Сущность техники, взгляд на влияние техники на общество через пр. Сущность техники, влияние техники на общество через призму сциентизма и антисциентизма
Скачать 40.41 Kb.
|
Сущность техники, влияние техники на общество через призму сциентизма и антисциентизма Голубев А.С. Михайлова Т.Л. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Институт Радиоэлектроники и Информационных Технологий, магистрат 1 курс НижнийНовгород, Россия The essence of technology, the impact of technology on society through the prism of scientism and anti-scientism Golubev.A.S. Mikhailova T.L. Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev, Faculty of Radio electronics and Information Technologies, Master, 2 course NizhnyNovgorod, Russia Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время скорость развития техники достигла огромного значения. Каждый год разрабатываются всё новые и новые технические устройства и технологии, а также совершенствуются старые. Так вычислительная мощность компьютеров удваивается каждые три года, а размеры их постоянно уменьшаются. Сейчас уже невозможно представить жизнь современного человека в отрыве от различных достижений технического прогресса, поэтому техника оказывает непосредственное влияние на жизнь людей. Целью данной статьи является рассмотрение влияния техники на общество, сравнение двух противоположных точек зрения, сформировавшихся в начале бурного развития технического прогресса. Множество долгих столетий потребовалось человеческому обществу, чтобы оно приобрело тот вид, который окружает всех нас сейчас. Каждое следующее столетие привносило в человечество всё новые и новые изменения, при этом неминуемо происходила смена целых исторических эпох, а вместе с тем происходило развитие общества, которое постоянно, на протяжении всей истории изменяло свой формат. Следует отметить что, все эти изменения, от самых глобальных, до сравнительно небольших, неразрывно связанны с развитием техники, а вместе с ней и всей технологической базы человечества. Сам термин «техника» многократно менялся и с каждым новым этапом развития, с каждой новой сменой исторических эпох, всё разрастался и усложнялся. Начальная трактовка этого термина берёт своё начало с античных времён от греческого слова «техне», обозначающее искусные навыки человека в какой-либо сфере жизни. Сейчас же этот термин чаще всего применяют для обозначения различных устройств и изобретений, окружающих каждого человека в современном обществе. Если обратиться к философскому энциклопедическому словарю, то там можно найти следующее значение данного термина. «Техника (от греческого "техне" - искусство, мастерство, умение) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации» [1 c.564]. Можно заметить, что античная трактовка этого термина, в отличии от современной, подразумевает искусство создания различных предметов, знания и навыки, подражающие природе. На протяжении всей истории многие философы в своих трудах пытались описать понятие «техника», а так же привнести в него, что-то новое, что ранее никто не вносил. Очень интересными являются труды испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета. Этот философ оставил очень много различных мыслей и идей, связанных с техникой. Его размышления основывались на том, что техника – некоторые практические действия, целью которых служит создание различных технических устройств, предназначенных для изменения и преобразования природы для удовлетворения человеческих потребностей. Философ также отмечает, что человек сам изменяет окружающий его мир, а не приспосабливается к нему, как остальные животные. Совершенно иное мнение выражает немецкий философ Мартин Хайдеггер. В своих трудах Хайдеггер описывает технику, как некий способ конструирования мира, а по некоторым аспектам он относит технику к новому виду искусства. Так же как искусство техника – творчество, которое откладывается и накапливается в различных трудах. «Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи еще не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно говорят о технике дыхания и т. п.» [2 c. 117]. Такое определение техники даёт в своих трудах философ Карл Ясперс. Также он приписывает технике некоторые характерные, по его мнению, черты. Рассудок, на котором основана техника. Власть, которую техника даёт человеку. Смысл, который заключается «в освобождении от власти природы». «Назначение техники - освободить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствами, угрозами, оковами» [2 c. 118]. Ясперс разделяет технику на два вида. К первому виду он относит технику, предназначенную для производства энергии, а ко второму типу технику, созданную для производства различных продуктов. Изучая историю можно проследить определённую закономерность в том, что каждая новая веха развития общества