Главная страница

Презентация Аксиология. Презентация АКСИОЛОГИЯ. Презентации по философии аксиология подготовил Соловьев Артем


Скачать 434.1 Kb.
НазваниеПрезентации по философии аксиология подготовил Соловьев Артем
АнкорПрезентация Аксиология
Дата17.06.2022
Размер434.1 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПрезентация АКСИОЛОГИЯ.pptx
ТипДокументы
#599398
Презентации по философии АКСИОЛОГИЯ
Подготовил: Соловьев Артем
Аксиология – раздел философии, изучающий человеческие ценности
Термин «аксиология» происходит от греческого «axios» - «ценность», и «logos» - «речь». Им обозначается направление в философии, которое изучает основания ценностного отношения человека к миру, ценностное сознание и ценностное действие. Ценностное отношение – это положительная, нейтральная или отрицательная значимость объектов. Предметом изучения аксиологии являются системы человеческих ценностей, их виды и взаимодействия друг с другом.
Ценности - идеи, которые для человека или группы лиц представляют большую важность и значимость.
Задачи аксиологии:
  • Дать общее понятие ценности, вне зависимости от его приложений в науке, морали, теологии, повседневной жизни;
  • На основе понимания того, что есть добро, зло, ценностная нейтральность, предпочтение и др. проанализировать социально значимые их разновидности;
  • Проследить историю формирования ценностей;
  • Выявить наиболее важные ценности современной жизни, указать наиболее вероятные тенденции их эволюции в будущем.
На заре человеческой истории люди открыли свойство вещей иметь значимость, удовлетворять потребности человека, быть полезными. Была открыта ценностная природа вещей.
Проблема блага и ценности занимает видное место в восточной философии. В брахманизме - это достижение более высокой варны через перерождение. Высшая цель – путь отречения (от семьи, богатства, учености). Честность, подаяние, сострадание, подавление страстей – ценности брахманизма. В древнекитайской философии также формируются ценностные идеалы. В конфуцианстве это «золотая середина», «человеколюбие», «взаимность». Главный принцип: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В основе морали – любовь, почитание и послушание. В европейской философии проблему ценности поднял Сократ, сформулировав центральный вопрос аксиологии: «Что есть благо?»
С Демокрита начинается натуралистическая (объективистская) традиция понимания природы ценностей. Хорошо то, что соответствует природе, плохо то, что противоречит ей.
Платон источник ценностей видит в мире бестелесных сущностей – идей. Высшая идея – есть идея блага. Она является источником добродетели, красоты, истины, гармонии.
Прусский философ И.Кант (1724-1804) разрабатывал понятие ценности. У ценностей нет бытия, но есть значимость. Наряду с бытием Кант признает долженствование. Ценность не поддается научному исследованию, так как не имеет собственного бытия. XIX век
До середины 19 века в философии понятия «бытие» и «ценность» не разделялись. Аксиология как самостоятельная дисциплина возникла, когда понятие бытия распалось на 2 компонента: существование «нечто» и его значение. При взаимодействии субъекта и объекта в объекте открывается нечто такое, что придает ему значимость. Ценность – философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности.
Аксиология как самостоятельная философская наука появилась в конце 19 века. Суждения о различных видах ценности – о благе, добре, красоте, святости – встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей Возрождения, у философов Нового времени. Но обобщающего представления о ценности, о закономерности ее проявления не было. Формирование аксиологии в западной философии XIX века
Три философа стоят у истоков классической аксиологии: Герман Лотце (1817-1888), Альбрехт Ритчль (1822-1889), Франц Брентано (1838-1917).
Лотце различал три царства: царство законов и истины, мир фактов и мир ценностей под знаком добра, красоты, святости, которые не зависят ни от практики ни от науки.
Термин «аксиология» был введен в 1902 г. Французским философом П.Лапи, а в 1904 г. Закреплен Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисуиплин.
4 философских подхода к природе ценностей
  • Мир ценностей – особый, независимый мир, не сводимы ник объекту, ни к субъекту (Г.Риккерт).
  • Ценности заложены в вещах. Ценность – объективная способность вещей удовлетворять потребности.
  • Ценностей в природе не существует. Вещи обретают ценность в оценивающей деятельности субъекта (М. Рейдер).
