Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Сведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти по-другому пути

  • 2. Стоглавый Собор 1551 года, основные вопросы и решения. В чём Вы видите пагубность решений Стоглавого Собора, если таковая имела место быть

  • 3. Личность преп. Сергия Радонежского в деле духовного просвещения

  • 4. Личность митрополита Петра (Могилы)

  • Список источников и литературы Источники

  • КУРСОВАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. КОНТРОЛЬНАЯ История РПЦ. Сведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти подругому пути


    Скачать 41.58 Kb.
    НазваниеСведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти подругому пути
    АнкорКУРСОВАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
    Дата16.05.2023
    Размер41.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНТРОЛЬНАЯ История РПЦ.docx
    ТипСведения
    #1134183

    Ф. И. О., сан студента

    Протоиерей _Олег Яковлев Геннадьевич_

    История Русской Православной Церкви


      1. Сведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти по-другому пути?

      2. Стоглавый Собор 1551 года, основные вопросы и решения. В чём Вы видите пагубность решений Стоглавого Собора, если таковая имела место быть

      3. Третий и четвёртый собор на личный выбор студента из нижеприведённого списка

      4. Третий и четвёртый собор на личный выбор студента из нижеприведённого списка

      • Основные центры христианизации конца X – нач. XI вв.

      • Обстоятельства крещения княгини Ольги, кн. Владимира и киевлян.

      • Основание и церковное устройство русской митрополии.

      • Первые митрополиты и епархии Русской Церкви.

      • Взаимоотношения между Церковью и государственной властью.

      • Первые русские монастыри.

      • Нашествие монголов на Русь.

      • Ханские ярлыки русскому духовенству. Их значение для Церкви и государства.

      • Причины возвышения Москвы как единого центра Руси.

      • Распространение веры в восточных, северо-восточных и юго-восточных землях Русского государства.

      • Причины упадка в церковном управлении.

      • Роль русских митрополитов в деле созидания и укрепления русского государства и Церкви.

      • Основные причины разделения на две митрополии.

      • Состояние богослужения в период монголо-татарского владычества.

      • Деятельность митрополита Киприана в деле упорядочения богослужения.

      • Ересь стригольников: основные причины и последствия.

      • Личность преп. Сергия Радонежского в деле духовного просвещения.

      • Московская митрополия. Объединение соседних епархий.

      • Взаимоотношения Церкви и государства в период правления Иоанна Грозного.

      • Исправление богослужебных книг при Максиме Греке.

      • Деятельность Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.

      • Ересь жидовствующих: основные причины и последствия.

      • Влияние на Киевскую митрополию Стефана Батории и Сигизмунда III . Причины и последствия образования Брестской унии.

      • Личность митрополита Петра (Могилы).

    1. Сведения о христианстве в славянских землях до 988 г. Могла ли, по Вашему мнению, христианизация Руси произойти по-другому пути?

    О христианстве на Руси знали до 988 года. Вообще обращение побежденных народов в христианство было обычной практикой Византии. Этим образом Византия оставляла бывшие языческие народы в своей сфере влияния и могла даже контролировать некоторые проходящие в них процессы. В 860 г., согласно источникам, русы, совершили поход на Константинополь, после чего в Киев были направлены миссионеры. Есть мнение, что тогда же были крещены Аскольд и Дир (варяги, княжившие в Киеве), бояре и часть населения. Первым правителем Руси, который принял христианство, была княгиня Ольга. Примерно в 957 году она посетила Константинополь с официальным визитом, который был описан в сочинении «Церемонии» императором Константином Багрянородным, принимавшим ее. Ольга стремилась принять крещения и добивалась от Византии признания Руси как равного христианского государства. Сын Ольги Святослав эту веру принимать не желал. Однако есть сведения, что положительно относился к христианству Ярополк Святославович, старший сын Святослава, правивший несколько лет в Киеве, пока не был свергнут братом Владимиром. Так или иначе, христианство на Руси было известно еще до «официального» крещения. Археологические данные свидетельствуют о том, что христианизация Руси была и раньше. Доказательством этому являются кресты-привески, свечи и подобные предметы, найденные в погребальных комплексах. Наиболее ранние из них датируются серединой X в. в узловых пунктах – городах и погостах (Киев, Тимёрево под Ярославлем, Гнёздово около Смоленска, Шестовицы у Чернигова. Кроме того были найдены византийские монеты с христианскими изображениями и нанесенными на них граффити, изображающие крест и молот Тора. Подобные монеты могли использоваться как иконы, а из дирхемов иногда вырезали кресты. Именно для раннего христианства довольно характерны крестовидные подвески из листового серебра, в частности, сделанные из дирхемов. Они были найдены в Тимерёве, Гнёздове, Киеве и т.д. Граффити же в виде крестов и молоточков могли наноситься и на бытовые предметы.1