неминуемо сопровождалась различными достижениями в области техники. В связи с этим, перед учёными встаёт очень важный вопрос, что же является причиной такой тесной связи между техническим прогрессом и развитием общества. Очень часто, развитие техники связывают с творческой деятельностью человека, направленной на осуществление намеченных целей. Такую мысль выражают многие философы, так немецкий философ К. Тухель пишет, что «в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели", и, что "под историей техники мы понимаем не что иное, как то, что техника, будучи творением человека, выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми» [3 c.112]. Наиболее важной причиной технического прогресса, некоторые философы и учёные выделяют развитие науки и научного знания. Так немецкий философ Г. Рот в своих трудах выражает мысль, что «Каждая область жизни порождает теперь уже принадлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнорировать.» [4 c.194]. Спорить с этой точкой зрения крайне трудно, ведь сейчас никто не сомневается, что самую важную роль в развитии техники имела, и будет иметь именно наука. В такой ситуации логично появляется следующий вопрос, что же двигает вперёд саму науку? На этот вопрос постарался ответить Карл Ясперс, он выразил мнение, что наука развивается сама по себе в результате стремления человека к знаниям, полученным в результате его попыток объяснить и понять окружающий мир и явления в нём происходящие. Он пишет: «В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель, как право изначальности стремления к знанию». [2 c.127]. Другим подходом к поиску причин развития техники является выделение в этом процессе различных движущих сил и источников технического развития. Смысл этих сил в том, что они вызывают необходимость развития техники, тем самым являясь катализатором этого процесса, или же наоборот, выступают как факторы, тормозящие технический прогресс. Сами по себе эти силы являются внешними для определённой области техники и никак не участвуют в её развитии. Они создают лишь условия и причины для создания тех или иных технических устройств. В поддержку этой точки зрения выступал советский учёный С. В. Шухардин, он писал «Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных благах, которая проявляется в противоречии между постоянно растущими материальными и культурными потребностями людей и техническими возможностями удовлетворения этих потребностей.» [5 c.42]. Однако развитие техники происходит не за счёт самих движущих сил, а за счёт различных источников развития. К этим источникам можно отнести, например труд человека, в области, в которой происходит создание и совершенствование техники. Как часть труда, или даже как элементы тесно связанные с трудом, к источникам развития можно отнести орудия труда, технология процесса производства, научные знания и технический уровень работников, их профессиональные навыки и многое другого. Процесс создания и совершенствование техники, в большей степени предназначен именно для удовлетворения самых различных потребностей и нужд человека. А сам технический прогресс, способствует усилению старых и созданию новых потребностей, становясь для них некой движущей силой, в результате можно прийти к выводу что, технический прогресс сам является причиной возникновения необходимости дальнейшего развития техники. Развитие техники - сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений во всех элементах и функциях различных технических систем или устройств. Данный процесс всегда связан либо с модернизацией существующей техники, либо с созданием совершенно новой. Одним из признаков технического прогресса является переход количественного изменения в качественные. Этот признак техники предполагает создание совершенно новых орудий или изобретений, предназначенных для решения совершенно новых задач, которые ранее невозможно или не нужно было решать. Этот процесс можно назвать революцию в технике, например, такую как при создании железных орудий, конвейеров, водяных и ветряных двигателей. Новая техника появляется только тогда, когда возникает трудная задача, которую невозможно решить с применением старых технических средств. Следующей характерной чертой технического прогресса является внедрение новых технологий, это означает, что эффект от нового в техники можно получить только тогда, когда технология получает все общую поддержку и широкое распространение. Последняя характеристика технического прогресса – его всесторонность. Этот термин означает, что прогресс должен развиваться всесторонне и равномерно идти во всех направлениях и областях техники. К сожалению, чаще всего технический прогресс не соответствует этой характеристике, так как в условиях постоянно меняющегося мира перед человеческим обществом возникают различные вызовы