Главная страница

1 вопрос. Сущность и возникновение цивилизации


Скачать 17.48 Kb.
НазваниеСущность и возникновение цивилизации
Дата24.11.2020
Размер17.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 вопрос.docx
ТипДокументы
#153444

Сущность и возникновение цивилизации

Возникновение и развитие цивилизации не возможно без технического прогресса, также как и технический прогресс не возможен без цивилизации.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. В концепциях Н.Я. Данилевского понятие цивилизации противопоставляется понятию культуры. Шпенглер различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой.

В современной социологии цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты.

В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

  1. Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционные признаки выражены наиболее четко.

  2. Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

  3. Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

  4. Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

  5. Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

  6. Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

  7. Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций.

Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов.

Выделяют несколько типов цивилизаций:

1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.

2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.


написать администратору сайта