    Вот некоторые данные о распространении христианства до 988г., т.е. до года официального принятия христианства на Руси:

     – 860 г. — для распространения христианства на захваченных Хазарией русских землях из Византии были отправлены очередные «просветители»: Кирилл и Мефодий. Официально считаемые «Основателями славянской письменности» они изучают в Корсуне (Херсоне) евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами (о чем сами же и упоминают!), вернувшись же в Византию, «изобретают» свою письменность, предназначенную для облегчения переводов с греческого на русский, придумав дополнительно 11 букв. Тогда же назначается и глава русской церкви (за 128 лет до крещения Руси!)... Византийский патриарх Фотий: «Народу возлюбленному и богоизбранному (грекам) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные орудия, а надо овладеть и господствовать над русскими с помощью всевышнего.»

    – 912 г. — в северной части Каспия был остров, где жили русы, население острова составляло примерно 100.000 человек. Вот что пишет о них арабский летописец Ал-Марвади: "Когда они обратились в христианство, вера притупила их мечи, они вернулись к нужде и бедности. Вот они и захотели сделаться мусульманами".

    – Об Ольге Кровавой (первая русская княгиня христианка) в Иоакимовской летописи сказано, что при ней «из вельмож и смерть многие приняли».

    Одной из особенностей христианизации Руси был ее насильственный характер, но христианизация Руси не могла произойти по-другому пути, так как принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
    2. Стоглавый Собор 1551 года, основные вопросы и решения. В чём Вы видите пагубность решений Стоглавого Собора, если таковая имела место быть

    Стоглавый собор – церковно-государственный собор, проходивший в Московском царстве в 1551 году. В нем принимали участие Иван Грозный, Боярская дума, верхушка духовенства, представители разных сословий. Принятые на соборе решения нашли отражение в сборнике документов под названием Стоглав. В нем были зафиксированы основные положения церковного устройства в России. Отдельные его главы были отменены по решению Московского собора 1667. Окончательно утратил силу в 1721.

    Предпосылки и причины созыва

    К середине XVI века возникла острая потребность в урегулировании законодательного права, как государственного, так и церковного. Усилившееся Московское царство после окончания монголо-татарского ига выступало в роли собирателя «русских земель». Вместе с усилением власти московских князей шли процессы централизации и унификации, направленные на создание единого государства.

    Особенно остро в этот период встал вопрос взаимоотношений между светской и церковной властью. Взошедший на трон молодой и честолюбивый царь Иван Васильевич стремился к усилению роли монарха, церковные иерархи желали расширения своего влияния.

    Причины созыва Стоглавого собора:

    Потребность в унификации права. Формирование централизованного русского государства требовало создания единого правового поля. На утверждение собора был вынесен принятый годом ранее Судебник, а также делалась попытка кодификации церковного права.

    Раздел сфер влияния между государством и церковью. В работе собора отразилась борьба между сторонниками усиления и ограничения прав Русской православной церкви.

    Борьба с ересями. В XVI веке практически все европейские страны были охвачены движением Реформации. Православные иерархи отчетливо осознавали опасность появления ересей – отклонений от официального вероучения. На соборе необходимо было выработать четкую программу борьбы за сохранение единства церкви.

    Работа Стоглавого собора оказала значительное влияние на последующее развитие права, государственных и церковных отношений в России.

    Главные итоги работы Собора 1551:

    Утверждение Судебника 1550 – общегосударственного свода законов.

    Оформление решений собора в виде Стоглава, который стал главным сборником церковных правил и предписаний на последующие 100 лет.

    Ограничение финансовой и земельной свободы Русской православной церкви.

    Многие решения Стоглавого собора носили компромиссный характер. Царь Иван IV был еще слишком молод и не обладал всей полнотой власти. Его стремление поставить под свой контроль церковь не увенчалось успехом, но в значительной мере права священнослужителей были ограничены. Они не могли уже как ранее бесконтрольно торговать в храмах, устанавливать произвольные расценки за обряды и скупать многочисленные земли.

    Пагубность решений Стоглавого Собора состоит в том, что ряд обрядов, принятых на Стоглавом соборе, был отменен в 1667 году на Московском церковном соборе – в частности, обычай креститься двумя перстами. Это положило начало движению старообрядчества и расколу в Русской православной церкви.1
    3. Личность преп. Сергия Радонежского в деле духовного просвещения

    Одним из великих подвижников духа был и остается преподобный Сергий, о котором написано очень многое. К сожалению, от него не осталось никаких письменных свидетельств: ни писем, ни проповедей, ни тем более сочинений.

    Трудно переоценить огромный вклад Сергия в духовное возрождение Руси, в частности в развитие русского монашества и строительство монастырей. Так, в течение 1240-1340 гг. было построено три десятка монастырей, тогда как в следующем столетии, особенно после Куликовской битвы, было основано уже до 150 монастырей. Эта огромная сеть православных монастырей на Руси была не только своеобразным Покровом от самых различных внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духовных центров, где вырабатывалась высочайшая духовность народа, его высокая нравственность, его сознание и самосознание. При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество.