  • Признание двойственной (объектно-субъектной) природы ценностей
Определение ценностей
В самом общем смысле ЦЕННОСТИ – это представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, о том, что отвечает потребностям, интересам, целям, идеалу. В ценности отражено отношение личности к предмету, событию, явлению. Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни личности. Ценности делятся на материальные и идеальные.
Ценности различаются:
По содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, добро, счастье.
По знаку: положительные-отрицательные, польза-вред, безопасность-опасность, добро-зло, истина-ложь.
Классификация ценностей
1.Ценности могут различаться по признаку ЧТО оценивается и на основании чего оценивается. Предметные ценности – явления реальности, обладающие значимостью для субъекта: природные объекты, социальные объекты. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производится оценивание: установки, оценки, запреты, цели, проекты. 2.Ценности различаются по тому, с какой сферой социума они связаны: моральные, художественные, научные, религиозные.
3.Ценности различаются по степени общности:
Индивидуальные; групповые (национальные, религиозные, половые, возрастные), общечеловеческие.
4.Ценности различаются по тому, насколько они важны для субъекта: внешние или внутренние ценности.
5.Ценности по значимости для жизнедеятельности человека делятся на вечные (абсолютные) ценности и ситуативные (преходящие).
6.Ценности различаются по функциям: как средство контроля в социальных группах, как нормы поддержания социального порядка.
Основные подходы к анализу ценностных систем
В философской литературе существуют различные подходы к классификации ценностных систем в историческом развитии общества:
СТАДИАЛЬНЫЙ подход (формационный подход К.Маркса). Развитие общества – цепь сменяющихся стадий (общественно-экономических формаций), основанных на способах производства.
Г.Дилигенский выделяет космогенную (традиционные общества. Ценность: традиция), техногенную (индустриальные общества. Ценности: Научно-технический прогресс, инновации, индивидуальность, свобода личности) и антропогенную (общество будущего. Ценность: гуманизм) цивилизации. КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ подход (О.Шпенглер, П.Сорокин) основан на рассмотрении ценностных ориентаций различных народов с точки зрения этнических, региональных, религиозных основ. Выделяют западные и восточные ценности Будущее человечества: ценностные ориентации
Основные тенденции 20-21 веков:
1)Движение к целостности, единству, интеграции. Осознание индивидами, социальными группами, государствами общих интересов с целью достижения взаимопонимания, терпимости.
2)Сохранение многообразия культур.
Задача человечества – достижение гармонии этих противоположностей – единства в многообразии.
Ценностный подход
20 век внес изменения в философские подходы. Сегодня все сферы общества рассматриваются с аксиологическим подходом: является ли благом научно-технический прогресс, можно ли клонировать человека, эвтаназия – благо или убийство? Ответствен ли ученый за последствия открытия? Аксиология рассматривает вещи, предметы, явления в их реальной целостности, выявляет их целевое назначение.
Ценностное отношение – оценивающее отношение субъекта к объекту. Это особое оценочное отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают. Аксиология рассматривает, как субъект осмысливает объект и относит его к разряду ценностей. К настоящему времени аксиология определила важную роль ценностей в жизни и показала их динамику и противоречия. Типы ценностей, наиболее привлекающие внимание аксиологии:
  • Моральные ценности;
  • Правовые ценности;
  • Ценности научного познания;
  • Ценности истории;
  • Ценности, связанные с природой человека и смыслом жизни.
Моральные ценности:
добро, благо, любовь, долг, честь, бескорыстие
Политические ценности:
патриотизм, свобода совести, суверенитет, независимость
Социальные:
трудолюбие, единство, богатство, профессионализм
Религиозные:
Бог, вера, Священное писание, Священное предание
Эстетические:
красота, гармония, традиция, новаторство
Витальные ценности:
жизнь, здоровье, сила, выносливость
Литература:
  • Основы философии: учебник для вузов /под ред. М.А. Ахмедовой и В.С. Хана.-Т.,2004.
  • Новейший философский словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/19.php, свободный.
Спасибо за внимание!


написать администратору сайта