и задачи, заставляющие, более стремительно развиваться одни отросли, при этом замедляя развитие других. Существует большое количество разнообразных мнений о способах и причинах развития техники, однако все они в той или иной мере напрямую связывают технический прогресс с развитием человеческого общества. Поэтому очень важно проследить за тем, какое влияние оказывает техника на человека. Бурное развитие техники и тесная её интеграция в обществе человека, привело к возникновению некой эйфории в умах людей, они обрели стойкую веру во всесильность науки и техники, в их способность решить практические любые их проблемы. В связи с этим в обществе образуется и очень быстро развивается целое социокультурное направление, так называемый сциентизм. Пик развития это направление получило в 20-ые годы XX века. Сциентизм возносит науку и технику в статус ключевого явления человеческого общества, называя их единственным путём познания и освоения окружающего мира. Он не представляет собой отдельного направления в философии, однако многие учёные и философы писали свои труды, придерживаясь идей сциентистов. Но как это часто бывает, с идеями одной части общества не согласна другая его часть, в результате чего возникают движения с другими, а иногда и совершенно противоположными идеями. Так получилось и со сциентизмом, для которого вскоре возник его антипод – антисциентизм. Его сторонники в качестве основы общества выдвигают такие области как религия, искусство, философия, то есть такие, которые невозможно познать с научной точки зрения. А науку и технику они наделяют губительными для человечества свойствами, до такой степени, что наиболее радикальные представители антисциентизма призывают сильно ограничить, а то и вовсе полностью остановить технический прогресс. Сциентизм и антисциентизм представляют собой два конфликтующих направления. В то время пока сциентисты приветствуют любые достижения научно-технического прогресса, верят в огромные возможности научного знания, способные решить самые сложные задачи и проблемы человеческого общества, антисциентисты видят в развитии науки и техники лишь отрицательные последствия, а каждая неудача в решении той или иной проблемы только усиливает их пессимизм. Сциентисты в науке видят ядро всех сфер человеческой жизни, считают, что только благодаря науке и технике жизнь можно сделать более организованной и успешной, парируя это антисциентисты утверждают, что «научное знание» не тождественно «истинному знанию». Каждое из этих направлений имеет под собой прочную основу из веских аргументов подтверждающих их точку зрения. Так основным аргументом сциентистов является тот факт, что наука и техника служат для производства общественных ценностей, а также являются источниками различных достижений, позволяющих улучшить и облегчить жизнь каждого человека. В противовес этому антисциентисты ставят то, что те же достижения техники, что помогают облегчить жизнь человека, являются причиной различных опасностей, в том числе и самых глобальных. Так бесконечное развитие производства и автомобильного транспорта привело к загрязнению окружающей среды, а покорение атомной энергии не только дало дешёвый источник энергии, но и подвинуло человечество к порогу ядерной войны. Опасности, связанные с развитием техники, заключаются не только в необратимых изменениях окружающей среды, но ещё и с изменениями внутри самого человека, со сменой его системы ценностей, его сознания и восприятия мира и общества. Так, французский социолог Ж. Эллюль в своём труде «Другая революция» выражает мнение, что техника развилась до такой степени, что стала окружать человека как кокон, без единого просвета, отделяя тем самым человека от природы, делая её неважной и вторичной. Эту ситуации он называет «Вселенная Машины», внутри которой человек рождается, растёт, развивается, получает опыт, а все впечатления приобретает только от техники. Эллюль призывает всяческими способами контролировать технический прогресс, он, как и многие другие философы и социологи, считает, что техника оказывает отрицательное воздействие не только на окружающую природу, но и на восприятие этой природы самим человеком, это приводит к разрушению и того и другого. Ж. Эллюль относиться к радикальной стороне антисциентистов, отличавшиеся тем, что настаивали на контролировании развития техники, однако существовало и более умеренное направление антисциентизма, к которому можно отнести многих знаменитых и признанных философов. Так Х. Ортега-и-Гассет считает, что основное предназначение техники заключается в освобождении человека от задач удовлетворения простых потребностей свойственных животным, оставляя тем самым больше энергии для реализации человеческого существования. В подтверждение этой идеи приводится пример того, что если бы не было техники, миллионы