определение целей воспитания, обучения;

    Содержательный – разработка содержания образования;

    Операционно-деятельностной процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса;

    Оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса

    Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Знание обозначенной структуры помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым – разрабатывать новые технологии и системы обучения и воспитания.

    Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов [2; c.56-57].

    1. Цель обучения (для чего учить);

    2. Содержание учебной информации (чему учить);

    3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

    4. Преподаватель;

    5. Учащийся.

    Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.)

    Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему – часть социальной системы.[3; c.101-103] Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):

    1. Цели обучения и воспитания;

    2. Содержание обучения и воспитания;

    3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы);

    4. Организационные формы;

    5. Педагог;

    6. Учащийся.

    Педагогический процесс – есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

    Цель—принципы—содержание—методы—средства – формы.

    Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

    Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педагогический процесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательный инструктаж, достижение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру – психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2)проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3)подъёмы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамики, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1 – познавательные процессы, 2 – мотивация учения, 3 – напряжение.

    Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

    Процесс управления состоит из следующих компонентов:

    Постановка цели - информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, метод средств, форм) – реализация проекта – контроль за выполнением – корректировка – подведение итогов.

    Специфика процесса в коллективе народного художественного творчества.

    Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических коллективов должно быть формирование личности. Вместе с тем, Ивлева Л.Д. считает, что попытки недооценивать уровень мастерства в любых хореографических объединениях несостоятельны, т.к. средством воспитания участников сможет стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания [4; c.5]. Однако анализ деятельности хореографических коллективов НХТ показывает, что основной и порой единственной целью для них становится концертно-исполнительская деятельность, что связано с непониманием основной социальной функции – воспитательной, с неумением выделить главные педагогические цели и задачи, конкретизировать их соответственно каждому из этапов развития коллектива. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.

    В современной литературе всё большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

    - единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;

    - изучение художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;

    - изучение и учёт психологической типологии участников и руководителей коллектива НХТ;

    - выявление структуры педагогического процесса;

    - психолого-педагогические аспекты руководства хореографическим коллективом НХТ;

    - формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной работой.

    Учебно-воспитательная работа, как считает Л.Д. Ивлева – составная часть и непременное условие творческой деятельности коллектива [ 4; c. 7]

    Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

    Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленных части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается лишь накопление определённой суммы профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики.

    Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нём и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в коллективе становится и процессом воспитания личности.

    Ивлева Л.Д. считает, что основной формой учебного процесса в коллективе, как и в учебных заведениях, остаются урок – репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива [4; c.8].

    Процесс обучения участников коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

    -активности;

    -единства теории и практики;

    -наглядности;

    -доступности;

    -систематичности;

    -прочности усвоения знаний;

    -индивидуального подхода.

    Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника.

    Специфика воспитательной работы в коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

    Методика педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает определение содержания деятельности, выбор системы методов и приёмов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его осуществления.

    Педагогический процесс в коллективе народного художественного творчества.

    Педагогический процесс в коллективе НХТ, как считает Т.Б. Нарская, является архиважным, значимым. Обучающий фактор направлен на формирование единомышленников, обладающих навыками сольного и ансамблевого исполнения. Педагог в коллективе народно-художественного творчества сочиняет экзерсисы, направленные на обучение танцу, на укрепление мышц и костно-мышечного аппарата, а также вводит движения, соответствующие конкретной задаче, новому материалу в предложенных танцевальных номерах [5; c.39]

    По мнению Л.Д. Ивлевой учебный процесс направлен на приобретение и овладение профессиональными навыками. Регулярные классные занятия развивают координацию, музыкальность, умение сочетать и связывать одно движение с другим, сознательное управление всем двигательным аппаратом, развивает память, физическую выносливость [5; c.20]. Музыка является основным организатором и основой синхронного исполнения движения с музыкой, определяет эмоциональность исполнения.

    Педагог осуществляет следующие задачи: грамотное исполнение движений, музыкальность, координация, законченность позы, музыкальной, хореографической фразы. Основным методом остаётся наглядность. Для этого необходимо научить исполнителей сосредотачивать внимание и физические усилия на овладении осанкой, постановкой корпуса, позиции ног и рук, посадкой головы, законченность каждого движения. В процессе обучения развивается мыслительная деятельность на основе педагогического процесса. Обретается школа танца. Развивается ассоциативное мышление на основе художественного сравнения. Восприятие речи педагога как средство мобилизации усилий всего двигательного аппарата. У исполнителей развивается понимание технологии задания на основе самоконтроля. Таким образом, педагог и исполнитель становятся соучастниками творческого процесса. Танцоры воспринимают задания комплексно: они видят движения в сочетании с музыкой, запоминает последовательность текста. Творческая реализация требует от исполнителя сосредоточения внимания, физического и эмоционального напряжения. Требуется регулярная тренировка логического мышления в освоении школы танца.

    Формируется культура общения, что способствует комфортному пребыванию в коллективе, взаимному уважительному отношению педагога и исполнителя, умение выслушивать замечания и критически оценивать уровень своих знаний и умений, быть терпеливым. Педагог строит свою деятельность с исполнителями на основе педагогического процесса, направленного на необходимость преодоления разных трудностей для качественного изменения участников танцевального коллектива.

    Заключение

    Важным условием совершенствования воспитательной работы в коллективах народного художественного творчества является непрерывность и систематичность её организации. Поэтому программу педагогической деятельности следует строить поэтапно, осуществляя на каждом последовательное педагогическое воздействие.

    Для развития личности наиболее важным является целенаправленное руководство межличностными отношениями в коллективе, представляющими сложную структуру и оказывающими значительное влияние на формирование личностных качеств участников.

    Последовательная система развития личности немыслима без учёта возрастной специфики, зрелости сознания, без углубления содержания, изменения стиля всего воспитательного процесса в соответствии с качественно изменяющимся составом коллектива.

    В основе педагогического мастерства лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания, творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.

    Для практической педагогической деятельности одинаково нужны теоретические знания, умения и талант. Теоретические знания приобретаются, а умения вырабатываются с годами. Умения вырабатываются прежде всего личным опытом, но и талант – качество прирожденное – совершенствуется в процессе педагогической практики.

    Список литературы

    1. В.А.Сластенин. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

    2. Н.В. Кузьмина. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. – 314 с.

    3. Е.Л. Белкин Методическе указания по изучению основ организации учебного процесса. – М.: Изд. МТИПП, 1981. – 103 с.

    4. Л.Д. Ивлева. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом /Челяб. гос. акад. Культуры и искусств. – 2-е изд. испр. и доп. – Челябинск, 2013. – 60 с. - (Академический проект).

    5. Т.Б. Нарская. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом: учеб.-метод. пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014 – 51с.

    6. Е.И. Григорьев, Е.В. Великанова. Самодеятельное художественное творчество: учеб. Пособие – М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 210с.

    7. Л.Д. Ивлева. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом /Челяб. гос. акад. Культуры и искусств. – 2-е изд. испр. и доп. – Челябинск, 2013. – 60 с. - (Академический проект).

    8. В.И. Панфёров. Искусство хореографа : учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа»; / Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 320 с.

    9. И.Э. Бриске. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2007. – 92с.

    10. Т.Б. Нарская. Организационно – творческая работа с хореографическими коллективом: учеб.- метод. пособие. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 51с.


    написать администратору сайта