Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.Уголовное право и судебный процесс по русской правде.

  • Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республики 1)

  • ИГПР. Общественный строй


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеОбщественный строй
    Дата20.07.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГПР.docx
    ТипДокументы
    #84288
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Общественный и государственный строй древнерусского (Киевского) государства.

    Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

    Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.

    В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.

    В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.

    Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

    Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

    К ним относятся:

    * феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);

    * свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины");

    * смерды (крестьяне-общинники);

    * закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу");

    * изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);

    * челядь и холопы (придворные рабы);

    * городское население (городская аристократия и городские низы);

    Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.

    Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.

    Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.

    Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.

    Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были:

    1. вотчина;

    2. держание (поместье).

    Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:

    * экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

    * большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

    * наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

    * наличие системы кормления на местах.

    Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.

    Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.

    Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.

    Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

    Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в:

    * организации дружины и военных ополчений и командования ими;

    * охраны границ государства;

    * осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;

    * поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.

    Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.

    В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.

    Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):

    * заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;

    * налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;

    * осуществляет судопроизводство;

    * осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.
    2.Общая характеристика и основные редакции русской правды.

    Русская Правда среди источников истории государства и права России является основным документом. Выделяются три ее редакции: 1) краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников; 2) пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия; 3) третья сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции. Пространная редакция просуществовала до XIV—XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в. Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды исключила ставшие неактуальными нормы права. По Русской Правде выделялись следующие слои населения: высший (земская аристократия и огнищане — рабовладельцы и землевладельцы); средний (люди, соединенные в общины, верви); духовенство; холопы или челядь (рабы полные и обельные). Затем добавились дружина и люди: сельчане (смерды и закупы); горожане (купцы, ремесленники). Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная. Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

    Histerl.ru » Отечественная история » Краткий курс по истории государства и права России Общая характеристика русской правды Русская Правда среди источников истории государства и права России является основным документом. Выделяются три ее редакции: 1) краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников; 2) пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия; 3) третья сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции. Пространная редакция просуществовала до XIV—XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в. Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды исключила ставшие неактуальными нормы права. По Русской Правде выделялись следующие слои населения: высший (земская аристократия и огнищане — рабовладельцы и землевладельцы); средний (люди, соединенные в общины, верви); духовенство; холопы или челядь (рабы полные и обельные). Затем добавились дружина и люди: сельчане (смерды и закупы); горожане (купцы, ремесленники). Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная. Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба. Содержала ряд норм, определяющих правовое положение отдельных слоев населения. Виды договоров по Русской Правде: купля-продажа. Закон здесь больше всего интересует договор купли-продажи холопов; заем. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами; заем с самозакладом (закуп); хранение имущества (поклажи). Поклажа рассматривается как дружеская услуга, безвозмездна и не требует никаких формальностей; подряд (Урок мостников). Здесь регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Имеются в виду не только мосты, но и городские мостовые; личный наем. Наем в тиуны (слуги) или ключники. Можно, очевидно, говорить и о существовании в древне­русском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему для перевозки или продажи. Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья или связывания рук и т.п.). По Русской Правде, выделялось наследование по закону и по завещанию

    3.Право собственноти, обязательственное и наследственное право по русской правде.

    Собственник по «Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты от любых посягательств. Что же касается земельной собственности, то ей посвящены 34 статьи «Краткой» и 70–72 «Пространной Правды». Их анализ позволяет сделать вывод о существовании конкретных индивидуальных хозяйств и общих владениях деревни. Вероятно, речь идет о крестьянских общинах с индивидуальной формой собственности на дворовый участок и периодическими переделами пахотной земли. Платежи налогов князю не препятствовали населению распоряжаться землей по коллективному усмотрению, ибо единицей обложения была не земля, а двор.

    Помимо семейно-индивидуальных и общинных форм землевладения следует выделить княжеский домен, государственные земли, вотчины бояр. Княжеский домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению. 
    Большое значение имел фонд государственных земель, обложенных данью. Они формировались путем «окняжения», военных захватов. Государственные земли сохранялись на Руси столетиями и были важным источником пополнения казны. Часть земель князь передавал приближенным.

    Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы. Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) — судебных, финансовых, управленческих. «Русская Правда» знает определенную систему договоров. Порядок заключения договоров был простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобития, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Стороны (субъекты) договоров должны были отвечать определенным требованиям. С принятием христианства действовал, видимо, общий принцип, согласно которому вступление в брак было юридическим фактором достижения и имущественной самостоятельности лица.

    В наследовании существовали существенные различия в зависимости от принадлежности человека к той или иной ступени иерархической лестницы. Было наследование по закону и по завещанию. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступал в пользу князя. При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего, но на наследников возлагалась обязанность выдать сестер замуж, следовательно, обеспечить их приданым.

    Наследство делилось поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба — наложница, то они вместе с ней получали свободу. Все вопросы наследования регулировались целым уставом о наследстве, помещенным в «Пространной Правде» (ст. 90—95, 98—106). В центре уголовного законодательства стоят две категории — преступление и наказание. Само название уголовного права происходит от группы терминов типа «головничество», «головщина»-и т. д., связанных с убийством («за голову») — самой опасной сферой криминальных действий.