людей остались бы без возможности нормально жить и работать, тем самым обрекая себя на исчезновение. В то же время Ортега не отрицает того факта, что техника является причиной множества конфликтов и что она имеет значительное отрицательное воздействие на человека и общество. Большую популярность среди антисциентистов приобрели работы М. Хайдеггера, в которых он рассматривает воздействие техники на человека и приходит к тому, что она является величайшей опасностью для общества. В основе его идей лежит то что, по его мнению, техника является новым способом отношения к бытию, воздействие которого заключается в саморазрушении и преобразовании его природы и сущности. Хайдеггер пишет: «опасность техники для человека заключается, прежде всего, не в уничтожении существования человека, а в преобразовании его сущности»[7 c.143]. Угроза заключается в том, что техника формирует совершенно новый способ создания мира, при котором природа является лишь источником энергии и сырья, что со временем может привести к её разрушению. Карл Ясперс, в своих работах выражал похожие идеи. Он отмечает, что развитие техники постепенно отстраняет человека от естественной окружающей природы, создавая при этом вокруг него новое техническое окружение, превращающее всю планету в единую фабрику. Ясперс выделяет тот факт, что человек погружаясь в эту техно сферу, навсегда остаётся в ней, он больше не сможет выбраться из неё и освободиться от воздействия созданной им техники, постепенно превращаясь в одну из деталей огромной машины. В итоге, философ приходит к выводу, что техника содержит в себе не только огромные возможности, но и огромные опасности, а примером этого, у Ясперса служит открытие огня людьми миллионы лет назад, который кроме неоценимой пользы принёс и большие беды и разрушения: «Теперь, как и тогда, человечество вступает на совершенно новый путь - быть может, его ждет власть разрушительных сил и мрак небытия» [2, c.116]. Как видно, многие видные деятели вступают с осуждением технического прогресса и развития техники, подчёркивая её губительное влияние на окружающий мир и человека. Однако существуют множество людей с иными взглядами, многие из этих людей посветили себя точным наукам и являются видными учёными. В. Гейзенберг, один из основателей квантовой механики, утверждает, что наука и техника являются важным средством развивающие народное благосостояние, помогают совершенно разным народам находить общий язык и сотрудничать. «Благосостояние народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты, даже если его собственные интересы в науке проистекают из другого, более возвышенного источника»[8, c.27]. Многие социологи отмечают различные факторы влияния технического прогресса на общество, одним из важнейших является социально-экономический фактор. Такое влияние в своих трудах описывал В.И. Ленин, в них изложена мысль о том, что развитие техники приводит к различным социальным изменениям общества. Воздействие на общество происходит в результате повышения производительности труда, обусловленного ростом технического прогресса. Всё это ведёт к образованию излишков средств, а затем к частной собственности и социальному неравенству и появлению классовости в обществе. Причём чем дальше заходит технический прогресс, тем больше будет становиться разница между так называемыми высшим и низшим классами, то есть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Следуя идеям Ленина, можно назвать рост производительности труда важнейшим фактором влияния техники на человека, так как именно под его воздействием наиболее сильно изменяется общество. Однако помимо уже рассмотренных факторов, также нельзя не отметить влияние техники и на другие сферы жизни общества, например образование, которое приобрело новые методы преподавания в связи с появлением технологий осуществляющих дистанционное и программное образование. Нельзя не отметить влияние техники на культурную жизнь общества, кардинально изменившуюся с появлением кино, радио и телевидения. Появились новые жанры искусства, изменились старые, тем самым адаптируясь под век информационных технологий позволяющие делиться произведениями искусства и приобщать к ним миллионы людей по всему миру. Учитывая все разнообразные мысли и мнения, все доводы и примеры, которые по-своему верны, однако доказывают противоположные идеи, очевидным становиться тот факт, что техника всего лишь инструмент в руках человека, её нельзя назвать плохой или хорошей, всё по-прежнему, как и сотни лет назад, зависит только от человека. Техника лишь средство для выражения мыслей и идей, только человеку решать, как применять те или иные достижения технического прогресса, только от этого зависит, какую пользу из этого может вынести человек для себя и для всего общества в целом. Список литературы.
|