    С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа. Они - его питательная почва. В них – его корни. Оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

    Имя Сергия Радонежского для каждого русского человека является святым и священным именно благодаря тому, что в его образе соединились высочайшие человеческие качества и добродетели. Об этом очень верно и проникновенно написано в Похвальном слове Сергию. Кажется, ни один из великих людей в человеческой истории – ни императоры, ни полководцы, ни деятели литературы и искусства – не заслужили такой величайшей похвалы, какую воздавали и воздают многие поколения русских людей Сергию Радонежскому. Пожалуй, нет ни одной добродетели, которой бы он не обладал и которую бы не применял в своей жизни ко всем тем, кто к нему обращался за советом, помощью, исцелением, благословением. Он вышел из глубин народа, неся в себе его основные качества, его необыкновенный ум, кротость и терпение, смирение, склонность к простоте, врожденную скромность и неприхотливость, граничащую с аскетизмом, великодушие и любовь ко всем людям без исключения.

    Все эти великие качества и добродетели Сергий формировал и воплощал в развитии высочайшей духовности русского народа, и эта великая любовь к своему народу породила ответную любовь народа к нему, любовь, которая не только не увядает со временем, а, напротив, расцветает и благоухает, охватывая все новые и новые души и пространства.1 
    4. Личность митрополита Петра (Могилы)

    Сын, названный родителями в честь первого Московского митрополита Петром, родился в семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции — Мовилэ), занимавших господарские престолы Дунайских княжеств, в трагическом для православных 1596 году – в год принятия Брестской унии, когда часть православной церкви была присоединена к католичеству.

    Будущий православный святой, в 1632 году добившийся у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви, возобновивший православное богослужение в древних киевских храмах, включая Софийский собор, и основавший крупнейший на Украине центр просвещения – Киево-Могилянскую академию, поначалу явно предпочитал духовной карьере военную.

    Но около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую лавру, чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков.

    В 1627 году его избрали киево-печерским архимандритом, а митрополит Киевский Иов (Борецкий), умирая, оставил ему свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. А в 1632 году Петр Могила уже представлял киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV, и король признал легитимным существование в Киеве четырех православных епархий и митрополии и назначил Могилу Киевским митрополитом.

    С согласия польского короля православным были возвращены отобранные униатами монастыри и церкви. Средства для их обустройства митрополит Петр брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, обращался за помощью к московскому царю. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры»), Требника и Служебника.

    По всему Русскому царству посланники Петра Могилы собирали пожертвования на западнорусскую церковь, но «паче прошений своих» хотел митрополит устроить отделение своей школы в Москве. И в 1634 году такое отделение, где преподавали монахи Киево-Братского монастыря, было создано.

    Святителю Петру было мало признания Варшавским сеймом 1635 года полного равенства православной и униатской церквей в Речи Посполитой. Он стремился покончить с униатской церковью как с неканоничной и был сторонником православного учения о восстановлении единства восточной и западной церквей, в том виде, как это сложилось к концу первого тысячелетия христианства. Но полагал, что такое единение, чтобы оно не привело к разделению единого русского народа, возможно только с благословения всех восточных патриархов, включая Московского, и при гарантии Московского государя.

    Скончался митрополит Петр скоропостижно в ночь с 31 декабря 1646 на 1 января 1647.

    Деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал православие на Украине и в Белоруссии, с другой — многие считали его нововведения результатом влияния католической церкви и западной культуры.

    Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую лаврскую церковь взорвали. А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской православной церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику святых и установил день его памяти – 13 января. К началу XXI века почитание его распространилось как в Русской, так и в Румынской церкви.1

    Список источников и литературы
    Источники

    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издательство Московской Патриархии, 2010. 1376 с.

    Литература

    1. БЕСЕДЫ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ // Материалы международной научно-практической конференции ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. РИИИ, 8–10 октября 2014 г. / Сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014.

    2. История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М.: Просвещение, 2017. — 255 с.

    3. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 [Электронный ресурс] https://seminaria.kz/wp-content/uploads/2018/03/A.-V.-Kartashyov.-Ocherki-po-istorii-Russkoj-TSerkvi.-Tom-2.pdf



    1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.

    1 История Русской Православной Церкви : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. А. Цыпин, Г. В. Демидов, И. В. Метлик и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с.

    1 БЕСЕДЫ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ // Материалы международной научно-практической конференции ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. РИИИ, 8–10 октября 2014 г. / Сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014.
    1 Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 [Электронный ресурс] https://seminaria.kz/wp-content/uploads/2018/03/A.-V.-Kartashyov.-Ocherki-po-istorii-Russkoj-TSerkvi.-Tom-2.pdf








    написать администратору сайта