    Уголовное право. Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление — это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось. 
    Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева.

    В случае совершения преступления несколькими лицами ответственность для соучастников была установлена одинаковой (ст. 41-43 Пространной Правды). Формы вины (умысел, неосторожность) определения не получили. Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

    Обязательственное право по Русской Правде.

    Обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме уголовного штрафа, должен был оплатить убытки потерпевшему, в том числе услуги врача. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой даже на его жену и на детей. Так, злостного банкрота можно было продать в холопы.

    Русская Правда знает определенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существует три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом - закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа.

    В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора.

    Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Уже Краткая редакция Русской Правды содержит "Урок мостникам", где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий - рукобитья, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели.

    4.Уголовное право и судебный процесс по русской правде.

    Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина «преступление». Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти (князя).

    Субъектами преступления, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.

    О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в. Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).

    Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом. Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой

    Но история Киевской Руси знает государственные преступления, такие, как восстания горожан, к участникам которых применялась смертная казнь. Существовали и междукняжеские споры, завершавшиеся нередко весьма жестоко. Но все это ещё не отражено в законодательстве.

    Не из Русской Правды, а из церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.

    Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).

    Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).

    Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

    Процесс делился на три стадии:

    1) носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

    2) Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

    3) Гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

    Система доказательств по Русской Правде состояла из:

    - свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;

    - вещественных доказательств;

    - ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);

    -присяги.

    5.Особенности общественного и государственного строя Новгородской и Псковской феодальных республик.

    Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республики

    1) Отсутствовало великокняжеское землевладение. Княжение в Новгороде и Пскове сулило большие доходы = > были заинтересованы в приглашении на княжение. Особенностью прав. Статуса князя является договор между жителями и приглашенным князем, 1-ая заповедь княжения - нормальные отношения с др. землями. Первые договоры Н. и П. были заключены не раньше 13 века (1264 г.). У приглашаемого князя ценились прежде всего военные качества. Договорная грамота 1270 г. с князем Ярославом содержит:

    - править по старине

    - не раздавать земли дружинникам

    - судить вместе с посадником

    - война только с разрешения народа

    - ограничивается административная ф-ция князя (нельзя назначать на должность негражданина Новгорода и Пскова)

    - Князь не может лишать чиновника должности без вины.

    Иногда договор расторгался по инициативе князя, иногда по инициативе новгородцев (в 1209 г. за пристрастие к охоте был изгнан Ярослав) Князь - должностное лицо, занимающее служебное положение. С 12 - 13 вв. князья изгонялись 58 раз

    2) Вече - символ гос. самобытности Новгорода и Пскова, символ республики. Собиралось чаще, чем в других княжествах. Вече собиралось не только в центра, но и в районах. Иногда действовало несколько вечевыхтвах. Вече собиралось не только в центра, но и в районах .орода и Пскова)л   собраний. Функции: заключение договора с князем; избрание, изгнание, смещение посадников; назначение воевод; контроль за администрацией; законодательная (ПСГ); внешнеполитическая; распоряжение земельной собственностью (зем. пожалования); установление правил и льгот; установление повинностей; контроль за судеб. Решениями, проведение суда. Особенности вечевого управления республик:

    - выборная администрация (противостоял кн. Власти);

    - часто собиралось;

    - созыв мог осуществлять любое должностное лицо;

    - «Сходбище - правосознательное собрание граждан, рассуждающих о своих делах» - Костомаров, «Любая толпа - вече» - Соловьев;

    - Есть вече законное и незаконное (Беляев). Критерии законного вече: вечевые грамоты с печатями; обязательное благословение архиепископа; представительство 5 районов города и всех соц. групп населения.

    Участвовали все свободные граждане. Вечевые порядки исключали возможность серьезного обсуждения вопроса => бояре подкупали, нанимали крикунов. Это свидетельствует о том, что вече находилось под влиянием боярства, но не превратилось  орудие боярского господства. Сохранение вече требовало от бояр искать поддержки у народа. Сущ. вече  - феодальная демократия в Новгороде и Пскове.

    3) Боярский Совет («Оспада») - 1292 г., в его состав входили: архиепископ, княжеский Наместник, посадник и тысяцкий, сотские  и кончанские старосты, старые посадники:

    1) Решения о созыве вече

    2) Агитация и вербовка сторонников своей позиции на вече

    3) Предварительное рассмотрение законов. Посадником становился представитель знатного рода.

    В 1126 г. - первый посадник Мирослав (более 100 лет его род был посадником).

    Компетенция посадника: заседание оспады; судебная ф-ция; административная; поддержание на период дипломатических связей. В Пскове - 2 посадника( отсутствует должность тысяцкого); в Новгороде - 1 посадник + 1 тысяцкий.. На войне тысяцкий командовал ополчением, в мирное время - торговля, полиц. ф-ция. 1-ый Архиепископ был избран по жребию - Аркадий 11.

    6.Основные институты гражданского права по псковской судной грамоте.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта