Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды коллективных творческих дел

  • Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью этапами коллективного творчества

  • Игры на сплочение Построение

  • Игры на выявление лидера Карабас

  • Игры-минутки великаны-карлики

  • «ЛЕТЕЛА КОРОВА ПО СИНЕМУ...»

  • Игры в помещении Отыщи пару

  • эссе1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности. Сущность и виды коллективной творческой деятельности


    Скачать 31.28 Kb.
    НазваниеСущность и виды коллективной творческой деятельности
    Анкорэссе1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности
    Дата30.03.2023
    Размер31.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе1. Сущность и виды коллективной творческой деятельности.docx
    ТипДокументы
    #1026541

    Сущность и виды коллективной творческой деятельности

    В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

    КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

    Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.

    Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

    Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

    Основатель методики Игорь Петрович Иванов.

    Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

    Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

    И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

    Виды коллективных творческих дел

    В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

    · Общественно - политические

    · Трудовые

    · Познавательные

    · Экологические

    · Спортивные

    · Художественные

    · Досуговые

    · Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.

    · Коллективные творческие дела в работе с активом.

    Рассмотрим данные виды подробно:

    Общественно - политические коллективные творческие дела.

    Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя - получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно - политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

    Трудовые коллективные творческие дела. Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.

    Познавательные коллективные творческие дела. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

    Экологические коллективные творческие дела. Природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.

    Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

    Художественные коллективные творческие дела. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок "Жили-были", выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.

    Досуговые коллективные творческие дела. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день "рекордов

    В условиях динамики современных экономических и социальных процессов, постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают оздоровительного лагеря. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится все более актуальной.

    КТД - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда – либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

    Рассмотреть всё многообразие мотивов довольно сложно, но выделяют основные мотивы ребёнка для участия в коллективных творческих делах:

    - потребность в коммуникации;

    - выполнение данного КТД, для того что бы принимать участия в других делах;

    - желание выиграть (дух соревнования);

    - интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, организаторских);

    - осознание развивающей роли КТД;

    -осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

    Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

    КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных её сторонах, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, коллектива, членом которого становиться и взрослый. КТД - это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.

    Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в неё. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционально подъема.

    Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

    Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

    -совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;

    - его социальный характер (для кого это нужно?);

    - высокая мотивация создателей.

    КТД – форма работы, которая направлена на:

    - развитие творческих способностей;

    - развитие интеллектуальных способностей;

    - реализацию коммуникационных потребностей;

    - обучение правилам и формам совместной работы [3, с.6].

    Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью этапами коллективного творчества:

    1 этап. Предварительная работа.

    На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают ктаким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

    2 этап. Коллективное планирование.

    Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает своё мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

    3 этап. Коллективная подготовка.

    Для подготовки и проведения КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла [3, с.8].

    Условия педагогического успеха коллективного творческого дела:

    1) общая забота. Включение каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу. Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далёких, о малышах и взрослых

    2) товарищество. Воспитатель всегда должен проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику, как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности

    3) единство мыслей и действий, воли чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.

    Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.

    В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили, что одним из приоритетных направлений деятельности центра социального обслуживания населения является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей .

    Игра - это вид деятельности в условных ситуа-циях, направленный на воссоздание и усвоение ре-бенком общественного опыта. Игра тренирует ре-бенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действи-ями и операциями, расширяет самосознание от вос-приятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.

     Научный анализ игровой деятельности показыва-ет, что игра есть отражение ребенком мира взрос-лых, путь познания окружающего мира. В первыхиграх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоя-тельно. Затем инициатива организации игры пере-ходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.

    В игре принято выделять такие элементы, как: 1) во-ображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия

    Если в младшем дошкольном возрасте в игре вос-производятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на разви-тие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться от-ношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех пра-вил, которые обусловлены взятой на себя ролью.

    Снежный ком

    Эту игру можно считать классическим вариантом знакомства детей в лагере. Она имеет уже несколько разновидностей. Традиционно в неё играют следующим образом.

