Главная страница
Навигация по странице:

  • Мифологическое мировоззрение

  • Религиозное мировоззрение

  • Философское мировоззрение

  • Реферат по философии. Сущность и типы мировоззрения. Сущность и типы мировоззрения


    Скачать 24.09 Kb.
    НазваниеСущность и типы мировоззрения
    АнкорРеферат по философии
    Дата08.11.2022
    Размер24.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСущность и типы мировоззрения.docx
    ТипДокументы
    #776641

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ (НИУ МГСУ)

    Кафедра истории и философии

    Домашняя работа по теме: Сущность и типы мировоззрения

    Выполнила: Адоньева А.А. (фамилия, и.,о.)

    НИУ МГСУ (ИДО), 2 курс, группа 3 б (институт, курс, группа)

    Проверил: ______________ (научный руководитель

    должность, фамилия, и., о.)

    Москва 2021 г.

    Введение

    Мировоззрение – это более или менее целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и своё место в нём.

    Каждая эпоха характеризуется определённым пониманием бытия, места человека в нём. Мировоззрение имеет эмоциональную составляющую - мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой; и интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, знания. Мировоззрение – это процесс смены мироощущения мировосприятием.

    Мировоззрение имеет субъективно-объективный характер. Разумный человек не может не иметь мировоззрения, но он видит мир не таким, как он есть. Он видит его через призму своих представлений и понятий. Таким образом мировоззрение – это сложное, противоречивое исторически переменчивое единство:

    • миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоций;

    • знаний и ценностей, убеждений и сомнений;

    • разумного обоснования и необдуманной, слепой веры.


    Исторические типы

    Мировоззрение всегда существовало в исторически определённых формах – мифологии, религии, философии.

    Мифологическое мировоззрение – это исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нём, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Характерными чертами мифологического мировоззрения являются:

    • люди мыслят образами;

    • человек слит с природой;

    • человек не знает проблем.

    В становлении мифологического мировоззрения огромное влияние оказало общественное производство того периода – присваивающая экономика. Человек существовал как биологический вид. Его «включённость» в природу породило мировоззрение, характерной чертой которого был «космоцентризм». Мифологическое мировоззрение соответствовало первобытным человеческим отношениям. С их отмиранием угасла и мифология, но не мифологическое мировоззрение.

    Религиозное мировоззрение (от латинского религарэ – связываю, соединяю) – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Это незыблемая убеждённость человека в чем либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно также волевое усилие не формирует веры. Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико её жизненное значение. Когда нет веры, людям нечем жить. Каждый из нас во что-то верит.

    «Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!», - этим христианское учение отличается от атеистического – «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!».

    Религиозное мировоззрение основывается на:

    • вере человека в два мира:, мир реальный, естественный земной («этот свет») и мир потусторонний, небесный, сверхъестественный («тот свет»);

    • вере и поклонении сверхъестественным «высшим силам», господствующим над людьми.

    Говоря о причинах появления религиозного мировоззрения, Л.Фейербах утверждал, что религия возникла, как зависимость человека от природы и социальных условий. Она возникает, когда от собирательства, охоты и рыболовства человек переходит к земледелию, скотоводству и ремеслу, то есть к производящей экономике.

    Оба этих исторических типа мировоззрения близки, хотя и имеют отличия. Религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. В мифологическом мировоззрении человек слит с природой, он не мыслит себя вне её. В религиозном мировоззрении человек вычленен из природы и поставлен над ней, так как создан «по образу и подобию». Религиозное мировоззрение было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием проблем бытия.

    Философское мировоззрение по своей сути ближе к религиозному, чем мифологическое. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. И то, и другое использует аксиоматический метод, один и тот же предмет – «мир-человек». Однако есть и различия. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих догм. Истину веры она считает выше истины разума.

    Философия аргументирует свои положения, считая аргументы «мускулами» идей. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Таким образом философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?

    Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

    В мировоззрении выделяют 2 уровня:

    1. рационально-теоретический

    2. жизненно-практический

    Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

    Мировоззрение включает 3 компонента:

    1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

    2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

    3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

    Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

    Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

    1. гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

    2. аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

    3. праксеологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

    Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

    Вывод

    Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

    Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

    Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

    Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире. Что очередной раз доказывает статус и важную роль философии в современной культуре.

    Список используемой литературы

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

    2. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко ; - Изд. 6-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 503 с.

    3. https://studfile.net/preview/1725867/




    написать администратору сайта