    Все участники встают или садятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.

    Другой вариант этой же игры предполагает, что играющие называют не только имя, но и какое-то своё качество, дополнительно характеризуя себя. По условиям игры качество должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например: Сергей, смелый. Игра проводится также по кругу, завершает её первый игрок, который повторяет всё услышанное.

    Дополнить условия можно также и тем, что надо назвать помимо имени и качества ещё и транспортное средство, страну, продукт. Например, «Я — Дарья, добрая, полечу на дирижабле в Данию за дыней». Этот вариант, конечно сложнее. Скорее всего, он подойдёт школьникам среднего и старшего возраста.

    Для младших ребят игру можно разнообразить тем, что участники, называя своё имя, выполняют какое-нибудь движение, которое всем потом надо повторить.

    Животные

    Один из вариантов игр на знакомство детей в лагере.

    Участники по очереди встают в середину общего круга и мимикой, жестами показывают загаданное животное, причём первая буква в его названии должна быть такой же, как и в имени игрока. Все остальные отгадывают загаданное животное и имя человека, который водит. В процессе игры ребята угадывают имена всех участников.

    Верим - не верим

    Игроки встают или рассаживаются по кругу. По очереди каждый человек говорит, как его зовут, и сообщает о себе три факта: два правдивых, а один — выдуманный. Вожатый проводит голосование, по итогам которого определяется, чему ребята поверили, а чему — нет. Затем игрок говорит, что он выдумал.

    Важно! В ходе этой игры взрослому надо обращать внимание на то, чтобы дети доброжелательно относились друг к другу и не очень эмоционально реагировали на выдумки.

    Игры на сплочение

    Построение

    Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

    Клубок

    Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».

    33

    Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

    Игры на выявление лидера

    Карабас

    Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:

    «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

    В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.

    Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

    Рекомендуется повторить игру 4—5 раз.

    «Ехали цыгане»

    Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

    «Положи руку»

    Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

    Игры-минутки

    великаны-карлики

    Участники игры стоят в кругу. Ведущий называет: карлики или великаны. На слово карлики все приседают, великаны – все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое-либо задание.

    «ЛЕТЕЛА КОРОВА ПО СИНЕМУ...»

    Любимейшая игра как детей, так и вожатых. Ладонь правой руки каждого игрока - поверх ладони игрока справа, на ладони левой руки каждого игрока - ладонь соседа слева, а дальше знакомые слова: летела корова по синему небу, читала газету под номером...

    «РУЧЕЁК».

    Игра-спаситель на все случаи жизни. Играющие становятся попарно колонну друг за другом. Каждый берет своего напарника за руку, образуя арку. Свободный игрок входит в «ручеек» и по дороге берет любого приглянувшегося ему игрока, и тащит в конец ручейка, где они и встают новой парой. Освободившийся идет в начало «ручейка» и, проходя по нему, выбирает себе пару.

    Игры в помещении

    Отыщи пару

    Водящий вызывает самых ловких ребят, усаживает их в круг и предлагает каждому снять обувь с левой ноги. Обувь складывается в центре круга, а всем играющим завязываются глаза. По сигналу они устремляются к куче ботинок, стараясь отыскать свой. Победит тот, кто первым обуется.

    Перебежчики

    Участники сидят в кругу на стульях (лишних стульев не должно быть). Водящий находится в центре круга и называет предметы, которые есть у участников, например: у кого светлая обувь. Те участники, у кого светлая обувь, меняются между собой местами.

    Задача водящего – занять свободное место. Кто из перебежчиков не успел занять место, становится водящим.

    Крест-параллель

    Это игра- загадка. Вожатый говорит, что есть 4 положения: крест-параллель, параллель- крест, крест- крест, параллель- параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить, верно или не верно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, можно играть до разгадки.

    Разгадка: крест обозначает скрещение ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно нужно назвать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я 


    написать администратору сайта